Автор: Коровина Наталия Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Международный образовательный комплекс "Гармония - школа №97" школа Гармония
Населённый пункт: Удмуртская Республика, город Ижевск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к природе во внеурочной деятельности
Раздел: полное образование
Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения
к природе во внеурочной деятельности
В современных условиях взаимодействие человека и природы привело
к нарастающему катастрофическому разрушению окружающей природной
среды,
т.
е.
к
планетарному
экологическому
кризису.
В
этих
условиях
большое
значение
приобретает
общее
и
экологическое
образование.
Оно
рассматривается как одно из немногих эффективных средств преодоления
экологического
кризиса
на
глобальном
и
национальном
уровнях,
т.
е.
изменения
нарушившегося
равновесия
в
системе
«человек–технология–
природа».
Экологическое
образование
—
это
актуальная
социально–
экономическая и психолого–педагогическая проблема, сущностью которой
является
формирование
у
учащихся
ответственного,
в
том
числе
эмоционально–ценностного отношения к природе.
Назарова
Н.
С.
считает,
что
экологическое
образование
—
это
многоаспектный процесс, включающий в себя: «во–первых, формирование
научной системы знаний в области взаимодействия общества и природы, т. е.
рационально–логическую грань сознания личности; во–вторых, воспитание
гуманистического
мироощущения
(эмоционально–чувственного
мира
личности);
в–третьих,
формирование
волевого
фактора,
без
которого
невозможна
реализация
экологических
знаний
и
чувств
в
практической
деятельности» [2, с. 5].
В
экологическом
образовании
сформировались
различные
методологические
подходы
(психологический,
педагогиче ский,
деятельностный, компетентностный и др.) к формированию экологической
культуры учащихся. Такое положение сложилось из–за того, что это явление
многомерное,
неоднозначное
и
в
рамках
одного
подхода
не
может
быть
рассмотрено
полностью,
требуется
—
комплексный
подход.
В
каждом
подходе
есть
достоинства
и
недостатки,
но
в
любом
из
подходов
теоретические знания преобладают над практической деятельностью.
Старший
школьный
возраст
(15-17
лет)
можно
рассматривать
как
ключевую ступень экологического образования, поскольку именно в этот
период жизни личность приобретает основы личностной культуры, ее базис,
соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей. Именно в
этот
возрастной
период
происходит
осознание
особой
универсальной
ценности
природы
для
общества
и
человека,
понимание
важнейших
взаимосвязей в системе «человек —общество —природа», осознание роли
антропогенного фактора в измерении природных комплексов, обеспечивается
широкое включение учащихся в практическую экологическую деятельность.
Только
в
старшем
школьном
возрасте
при
систематической
и
целенаправленной
эколого–воспитательной
работе
в
процессе
не
только
учебном процессе, но и во внеурочной деятельности, можно сформировать
систему
научных
экологических
знаний,
ценностных
экологических
ориентаций,
положительной
мотивации
по
отношению
к
экологической
деятельности, ответственное отношение к природной среде, что является
необходимыми
условиями
и
факторами
становления
и
развития
основ
экологической культуры.
Под
экологическим
образованием
старшеклассников
нами
понимается
непрерывный специально организованный процесс обучения, воспитания и
развития учащихся, направленный на формирование системных научных и
практических
природоохранных
и
экологических
знаний
об
окружающей
среде, умений и навыков экологической деятельности и формирование основ
экологической
культуры
в
контексте
концепции
устойчивого
развития.
Большинство исследователей, обсуждая феномен экологической культуры,
опираются
на
подсистемы
понятия,
в
качестве
которых
выступают
экологическое
сознание,
экологическое
отношение,
экологическая
деятельность,
т.
е.
экологическая
культура
рассматривается
как
широкое
интегративное
свойство
личности.
Экологическое
образование
старшеклассников
создает
необходимые
предпосылки
для
того,
чтобы
изменения
в
личности
шло
в
направлении,
помогающей
ей
освоить
современную,
«эколого–гуманистическую»
(Д.
Н.
Кавтарадзе)
научную
картину мира XXI века и сформировать в процессе учебной деятельности
базовые
основы
экологической
культуры.
В
этой
связи
экологическое
образование
по
своим
целям
и
содержанию
обращено
не
только
к
когнитивному
и
деятельностному
компонентам,
но
и
к
эмоционально–
эстетическому и ценностно–смысловому, которые образуют базовые ядро
содержания
экологической
культуры.
Таким
образом,
сущность
экологического
образования
старшеклассников
—
формирование
новой
научной
картины
мира
и
адекватной
системы
деятельности.
Учебный
процесс, являясь сугубо социокультурным, с одной стороны соотносится со
своим социально значимым содержанием, а с другой — детерминирован
опытом
личности
как
субъекта
образовательного
процесса
и
носителя
экологической
культуры.
Поэтому
общее
и
экологическое
образование
ориентировано
на
формирование
и
воспитание
личности
как
субъекта
собственной экологоориентированной деятельности. В случае экологического
образования
старшеклассников
результат
остается
невысоким,
и
в
значительной
мере
детерминированным
логикой
развития
личности
старшеклассника, степенью осознания ею своих внутренних потребностей и
целей.
Обратимся
к
концепции
смешанной
модели
формирования
экологического
образования
в
старшей
школе,
так
как
в
нашем
педагогическом исследовании она является ведущей [1]. Смешанная модель
считается более перспективной. В этой модели содержание экологических
знаний
рассматривается
с
учетом
особенностей
традиционных
учебных
предметов,
а
также
целостно
в
самостоятельных
интегрированных
предметах,
которые
предусматриваются
для
каждого
этапа
обучения.
В
средних школах, как правило, реализуется в основном смешанная модель
построения
образовательного
процесса.
Таким
образом,
формирование
экологической культуры и ее основных компонентов происходит в процессе
учебной деятельности.
Крутецкий
В.
А.
под
деятельностью
понимает
форму
активного
отношения
человека
к
окружающему
миру
[4,
с.
55].
Обобщенное
определение деятельности приводится в «Педагогическом словаре» (1960):
где
под
деятельностью
понимают
важнейшую
форму
проявления
жизни
человека, его активного отношения к окружающей действительности. На
основе
приведенных
определений
мы
считаем,
что
деятельность
представляет
собой
активную
форму
проявления
жизни
человека,
направленную в соответствии с потребностями и мотивами.
Анализ литературы позволяет выделить специфические особенности
учебной деятельности: при выполнении учебной деятельности у индивида
нет других целей, кроме усвоения социального опыта (Н. С. Талызина);
направленность на овладение способами деятельности еще в процессе ее
конструирования
(В.
А.
Сластенин);
специфические
для
учебной
деятельности потребность и мотив: овладение теоретическим отношением к
действительности и соответствующими ему способами ориентации в ней (В.
В. Давыдов); сознательный характер учебной деятельности; социальность
учебной деятельности; преобразовательный характер учебной деятельности;
учебная
деятельность
является
выражением
человеческой
активности;
учащийся выступает не только в качестве субъекта, но и в качестве объекта
учебной деятельности; учебная деятельность имеет место лишь в том случае,
если изменения в субъекте не только результат деятельности, но и отвечают
ее целям (Е. И. Машбиц); эмоциональная окрашенность (М. Н. Скаткин).
Рассмотрим понимание
экологического образования не только как
учебный процесс, но и как результат процесса обучения, и для того чтобы
этот результат был эффективным необходимо, чтобы личность развивалась в
сконструированных
специальным
образом
целостных
педагогических
условиях образовательной среды. Образовательная среда является сложным
по
структуре
целостным
образованием,
включающим
разноплановые
компоненты (в том числе имеющие психологическую природу). Развивающая
образовательная среда обеспечивается комплексом условий (дидактических,
процессуально–деятельностных,
оценочно–результативных)
для
развития
субъектов
образовательного
процесса,
обеспечения
условий
усвоения
учащимися ценностных представлений, эмоционально–эстетических чувств
адекватных содержанию базовых компонентов экологической культуры. В
школьной
образовательной
среде
традиционно
выделяются
три
составляющие: учитель, ученик и их совместная деятельность (для ученика
она
представлена
учебной
деятельностью,
для
учителя
деятельностью
обучения).
Ученик
представлен
в
виде
субъекта
деятельности
учения
(такими
своими
качествами,
как
активность,
мотивация,
уровень
обученности),
субъекта педагогического общения (коммуникативность и ее составляющие)
и
как
личность
(нравственные
качества,
эмоциональные
отношения,
ценностные ориентации и пр.).
Ценности
—
это
явления
и
их
свойства,
которые
имеют
социокультурный
смысл
и
предназначены
для
конкретной
личности
в
качестве
средств
удовлетворения
ее
потребностей,
интересов
и
составляющие средство ее социокультурного развития. Поэтому Янакиева Е.
К. основной целью экологического воспитания учащихся считает развитие
личности, как субъекта экологосоозбразного отношения, что выражается в
отношении личности к себе и природе, на которые влияют экологические
условия окружающей среды [6]. В современных условиях раскрытие новых
аспектов
реального
воплощения
ценностей
в
жизнедеятельности
обучающихся
связано
с
переосмыслением
ценностных
оснований
современной
культуры
и
с
необходимостью
увязки
с
формируемой
экологической
культурой
личности
и
общества
в
контексте
концепции
устойчивого развития человеческой цивилизации.
В
процессе
учебной
деятельности
на
уроках
биологии
и
других
естественнонаучных дисциплин, важным является формирование на основе
содержания
соответствующих
естественнонаучных
дисциплин
опыта
эмоционально–ценностного
отношения
к
окружающей
природной
среде.
Деятельность личности основывается на потребностях и мотивах, которые в
свою
очередь,
вызывают
у
детей
определенные
отношения,
оценку
различных объектов, удовлетворяющих эти потребности, и соответствуют их
мотивам. Эмоции поддерживают необходимый уровень активности действия,
влияют на формирование и реализацию мотивов, объединяют внешний и
внутренний опыт и др. Реализация эмоциональных стереотипов есть средство
реального чувственного контакта с окружающей природной средой. Эмоции
не
только
являются
неотъемлемым
компонентом
экологиче ской
деятельности,
но
активно
выполняют
функции
по
ее
регуляции.
Они
являются «представителями» мотива в сознании и связывают с ним субъекта
деятельности: «даже когда мотивы не осознаются, они все же находят свое
психическое отражение, но в особой форме, в форме эмоциональной окраски
действий» (А. Н. Леонтьев). То есть, через эмоции и их посредством, мотив
становится осознанным для субъекта. В этом и заключается побуждающая
функция эмоций, именно в этой функции они релевантны для деятельности.
Эмоции сигнализируют также о личностном смысле компонентов ситуаций и
действий, и в этом состоит их ориентирующая функция. Эмоции — это
чувства, переживания, особый класс психических процессов и состояний,
возникающих при выполнении экологической деятельности и в связи с ней, а
также под влиянием внешних и внутренних воздействий и обстоятельств.
Экологические
чувства,
являющиеся
предметом
эмоциональной
сферы
личности, включают в себя: чувства прекрасного и красоты, возникающие в
процессе общения с природой (эстетическое восприятие природы) и чувства
ответственности за состояние окружающей природной среды перед собой,
будущими поколениями (формирование бережного отношения к природе).
Таким образом, чувства и эмоции регулируют оценку окружающего с
точки зрения соответствия каждого из объектов потребностям и мотивам
субъекта. Экологические эмоции возникают при соотнесении потребностей
старшеклассников со степенью соответствия того или иного объекта природы
или
экоориентированной
деятельности.
Эмоционально–ценностное
отношение к природе — это интегративное личностное качество, которое
можно
определить
как
направленность
эмоций
личности,
обусловленную
совокупностью потребностей, на ценностные объекты окружающей среды,
среди
которых
доминирует
природа
(лес,
луг,
водопад,
ручей
и
др.),
определяющая
особенности
деятельности
и
поведение
ученика.
Процесс
формирования
теоретического
эмоционально–ценностного
отношения
к
природе
можно
представить
как
совокупность
структурообразующих
элементов: потребность — эмоции (чувства) — переживания (внутренние
сигналы, посредством которых осознается личностный смысл происходящих
событий) — отношение личности — экологические взгляды. Эмоционально–
ценностное
отношение
к
природе
состоит
из
перцептивно–аффективного
(изменения
в
эмоциональном
мире
личности
ученика),
когнитивного
(стремление искать, получать и усваивать информацию о природе, путях
решения
экологических
ситуаций),
практического
(непосредственное
взаимодействие
с
природой,
приобретение
опыта
природоохранной
и
экологиче ской
деятельно сти)
и
поведенче ского
ком п о н е н то в
(экологоориентированное поведение учащегося). Рассматривая сущность и
структуру
эмоционально–ценностного
отношения
мы
считаем,
что
содержание
экологического
образования
в
целом
и
естественнонаучные
учебные
дисциплины,
в
частности,
должны
предусматривать
в
процессе
учебной
деятельности
и
эмоциональную
деятельность,
соответствующие
ситуации,
которые
вызывали
бы
соответствующие
положительные
или
негативные
эмоции
к
природным
объектам
и
различным
экологическим
явлениям
и
создавали
бы
эффективные
педагогические
условия
формирования
эмоционально–ценностного
отношения.
К
педагогическим
условиям формирования эмоционально–ценностного отношения учащихся к
природе, можно отнести комплексные школьные программы экологического
воспитания
учащихся,
экологизацию
содержания
естественнонаучных
дисциплин, модули экологического содержания, систему экологизированных
задач,
а
также
реализуемая
программа
факультативного
курс а
«Экологические
основы
природопользования».
Ведущей
является
организация
информального
обучения:
экологизация
естественнонаучных
дисциплин и проведение программы факультативного курса «Экологические
основы природопользования» для учащихся 8 классов.
Курс
призван
обобщить
полученные
ранее
экологические
знания,
сформировать представление об экологии как науке, обеспечить понимание
научных
принципов
деятельности
человека. Программа
способствует
развитию
творческих
способностей
учащихся;
предполагает
привитие
умений и навыков научно-исследовательской и опытнической работы; более
четкую систематизацию и расширение биологических знаний. Содержание
курса опирается на базовые знания учащихся школьного курса биологии,
географии, обществознания.
Программа позволяет в полной мере реализовать требования ФГОС в
области духовно - нравственного развития и воспитания учащихся через
такие базовые национальные ценности как: труд и творчество, любовь к
природе,
общественно полезная и личностно значимая деятельность.
Особенностью данной программы является наличие практических работ,
направленных на развитие у ребят любознательности, наблюдательности,
формирования
экологического
мировоззрения
и
ответственности
за
сохранение природных ресурсов своей Родины и всей планеты в целом.
Актуальность
программы
еще
и
в
том,
что
она
знакомит
с
реальными
экологическими
проблемами
современной
жизни,
помогает
выработать
у
учащихся
экологически
оправданное
поведение
в
различных
жизненных
ситуациях.
Развитие экологической культуры личности базируется на следующих
принципах:
- единства и исторической взаимосвязи природы и общества;
-
социальной
обусловленности
отношений
человека
к
природе
и
их
гармонизации;
- междисциплинарного подхода в формировании экологической культуры
обучаемого;
-
единства
интеллектуального
и
эмоционально-волевого
начал
в
деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной
среды
с
учетом
взаимосвязи
глобальных,
региональных
и
краеведческих
экологических проблем.
Методологической
основой
разработки
программы
являются
личностно-деятельностный
и
практико-ориентированный
подходы
в
организации
образовательного
процесса,
идеи
педагогики
сотрудничество
(В.А. Караковского, М.П. Щетининой), методики коллективных творческих
дел И.П. Иванова и др.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие
компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- организацию рефлексии деятельности детей на занятии;
-
применение
парных
и
групповых
форм
обучения
с
учетом
индивидуально-типологических особенностей учащихся.
Стоит отметить, что, по мнению А. Д. Урсула, содержание учебных
дисциплин должно обеспечивать становление основ экологической культуры,
важным
компонентом
которой
является
эмоционально–ценностное
отношение к природе [5]. Таким образом, мы рассматриваем экологизацию
естественнонаучных
дисциплин
и
освоение
содержания
факультативного
курса
«Экологические
основы
природопользования»
как
важнейшее
педагогическое условие формирования у учащихся одного из компонентов
экологической
культуры
—
эмоционально–ценностного
отношения
к
природе.
Литература
1. Концепция экологического образования / род ред. И. Д. Зверева, И. Т.
Суравегиной. — М., 1996. — 48 с.
2. Назарова, Н. С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание
студентов / Н. С. Назарова. — М.: Высш. шк., 1989. — 104 с.
3. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. / Р. С. Немов. — Кн. 1.: Общие основы
психологии. 2–е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
4. Психология / под ред. проф. В. А. Крутецкого. — М.: Просвещение, 1974.
— 304 с.
5. Урсул, А. Д. Наука и образование в стратегии устойчивого развития / А. Д.
Урсул // Экологическое образование: концепции и технологии. — Волгоград,
1996. — 282 с.
6. Янакиева, Е. К. Теоретико–методически модел за екологическо възпитание
на децата от предучилищна възраст: Автореферат / Е. К. Янакиева. – София,
2006. — 84 с.
7. Stapp, W. M. The Concept of Environmental Education / W. M. Stapp // The
Journal of Environmental Education. — 1969. — №1. — P. 30—32.