Напоминание

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС


Автор: Михайлова Анна Фридриховна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Амгинский лицей имени академика Л.В.Киренского
Населённый пункт: с.Амга Амгинский район республика СахаЯкутия
Наименование материала: статья
Тема: Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Организация проектно-исследовательской деятельности

младших школьников в условиях реализации ФГОС

Исследовательская деятельность — это один из эффективных способов познания

окружающего мира ребёнком. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности

возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов

и

рефератов,

поисково-исследовательскую

деятельность.

Особенностью

организации

исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут

принимать участие все ученики.

Для

успешного

занятия

проектно-исследовательской

деятельности

необходимо

наличие обязательных условий -

желание самого ребёнка, помощь родителей (создание

условий дома, подбор необходимой литературы, взаимное обсуждение проблемы, помощь в

проведении наблюдений, экспериментов, опытов, моральная поддержка и т.д.). Систему

организации исследовательской деятельности младших школьников в нашем лицее можно

изобразить в виде данной схемы:

Модель организации исследовательской деятельности

младших школьников в условиях реализации ФГОС

Исследовательская деятельность младших школьников

Учебный процесс

Внеурочная деятельность

Образовательная

система

«Школа России»

Интеллектуальные

конкурсы,

олимпиады,

предметные недели.

Интернет-олимпиады

Кружок

«Хочу знать!»

Проектная

деятельность

НПК «Шаг в будущее

Юниор»

Проектная деятельность является востребованной в педагогической практике, так

как является одним из методов обучения, побуждающим ученика занять активную,

субъектную

позицию,

самостоятельно

добывать,

присваивать

и

применять

новые

знания

и

опыт,

анализировать

свою

деятельность

и

её

результаты,

формировать

адекватную самооценку.

Я

применяю

проектную

деятельность

как

один

из

методов

обучения.

Управляя

активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формирую у

него

необходимые

предметные

знания

и

умения,

общеучебные

умения

и

навыки,

необходимые

компетентности:

деятельностную,

мыслительную,

информационную,

коммуникативную. Под компетентностью рассматриваю знания, соединённые с опытом их

практического применения.

Организация исследовательской деятельности на уроках вызвана необходимостью

выполнения

требований

действительности

и

стандартов

обучения.

При

этом

я

придерживаюсь того, что работа по развитию исследовательских умений детей может

проходить как на уроках, так и во внеурочное время.

С

целью

формирования

исследовательских

умений

детей

чаще

использую

материалы

уроков

окружающего

мира,

литературного

чтения,

краеведения,

трудового

обучения. Также использую исследовательские методы в преподавании отдельных тем в

рамках уроков русского языка и математики. Проблемное обучение (Образовательная

система «Школа России»), которое организуется на уроках, способствует, но не может в

полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Значительно расширить

поле

исследовательской

деятельности

детей

позволяют

дополнительные

занятия

с

учащимися начальных классов во внеурочное время, а также посещение кружков и студий,

организация экскурсий.

Особое место уделяю индивидуальной работе с детьми. Каждый ребенок по своей

натуре - исследователь. Ежедневно ему приходится сталкиваться с новыми явлениями и

предметами. Научить ребенка находить объект исследования, источники информации,

способы познания – одна из целей обучения. Учебное исследование школьника включает

следующие основные этапы:

Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).

Поиск и предложение возможных вариантов решения.

Сбор материала (энциклопедии, словари, Интернет).

Обобщение полученных данных.

Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.)

Защита проекта.

Проектная деятельность неразрывно связана с исследовательской работой

учащихся.

При организации исследовательской деятельности младших школьников стараюсь

учитывать следующие условия:

– систематичность;

– мотивированность;

– психологический климат;

– создание творческой атмосферы;

– учет возрастных особенностей детей.

На первом этапе исследовательской работы осуществляю помощь при выборе темы.

Эта

тема

должна

быть

близка

и

интересна

ребенку.

Планирование

работы

по

исследованию, работа с различными источниками информации (книгами, справочными

материалами, энциклопедиями, словарями, материалами музеев и архивов, результатами

бесед со взрослыми, просмотренными теле–и видеофильмами, компьютерными данными),

проведение

наблюдений

за

опытами

и

экспериментов,

анкетирование

и

обработка

результатов проводятся под руководством учителя. Стараюсь предоставлять как можно

больше

самостоятельности,

чтобы

ребенок

почувствовал

радость

познания,

радость

открытия. Даю индивидуальные задания по подготовке докладов, опытов, экспериментов,

наблюдений и так далее, требуют работы в летнее время. Дети получают задания и ведут

наблюдения в дни летних каникул – в период роста, цветения, осеменения растений и так

далее. При этом немаловажную роль играют родители, которые контролируют, помогают,

направляют.

Групповая работа. Она включает в себя организацию исследований, совместных

исследовательских проектов, в работе над которыми

целесообразнее подключать сразу

несколько детей, весь класс, а также родителей. Такая умело организованная совместная

работа учащихся и родителей над проектами сплачивает, объединяет коллектив.

Наши

поисковые

исследовательские

проекты

«Семьи,

опаленные

войной»,

«Мой

первый

учебник - Букварь», «Край, в котором я живу» «Моя родословная» успешно реализованы

и оформлены в виде альбомов. Эти проекты дают детям очень многое – узнают о своих

родственниках,

изучают

историю

страны,

республики,

улуса.

В

ходе

проекта

дети

посещали с экскурсией краеведческие музеи, памятники, участвовали на библиотечных

уроках,

викторинах,

конкурсах,

встречались

с

интересными

людьми,

выступали

с

родителями на классных часах.

Поисковая работа класса была вынесена на улусную

конференцию научно-исследовательских работ младших школьников «Шаг в будущее.

Юниор», стала лауреатом. В этом учебном году продолжаются традиция и работа над

проектом «Улицы родной Амги». Второклассники вместе с родителями узнали, кто и когда

давал названия улицам села; собрали материалы об известных людях - односельчанах,

даже отыскали карту старой Амги, архивные справки, старые фотографии, выступали на

классных часах.

Я убеждена, что с краеведения начинается путь к познанию мира, к воспитанию

патриотизма. Любовь к своей стране проходит через привитие уважения к малой родине и

преданности ей. А чтобы любить свой край, надо его изучать!

Проведение конференции «Юный исследователь» стала одной из традиций нашей школы.

Здесь

мы

не

просто

рассказываем

о

выполненной

работе,

а

как

настоящее

научное

исследование защищаем свой проект публично. Работая над проектом и готовясь к его

защите, ребенок учится последовательно и логично излагать свои мысли, знакомится с

другими взглядами на проблему, учится доказывать и отстаивать свою точку зрения, не

останавливаться перед трудностями.

Одной из форм организации групповой работы с детьми по формированию и

развитию у них исследовательских умений стал кружок “Хочу знать!” Связи с этим, я

составила программу.

Цель программы: Создание условий для расширения творческо-интеллектуальных

возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи программы:

выявить интересы, склонности, способности, возможности учащихся

к различным видам деятельности;

создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной

сфере внеурочной деятельности;

формировать

систему

знаний,

умений,

навыков

в

избранном

направлении деятельности, расширять общий кругозор;

развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;

создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и

навыков;

развивать

опыт

неформального

общения,

взаимодействия,

сотрудничества.

Данный кружок проводится 1 раз в неделю с 1 по 4 классы, рассчитан на 134 часа.

На занятиях кружка дети узнают о происхождении привычных для нас вещей. Они в

процессе игры, в ходе экскурсий, в общении со взрослыми приходят к пониманию того,

что изучать окружающий нас мир можно по-разному. Главными помощниками юных

исследователей могут стать взрослые, книги, компьютер. Дети должны убедиться в том,

что познать окружающий мир можно с помощью наблюдений и при проведении опытов.

Исследовать

можно

все,

что

нас

окружает,

опираясь

на

свой

собственный

опыт,

совместные наблюдения со взрослыми, чтения различных книг, энциклопедий, Интернет-

ресурсов,

при

просмотре

кино–телефильмов,

в

ходе

проведения

наблюдений

и

экспериментов и так далее.

Большое внимание уделяю развитию у детей умения работать в команде, когда

происходит формирование соответствующих умений, коммуникативной компетентности,

приобретение

опыта

результативной

и

эффективной

командной

работы.

Дети

учатся

выступать с результатами проведенных ими исследований, при этом углубляется их опыт

публичных выступлений. Дети учатся отстаивать свою точку зрения, вступать в диалог с

выступающими, формулировать вопросы и отвечать на них.

Все занятия кружка «Хочу знать!» стараюсь проводить в нетрадиционной форме.

Так как в обучении младших школьников большая роль отводится игре, большинство

занятий

проводится

в

форме

игр

(игр-исследований,

игр-выступлений,

игр-

экспериментальных лабораторий и др.). Также уделяется большое внимание экскурсиям

различной направленности. В ходе проведения занятий используется групповая работа.

Дети учатся работать в группах разного состава.

Особенности организации работы над проектным заданием в начальной школе.

Учитывать возрастные и индивидуальные

особенности обучающихся.

Интерес к работе и посильность во многом

определяют успех. В

Обеспечить заинтересованность детей

в работе над проектом — мотивацию.

Для этого нужно еще на старте

педагогически грамотно сделать погружение

в проект, заинтересовать проблемой,

перспективой практической и социальной

пользы.

Использовать групповую работу в качестве

основной формы работы

Создавать группу не более 6 человек.

Учитывать возможность учебных предметов

для реализации проектной деятельности.

Наибольшую эффективность имеют такие

учебные предметы, как окружающий мир

(природоведение), иностранные языки,

информатика, изо, технология

Учителю необходимо работать в стиле

педагогической поддержки.

Нельзя подменить деятельность детей

выполнением задания за них, перепоручить

родителям.

Длительность выполнения проектного

задания

1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных

занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Использование заданий на разных этапах

изучения материала

Урок, реализованный методом проектов,

может быть как уроком освоения нового

материала, так и уроком закрепления и

отработки навыков решения учебных задач.

При этом значительная часть учебного

времени, отведенного на повторение и

закрепление изученного материала, может

быть использована для организации

проектной деятельности

Типы проектов

Проект может быть монопредметным,

межпредметным и надпредметным

В 3-4 классе мною организованы несколько проектных заданий, которые представлены в

моей работе по самообразованию:

Название проектного задания

Предмет

«Семьи, опаленные войной»

Краеведение

«Сам себе я помогу, я здоровье сберегу»

Окружающий мир

«Край, в котором я живу»

Краеведение

«Ученическое самоуправление»

Внеклассные мероприятия

«Написание приставок»

Русский язык

«Доктор Айболит»

Математика

«Литературно-художественный альманах»

Литературное чтение

«Стрекоза и Муравей»

Литературное чтение

«Бумажная сказка»

Технология

Иллюстрированное пособие «Способы

проверки орфограмм»

Русский язык

Итак,

организуя

исследовательскую

деятельность

младших

школьников

в

ходе

индивидуальной и групповой работы и проведения массовых мероприятий, воспитываю

у детей интерес к познанию мира, создаю условия, способствующие развитию у них

навыков исследовательской работы.

Реализуя метод проектов на практике, мы даём детям возможность научиться

понимать и выражать себя, не бояться высказывать и отстаивать своё мнение, даже если

оно отличается от позиции остальных, выслушать мнение других, принимать критику в

свой адрес, вступать в дискуссию. Начинать эту работу необходимо в начальной школе.

Если начальная школа будет продуктивно работать в режиме проектной деятельности, это

будет способствовать развитию ключевых компетентностей на более высоком уровне.

Результаты работы с учащимися в научно-исследовательской и проектной деятельности

Год

Участники

Вид

деятельности

Результат

Уровень

участия

Школьная научно – практическая конференция «Шаг в будущее.Юниор»

201

3

Неустроева Василина

Дьячковский Артур

Федорова Альбина

Призёр

Победитель

Участник

2 место

2 место

1 место

Школьны

й

III Международный конкурс исследовательских работ учащихся и студентов «Открываю мир»

2013

Неустроева Василина

участник

сертификат

Улусная научно – практическая конференция «Шаг в будущее.Юниор»

2014

Старостина Алина

Строева Дайаана

Шестаков Сережа

Максимов Денис

Участник

Участник

Победитель

Победитель

2 место

3 место

лауреат

1 место

Улусная научно – практическая конференция « Техноград»

2015

Старостина Алина

Шестаков Сережа

Строева Дайаана

Максимов Денис

Баранов Никита

Победитель

Победитель

Победитель

Победитель

Призер

1 место

Лауреат

2место

1место

Улусный

Школьный конкурс исследовательских работ «Техническое моделирование»

2015

Баранов Никита

Борохин Толя

Васильев Айаал

Победитель

Призер

участник

Приглашение на

участие в улусном

туре.

Школьны

й

Улусный научно – практическая конференция «Техноград»

2016

Баранов Никита

Борохин Толя

Шестаков Сережа

Васильев Айаал

Старостина Алина

Строева Дайаана

Победитель

Победитель

Победитель

Победитель

Призёр

Призёр

Призёр

1 место

1 место

лауреат

1 место

2 место

2 место

3 место

Улусный

Улусный конкурс технических проектов «Техноград»

Старостина Алина

Строева Дайаана

Шестаков Сережа

Павлова Аделина

Баранов Никита

Победитель

Призер

Лауреат

Участник

участник

1место

2место

Лауреат

3место

4место

улусный



В раздел образования