Автор: Мосолова Ольга Олеговна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия" г. Мичуринска
Населённый пункт: г. Мичуринск
Наименование материала: статья
Тема: Психологическое исследование педагогической телерантности
Раздел: среднее образование
Психологическое исследование педагогической толерантности
Современные условия развития общества выдвигают новые требования
к
педагогу,
предусматривающие
формирование
педагогиче ской
толерантности.
Исходя
из
анализа
психолого-педагогической
литературы,
можно
отметить,
что
понятие
«толерантность»
не
имеет
однозначного
определения.
В
отечественной
и
зарубежной
психологии
развиваются
несколько
подходов к определению проблемы толерантности:
- понятие толерантности психофизиологическое и означает ослабление
реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения
чувствительности к его воздействию (А.А. Реан);
- толерантность рассматривается как психологическая устойчивость
при наличии фрустраторов или стрессоров, сформировавшаяся в результате
снижения
чувствительности
к
их
повторяющемуся
воздействию
(А.В.
Петровский, В.В. Юрчук);
- феномен толерантности рассматривается с трех позиций: в контексте
антропологической
проблемы
«Я
и
Ты»,
в
аксиологическом
аспекте
проблемы ценностей и в праксеологии, в частности, деятельности общения
(Л.
Фейербах,
М.
Бубер,
С.Л.
Франк,
Г.
Зиммель,
Н.А.
Бердяев,
П.Ф.
Комогоров, С.М. Шалютин);
-
с
позиции
экзистенционально-гуманистического
подхода,
толерантность
–
это
проявление
сознательного,
осмысленного
и
ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по
построению
определенных
отношений
(К.
Роджерс,
Дж.
Бюджентал,
Т.
Адорно, Э. Фромм, М. Хоркхаймер, М. Рокич, Г. Маркузе, Л.И. Рюмшина);
-
с
точки
зрения
диверсификационного
подхода,
психологическое
содержание толерантности не может быть сведено к отдельному свойству,
характеристике
-
это
сложный,
многоаспектный
и
многокомпонентный
феномен (И. Петтай, М. Уолцер, Г. Кристалл, О.Б. Скрябина, С.Л. Братченко);
-
рассматривая
фасилитативный
подход,
можно
отметить,
что
толерантность
не
может
быть
результатом
только
внешних
воздействий:
толерантность
не
столько
формируется,
сколько
развивается;
помощь
в
становлении
толерантности
–
это
создание
условий
для
развития
(О.Б.
Скрябина, П.Ф. Комогоров, Н.Ю. Кудзиева, Е.Г. Виноградова, Н.Я. Макарова
и др.).
- диалогический подход определяет толерантность как особый способ
взаимоотношения и межличностного взаимодействия, общения с Другим, как
межличностный диалог (С.Л. Братченко, П.Ф. Комогоров).
-
толерантность
как
социальную
категорию
рассматривали
А.Г.
Асмолов, Г.У. Солдатова. Данное понятие раскрывается через уважение и
признание
равенства,
отказ
от
доминирования
и
насилия,
признание
многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований,
отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию
какой-то одной точки зрения.
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, нами было
сформулировано
определение
коммуникативной
педагогиче ской
толерантности
–
это
владение
умениями
и
навыками
толерантного
взаимодействия
со
всеми
субъектами
образовательного
процесса.
Педагогическая толерантность является
социальной
категорией
и
проявляется в
установке
на
принятие другого человека, на эмпатическое
понимание, н
а открытое
и
доверительное
общение.
Педагогическая
толерантность
может
быть
выражена
через
социкультурный
подход
и
обязательно связана с процессом общения.
Рассмотренные теоретические подходы и практические исследования
проблемы педагогической толерантности затрагиваются в основном в русле
таких
психологиче ских
проблем,
как
изучение
о с о бе н н о с т е й
коммуникативной
(О.Б.
Скрябина,
П.Ф.
Комогоров)
и
социкультурной
толерантности
(Д.В.
Зиновьев),
формирование
толерантности
(Н.Ю.
Кудзиева,
Н.Я.
Макарова),
субъективные
предпосылки
толерантности
личности
(Е.Г.
Виноградова)
и
др.
Целостных
экспериментально-
теоретических
исследований
педагогической
толерантности
недостаточно,
наблюдается отсутствие четкого определения педагогической толерантности,
не
раскрыт
механизм
развития
педагогической
толерантности,
не
представлено описание личности толерантного-интолерантного учителя.
Принимая
во
внимание
все
сказанное
выше,
мы
считаем,
что
коммуникативная педагогическая толерантность может быть рассмотрена как
профессионально
важное
качество
учителя,
оказывающая
влияние
на
эффективность его труда, а также на взаимоотношения со всеми субъектами
образовательного процесса с точки зрения профессионального становления
специалиста.