Автор: Ткачук Светлана Стефановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР - д/с "Классика"
Населённый пункт: г Нерюнгри Республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: "Применение новых технологий в учебно - образовательном процессе для раскрытия индивидуальных способностей детей"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Применение новых технологий в учебно -
образовательном процессе для раскрытия индивидуальных способностей
детей»
Вот уже десять лет я пытаюсь применять новые технологии в своей работе.
Год от года, на мой взгляд, становится работать все сложнее и сложнее.
Видимо, это связано с тем, что общество в целом усложняется.
Поэтому,
основами
нового
подхода
к
образованию
становятся
учет
индивидуальных
особенностей
и
потребностей
человека,
доступность
и
качество, соединение привычных и новых элементов в образовании. Все это
относится
и
к
дошкольному
образованию,
потому
что
оно
является
структурной
составляющей
единого
пространства
непрерывного
образования. Современные дети стали более информированы по сравнению
с детьми, 10-15 лет назад. По моему мнению, сегодня очень важно готовить
человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах.
Но это так же и социальный запрос, который соответствует потребностям
ребенка быть самостоятельным, уметь реализовывать свои возможности.
А изменились ли мы воспитатели? Что делаем мы ежедневно, ежечасно,
чтобы
«продвинуть»
каждого
ребенка
дальше
по
пути
реализации
способностей.
Современная
педагогика
дает
воспитателю
выбор.
Если
же
мы
не
воспользуемся им, то поезд времени унесет всех далеко, оставив того, кто не
смог старые традиции обогатить новыми.
Поэтому
то,
я
и
рассматриваю
развивающее
обучение
как
одну
из
альтернатив. Так как здесь непременным условием является сотрудничество,
сотворчество,
субъект
–
субъективные
отношения,
взаимовыручка,
понимание
и
принимание
каждого
ребенка.
Обучение,
как
считал
Джон
Дьюи, должно ориентироваться на естественный рост и развитие природных,
врожденных
свойств
ребенка.
Я
полностью
с
ним
согласна,
так
как
сформированные
на
относительно
небольшой
содержательной
базе
1
интеллектуально - творческие способности могут быть легко перенесены в
любую деятельность, так как имеют универсальный характер.
Заметила,
что
уровень
развития
способностей
значительно
разнится:
некоторые
дети
уже
в
младшем
возрасте
опережают
в
своем
развитии
сверстников,
легко
усваивают
человеческий
опыт,
а
может
быть,
и
нестандартно мыслят. Целостный подход к таким детям необходим, чтобы
суметь развить способности, реализовать их дар.
Начиная с трех - четырехлетнего возраста и до конца дошкольного, а так же в
младшем
школьном
возрасте
идет
бурное
развитие
умственных
способностей.
В этот период ребенок приобретает определенное направление: либо по пути
одаренности, либо по пути обычного, либо по пути «неспособного».
Поэтому, главная задача наша, как педагогов, на мой взгляд, в том, чтобы
отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства
обучения
в
соответствии
с
программой
и
поставленными
задачами.
В
технологии
обучения
содержание,
средства
и
методы
находятся
во
взаимосвязи. Любая современная педагогическая технология
- это синтез
педагогической науки и практики, сочетание элементов прошлого опыта и
социального прогресса.
Подрастающий
ребенок
должен
иметь
возможность
испытать
свои
созревающие способности и реализовать свой потенциал. Только благодаря
этому, ребенок вообще осознает свои способности, приобретет уверенность
при обращении с ними.
Сделала
вывод,
что
ребенок,
почувствовавший
себя
исследователем,
овладевший искусством экспериментатора, побеждает нерешительность, и
неуверенность в себе. Вообще, опыт собственных открытий – одна из лучших
школ характера.
Я
придерживаюсь
мнения,
что
исследование
включает
в
себя
кроме
собственного экспериментирования и умения получать сведения из самых
разных источников, обрабатывать и перерабатывать эти сведения в своей
2
голове, обобщать и классифицировать, то есть, работать на теоретическом
уровне. Иными словами, исследование предполагает - постановку проблемы,
выдвижение гипотез, ее проверку и анализ результатов.
И еще: ребенок, имеющий опыт экспериментирования, не ограничивается
одним
единственным
решением,
а
предлагает
различные
варианты.
Он
подходит к задаче творчески. Работая много лет с детьми, заметила, что,
каждый ребенок неповторим и уникален и если создать условия для его
развития, в ребенке непременно откроются способности, заложенные в нем
от природы. Поэтому, в процессе своей работы, пришла к выводу, что:
- важнее не обучить ребенка, а помочь ему в раскрытии и реализации своих
способностей;
-
ребенок
самостоятельно
мыслит
тогда,
когда
подвергает
любую
информацию
сомнению,
анализирует
и
делает
собственное
заключение, не важно, что оно может быть ошибочным;
- важно вести обучение в игровой и исследовательской форме, используя
личный
опыт
ребенка
и
проблемные
ситуации.
Необходимо
поощрять
исследования детей в поиске неординарных решений;
- развивая ребенка, нельзя использовать негативную оценку. Это приговор,
это насилие. Только поощрение, к малейшему успеху ребенка помогает ему
обрести веру в себя;
-
готовность
к
действию
базируется
на
трех
фундаментальных
точках
развития: «хочу», «могу», «буду», только тогда в его развитии будет заложен
фундамент
будущей
личности
инициативной,
решительной,
способной
принимать самостоятельные решения;
Я,
безусловно,
получаю
огромное
удовлетворение,
когда
после
длительных раздумий, слышу: «Я думаю, это потому, что…» «А я думаю
иначе, это произошло из – за…» И масса всевозможных вариантов.
Но как можно в этой работе обойтись без развивающих канонов. Их широко
используют
в
системе
Эльконина
–
Давыдова
–
Репкина.
Развивающие
каноны
можно
применять
на
любых
занятиях,
они
обозначают
форму
заданий,
целенаправленно
развивающих
те
или
иные
интеллектуальные
3
качества, необходимые для творческой работы. Это упражнение, элемент
интеллектуальной
игры
или
задача,
состоящая
из
не скольких
пространственно
организованных
элементов,
связанных
между
собой
логическими, ассоциативными или иными связями. Их можно применять для
тренинга
памяти,
развития
аналитических
способностей,
творческого
с а м о в ы р а ж е н и я .
П р и м е н е н и е
р а з в и в а ю щ и х
к а н о н о в
п р и
экспериментировании может быть использовано, когда дети делают вывод.
Кроме
экспериментирования,
призываю
всех
педагогов
в
учебно
–
образовательном процессе применять в комплексе
и другие технологии,
которые помогают в полной мере раскрыть способности детей, а так же
перестроить
учебный
процесс,
сделать
его
более
интересным,
усвоить
материал более доступными способами.
Считаю,
что
в
работе
с
детьми,
начиная
со
средней
группы,
просто
необходимо использовать технологи ТРИЗ, так как они помогают:
-выявить и решить научные исследовательские задачи любой сложности;
-
прогнозировать
развитие
систем,
получать
перспективные
решения,
оценивать их эффективность;
- максимально использовать ресурсы природы;
- развивать качества творческой личности, воображение, мышление.
Каждый день работы с детьми – это поиск.
Не нужно пытаться
раскрыть перед детьми истину,
важно научить их находить ее, поэтому
постоянно перед детьми просто необходимо ставить проблему.
А ещё, считаю, что
в работе с дошкольниками необходимо использовать
следующие способы активизации учебной деятельности:
-проблемное изложение знаний;
-дискуссии;
-комментирование упражнений;
-самостоятельная работа детей;
-творческая работа;
-коллективная познавательная деятельность.
4
Так же
с детьми дошкольного возраста просто необходима организация
активной и интересной мыслительной деятельности. В этом могут помочь
нетрадиционные занятия. Наиболее распространенные в практике: занятия -
КВН, сказка, путешествие, спектакль, викторина, игра, ярмарка, По каким
направлениям еще можно работать на своих занятиях? Думаю, нужно отдать
предпочтение
личностному
развитию
ребенка.
Тогда
-
основной
задачей
будет: развитие личностных функций, связанных с речевой деятельностью,
памятью, восприятием, воображением, мышлением, эмоционально - волевой
сферой ребенка.
Выражу общее мнение, что главная особенность инновационного подхода
к организации воспитательно-образовательного процесса – активизировать
обучение,
придав
ему
исследовательский,
творческий
характер,
и
таким
образом, передать ребенку инициативу в организации своей познавательной
деятельности, в соответствии с имеющимися способностями.
5