Напоминание

"Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством сочинения сказок"


Автор: Свиридова Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 6 "Светлячок""
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством сочинения сказок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

посредством сочинения сказок.

Свиридова Марина Владимировна

В наше время творчество достаточно высоко ценится, а специальности,

связанные с ним, становятся всё более востребованными. К ним относятся

парикмахеры, стилисты, создатели телепередач, организаторы праздничных

мероприятий, фотографы, дизайнеры одежды, флористы, бармены и другие.

Все эти профессии требуют определённых талантов и творческих

способностей.

Творчество – это активная, целенаправленная деятельность человека, в

результате которой возникает что-то новое, оригинальное.

Формирование творческой личности является важной задачей

педагогической теории и практики на современном этапе.

Дошкольное детство – благоприятный период для развития творческих

способностей, т.к. в этот период дети чрезвычайно любознательны, у них есть

огромное желание познавать окружающий мир. А накопление опыта и

знаний – надёжный фундамент для развития творчества. Каждый ребёнок

талантлив и индивидуален, он может стать «звёздочкой» и «зажигать» всех

своей неповторимостью и энергией. Творческий ребёнок – это думающий

ребёнок. Творческие дети, как показывает диагностика, мало болеют

простудными заболеваниями, т.к. у них развито позитивное отношение ко

всему происходящему. Поэтому, проблема развития творческих

способностей у детей стоит сейчас очень остро.

Богатейшим источником развития творческих способностей детей является

сказка. С помощью сказки дети учатся творить, удивляться и познавать,

умеют находить решение в нестандартных ситуациях. Основными

показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли,

оригинальность, любознательность, точность и смелость. В самой природе

сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности

мышления. Сказки помогают развить фантазию ребёнка, сделать обучение

привлекательным, интересным и творческим.

Существует несколько этапов работы со сказкой.

1.

Знакомство детей со сказками (чтение, рассказывание, беседы,

рассматривание иллюстраций).

2.

Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественным

произведениям через лепку, рисование, конструирование,

изготовление атрибутов к драматизации.

3.

Сочинение сказки.

4.

Разыгрывание сюжета сказки.

Существует несколько индивидуальных и коллективных приемов работы по

обучению ребёнка сочинению сказок:

1.

«Закончи сказку», где ребёнок придумывает свой конец уже известной

сказки. Целью такого задания - развитие умения логически завершать

какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно

заканчивать мысль, активизировать словарный запас.

2.

Сочинение сказки по сериям картинок. Целью данного задания -

помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов;

формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные

для характеристики персонажей; учить малыша выстраивать сюжет в

логически верной последовательности, давать характеристику места и

времени действия - это должно способствовать развитию воображения

и творческого мышления ребенка.

3.

Коллективное сочинение сказок. В процессе совместной деятельности

ребенок получает наглядное представление о том, что значит

придумывать сказку поэтапно, в коллективе. Заметив, что у детей есть

способность сочинять, можно дать им задание, придумать сказку, а

другим детям – нарисовать иллюстрации к ней. Получится небольшая

книжка. Этот этап коллективного творчества – не менее значим, так как

в результате может появиться весьма оригинальный и актуальный для

всей группы продукт, отличающейся своей новизной и уникальностью.

4.

Инсценировка сказки. Цель такого задания - активизация творческого

отношения к слову. Творческое осмысление должно проявиться в

умении трансформировать словесный сказочный образ в

драматический.

5.

Сказка на заданную тему.

6.

Сказка о каком-либо герое.

7.

Сказка на свободную тему. Этот жанр - вершина словесного творчества

малыша. Он должен самостоятельно придумать название сказки,

персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин,

кульминацию, концовку.

Детская сказка должна быть короткая и эмоциональная. Не стоит требовать

от ребёнка сочинять длинную сказку на протяжении нескольких дней. Герои в

ней дерутся, кричат, переживают, побеждают, ссорятся и мирятся. В

каждой детской истории есть и замысел, и сюжет, и прекрасные герои.

Ребенок не всегда умеет донести до слушателя свои мысли. Даже если

кажется, что в истории ребенка нет ничего особенного, в ней обязательно

есть его внутренний мир. Нужно только прислушаться повнимательнее, и

тогда за героями сказки мы обязательно увидим самого ребенка.

Безусловно каждое произведение юного сказочника должно поощряться,

вознаграждаться и приниматься, а сами образы тогда станут разнообразнее и

богаче.

При сочинении с детьми сказок очень важна совместная работа воспитателя

и родителей. Теплая атмосфера в семье, дружные отношения в детском саду

– важная предпосылка для развития творческих способностей у детей.

Родители и педагоги должны постоянно стимулировать ребёнка к творчеству,

сдержанно относиться к любым выдумкам ребёнка, даже если они окажутся

нелепыми и странными. От того, какие книги читают родители в семье,

какими видами совместного творчества занимаются, и даже от того, каким

образом они отвечают на вопросы своих детей, зависит развитие творческого

воображения и фантазии у детей.

Таким образом, взрослым принадлежит главная роль в развитии творческих

способностей у детей. Необходимо только это развивать последовательно,

системно, уделяя большое внимание личности, индивидуальности каждого

воспитанника, иначе эти способности могут угаснуть. Даже если в будущем

ребёнок не станет знаменитым писателем, художником, актером, но он

обретёт творческий подход к решению любых жизненных задач. Благодаря

этому, он вырастит интересной личностью, способной легко преодолевать

трудности, возникающие у него на пути.

Список литературы:

1.

Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Как я расту: Советы психолога

родителям – М.: Просвещение 1996.

2.

Корчаловская Н.В. Посевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию

творческих способностей дошкольников. – Ростов на/Д, 2003.

3.

Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет – Ярославль: Академия

развития, 2000.

4.

Пропп В.Я. Русская сказка. (Собрание трудов В.Я. Проппа). - М., 2000.

5.

Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.



В раздел образования