Напоминание

"Мой путь к успеху"


Автор: Черемных Надежда Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ "Красноисетская школа-интернат"
Населённый пункт: с. Красноисетское, Далматовский р-он, Курганская обл.
Наименование материала: Индивидуальная воспитательная программа
Тема: "Мой путь к успеху"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГКОУ« Красноисетская школа-интернат»

Далматовского района Курганской области

Индивидуальная воспитательная программа

«Мой путь к успеху»

Возраст 10 лет

Срок реализации 6 месяцев

Автор-составитель:

Черемных Надежда Алексеевна, воспитатель 1 категории

2019 год

Пояснительная записка

Одна из важнейших задач современной школы-интерната – формирование и

развитие личностных

качеств,

создание

условий

для раскрытия

способностей

каждого

воспитанника,

воспитания

порядочного

человека,

готового

к

жизни.

Воспитательная

работа

должна

быть

построена

так,

чтобы

воспитанник

смог

самостоятельно ставить и достигать цели, уметь реагировать на разные жизненные

ситуации.

Программа направлена на предупреждение и снижение развития у ребёнка

негативных

привычек, агрессивного проявления в поведении, нервно-психического

утомления и т.д. В ней предусматривается формирование

и

развитие

навыков

самопознания личностных качеств, развитие речи обучающегося и его творческих

способностей, расширение знаний воспитанника по вопросам общения.

Программа

даёт возможность ребёнку разобраться в себе с целью коррекции своего

поведения, создает

основу

для

успешной

жизнедеятельности

в

классе,

школе,

обществе.

Проблема помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением

обозначена

в

нашем

обществе

особенно

остро.

Перед

каждым

образовательным

учреждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике

отклонений в развитии личности и поведения детей и подростков. Работа в этом

направлении требует огромных сил, знаний, умений и терпения.

В ГКОУ «Красноисетская школа-интернат» есть дети, у которых наблюдаются

отклонения от норм поведения, нуждающиеся в индивидуальном подходе и помощи со

стороны взрослых.

Это обучающийся 3 класса Саша А. Во время пребывания ребенка в школе

постоянно наблюдаются поведенческие нарушения, которые проявляются в неумении

и нежелании контролировать свои действия, управлять собой. У ребенка присутствует

неусидчивость, раздражительность, вспыльчивость, драчливость (рвет тетради, грубит,

пинает стол, срывается с рабочего места, выбегает из класса)

Он с трудом поддается педагогическим воздействиям. Частые перепады

настроения, эмоциональные вспышки по незначительному поводу мешают ребенку

б ы т ь

в н и м а т е л ь н ы м ,

о р г а н и з о в а н н ы м .

При общении с окружающими стремится быть ведущим, но при этом не

принимает позицию собеседника, не уступает, не оказывает дружескую поддержку.

Ведет себя с одноклассниками агрессивно. В играх не выполняет правила общения,

д и к т у е т

с в о и

у с л о в и я .

У ребёнка незрелость школьной мотивации: отсутствует желание учиться,

преобладают игровые и внешние мотивы, завышенная самооценка.

Но в тоже время Саша, увлекается конструированием, рисованием, аппликацией из

бумаги, при этом достигает положительных результатов.

В этих условиях появляется необходимость создания индивидуальной

программы воспитанника, которая помогла бы ему

в осознании положительных

сторон

его

личности,

научила

бы

радоваться

каждому

моменту

жизни,

уважать

окружающих сверстников, овладеть требованиями школьной дисциплины.

Цель для воспитанника:

Научиться контролировать свое поведение при общении со сверстниками и взрослыми.

Задачи для воспитанника:

Научится владеть собой в разных жизненных ситуациях.

Научится правилами общения.

Найти свое увлечение в жизни.

Цель программы для педагога:

Создание условий для организации жизнедеятельности воспитанника через коррекцию

агрессивных проявлений в поведении ребёнка.

Задачи для педагога:

Изучить эмоционально-волевую сферу воспитанника.

Дать понятие о нормах и правилах общения.

Воспитывать культуру поведения ребёнка.

Работать над коррекцией речи у ребенка.

Формировать разносторонние интересы воспитанника через участие в общественной

жизни класса и школы.

Предполагаемые результаты

критерии

показатели

методика изучения

Уровень знаний и

интереса к своей

личности

- Знает черты своего характера;

-

Знает

особенности

с во е го

физического здоровья

Беседа – опросник:

«Изучение общей

самооценки» (опросник

Казанцевой Г.Н.)

(Приложение 1)

Уровень культуры

поведения

- знает и умеет тактично себя

вести в школе;

- знает нормы поведения в

обществе;

- умеет выходить из конфликтных

ситуаций;

-на 50 % снижения количества

конфликтных ситуаций

Анкета «Нравственные

понятия»

диагностика уровня

воспитанности школьника

(методика Н.П. Капустиной,

Л. Фридмана) (Приложение

15)

«Настоящий друг» (методика

А.С. Прутченкова);

(Приложение 4)

Уровень культуры

речи

-знает добрые и вежливые слова и

умеет применять их в общении в

школе, дома, в социуме

Беседа « Цветик-

семицветик»( Приложение 5)

Тестирование по методике

Е.П.Богуславской.

(Приложение 14)

Диагностика межличностных

отношений (Приложение 7)

Сформированость

умений предвидеть

последствие своей

деятельности

- умеет различать поступки:

хорошие, плохие;

- умеет анализировать последствие

поступков;

- владеет самооценкой своих

поступков

Б е с е д а

« Ч т о

т а к о е

ответственность?».

Арт-

терапия

« К а к т у с »

(Приложение 9)

Наблюдение

Участие в

общественной

жизни класса и

школы

- количество классных

мероприятий в которых участвует

Саша;

- количество школьных

мероприятий в которых участвует

Саша

Наблюдение.

Беседа.

Статистические данные

Механизм реализации программы

Сроки реализации программы: 6 месяцев.

В программе использованы, игры, упражнения, беседы, диагностические методики

(опросники, тесты, анкеты), наблюдения.

Занятия проводятся педагогами 1 раз в неделю, продолжительность занятия 20-25

мин, занятия проводятся как индивидуально, так и с группой.

(Параллельно проводятся занятия с психологом - 1 раз в неделю, индивидуально

Содержание программы

направления

название и форма мероприятия

ответстве

нный

сроки

выполне

ния

Диагностика

-Беседа – опросник: «Изучение общей

самооценки» (опросник Казанцевой Г.Н.)

(Приложение 1)

-Тест «Познай себя».

-Анкетирование «Мир моих интересов»

(Приложение 2)

Воспитат

ель

Психолог

январь

Личностное

самопознание,

в том числе

путем

включения

детей всего

класса

- «Кто я, какой я» Формирование

понятийного аппарата, формирование и

развитие навыков самопознания;

самопознание личностных качеств

Приложение 3

- «Моё лучшее Я» (Упражнение « Характер»,

« Ситуация», «Лесенка настроения»)

( Приложение 8)

- Игра «Переправа». Цель: повышение

ответственности за товарища.

- Ролевая игра «Умей разговаривать с людьми».

Цель: развитие умения вести диалог.

- Психогимнастика «Я люблю себя за то,

что…».

Воспитат

ель

Классный

руководит

ель

январь

февраль

Профилактика

правонарушени

й

с

основами

правовых

знаний

Беседа «Для чего нужны законы»( Приложение

10)

Ролевая игра «Конфликт».

Формула успеха. Анкета « Мое отношение к

сверстникам» (Приложение 11)

Игра «Сказка лож да в ней намёк»

(Приложение 13)

Воспитат

ель

Социальн

ый

педагог

февраль

март

Достижение

жизненных

целей

Организация успеха ребенка при работе на

уроке, самоподготовке, т.п.

Беседа «Формула удачи».

Игра «Тропинка к мечте».

воспитате

ль

март

Коммуникатив

ная

деятельность

«Давай поговорим» :

- Игры на развитие умения входить в контакт,

вести диалог

- Игры на развитие навыков невербального

общения

- Игры на развитие навыков взаимодействия в

группе

- Игры на телесный контакт

( Приложение 12)

- Анкета «Выявление уровня культуры

общения»

( Приложение 6)

воспитате

ль

апрель

Р а б о т а

с

семьей

Обучение родителей приемлемым способам

воспитательного воздействия.

Беседы

1.

«Возрастные особенности ребенка с

интеллектуальной недостаточностью»

2.

«Наиболее распространенные дефекты

воспитания: трудные дети, кто они?».

Коррекция отношения в семье, формирование

благоприятного семейного микроклимата.

Беседы

1.

«Способы разрешения конфликтов».

2.

«Стили воспитания (поощрение, наказание)».

3.

«Организация режима труда, учебы, отдыха и

досуга в семье».

Информирование относительно правовой

ответственности родителей.

Беседы

1.

«Что такое девиантное поведение, причины

возникновения».

2.

«Правовая ответственность родителей за

поступки несовершеннолетних».

Воспитат

ель

Классный

руководит

ель

апрель

май

Подведение

итогов,

рефлексия

Игра «Два домика» (Приложение 15)

Воспитат

ель

май

Нормативно-правовая база

1.Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012 г. №

273. //Вестник образования России.- 2013. №№3-4.

3.Программа

развития

воспитательной

компоненты

в

общеобразовательных

учреждениях (Письмо Министерства образования и науки РФ от 13.05.2013г. №ИР –

352/09)//Вестник

образования.-2013.

-№13

–С.52-80.

Рекомендации

см.//Вестник

образования. 2013. №20.С.72-76.

4.Концепцию

развития

системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от

22.03.2017 №520-р.

6. Концепция духовного-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России.

7. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период

до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года N 996-р.

Литература

Азариашвили, С.Г. Девиантное поведение подростка : мнения, оценки, опасения.

Анкета для родителей. / С.Г.Азариашвили // Научно-методический журнал

заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2005. - № 6. - С.100-101. -

Анкета позволяет узнать, насколько серьезно родители школьников относятся к

возможным проблемам в поведении своих детей, а также то, как они оценивают

вероятность их возникновения.

Баранова, Т.С. Девиантное поведение подростков - трудности социализации / Т.С.

Баранова // Психология и школа. - 2005. - № 3. - С.3-21. - Библиогр.

Баранова, Т.С. Подростки с девиантным поведением: трудности социализации //

Социальная педагогика. - 2006. - № 4. - С.47-54.

Волкова, Л. М. Лидерство в детском коллективе / Л. М. Волкова, А. Р. Борисевич, В.

Н.

Пунчик.

Минск

:

Красико-Прикт,

2008.

-

128с.-

(Деятельность

классного

руководителя).

Воробьева, С.В. Разработка программ социальных зависимостей подростков //

Педагогическая диагностика. - 2013. - № 1. - С.39-45.

Гонеев, А. Трудные подростки как объект и субъект педагогической деятельности //

Коррекционно-развивающее образование. - 2008. - № 5. - С.11-34.

Зикратов, В. Воспитательный материал современной семьи // Народное

образование. - 2007. - № 8. - С.232-237. - См. также // Социальная педагогика. - 2008. -

№ 1. - С.47-50

Истратова, О. Н. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова, Т. В.

Эксакусто. - 2-е изд., стереотип.- Ростов н/Д. - 2004. – 240 с.

Калинина, А.В. Профилактика девиантного поведения учащихся // Справочник

классного руководителя. - 2014. - № 10. - С.35-40.

Клюева, Н. . Учим детей общению. Характер коммуникабельность: Популярное

пособие для родителей и

педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль:

Академия развития, 1996. - 240с. : ил.

Колесова, Л.С. Профилактика рискованного поведения подростков / Л.С.Колесова //

Педагогика. - 2005. - № 8. - С.50-60.

Курганский, С. Девиантные подростки: какую работу провести в начале года //

Справочник классного руководителя. - 2017. - № 9. - С.10-27.

Кучкарова, Р. Дети с девиантным поведением: как им помочь? // Справочник

руководителя образовательного учреждения. - 2014. - № 10. - С.80-86.

Мазниченко, М.А. Сценарии возникновения социальных зависимостей у подростков

// Педагогическая диагностика. - 2013. - № 1. - С.45-60

Мельникова, М.Л. Коррекция смысловой сферы подростков с девиантным

поведением // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 12. - С.64-69.

Нелидов, А.Л. Система профилактики девиантного поведения в

общеобразовательной школе // Вестник психосоциальной и коррекционно-

реабилитационной работы. - 2010. - № 1. - С.39-63.

Платунова, Е.Ю. Кто такой лидер: теории лидерских качеств // Методист.-2011

Проблемные дети (девианты и акцентуанты с аномалиями в поведении) //

Классный руководитель. - 2015. - № 4. - С.61-77.

Тоисеева, О.С. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным

поведением // Народное образование. - 2010. - № 1. - С.258-260.

Тоистева, О. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным

поведением // Социальная педагогика. - 2010. - № 1. - С.50-54

Устав Федерального государственного специального учебно-воспитательного

учреждения для детей и подростков с девиантным поведением: проект: приложение к

письму Рособразования от 01.12.2006 № 2153/1217 // Администратор образования. -

2007. - № 4. - С.63-75.

Чепкасова, О. Гостиная для "трудных" подростков: планирование и положение //

Воспитательная работа в школе. - 2007. - № 1. - С.116-118.

Чистякова, С. Межшкольный учебный комбинат: педагогическая поддержка

подростков с девиантным поведением // Коррекционно-развивающее образование. -

2008. - № 2. - С.33-41.

Широких, А.Ю. Социальная адаптация девиантных детей и детей с серьезными

нарушениями здоровья в сельской местности // Директор сельской школы. - 2008. -

№ 3. - С.83-87.

Щепетов, В.В. Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления

// Классный руководитель. - 2008. - № 3. - С.43-50.

Приложение 1

Изучение общей самооценки (методика Г.Н. Казанцевой)

ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ С ПОМОЩЬЮ ПРОЦЕДУРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

Методика предложена Г. Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности.

Методика построена в форме традиционного опросника.

Инструкция. Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и

против него - один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (—), «не знаю» (?), выбрав тот ответ,

который

в

наибольшей

степени

соответствует

Вашему

собственному

поведению

в

аналогичной

ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА.

1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).

4. У меня отсутствует уверенность в себе.

5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в

классе).

6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

7. Я все делаю хорошо (любое дело).

8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

9. В любом деле я считаю себя правым.

10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

14.

Мне

кажется,

что

для

успешного

выполнения

поручений

или

дел

мне

мешают

различные

препятствия, которые мне не преодолеть.

15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

17. Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

19. Мне чаще везет, чем не везет.

20. Я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под

нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из

первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до

+10. Результат от –10 до –4 – свидетельствует о низкой самооценке; от –3 до +3 – об адекватной

самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.

Приложение 2

Анкетирование воспитанника «Мир моих интересов»

А. Мир твоих увлечений.

1) Чем ты увлекаешься во внеурочное время? Сколько времени ты посвящаешь своим увлечениям в

неделю ? В день?______________________________________________

2) Посещаешь ли ты кружки, секции по данным твоим увлечениям?__________________

3) Что, по твоему мнению, в твоих увлечениях помогает тебе в жизни ______________

4)

По

твоему

мнению,

твои

увлечения

смогут

тебе

пригодиться

в

дальнейшей

жизни

?

____________________________________________________________________________

5) Знают ли родители о твоих увлечениях ? Обсуждаете ли вы их дома? _______________

6) Как они к этому относятся? Разделяют ли они их с тобой твои увлечения?____________

7) Есть у тебя друзья, которые разделяют твои увлечения?__________________________

Б. Твои друзья.

1) С какого класса ты учишься в данной школе? В данном классе?______________________

2) С кем из ребят в классе ты предпочитаешь общаться? _____________________________

3)Выбери нужный ответ:

а) общаетесь в школе б) вместе гуляем в) после занятий общаемся по средствам коммуникативной

связи (телефон, интернет и соц. сетях)

4) Что вы вместе предпочитаете делать? _______________________________________

5) Есть у тебя друзья в школе вне класса ? __________________________________________

6) Есть ли у тебя друзья вне школы? Как часто вы встречаетесь? ______________________ В.Твоя

школа.

1) Какие предметы тебе больше нравятся? Почему?________________________________

_____________________________________________________________________________

2) Как они смогут пригодиться в дальнейшей твоей жизни? __________________________

3) Обсуждали вы дома с родителями, какие предметы являются наиболее важными и почему ?

______________________________________________________________________

4) Что бы ты хотел изменить или улучшить в себе в 3 классе? _________________________

5)Как ты планируешь над этим работать? Что тебе для осуществления планов понадобится

Приложение 3

-

Кто я, какой я.

Формирование

понятийного

аппарата,

формирование

и

развитие

навыков

самопознания;

самопознание личностных качеств.

Анкета «Качества личности»

1.

Любознательность:

а) я люблю читать;

б) мне интересно узнавать новое;

в) мне нравится выполнять домашнее задание;

г) я стараюсь получать хорошие отметки.

2.

Трудолюбие:

а) я стараюсь в учебе;

б) я внимателен;

в) я помогаю другим, и сам обращаюсь за помощью;

г) мне нравится помогать семье;

д) мне нравится дежурство в школе.

3.

Бережное отношение к природе:

а) к земле;

б) к растениям;

в) к животным.

4.

Мое отношение к школе:

а) я выполняю правила для учащихся;

б) я в добрых отношениях с людьми;

в) я участвую в делах класса и школы.

5.

Красивое в моей жизни:

а) я аккуратен в делах;

б) я опрятен в одежде;

г) я вежлив с людьми;

д) мне нравится красивое вокруг меня.

6.

Как я отношусь к себе:

а) я управляю собой;

б) я соблюдаю сангигиенические нормы;

в) у меня нет вредных привычек.

Оценивание:

5 – есть всегда 2 – никогда

4 – часто 1 – у меня другая позиция

3 – редко

По

каждому

качеству

выводится

одна

средняя

оценка.

Каждый

ученик

имеет

6

оценок.

Они

складываются

и

делятся

на

6.

Средний

балл

является

условием,

определяющим

уровень

воспитанности.

Средний балл уровня воспитанности:

2 – 2,8 – низкий

2,9 – 3,9 – средний

4 – 4,4 – хороший

4,5 – 5 – высокий

Приложение 4

Диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова)

Анкета-опросник

1 Делится новостями о своих успехах.

2 Оказывает эмоциональную поддержку.

3 Добровольно помогает в случае нужды.

4 Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5 Не завидует другу.

6 Защищает друга в его отсутствие.

7 Терпим к остальным друзьям своего друга.

8 Хранит доверенные ему тайны.

9 Не критикует друга публично.

10 Не ревнует друга к остальным людям.

11 Стремится не быть назойливым.

12 Не поучает, как нужно жить.

13 Уважает внутренний мир друга.

14 Не использует доверенную тайну в своих целях.

15 Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16 Не предает в трудную минуту.

17 Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18 Понимает состояние и настроение друга.

19 Уверен в своем друге.

20 Искренен в общении.

21 Первым прощает ошибки друга.

22 Радуется успехам и достижениям друга.

23 Не забывает поздравить друга.

24 Помнит о друге, когда того нет рядом.

25 Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

Приложение 5

Конспект беседы на тему: Цветик-семицветик

Цель: развитие у детей чувства милосердия и сострадания; воспитание гуманных чувств.

Задачи: Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг к другу, моделируя нужные

ситуации.

Расширить знания школьников о правилах хорошего тона, добрых словах и их применении в

повседневной жизни, побуждать к оказанию помощи, развивать эстетический вкус, мимику, жесты.

3. Воспитывать желание поддерживать доброжелательное отношение детей друг к другу. Обратить

внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг к другу, моделируя нужные

ситуации.

2. Расширить знания дошкольников о правилах хорошего тона, добрых словах и их применении в

повседневной жизни, побуждать к оказанию помощи, развивать эстетический вкус, мимику, жесты.

3. Воспитывать желание поддерживать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ход беседы

Воспитатель. Послушайте рассказ и подумайте, какие чувства подтолкнули Колю к такому поступку.

«Жили в одном большом городе, в большом доме Коля и Ира. Дружить они особо не дружили, но и не

враждовали между собой. Жили да и жили. Учились в одном классе, сидели за одной партой. Пришла

зима. На каникулах дети весело играли в снежки, катались на санках, строили снежную крепость.

После каникул все вернулись в школу. Не пришла только Ира. Оказалось, девочка каталась на льду,

упала и сломала ногу. Теперь она была дома. Коля рассказал маме о случившемся, и та посоветовала

сыну навестить одноклассницу. Мальчик пошел к Ире. Она доброжелательно встретила его. Ходить

девочка не могла и только прыгала на одной ноге, а другая была закована в гипс. «Теперь, наверное,

придется остаться на второй год, ведь я много пропущу в школе», - грустно сказала Ира. «Не волнуйся,

я что-нибудь придумаю», - пообещал девочке Коля. А на другой день школьники увидели такую

картину: Коля вез на санках Иру в школу. Мальчишки тут же подняли их на смех. «Тили-тили тесто,

жених и невеста», - кричали они. Но Коля не обращал на них внимания. Каждый день Коля стал

привозить Иру в школу и отвозить домой. Все привыкли к этому, перестали дразнить и даже помогали

девочке подняться по ступенькам».

- Что случилось с Ирой?

- Как помог ей Коля?

- Как сначала реагировали мальчишки на Колин поступок? А потом?

- Обращал ли Коля внимание на насмешки друзей?

- Какие чувства подтолкнули Колю к такому поступку?

Игра «Сиамские близнецы».

Цель: развивать умение сотрудничества, чувство коллективизма у детей.

Оборудование: повязки на глаза, большой лист бумаги, карандаши.

Дети разбиваются на пары.

Воспитатель. Я хочу предложить вам игру, в которой вы будете сотрудничать в парах. Скажите, что

значит «сотрудничать»? Приведите примеры, когда вы с кем-нибудь сотрудничали

Инструкция

Разбейтесь на пары, четверо будут работать, а остальные смотреть. Сядьте за стол. Я положу перед

вами большой лист бумаги. Один в паре работает с завязанными глазами под руководством другого.

Рисовать мы будем дом с забором, стоящий среди деревьев и цветов.

Физкультминутка

Воспитатель. Дети, встаньте. Представьте себе на минуту, что у вас болит правая рука. Попытайтесь

расстегнуть пуговицы на одежде одной левой рукой. А теперь попытайтесь завязать шнурки, не

получается? Закройте крепко-крепко глаза. Пройдите. Вам страшно идти? Вы боитесь натолкнуться на

что-нибудь и упасть? Возьмитесь за руки, так легче идти? Вот видите, когда есть рядом опора, идти

легче.

- Помните сказку «Цветик-семицветик»? Девочке Жене бабушка-волшебница подарила волшебный

цветок. На что потратила Женя 6 драгоценных лепестков? И вот остался последний. И что же? (Чтение

отрывка.)

- Как вы думаете, какой лепесток принес наибольшую пользу?

- Почему вы так думаете?

Сегодня мы с вами говорили о детях-инвалидах. По всему миру взрослые проявляют заботу о них: для

таких детей строят специальные больницы, детские сады, школы; создают специальные книги и

компьютерные

программы;

оборудуют

тренажерные

залы.

Дети-инвалиды

пользуются

особыми

правами.

Мы с вами должны проявлять сострадание к таким детям. Посмотрите, у меня в руках волшебный

цветик-семицветик. Я раздам вам его лепестки, вы подумайте и напишите, чем бы вы могли помочь

детям-инвалидам, что хотели бы пожелать им.

Приложение 6

Анкета. Выявление уровня культуры общения.

Показатели культуры общения

Оценоч

ная

шкала

Отрицатель.

проявления

5

4

3

2

1

1.

Я уважаю себя.

Не уважаю

2.

Я умею общаться со сверстниками и старшими.

Не умею

3.

Я умею высказывать своё мнение.

Не умею

4

Могу высказывать своё мнение, даже если оно не нравится

другим.

Не могу

5

Друзья меня уважают за лёгкое общение со мной.

Не уважают

6

Меня любят и уважают родители.

Не любят

7

Я умею спросить незнакомого человека на улице (как пройти,

который час и т.д.).

Не умею

8

Раздражаюсь или теряюсь, когда незнакомые люди обращаются

ко мне с просьбой.

Не

раздражаюсь

9

Я с удовольствием принимаю участие во всех делах класса,

школы.

Не принимаю

10

Я испытываю страх, боязнь в участии, в делах класса, школы.

Не испытываю

11

Я владею техникой общения (речь, мимика, жесты…)

Не владею

12

Я с удовольствием слушаю собеседника (никогда не перебиваю).

Не всегда

13

Раздражаюсь, когда долго говорят, объясняют.

Не всегда

14

Я предпочитаю уединение шумному веселью.

Не всегда

Приложение 7

Диагностика развития межличностных отношений

_______________________

Отношение

к старшим

Вежлив в

общении

Послушен в

выполнении

заданий,

поручений

Оказывае

т

посильну

ю

помощь,

нуждаю-

щимся в

ней

Вежливо

обращается к

старшим при

встрече и

прощании

Добрый,

отзывчивый

Средний

балл

В

П И

В

П

И

В

П И

В

П

И В

П

И

В

П

И

В

П И В

П И В

П И В П И В П И

3 класс

Отношение

к сверст-

никам и

самому себе

Активно

участвует в

совместной

деятельности

и играх

Готов бес-

корыстно

помогать

товарищам

Общитель-

ный

Вежливо

обращается к

товарищам

Добр к

сверстникам

Не боится

указывать на

недостатки

Правдив Самостояте

лен

Привычка

не брать

чужих

вещей

Самокри

тичен

в

оценке

своего

поведени

я

и

поступко

в

Средний

балл

В

П И

В

П

И

В

П И

В

П

И

В

П

И

В

П

И

В

П И В

П И В

П И

В П И В П И

3 класс

Общий средний балл

К р и т е р и и

о ц е н к и : В - высокий (10-12 баллов), X - хороший (7-9 баллов), С - средний (4-6 баллов), Н - низкий (1-3 балла).

Приложение 8

Упражнение «Характеры»

Цель: знакомство детей с качествами людей, изучение самооценочных представлений.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начнем наш день со следующего упражнения. Вы,

наверное, знаете, что каждый человек имеет свой характер, свои вкусы и привычки, внешность,

манеру поведения, особенности характера отличающие его от других людей. Каждый из нас имеет

качества, которые могут не встречаться у другого человека. Перед каждым из вас лежит лист

бумаги и ручка. Предлагаю вам следующее задание: я буду называть какую-либо черту человека,

ваша задача — назвать противоположную черту, но записать в свой листок надо ту черту,

которая, как вы считаете, вам подходит.

Итак, начинаем:

• трудолюбивый — ленивый

• щедрый — жадный

• отзывчивый — безучастный

• добрый — честный

• внимательный — рассеянный

• дисциплинированный — шаловливый

• вежливый — грубый

• общительный — замкнутый

• простодушный — хитрый

• целеустремленный — легкомысленный

Полученные результаты можно обсудить.

Упражнение «Ситуация»

Цель: ориентировка детей в ситуациях, где требуется принятие решений.

Ведущий. Нам необходимо разделиться на 4 команды. А теперь слушаем внимательно задание. В

течение жизни мы все сталкиваемся с какими-либо ситуациями. Одни из них нам приятны и

радостны, другие заставляют задуматься, третьи же кажутся просто неразрешимыми. Но тем

не менее любая требует принятия решения и ответа на вопрос: «Как лучше поступить?» Сейчас я

предложу вам различные ситуации, с которыми вы можете встретиться в жизни. Ваша задача —

найти выход из ситуации и объяснить, почему именно этот вариант вам кажется наиболее

удачным.

На каждую группу дается одна ситуация, которую дети обсуждают в течение 5–10 минут. Затем

каждая группа представляет свою ситуацию и способ ее решения для других участников занятия,

которые могут задавать вопросы. Ведущий стимулирует работу групп, руководит процессом

обсуждения.

1. ЧТО ПРОИЗОШЛО: ты нечаянно разбил мамину красивую чашку.

ЧТО СДЕЛАТЬ:

• убрать осколки и ждать пока мама сама обнаружит пропажу, а затем все объяснять;

• срочно бежать в магазин и искать такую же чашку;

• рассказать маме о том, что произошло, как только она придет домой;

• звонить маме на работу и, громко плача в трубку, рассказать о случившемся;

• сказать, что чашку разбил мамин любимый кот.

2. ЧТО ПРОИЗОШЛО: проспал в школу и жутко опаздываешь на контрольную работу к строгому

учителю.

ЧТО СДЕЛАТЬ:

• прогулять урок и прийти на следующий;

• ворваться в класс, поздороваться, сказать, что застрял в лифте;

• постучаться в класс, извиниться и попросить разрешения войти;

• не пойти в школу вообще, повеселиться дома, пока никто не знает;

• срочно искать у себя признаки заболевания, звонить маме на работу, хрипеть и кашлять в трубку.

3. ЧТО ПРОИЗОШЛО: родители попросили тебя посидеть дома с младшей сестрой (братом), а ты

собирался пойти погулять.

ЧТО СДЕЛАТЬ:

• запереть младшего в комнате и побежать на прогулку;

• попробовать занять малыша; почитать ему книжку, поиграть с ним и пр.;

• лечь спать от обиды, а он пусть сам себя веселит;

• устроить родителям истерику — ведь у тебя были свои планы;

• попробовать придумать какие-нибудь отговорки: «мне уроки надо делать!», «мне на секцию!» и др.

4. ЧТО ПРОИЗОШЛО: классный руководитель предлагает организовать концерт для детей-

инвалидов.

ЧТО СДЕЛАТЬ:

• сославшись на занятость, не принимать участия в подготовке;

• включиться в работу, постараться придумать что-то новое и необычное;

• спросить, чем можно помочь, но, взяв какое-либо поручение, ничего не делать;

• подойти с предложением помочь в подготовке концерта, но на выступление не ехать;

• просто сидеть и молчать: обратят внимание — помогу, не заметят — высовываться не стану.

После каждого выбора задается вопрос «почему?». Итоги работы обсуждаются.

Упражнение «Лесенка настроения»

Цель: изучение эмоционального состояния ребенка (см. приложение 2).

Ведущий. Возвращаемся в общий круг и рассаживаемся вокруг стола. Вы успешно справились с

предыдущим заданием, и мы движемся дальше. Перед вами лежат листы бумаги, на них —

лестница, она необычная. Это лесенка вашего настроения. Вспомните, какой у вас вчера был день, а

самое главное — какое у вас было настроение в те моменты, которые написаны на ступеньках.

Ваша задача: раскрасить эти ступеньки соответственно вашему настроению. Внизу можно

подписать, какое это было настроение.

Результаты можно обсудить.

Приложение 9

Упражнение арт-терапии. Рисуночный тест “Кактус”.

Задание очень простое: "Нарисуй кактус". Пояснения не требуются, свободу фантазии!

Материалы: бумага А4, простой карандаш. Можно также использовать цветные карандаши или другие

материалы для раскрашивания. Это даст дополнительные возможности для интерпретации цвета.

После завершения рисунка можно задать дополнительные вопросы:

1. Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого дома или в какой пустыне)?

2. Этот кактус колется? Его можно потрогать?

3. О нем кто-нибудь заботится?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?

5. Когда кактус вырастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Интерпретация рисуночного теста "Кактус" (с примером)

Общие параметры:

Пространственное положение:

Внизу страницы - заниженная самооценка, вверху - завышенная самооценка, на средней линии -

адекватная самооценка. Справа - ориентация на будущее, слева - уход в прошлое, по центру -

сосредоточение в настоящем.

Размер рисунка:

Менее 1/3 страницы - заниженная самооценка, более 2/3 страницы - завышенная самооценка.

Крупный рисунок, расположенный в центре листа - эгоцентризм, стремление к лидерству.

Маленький рисунок, расположенный внизу листа - неуверенность в себе, зависимость.

Характеристики линий:

Штриховка - тревожность, отрывистые линии - импульсивность, четкие линии - уверенность.

Силу нажима на карандаш удобно смотреть с "изнанки" листа:

Сильный нажим - напряжение (особенно если подчеркнута какая-то деталь), импульсивность; слабый

нажим - слабость, снижение настроения.

Специфические особенности:

Иголки (их может и не быть!) указывают на уровень агрессивности. Большие, длинные, толстые,

ядовитые означают высокий уровень агрессивности. Направленные вверх - на вышестоящих людей

(взрослых, руководство и т.д.), в стороны - на равных (ровесников, того же социального положения),

вниз - на младших (слабых, зависимых, детей).

Домашний кактус (в горшке или в помещении) - ценность семьи, домашнего тепла, стремление к

защите.

Дикий кактус (растет в пустыне) - чувство одиночества (если он там один) или потребность в свободе

(если там много растений).

Цветок, необычная форма, украшения - женственность, демонстративность (любит быть в центре

внимания).

Наличие выступающих отростков - открытость.

Отростки, зигзаги расположены внутри контура - замкнутость.

"Радостный" кактус, яркие цвета - оптимизм, эмоциональный подъем.

Заштрихованный кактус, темные цвета - тревожность, сниженное настроение.

Наличие других кактусов, растений или животных - экстравертированность (общительность).

Только один кактус (неживые предметы не считаются) - интровертированность (погруженность в

себя, замкнутость) или одиночество.

Приложение 10

Беседа «Можно и нельзя»

Цели: показать, что в обществе есть правила, нарушать которые нельзя;

объяснить, почему нельзя нарушать эти правила;

воспитывать уважение к закону;

коррекция и развитие мышления, речи.

- Ребята вам хорошо известно, что существуют такие правила, которые нарушать нельзя. Ведь

невозможно жить там, где все делают, что хотят. Назовите сами, что «можно», а что «нельзя».

Например, нельзя грубо разговаривать с учителями, товарищами. Грубияна не уважают все

нормальные люди. Эти люди понимают, что грубость осложняет жизнь. Грубить запрещено. Поэтому

грубиянов одергивают. А если вас оскорбляют (т.е. унижают)? Людям обидно когда их оскорбляют. За

это грубияна можно наказать.

Нельзя просто так рвать цветы на лесной полянке. Потому, что их становится меньше, а некоторые

растения вообще исчезают. После отдыха в лесу в мае наломают подснежников, в июне сирень,

купальницу. Многие букеты безжалостно полетят в мусорные урны – завяли! А зачем рвали? Таких

хулиганов можно наказать (штраф).

Сейчас послушайте историю про мальчика Витю и подумайте можно или нельзя стрелять из рогатки.

Витя любил поохотиться за воробьями. Для этого у него была сделана отличная рогатка. Люди часто

говорили ему, что нельзя стрелять воробьев. Но он не понимал, почему людей это беспокоит.

Однажды камень, пущенный из рогатки, пролетел мимо воробья и попал в лицо прохожему. Тот был

отправлен в больницу, срочная операция не помогла, человек остался без глаза. Состоялся суд.

Виктор был отправлен в спецшколу для малолетних преступников. Родители Вити еще долго

выплачивали деньги этому прохожему.

Почему же нельзя стрелять из рогатки?

Правильно говорят, что от шалости до беды один шаг.

Нельзя воровать, т.е. брать чужие вещи.

Послушайте небольшой рассказ и подумайте, почему нельзя брать чужое.

Поймали мальчика в горохе и стали бранить. А он говорит:

- Да ведь я вам родня!

- Ты, то нам родня,- сказали мальчику,- да горох, то тебе чужой!

Ребята, давайте пофантазируем и представим себе, что мы живем в обществе, где все можно.

Как бы жилось нам в таком обществе?

Почему есть такие правила, нарушать которые нельзя?

А сейчас мы поиграем в игру. Перед каждым из вас два кружка со словами

«можно» и «нельзя».

Я буду читать, а вы поднимать нужный кружок.

Подумайте можно или нельзя?

- ломать деревья;

- разводить костры;

- бить стекла;

- лгать;

- охотиться, ловить рыбу;

- дать отпор хулигану;

- перебегать проезжую часть улицы.

Придумайте сами, какие - нибудь ситуации, а ребята поднимут нужный кружок

«можно» или «нельзя».

Приложение 11

Формула успеха.

Анкета «Моё отношение к сквернословию»

Обведи наиболее подходящий для тебя ответ.

1.Где чаще всего ты слышишь брань?

на улице

в школе

по телевизору

от знакомых взрослых

дома

2. Как ты думаешь, влияют ли на здоровье человека бранные слова?

да, влияют

нет, не влияют

затрудняюсь ответить

3.Как ты себя чувствуешь, когда понимаешь, что твою брань услышали сверстники?

мне стыдно

испытываю гордость

мне всё равно

я не ругаюсь

4. Как ты себя чувствуешь, когда понимаешь, что твою брань услышали взрослые?

мне стыдно

испытываю гордость

мне всё равно

я не ругаюсь

5.Что, по твоему мнению, выражает лицо человека, который сквернословит?

злость

доброту

радость

ничего

6.Когда ты сквернословишь, какую цель ты преследуешь?

хочешь привлечь внимание

подражаешь кому-то и стремишься быть похожим на него

желаю отомстить кому-то

от обиды

получается случайно

я не ругаюсь

7. Хотел бы ты, чтобы твои друзья, и люди, окружающие тебя, сквернословили?

да

нет

мне всё равно

8. А как ты думаешь, от кого зависит чистота и красота твоей речи?

от меня самого

от других

от меня не зависит

затрудняюсь ответить

После обработки были получены следующие результаты:

1. Где чаще всего ты слышишь брань?

Приложение 12

Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог.

“Ласковое имя”

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом

называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель

обращает внимание детей на ласковую интонацию.

“Разговор по телефону”

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости,

договориться о чем-то и т. д.).

“О чём спросить при встрече”

Цель: учить детей вступать в контакт.

Дети сидят в кругу. У ведущего — эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.). Эстафета переходит из рук

в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече

после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает (“Как

живёте?” — “Хорошо”. “Как идут дела?” — “Нормально”. “Что нового?” — “Все по-старому” и

т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

“Вопрос — ответ”

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч

партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом

задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” — “Радостное”. “Где ты был в

воскресенье?” — “Ходил с папой в гости”. “Какую игру ты любишь?” — “Ловишки” и т.д.).

“Прощай”

Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при

прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной

ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь,

необходимо посмотреть партнёру в глаза.

Игры на развитие навыков невербального общения

“Как говорят части тела”

Цель: учить невербальным способам общения.

Воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи:

как говорят плечи “Я не знаю”;

как говорит палец “Иди сюда”;

как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;

как говорит голова “Да” и “Нет”;

как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

“Зоопарк”

Цель: развивать невербальные способы общения.

Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3

минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное

через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

“Сделай подарок”

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений.

Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок

друг для друга.

“День наступает, всё оживает…”

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.

Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в

хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в

причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным

способом оправдывают позу.

“Здороваемся без слов”

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать

руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).

Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

“Робот”

Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища

спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются

ролями.

“Эхо”

Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.

Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы

отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в

определёенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение

может выполняться в подгруппе (4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении

небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.

“Руки — ноги”

Цель: учить детей чётко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на

собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей.

Детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один

хлопок — поднять руки вверх, на два — встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их

нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя

последовательность и темп хлопков, педагог пытается сбить детей, тренируя их собранность.

“Удержи предмет”

Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром.

Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок

бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате.

Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

“Змея”

Цель: развивать навыки группового взаимодействия.

Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый

ребёнок — “голова змеи”, последний — “хвост змеи”. “Голова змеи” пытается поймать “хвост”, а

потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз “головой”

становится тот ребёнок, который изображал “хвост” и не дал себя поймать. Если же “голова змеи” его

поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное

сопровождение.

Игры на телесный контакт

“Дрозды”

Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд. (Показывают на себя.)

И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.) У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)

У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)

У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)

У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)

У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)

У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)

“Возьмёмся за руки, друзья”

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.Педагог и дети стоят в кругу, на

небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по

очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того,

как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг

замыкается.

“Рисунок на спине”

Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.

Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади,

рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок,

кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются

местами.

“Ручеёк”

Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.

Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за

руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и

выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в

ручеёк и ищет себе пару и т.д.

Приложение 13

-Сказка лож да в ней намёк.

Цель: научить воспитанника применять в жизни основные права и свободу Декларации прав

человека.

- Игра «Сказка лож да в ней намёк».

Приложение 14

Диагностика

МЕТОДЫ, ВЫЯВЛЯЮЩИЕ ОБЪЕКТИВНУЮ КАРТИНУ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

Среди объективных методов, используемых в группе дошкольников, наиболее популярными являются:

♦ социометрия,

♦ метод наблюдения,

♦ метод проблемных ситуаций.

Остановимся на описании этих методов подробнее.

СОЦИОМЕТРИЯ

Уже в начальном звене существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают

занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а

другие

менее.

Обычно

предпочтения

одних

детей

перед

другими

связывают

с

понятием

«лидерство». Проблема лидерства является одной из важнейших в социальной психологии. При всем

многообразии трактовок этого понятия сущность лидерства в основном понимается как способность к

социальной воздейственности, руководству, доминированию и подчинению себе других. Феномен

лидерства традиционно связывается с решением какой-то задачи, с организацией какой-либо важной

для группы деятельности. Данное понимание достаточно трудно приложить к группе школьников .

Этот возраст детей не имеет четких целей и задач, у них нет какой-либо определенной, общей,

объединяющей всех членов деятельности, здесь трудно говорить о степени социального влияния.

Вместе

с

тем

не

вызывает

сомнений

факт

предпочтения

определенных

детей,

их

особой

притягательности. Поэтому более правильно для данного возраста говорить не о лидерстве, а о

привлекательности или популярности таких детей, которая, в отличие от лидерства, не всегда связана с

решением групповой задачи и с руководством какой-либо деятельностью. Степень популярности

ребенка

в

группе

ровесников

имеет

большое

значение.

От

того,

как

складываются

отношения

школьника в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития.

Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявляется

социометрическими

методами,

которые

позволяют

выявить

взаимные

(либо

не

взаимные)

избирательные

предпочтения

детей.

В

этих

методиках

ребенок

в

воображаемых

ситуациях

осуществляет выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов своей группы. Остановимся на

описании некоторых из методик, соответствующих возрастным особенностям школьников 10-11 лет.

Два домика

Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика.

Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, невзрачный, черного цвета.

Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит:

«Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном –игрушек

нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого

хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный

домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом,

и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не

хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо

связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

Приложение 15

Анкета «Нравственные понятия»

Как ты понимаешь следующие слова?

· Мудрость

· Добро

· Зло

· Совесть

· Душа

· Любовь

· Гордыня

· Счастье

· Свобода

· Дружба

· Милосердие

· Долг

· Вина

Ответы детей оцениваются и классифицируются по следующим уровням:

1) понятие не сформировано, ребенок не понимает, о чем идет речь

2) смутные представления о понятии, противоречивые, запутанные

3) четкие представления о понятии, достаточно глубокое (на доступном для возраста анкетируемого

уровне) понимание значения предложенного слова

Следующая методика предназначена для выявления уровня нравственной самооценки учащихся.

Методика №1: диагностика нравственной самооценки

Инструкция: 4 балла - если вы полностью согласны с высказыванием,

3 балла - если, вы больше согласны, чем не согласны

2 балла - если вы немножко согласны

1 балла - если вы совсем не согласны

Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим

образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3

единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала -

это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Для диагностики толерантного поведения учащихся применяется методика «Незаконченные

предложения».

Методика №2: Диагностика этики поведения

«Незаконченные предложения»

Инструкция: Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы

должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть

предложений не надо".

Текст:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

2. Если кто-то надо мной смеется, то я…

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

4. Когда меня постоянно перебивают, то я…

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие,

агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления.

Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств,

мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат:

самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение,

угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств,

отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный

результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из

которых можно только пять". Список заранее записывается на доску.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-и - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Завершает данный комплекс методика изучения нравственной мотивации учащихся.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция: "Я прочитаю вам четыре вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них

ответов один"

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я.

А) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой

игры.

А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее подсчитать сумму положительных ответов, данных учеником.

4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень 0, 1 бал - низкий уровень



В раздел образования