Автор: Куркина Александра Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Филиал №1 "Лесная полянка" МБДОУ детского сада №124 г.Пензы
Населённый пункт: Пенза
Наименование материала: конспект НОД по дифференциации звуков С и Ш в старшей группе
Тема: "Наши гости"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 124 города Пензы «Гномик»
Филиал № 1 «Лесная полянка» МБДОУ детского сада № 124 г. Пензы
Конспект НОД по дифференциации звуков [С] и [Ш] в старшей
группе на тему: «Наши гости»
Учитель-логопед:
Куркина Александра Викторовна
Пенза,2019
Ход НОД:
№
Этап. Задачи этапа. Время.
Деятельность логопеда.
Деятельность детей.
I
Орг. момент (30 сек.)
Задачи:
-привлечь внимание
ребенка;
-настроить его на активное
восприятие материала.
Логопед просит ребенка вспомнить,
какие звуки они учились различать на
слух во время прошлой встречи. Затем,
выкладывают на стол две картинки с
изображением девочек, и говорит, что
сегодня к ним пришли две сестрички
Соня и Шура, они очень любят те звуки,
с которых начинаются их имена. Сейчас
Соня Шура услышали эти звуки и
поспешили в гости.
Ребенок вспоминает и говорит, что в
прошлый раз они учились слышать и
различать звуки
[
С
]
и
[
Ш
]
.
II
Основная часть (7 мин.)
1)Уточнение артикуляции
звуков
[
С
]
и
[
Ш
]
(работа с
таблицей и зеркалом).
Задача:
-закреплять разницу в
артикуляции свистящих и
шипящих звуков.
Логопед уточняет у ребенка, какой звук
любит Соня, а какой Шура. Затем
логопед предлагает вспомнить различия
в артикуляции этих звуков и рассказать о
них Соне и Шуре. При рассказе об
артикуляции данных звуков логопед
предлагает ребенку воспользоваться
таблицей и большим зеркалом.
Ребенок под контролем логопеда
повторяет – Соня, выделяя голосом звук
[
С
]
и делает вывод, что Соня любит звук
[
С
]
, затем произносит Шура, и выясняет,
что она любит звук
[
Ш
]
. С помощью
таблицы и зеркала ребенок рассказывает,
что при произнесении звука
[
С
]
губы
улыбаются и видны сближенные зубы,
язык лежит за нижними резцами, а при
произнесении
[
Ш
]
губы образуют
«окошечко», между зубами щель,
широкий язык, образует «чашечку» и
поднят наверх.
2) Д/и «Добавь звук/слог»
Задачи:
-упражнять ребенка в
Логопед рассказывает, что Соне и Шуре
очень интересно узнать, чем отличается
работа органов артикуляции при
Ребенок внимательно слушает
инструкцию и выполняет задание,
называя полученные слова:
дифференциации
смешиваемых свистящих и
шипящих звуков на
материале слов;
-совершенствовать
фонематическое
восприятие на материале
смешиваемых звуков;
-развивать психические
процессы: восприятие,
внимание, мышление,
память.
произношении звуков
[
С
]
и
[
Ш
]
, и они
решили проверить умеет ли ребенок
внимательно слушать.
Логопед произносит части слов, а
ребенок должен дополнить недостающие
части звуками
[
С
]
и
[
Ш
]
или слогами с
этими звуками:
1.С или Ш:
лес…,эта…,ква…,гуа…,анана…,
глобу…, малы…, но…, ду…, насо…,
мыш…, фоку…
2.СА или ША:
ли…, ка…, ко…, Ната…, Са…, плак…,
о…, кляк…, гру…
3.СЫ или ШИ:
камы…,о…, каранда…, детёны…, бу…,
ве…, ча…, ладо…
Логопед следит за правильностью
выполнения задания.
1.лес, этаж, квас, гуаш, ананас, глобус,
малыш, нос, душ, насос, мышь, фокус.
2.Лиса, каша, коса, Наташа, Саша, плакса,
оса, клякса, груша.
3.камыши, осы, карандаши, детеныши,
бусы, весы, чаши, ладоши.
Ребенок старается следить за своим
произношением и не смешивать звуки
[
С
]
и
[
Ш
]
.
3) Д/и «Четвертый лишний»
Задачи:
-развивать умение выделять
лишний предмет по
заданному признаку;
-формировать способность
к обобщению;
-упражнять ребенка в
дифференциации
Логопед говорит, что Соне и Шуре очень
понравилось, как ребенок отвечал. Они
уверены, что он много знает о звуках
[
С
]
и
[
Ш
]
и сможет рассудить, правильно ли
они поделили слова между собой.
Логопед просит ребенка повторить ряд из
4 слов, определить, какое слово лишнее,
объяснить почему.
Сапоги, шуба, шорты, колбаса.
Ребенок повторяет за логопедом, четко
проговаривая слова, делает вывод о
лишнем слове и объясняет свой выбор.
Например:
Слива, груша, апельсин, свёкла.
Лишнее слово свекла, потому что это
овощ, а остальное - фрукты.
смешиваемых свистящих и
шипящих звуков на
материале слов.
Собака, кошка, лиса, лошадь.
Шапка, шарф, сарафан, шуба.
Шапка, сапоги, шуба, шорты.
Шкаф, миска, ложка, чашка.
Сосна, ромашка, осина, береза.
Слива, груша, апельсин, свёкла.
Картошка, капуста, груша, чеснок.
Логопед называет слова, закрыв губы
экраном, чтоб ребенок не мог
ориентироваться по артикуляции и
четко произносит слова.
4) Д/и «Эхо».
Задачи:
-упражнять ребенка в
дифференциации
смешиваемых свистящих и
шипящих звуков на
материале слов;
-совершенствовать
фонематическое
восприятие на материале
смешиваемых звуков;
-развивать психические
процессы: восприятие,
внимание.
Логопед предлагает ребенку поиграть с
Соней и Шурой и четко, правильно
проговорить все слова так, чтоб не
перепутать звуки
[
С
]
и
[
Ш
]
, а значит не
обидеть этих девочек.
Слова: Саша, суша, сушки, сушилка,
шест, шесть, свыше, шерсть, шалость,
спешка, шелест, слушать, слышать,
Сашенька, старший, страшно, солнышко,
стеклышко, шоссе, смешок, смешинка,
скошу, смешу, спешу, сушить, смешить,
спешить, стишок, смешно, несешь,
усмешка, успешно, душистый,
пушистый, послушный , сынишка,
трусишка, старушка, расшумелась,
пастушок, машинист.
Логопед контролирует правильность
Ребенок повторяет за логопедом, четко
проговаривая слова, стараясь не
перепутать звуки
[
С
]
и
[
Ш
]
.
повторения слов ребенком, исправляет
допущенные ошибки.
III
Физкультминутка (1,5 мин.)
Задачи:
-переключить с одного вида
деятельности на другой;
-дать ребенку отдохнуть;
-упражнять в согласовании
речи с движениями.
Логопед говорит, что Соне и Шуре пора
отправляться домой, и они просят
ребенка помочь им накачать колесо. Для
это нужно произносит С-с-с-с-с и
разводить руки в стороны имитируя, как
раздувается колесо, когда его накачивает
насос, а затем Ш-ш-ш-ш-ш и сближать
руки, показывая, как сдувается дырявое
колесо, когда из него через дырку
выходит воздух.
Предпринимается 2-3 попытки
«накачать колесо».
Ребенок повторяет вслед за логопедом
текст и движения.
IV
Заключительная часть ( 4
мин.)
Д/и «Придумай
предложения»
Задачи:
-упражнять ребенка в
дифференциации
смешиваемых свистящих и
шипящих звуков на
материале словосочетаний,
предложений;
-совершенствовать
фонематическое
восприятие на материале
Логопед рассказывает, что раз колесо для
Сони и Шуры накачать не удалось, то
они могут еще немножко поиграть с
ребенком, пока ждут своего автобуса.
Соня и Шура придумали словосочетания
в которых есть и звук
[
С
]
и звук
[
Ш
]
и
предлагают ребенку попробовать
придумать предложения с этими
словосочетаниями.
Словосочетания: седой дедушка, старая
бабушка, сосновые шишки, веселый
малыш, шумный класс, соленые
волнушки, куст шиповника, сухие сушки,
пушистая кошка, душистый ландыш,
Ребенок повторяет словосочетание и
пробует придумать с ним предложение.
Например: Старая бабушка вяжет
носок. Куст шиповника вырос в саду.
смешиваемых звуков;
-формировать навык
составления предложений с
заданным словосочетанием;
-развивать психические
процессы: восприятие,
мышление.
смешные стишки, вишневый сад, вкусная
лапша, большая собака, столовая ложка,
сладкий шоколад, лесная опушка,
полосатый шмель.
V
Итог (2 мин.)
Задачи:
-упражнять в подборе слов
с заданным звуком;
-подвести итоги НОД;
-подготовить постепенный
переход к другим видам
деятельности.
Логопед говорит, что пришло время
прощаться с Соней и Шурой, предлагает
на прощание подарить им подарки и
спрашивает слова, с каким звуком
понравятся Соне, а с каким Шуре.
Логопед следит за правильностью
подбора слов и тем, чтобы Соня и Шура
получили одинаковое количество
подарков.
Логопед благодарит ребенка за подарки и
очень просит от лица девочек Сони и
Шуры следить за их любимыми звуками
и научиться их никогда не путать.
Ребенок придумывает для Сони слова со
звуком
[
С
]
, а для Шуры слова со звуком
[
Ш
]
.
За каждое правильно придуманное слово
ребенок получает фишку, которую
кладет рядом с картинкой, где
нарисована Соня или Шура в
зависимости от звука, присутствующего
в этом слове.