Автор: Свиридова Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 6 "Светлячок""
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством сочинения сказок"
Раздел: дошкольное образование
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
посредством сочинения сказок.
Свиридова Марина Владимировна
В наше время творчество достаточно высоко ценится, а специальности,
связанные с ним, становятся всё более востребованными. К ним относятся
парикмахеры, стилисты, создатели телепередач, организаторы праздничных
мероприятий, фотографы, дизайнеры одежды, флористы, бармены и другие.
Все эти профессии требуют определённых талантов и творческих
способностей.
Творчество – это активная, целенаправленная деятельность человека, в
результате которой возникает что-то новое, оригинальное.
Формирование творческой личности является важной задачей
педагогической теории и практики на современном этапе.
Дошкольное детство – благоприятный период для развития творческих
способностей, т.к. в этот период дети чрезвычайно любознательны, у них есть
огромное желание познавать окружающий мир. А накопление опыта и
знаний – надёжный фундамент для развития творчества. Каждый ребёнок
талантлив и индивидуален, он может стать «звёздочкой» и «зажигать» всех
своей неповторимостью и энергией. Творческий ребёнок – это думающий
ребёнок. Творческие дети, как показывает диагностика, мало болеют
простудными заболеваниями, т.к. у них развито позитивное отношение ко
всему происходящему. Поэтому, проблема развития творческих
способностей у детей стоит сейчас очень остро.
Богатейшим источником развития творческих способностей детей является
сказка. С помощью сказки дети учатся творить, удивляться и познавать,
умеют находить решение в нестандартных ситуациях. Основными
показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли,
оригинальность, любознательность, точность и смелость. В самой природе
сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности
мышления. Сказки помогают развить фантазию ребёнка, сделать обучение
привлекательным, интересным и творческим.
Существует несколько этапов работы со сказкой.
1.
Знакомство детей со сказками (чтение, рассказывание, беседы,
рассматривание иллюстраций).
2.
Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественным
произведениям через лепку, рисование, конструирование,
изготовление атрибутов к драматизации.
3.
Сочинение сказки.
4.
Разыгрывание сюжета сказки.
Существует несколько индивидуальных и коллективных приемов работы по
обучению ребёнка сочинению сказок:
1.
«Закончи сказку», где ребёнок придумывает свой конец уже известной
сказки. Целью такого задания - развитие умения логически завершать
какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно
заканчивать мысль, активизировать словарный запас.
2.
Сочинение сказки по сериям картинок. Целью данного задания -
помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов;
формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные
для характеристики персонажей; учить малыша выстраивать сюжет в
логически верной последовательности, давать характеристику места и
времени действия - это должно способствовать развитию воображения
и творческого мышления ребенка.
3.
Коллективное сочинение сказок. В процессе совместной деятельности
ребенок получает наглядное представление о том, что значит
придумывать сказку поэтапно, в коллективе. Заметив, что у детей есть
способность сочинять, можно дать им задание, придумать сказку, а
другим детям – нарисовать иллюстрации к ней. Получится небольшая
книжка. Этот этап коллективного творчества – не менее значим, так как
в результате может появиться весьма оригинальный и актуальный для
всей группы продукт, отличающейся своей новизной и уникальностью.
4.
Инсценировка сказки. Цель такого задания - активизация творческого
отношения к слову. Творческое осмысление должно проявиться в
умении трансформировать словесный сказочный образ в
драматический.
5.
Сказка на заданную тему.
6.
Сказка о каком-либо герое.
7.
Сказка на свободную тему. Этот жанр - вершина словесного творчества
малыша. Он должен самостоятельно придумать название сказки,
персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин,
кульминацию, концовку.
Детская сказка должна быть короткая и эмоциональная. Не стоит требовать
от ребёнка сочинять длинную сказку на протяжении нескольких дней. Герои в
ней дерутся, кричат, переживают, побеждают, ссорятся и мирятся. В
каждой детской истории есть и замысел, и сюжет, и прекрасные герои.
Ребенок не всегда умеет донести до слушателя свои мысли. Даже если
кажется, что в истории ребенка нет ничего особенного, в ней обязательно
есть его внутренний мир. Нужно только прислушаться повнимательнее, и
тогда за героями сказки мы обязательно увидим самого ребенка.
Безусловно каждое произведение юного сказочника должно поощряться,
вознаграждаться и приниматься, а сами образы тогда станут разнообразнее и
богаче.
При сочинении с детьми сказок очень важна совместная работа воспитателя
и родителей. Теплая атмосфера в семье, дружные отношения в детском саду
– важная предпосылка для развития творческих способностей у детей.
Родители и педагоги должны постоянно стимулировать ребёнка к творчеству,
сдержанно относиться к любым выдумкам ребёнка, даже если они окажутся
нелепыми и странными. От того, какие книги читают родители в семье,
какими видами совместного творчества занимаются, и даже от того, каким
образом они отвечают на вопросы своих детей, зависит развитие творческого
воображения и фантазии у детей.
Таким образом, взрослым принадлежит главная роль в развитии творческих
способностей у детей. Необходимо только это развивать последовательно,
системно, уделяя большое внимание личности, индивидуальности каждого
воспитанника, иначе эти способности могут угаснуть. Даже если в будущем
ребёнок не станет знаменитым писателем, художником, актером, но он
обретёт творческий подход к решению любых жизненных задач. Благодаря
этому, он вырастит интересной личностью, способной легко преодолевать
трудности, возникающие у него на пути.
Список литературы:
1.
Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Как я расту: Советы психолога
родителям – М.: Просвещение 1996.
2.
Корчаловская Н.В. Посевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию
творческих способностей дошкольников. – Ростов на/Д, 2003.
3.
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет – Ярославль: Академия
развития, 2000.
4.
Пропп В.Я. Русская сказка. (Собрание трудов В.Я. Проппа). - М., 2000.
5.
Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.