Автор: Лебедева Ирина Алексеевна
Должность: педагого -психолог
Учебное заведение: ОАНО Школа Ника, дошкольное отделение
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Развитие пространственного ориентирования дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Конспект
группового занятия с детьми
дошкольного возраста (5-6 лет)
Развитие пространственного ориентирования
Конспект составил:
Лебедева И.А.
педагог-психолог
дошкольного отделения
Школы «НИКА».
Москва 2019
Занятие рассчитано на 25 минут.
Актуальность проблемы:
Пространственное ориентирование-это особый вид восприятия при помощи
зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов.
При совершенствовании действия вышеуказанных анализаторов
обеспечивается восприятие пространства. Четкая взаимосвязь всех форм
ориентирования и восприятия обеспечивает необходимый уровень письма и
чтения. Подготовку и этим сложным многоуровневым процессам , состоящим
из множества операций , необходимо начинать уже в системе дошкольного
образования, используя игровые технологии.
Конспект группового занятия с детьми.
Цель занятия: развитие зрительного и слухового восприятия
Задачи: 1.Развитие восприятия формы предметов
2. Развитие умения выделять часть из целого
3. Развитие слуховой памяти.
4.Развитие восприятия схемы собственного тела.
5. Закрепление положительного климата в группе
6. Развитие произвольности поведения.
Ход занятия: занятие начинается на ковре. Группа сидит в кругу. В гости в
ребятам пришли их старые знакомые- мышонок Памси и лягушонок Квакси.
Упражнение 1: «Здравствуйте» . Дети берутся за руки и по команде
ведущего хором произносят слово «Здравствуйте». Упражнение настраивает
участников на продуктивную коллективную работу.
Упражнение 2: «Росточек под солнцем». Ведущий рассказывает, что по
дороге в детский сад, Квакси и Памси нашли маленькое семечко и не знают,
что с ним делать. Детям предлагается помочь друзьям. В ходе обсуждения,
дети приходят к выводу, что семечко нужно посадить и вырастить. Дети
сворачиваются в клубочек и превращаются в маленькое семечко. Постепенно
из маленького семечка вырастает высокое и крепкое растение, которое
тянется к солнцу ,не боясь непогоды. Дети, следуя словам ведущего
постепенно выпрямляются и вытягиваются вверх, поднимаясь на носочки.
Упражнение способствует укреплению уверенности в своих силах.
Упражнение выполняется под спокойную музыку.
Упражнение 3: «Перекрестные движения». Дети встают с ковра в
большой круг друг за другом. Когда начинает играть музыка, участники
начинают двигаться по кругу, стараясь двигаться так, чтобы движению ноги
соответствовало движение противоположной руки. Со сменой музыки ,
меняется направление движения. Упражнение повторяется 2-4 раза.
Упражнение способствует одновременному включению в работу правого и
левого полушарий мозга.
Упражнение 4: «Снежный ком». Участники снова садятся в круг на
ковер.
Квакси и Памси рассказывают детям, что они очень любят запоминать все,
что видят и слышат. Ведущий предлагает ребятам вспомнить, в какую игру
мы играли, стараясь все запоминать. Дети вспоминают игру « Снежный ком».
Участники, сидя в кругу и передавая друг другу клубочек, по очереди
называют слова на какую то тему, заданную ведущим. Каждый следующий
участник называет свое слово и повторяет слова всех предыдущих
участников. Упражнение способствует развитию слухового восприятия и
слуховой памяти.
Упражнение 5: « Выручи фигуры» Детям предлагается на зашумленном
изображении найти геометрические фигуры и раскрасить каждый вид фигур
в свой цвет.
Квакси и Памси рассказывают о событии , произошедшем в их сказочном
лесу. Один хитрый паук, который не хотел, что бы лесные зверята много
знали, украл все фигуры и спрятал их в паутине. Квакси и Памси просят у
ребят помощи в поиске фигур. Это упражнение помогает закрепить навык
выделения фигуры из фона, а так же развивает важное свойство зрительного
восприятия - помехоустойчивость.
Упражнение 6: « Найди, что спряталось». Детям предлагается найти на
картинке, содержащей много мелких деталей , заданные предметы.
Необходимо раскрасить найденные предметы, использую только 3 ( любых)
цветных карандаша.
Памси рассказывает, что однажды, к нему в лесной домик , в его отсутствие
зашла девочка. Она поиграла в игрушки, пересмотрела все вещи и …ушла,
оставив в доме беспорядок. Памси очень трудно найти теперь его вещи .
Помогите ему, пожалуйста.
Упражнения 5 и 6 проводятся за рабочими столами.
Упражнение 7. Рефлексия занятия.
Дети под руководством ведущего вспоминают какие игры и упражнения
были на сегодняшнем занятии. Затем, передавая клубочек по кругу, дети
отвечают на вопросы ведущего. Отвечая на вопросы, дошкольники
вербализуют трудности, которые возникли и отмечают то, что было легко и
приятно.
Заканчивая занятие, ведущий благодарит всех участников.
Упражнение 8. «До свидания» Все участники занятия кладут по одной
ладошке на ладони ведущего и дружно произносят : «До свидания. «
Список литературы.
1. Т.А. Павлова. Развитие пространственного ориентирования у
дошкольников.
2. Н. М. Пылаева, Т. В. Ахутина Учимся видеть и называть.
3.
Гейл Деннисон, Пол Деннисон Гимнастика мозга.