Напоминание

Психологическое исследование педагогической телерантности


Автор: Мосолова Ольга Олеговна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия" г. Мичуринска
Населённый пункт: г. Мичуринск
Наименование материала: статья
Тема: Психологическое исследование педагогической телерантности
Раздел: среднее образование





Назад




Психологическое исследование педагогической толерантности

Современные условия развития общества выдвигают новые требования

к

педагогу,

предусматривающие

формирование

педагогиче ской

толерантности.

Исходя

из

анализа

психолого-педагогической

литературы,

можно

отметить,

что

понятие

«толерантность»

не

имеет

однозначного

определения.

В

отечественной

и

зарубежной

психологии

развиваются

несколько

подходов к определению проблемы толерантности:

- понятие толерантности психофизиологическое и означает ослабление

реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения

чувствительности к его воздействию (А.А. Реан);

- толерантность рассматривается как психологическая устойчивость

при наличии фрустраторов или стрессоров, сформировавшаяся в результате

снижения

чувствительности

к

их

повторяющемуся

воздействию

(А.В.

Петровский, В.В. Юрчук);

- феномен толерантности рассматривается с трех позиций: в контексте

антропологической

проблемы

«Я

и

Ты»,

в

аксиологическом

аспекте

проблемы ценностей и в праксеологии, в частности, деятельности общения

(Л.

Фейербах,

М.

Бубер,

С.Л.

Франк,

Г.

Зиммель,

Н.А.

Бердяев,

П.Ф.

Комогоров, С.М. Шалютин);

-

с

позиции

экзистенционально-гуманистического

подхода,

толерантность

это

проявление

сознательного,

осмысленного

и

ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по

построению

определенных

отношений

(К.

Роджерс,

Дж.

Бюджентал,

Т.

Адорно, Э. Фромм, М. Хоркхаймер, М. Рокич, Г. Маркузе, Л.И. Рюмшина);

-

с

точки

зрения

диверсификационного

подхода,

психологическое

содержание толерантности не может быть сведено к отдельному свойству,

характеристике

-

это

сложный,

многоаспектный

и

многокомпонентный

феномен (И. Петтай, М. Уолцер, Г. Кристалл, О.Б. Скрябина, С.Л. Братченко);

-

рассматривая

фасилитативный

подход,

можно

отметить,

что

толерантность

не

может

быть

результатом

только

внешних

воздействий:

толерантность

не

столько

формируется,

сколько

развивается;

помощь

в

становлении

толерантности

это

создание

условий

для

развития

(О.Б.

Скрябина, П.Ф. Комогоров, Н.Ю. Кудзиева, Е.Г. Виноградова, Н.Я. Макарова

и др.).

- диалогический подход определяет толерантность как особый способ

взаимоотношения и межличностного взаимодействия, общения с Другим, как

межличностный диалог (С.Л. Братченко, П.Ф. Комогоров).

-

толерантность

как

социальную

категорию

рассматривали

А.Г.

Асмолов, Г.У. Солдатова. Данное понятие раскрывается через уважение и

признание

равенства,

отказ

от

доминирования

и

насилия,

признание

многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований,

отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию

какой-то одной точки зрения.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, нами было

сформулировано

определение

коммуникативной

педагогиче ской

толерантности

это

владение

умениями

и

навыками

толерантного

взаимодействия

со

всеми

субъектами

образовательного

процесса.

Педагогическая толерантность является

социальной

категорией

и

проявляется в

установке

на

принятие другого человека, на эмпатическое

понимание, н

а открытое

и

доверительное

общение.

Педагогическая

толерантность

может

быть

выражена

через

социкультурный

подход

и

обязательно связана с процессом общения.

Рассмотренные теоретические подходы и практические исследования

проблемы педагогической толерантности затрагиваются в основном в русле

таких

психологиче ских

проблем,

как

изучение

о с о бе н н о с т е й

коммуникативной

(О.Б.

Скрябина,

П.Ф.

Комогоров)

и

социкультурной

толерантности

(Д.В.

Зиновьев),

формирование

толерантности

(Н.Ю.

Кудзиева,

Н.Я.

Макарова),

субъективные

предпосылки

толерантности

личности

(Е.Г.

Виноградова)

и

др.

Целостных

экспериментально-

теоретических

исследований

педагогической

толерантности

недостаточно,

наблюдается отсутствие четкого определения педагогической толерантности,

не

раскрыт

механизм

развития

педагогической

толерантности,

не

представлено описание личности толерантного-интолерантного учителя.

Принимая

во

внимание

все

сказанное

выше,

мы

считаем,

что

коммуникативная педагогическая толерантность может быть рассмотрена как

профессионально

важное

качество

учителя,

оказывающая

влияние

на

эффективность его труда, а также на взаимоотношения со всеми субъектами

образовательного процесса с точки зрения профессионального становления

специалиста.



В раздел образования