Автор: Михайлова Анна Фридриховна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Амгинский лицей имени академика Л.В.Киренского
Населённый пункт: с.Амга Амгинский район республика СахаЯкутия
Наименование материала: статья
Тема: Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС
Раздел: начальное образование
Организация проектно-исследовательской деятельности
младших школьников в условиях реализации ФГОС
Исследовательская деятельность — это один из эффективных способов познания
окружающего мира ребёнком. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности
возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов
и
рефератов,
поисково-исследовательскую
деятельность.
Особенностью
организации
исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут
принимать участие все ученики.
Для
успешного
занятия
проектно-исследовательской
деятельности
необходимо
наличие обязательных условий -
желание самого ребёнка, помощь родителей (создание
условий дома, подбор необходимой литературы, взаимное обсуждение проблемы, помощь в
проведении наблюдений, экспериментов, опытов, моральная поддержка и т.д.). Систему
организации исследовательской деятельности младших школьников в нашем лицее можно
изобразить в виде данной схемы:
Модель организации исследовательской деятельности
младших школьников в условиях реализации ФГОС
Исследовательская деятельность младших школьников
Учебный процесс
Внеурочная деятельность
Образовательная
система
«Школа России»
Интеллектуальные
конкурсы,
олимпиады,
предметные недели.
Интернет-олимпиады
Кружок
«Хочу знать!»
Проектная
деятельность
НПК «Шаг в будущее
Юниор»
Проектная деятельность является востребованной в педагогической практике, так
как является одним из методов обучения, побуждающим ученика занять активную,
субъектную
позицию,
самостоятельно
добывать,
присваивать
и
применять
новые
знания
и
опыт,
анализировать
свою
деятельность
и
её
результаты,
формировать
адекватную самооценку.
Я
применяю
проектную
деятельность
как
один
из
методов
обучения.
Управляя
активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формирую у
него
необходимые
предметные
знания
и
умения,
общеучебные
умения
и
навыки,
необходимые
компетентности:
деятельностную,
мыслительную,
информационную,
коммуникативную. Под компетентностью рассматриваю знания, соединённые с опытом их
практического применения.
Организация исследовательской деятельности на уроках вызвана необходимостью
выполнения
требований
действительности
и
стандартов
обучения.
При
этом
я
придерживаюсь того, что работа по развитию исследовательских умений детей может
проходить как на уроках, так и во внеурочное время.
С
целью
формирования
исследовательских
умений
детей
чаще
использую
материалы
уроков
окружающего
мира,
литературного
чтения,
краеведения,
трудового
обучения. Также использую исследовательские методы в преподавании отдельных тем в
рамках уроков русского языка и математики. Проблемное обучение (Образовательная
система «Школа России»), которое организуется на уроках, способствует, но не может в
полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Значительно расширить
поле
исследовательской
деятельности
детей
позволяют
дополнительные
занятия
с
учащимися начальных классов во внеурочное время, а также посещение кружков и студий,
организация экскурсий.
Особое место уделяю индивидуальной работе с детьми. Каждый ребенок по своей
натуре - исследователь. Ежедневно ему приходится сталкиваться с новыми явлениями и
предметами. Научить ребенка находить объект исследования, источники информации,
способы познания – одна из целей обучения. Учебное исследование школьника включает
следующие основные этапы:
Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
Поиск и предложение возможных вариантов решения.
Сбор материала (энциклопедии, словари, Интернет).
Обобщение полученных данных.
Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.)
Защита проекта.
Проектная деятельность неразрывно связана с исследовательской работой
учащихся.
При организации исследовательской деятельности младших школьников стараюсь
учитывать следующие условия:
– систематичность;
– мотивированность;
– психологический климат;
– создание творческой атмосферы;
– учет возрастных особенностей детей.
На первом этапе исследовательской работы осуществляю помощь при выборе темы.
Эта
тема
должна
быть
близка
и
интересна
ребенку.
Планирование
работы
по
исследованию, работа с различными источниками информации (книгами, справочными
материалами, энциклопедиями, словарями, материалами музеев и архивов, результатами
бесед со взрослыми, просмотренными теле–и видеофильмами, компьютерными данными),
проведение
наблюдений
за
опытами
и
экспериментов,
анкетирование
и
обработка
результатов проводятся под руководством учителя. Стараюсь предоставлять как можно
больше
самостоятельности,
чтобы
ребенок
почувствовал
радость
познания,
радость
открытия. Даю индивидуальные задания по подготовке докладов, опытов, экспериментов,
наблюдений и так далее, требуют работы в летнее время. Дети получают задания и ведут
наблюдения в дни летних каникул – в период роста, цветения, осеменения растений и так
далее. При этом немаловажную роль играют родители, которые контролируют, помогают,
направляют.
Групповая работа. Она включает в себя организацию исследований, совместных
исследовательских проектов, в работе над которыми
целесообразнее подключать сразу
несколько детей, весь класс, а также родителей. Такая умело организованная совместная
работа учащихся и родителей над проектами сплачивает, объединяет коллектив.
Наши
поисковые
исследовательские
проекты
«Семьи,
опаленные
войной»,
«Мой
первый
учебник - Букварь», «Край, в котором я живу» «Моя родословная» успешно реализованы
и оформлены в виде альбомов. Эти проекты дают детям очень многое – узнают о своих
родственниках,
изучают
историю
страны,
республики,
улуса.
В
ходе
проекта
дети
посещали с экскурсией краеведческие музеи, памятники, участвовали на библиотечных
уроках,
викторинах,
конкурсах,
встречались
с
интересными
людьми,
выступали
с
родителями на классных часах.
Поисковая работа класса была вынесена на улусную
конференцию научно-исследовательских работ младших школьников «Шаг в будущее.
Юниор», стала лауреатом. В этом учебном году продолжаются традиция и работа над
проектом «Улицы родной Амги». Второклассники вместе с родителями узнали, кто и когда
давал названия улицам села; собрали материалы об известных людях - односельчанах,
даже отыскали карту старой Амги, архивные справки, старые фотографии, выступали на
классных часах.
Я убеждена, что с краеведения начинается путь к познанию мира, к воспитанию
патриотизма. Любовь к своей стране проходит через привитие уважения к малой родине и
преданности ей. А чтобы любить свой край, надо его изучать!
Проведение конференции «Юный исследователь» стала одной из традиций нашей школы.
Здесь
мы
не
просто
рассказываем
о
выполненной
работе,
а
как
настоящее
научное
исследование защищаем свой проект публично. Работая над проектом и готовясь к его
защите, ребенок учится последовательно и логично излагать свои мысли, знакомится с
другими взглядами на проблему, учится доказывать и отстаивать свою точку зрения, не
останавливаться перед трудностями.
Одной из форм организации групповой работы с детьми по формированию и
развитию у них исследовательских умений стал кружок “Хочу знать!” Связи с этим, я
составила программу.
Цель программы: Создание условий для расширения творческо-интеллектуальных
возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи программы:
выявить интересы, склонности, способности, возможности учащихся
к различным видам деятельности;
создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной
сфере внеурочной деятельности;
формировать
систему
знаний,
умений,
навыков
в
избранном
направлении деятельности, расширять общий кругозор;
развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и
навыков;
развивать
опыт
неформального
общения,
взаимодействия,
сотрудничества.
Данный кружок проводится 1 раз в неделю с 1 по 4 классы, рассчитан на 134 часа.
На занятиях кружка дети узнают о происхождении привычных для нас вещей. Они в
процессе игры, в ходе экскурсий, в общении со взрослыми приходят к пониманию того,
что изучать окружающий нас мир можно по-разному. Главными помощниками юных
исследователей могут стать взрослые, книги, компьютер. Дети должны убедиться в том,
что познать окружающий мир можно с помощью наблюдений и при проведении опытов.
Исследовать
можно
все,
что
нас
окружает,
опираясь
на
свой
собственный
опыт,
совместные наблюдения со взрослыми, чтения различных книг, энциклопедий, Интернет-
ресурсов,
при
просмотре
кино–телефильмов,
в
ходе
проведения
наблюдений
и
экспериментов и так далее.
Большое внимание уделяю развитию у детей умения работать в команде, когда
происходит формирование соответствующих умений, коммуникативной компетентности,
приобретение
опыта
результативной
и
эффективной
командной
работы.
Дети
учатся
выступать с результатами проведенных ими исследований, при этом углубляется их опыт
публичных выступлений. Дети учатся отстаивать свою точку зрения, вступать в диалог с
выступающими, формулировать вопросы и отвечать на них.
Все занятия кружка «Хочу знать!» стараюсь проводить в нетрадиционной форме.
Так как в обучении младших школьников большая роль отводится игре, большинство
занятий
проводится
в
форме
игр
(игр-исследований,
игр-выступлений,
игр-
экспериментальных лабораторий и др.). Также уделяется большое внимание экскурсиям
различной направленности. В ходе проведения занятий используется групповая работа.
Дети учатся работать в группах разного состава.
Особенности организации работы над проектным заданием в начальной школе.
Учитывать возрастные и индивидуальные
особенности обучающихся.
Интерес к работе и посильность во многом
определяют успех. В
Обеспечить заинтересованность детей
в работе над проектом — мотивацию.
Для этого нужно еще на старте
педагогически грамотно сделать погружение
в проект, заинтересовать проблемой,
перспективой практической и социальной
пользы.
Использовать групповую работу в качестве
основной формы работы
Создавать группу не более 6 человек.
Учитывать возможность учебных предметов
для реализации проектной деятельности.
Наибольшую эффективность имеют такие
учебные предметы, как окружающий мир
(природоведение), иностранные языки,
информатика, изо, технология
Учителю необходимо работать в стиле
педагогической поддержки.
Нельзя подменить деятельность детей
выполнением задания за них, перепоручить
родителям.
Длительность выполнения проектного
задания
1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных
занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Использование заданий на разных этапах
изучения материала
Урок, реализованный методом проектов,
может быть как уроком освоения нового
материала, так и уроком закрепления и
отработки навыков решения учебных задач.
При этом значительная часть учебного
времени, отведенного на повторение и
закрепление изученного материала, может
быть использована для организации
проектной деятельности
Типы проектов
Проект может быть монопредметным,
межпредметным и надпредметным
В 3-4 классе мною организованы несколько проектных заданий, которые представлены в
моей работе по самообразованию:
Название проектного задания
Предмет
«Семьи, опаленные войной»
Краеведение
«Сам себе я помогу, я здоровье сберегу»
Окружающий мир
«Край, в котором я живу»
Краеведение
«Ученическое самоуправление»
Внеклассные мероприятия
«Написание приставок»
Русский язык
«Доктор Айболит»
Математика
«Литературно-художественный альманах»
Литературное чтение
«Стрекоза и Муравей»
Литературное чтение
«Бумажная сказка»
Технология
Иллюстрированное пособие «Способы
проверки орфограмм»
Русский язык
Итак,
организуя
исследовательскую
деятельность
младших
школьников
в
ходе
индивидуальной и групповой работы и проведения массовых мероприятий, воспитываю
у детей интерес к познанию мира, создаю условия, способствующие развитию у них
навыков исследовательской работы.
Реализуя метод проектов на практике, мы даём детям возможность научиться
понимать и выражать себя, не бояться высказывать и отстаивать своё мнение, даже если
оно отличается от позиции остальных, выслушать мнение других, принимать критику в
свой адрес, вступать в дискуссию. Начинать эту работу необходимо в начальной школе.
Если начальная школа будет продуктивно работать в режиме проектной деятельности, это
будет способствовать развитию ключевых компетентностей на более высоком уровне.
Результаты работы с учащимися в научно-исследовательской и проектной деятельности
Год
Участники
Вид
деятельности
Результат
Уровень
участия
Школьная научно – практическая конференция «Шаг в будущее.Юниор»
201
3
Неустроева Василина
Дьячковский Артур
Федорова Альбина
Призёр
Победитель
Участник
2 место
2 место
1 место
Школьны
й
III Международный конкурс исследовательских работ учащихся и студентов «Открываю мир»
2013
Неустроева Василина
участник
сертификат
Улусная научно – практическая конференция «Шаг в будущее.Юниор»
2014
Старостина Алина
Строева Дайаана
Шестаков Сережа
Максимов Денис
Участник
Участник
Победитель
Победитель
2 место
3 место
лауреат
1 место
Улусная научно – практическая конференция « Техноград»
2015
Старостина Алина
Шестаков Сережа
Строева Дайаана
Максимов Денис
Баранов Никита
Победитель
Победитель
Победитель
Победитель
Призер
1 место
Лауреат
2место
1место
Улусный
Школьный конкурс исследовательских работ «Техническое моделирование»
2015
Баранов Никита
Борохин Толя
Васильев Айаал
Победитель
Призер
участник
Приглашение на
участие в улусном
туре.
Школьны
й
Улусный научно – практическая конференция «Техноград»
2016
Баранов Никита
Борохин Толя
Шестаков Сережа
Васильев Айаал
Старостина Алина
Строева Дайаана
Победитель
Победитель
Победитель
Победитель
Призёр
Призёр
Призёр
1 место
1 место
лауреат
1 место
2 место
2 место
3 место
Улусный
Улусный конкурс технических проектов «Техноград»
Старостина Алина
Строева Дайаана
Шестаков Сережа
Павлова Аделина
Баранов Никита
Победитель
Призер
Лауреат
Участник
участник
1место
2место
Лауреат
3место
4место
улусный