Напоминание

"Древнейший Рим" история 5 класс


Автор: Низаметдинова Елена Владимировна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 28
Населённый пункт: Город Кострома
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Древнейший Рим" история 5 класс
Раздел: среднее образование





Назад




М

УНИЦИПАЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИ

ГОРОДА

КОСТРОМЫ

"

ГИМНАЗИЯ

№28"

Конспект урока

«Древнейший Рим»

в 5 классе

учителя истории Низаметдинова Е.В.

Тема урока: Древнейший Рим

Цель: формирование навыков учащихся сравнительной характеристики природных условий, занятий, управления Древней Греции и Рима.

Задачи:

Личностные

- развивать у учащихся умение оценивать свои возможности при выборе варианта задания, давать оценку историческим

событиям;

Предметные – развивать умения учащихся добывать и критически оценивать информацию, систематизировать её, а также способность

применять понятийный аппарат исторического значения и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и

явлений прошлого и современности;

Метапредметные - развивать читательские компетенции, владение умениями работать с учебником и дополнительной информацией

( анализировать, сопоставлять и обобщать полученные знания, составлять простой план, кратко (тезисно) излагать мысль, формулировать

выводы )

развивать умение применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, умение осознанного чтения и

использования речевых средств (устных и письменных) в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и

потребностей.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы

и

приемы:

дифференцированное,

проблемное

обучение,

частично-поисковый,

словесный,

наглядный,

объяснительно-

иллюстративный, работа с текстом, сравнение исторических объектов, тестовый контроль.

Планируемые результаты:

предметные:

- воспроизводить исторические факты

- сравнивать уже полученные знания с новыми знаниями

- находить информацию в различных источниках,

- выделять главное, читать историческую карту с опорой на её легенду

- рассказывать устно или письменно

- давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы

- извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима

- показывать на карте географические объекты

метапредметные:

- сознательно делать выбор собственной деятельности;

- определять тему урока, цели;

- выстраивать алгоритм своей работы;

2

- уметь работать с учебной информацией (анализировать, обобщать)

- уметь сотрудничать в паре

личностные:

- развивать познавательный интерес к получению новых знаний;

- работать в паре, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;

- анализировать и оценивать результаты своей деятельности- формирование ярких, эмоционально окрашенных исторических образов

- понимание культурного многообразия мира

Организация образовательного пространства:

Учебник: учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер. История Древнего мира. 5 класс

Информационный материал: рисунки и текст учебника, историческая карта, раздаточный материал.

Интерактивный материал: презентация, карта.

Раздаточный материал: задания для индивидуальной работы или работы в парах, тесты для самостоятельной работы, схема управление в

Риме.

Структура и ход урока

Этап урока.

Цели

деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивирование

к учебной

деятельности

(организационный

момент) – 1

минута.

Выработка на

личностно

значимом уровне

внутренней

готовности

выполнения

Здравствуйте, ребята!

На прошлом уроке мы

завершили изучение Древней

Греции.

Сегодня на уроке вас ждет

увлекательное путешествие в

страну, история которой

завершает изучение истории

Древнего мира.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность

к уроку.

Личностные умения:

адекватное отношение к учебной

деятельности;

Регулятивные умения:

принимать и сохранять учебную

задачу, в сотрудничестве с

учителем ставить новые учебные

задачи, формируем умение

готовить рабочее место для

выполнения разных видов работ.

3

нормативных

требований

учебной

деятельности.

2.Актуализация и

фиксирование

индивидуального

затруднения в

пробном учебном

действии - 2

минуты.

Повторение

изученного

материала,

необходимого для

«открытия нового

знания», и

выявление

затруднений в

индивидуальной

деятельности

каждого

обучающегося.

Создание

проблемной

ситуации.

Древние греки привыкли к

скудным пастбищам своей

родины и были удивлены

богатой растительности

этих мест и обилием здесь

скота.

Климат тёплый, дождей

выпадает больше, чем в

Греции. Почвы побережья и

горных долин очень

плодородны. Южную часть

полуострова греки назвали

«страной телят». Позднее

это название

распространилось на весь

полуостров.

Предположите о какой

стране идёт речь? ( в

помощь ученикам на доске

появляется карта Древнего

Рима, но с закрытым её

названием)

Какая же тема нашего

урока?

«Древнейший Рим» это

новая тема, которую мы

будем изучать на протяжении

нескольких уроков. Давайте

Фронтальная беседа с классом

Ответ - Италия

Ответ – Древняя Италия или Рим

Запись темы с доски «Древнейший Рим»

Личностные умения: вызвать

личностный интерес к данной

теме, определить значимость

темы для ученика;

Познавательные

умения: ориентирование в

получаемой от учителя

информации, нахождение

ответов на вопросы, используя

задания, полученные на уроках.

Регулятивные

умения: проявлять

познавательную инициативу в

учебном сотрудничестве,

формирование умения

самостоятельно обнаруживать и

формировать учебную проблему;

Коммуникативные умения:

Формирование умения слушать

и понимать речь других людей.

4

запишем ее в тетрадь.

3. Постановка

учебной задачи - 4-

5 минут.

Подготовка

мышления

учащихся,

организация

осознания ими

внутренней

потребности к

построению

учебных действий и

фиксирование

каждым из них

индивидуального

затруднения в

пробном действии.

Какой вопрос мы ставим в

первую очередь, когда

начинаем изучать новое

государство?

- Верно, т.е. географическое

положение.

- А далее?

Верно. Вы сами составили

план урока:

1.Географическое

положение и природные

условия Италии

2.Легенда об основании Рима

3.Управление в древнем

Риме

- Где находится

- как появилось

- чем занимались жители

- кто правитель

Познавательные

умения: анализировать,

сравнивать, классифицировать и

обобщать факты и явления.

Строить логическое

рассуждение, включающее

установление причинно-

следственных связей;

Регулятивные умения:

Формирование умения

самостоятельно обнаруживать и

формировать учебную проблему,

определять цель учебной

деятельности (формулировка

вопроса урока), планировать

свою деятельность;

Личностные умения:

Самоопределение,

смыслообразование;

Коммуникативные умения:

Выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и

точностью. Планирование

учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками.

4. Открытие

нового знания

Ребята, у вас на партах лежит

Познавательные умения:

Формирование умения выявлять

5

(построение

проекта выхода из

затруднения) - 25

минут.

Постановка целей

учебной

деятельности и на

этой основе –

выбор способа и

средств их

реализации.

раздаточный материал.

1. Прочитайте текст

учебника на странице 214

(вступление до 44 параграфа)

2. Изучите карту в

учебнике страница 213 (или

в атласе)

Выполните задание по

одному из предложенных вам

вариантов.

Задание №1

Кто выбрал 1 вариант

работы

записывает свои ответы в

тетради (кратко);

2 вариант – кратко в виде

таблицы;

Запись в тетради: Италия находится на

Апеннинском полуострове,

Рим основан на р. Тибр,

горы Апеннины,

омывают моря Средиземного моря,

народы – латины.

Примерный вариант заполнения

Греция

Рим

Название

полуострова

Балканский

Апеннинский

Природа

Мало

плодородных

земель

Много

пастбищ и

земель

Климат

Теплый, мало

дождей

Теплый, много

дождей

причинно-следственные связи,

анализировать, сравнивать,

классифицировать и обобщать

факты и явления;

Регулятивные умения:

планирование своих действий в

соответствии с поставленной

задачей, организация своей

учебной деятельности;

Коммуникативные умения:

с достаточной полнотой и

точностью выражать свои

мысли в соответствии с задачами

и условиями коммуникации;

умение вести диалог в паре

Личностные

умения: самоопределение.

Познавательные умения:

умение работать с текстом,

выделять в нём главное, строить

логические цепи рассуждений,

сравнивать.

Регулятивные

умения: формирование

адекватной самооценки на

основе критерия успешности,

контроль и оценка процесса и

6

Если вы работаете по

3 варианту, то в тетради

должна быть запись,

например:

1- А; 2-Б и т.д.

Т.о. мы видим преимущества

Италии в сравнении с Греций

по климатическим условиям,

ландшафту, источникам

воды.

Задолго до легендарной даты

основания этого города – в

753 голу до н.э. – на холмах

левобережья Тибра недалеко

от моря существовало

несколько поселений. Они

Источники

воды (реки)

Нет

полноводных

рек

крупная

р.Тибр

Ландшафт

Возвышенност

и и горы

Невысокие

горы, равнины

1-Б; 2-В; 3-А; 4-Д; 5-Г

результатов деятельности;

Коммуникативные

умения: готовность к

обсуждению разных точек

зрения и выработке общей

(парной) позиции; умение

устанавливать и сравнивать

разные точки зрения, прежде

чем принимать решение и делать

выбор.

Познавательные умения:

умение работать с текстом,

выделять в нём главное, строить

логические цепи рассуждений.

Регулятивные умения:

формирование адекватной

самооценки на основе критерия

успешности, контроль и оценка

процесса и результатов

деятельности;

Коммуникативные умения:

Формирование умения слушать

и понимать речь других детей.

Формирование умения

самостоятельно организовывать

учебное взаимодействие при

7

постепенно объединялись: их

жители осушали болота

между холмами, строили

укрепления и храмы богам,

выбирали общих правителей,

Так из этих поселений на

Палатинском,

Капитолийском и др. холмах

возник этот город.

О каком городе идёт речь?

Мы переходим к

следующему этапу нашего

урока.

Задание №2.

И вновь перед вами Задача –

выбрать вариант, по

которому вы будете работать.

Вариант 1 – используя текст

учебника, вы должны

ответить на вопросы и кратко

записать в тетради ответы на

них.

Вариант 2– определить

последовательность

событий. В тетради должна

быть запись, например:

5-1-4- 3 и т.д. Выстроить

последовательность событий

Это город Рим.

Мальчики – Ромул и Рэм,

Спасла – волчица,

работе в паре.

Личностные умения: Осознать

единство и целостность

окружающего мира. Постепенно

выстраивать собственное

целостное мировоззрение.

Познавательные умения:

умение работать с текстом,

выделять в нём главное, строить

логические цепи рассуждений.

Регулятивные умения:

формирование адекватной

самооценки на основе критерия

успешности, контроль и оценка

процесса и результатов

деятельности;

Коммуникативные умения:

Формирование умения слушать

и понимать речь других детей.

Формирование умения

самостоятельно организовывать

учебное взаимодействие при

работе в паре.

8

легенды об основании Рима.

Потомки древних жителей

Рима назывались

патрициями (от латинского

«патер» - отец). Они

составляли общину,

владевшую пахотной землёй

и пастбищами. Каждая семья

патрициев получала участок

на общинном поле. Обычно

патриции сами работали в

поле и дома.

Люди, переселявшиеся в Рим

из других мест и их потомки,

назывались плебеями. Среди

них было много бедняков, но

встречались и богатые люди.

Плебеи платили налог,

служили в войске, но не

получали земли на

общинном поле.

Задание №3. На основании

моего рассказа и текста

учебника на стр. 218 п.3

(управление в древнем Риме)

вам необходимо выполнить

задание.

Если вы выбираете

Вариант 1, то необходимо

ответить на 5 вопросов с

Город назван в честь Ромула,

6-5-4-1-2-3

Личностные умения: Осознать

единство и целостность

окружающего мира. Постепенно

выстраивать собственное

целостное мировоззрение

Познавательные умения:

Формирование умения выявлять

9

выбором одного ответе из

трёх.

Ответы записать в тетрадь:

например:

1-а; 2-б и т.д.

Вариант 2

Сравнить управление в

Древнем Риме и Греции

(Афины стр.155; Спарта стр.

148-149 п. 2)

Вариант 3. Вставить

пропущенные слова в текст,

записать в тетрадь:

например: 1-А; 2-Б и т.д.

1 -б; 2-в; 3-в; 4-б; 5-а

вопрос

Греция

(Афины или

Спарта)

Рим

1-В; 2-А; 3-Б; 4-Г; 5- Д; 6-Е

причинно-следственные связи,

анализировать, сравнивать,

классифицировать и обобщать

факты и явления;

Коммуникативные умения:

Формирование умения слушать

и понимать речь других детей.

Понимать смысл текстов,

высказываний в целом;

формулировать главную мысль.

5. Первичное

закрепление во

внешней речи – 2

4.

Рефлексия по

выполнению на уроке

работы и выставление

Познавательные умения:

умение устанавливать причинно-

следственную связь, строить

10

минут.

Задания на новый

способ действия

выполнены с

комментирование

во внешней речи.

оценок.

Давайте попробуем

ответить на вопросы:

- Какие части заданий

оказались трудными и

лично у Вас?

- Почему?

- Почему некоторые не

успели выполнить задания?

- За счет чего работу

можно было сделать

быстрее?

Давайте подведем итоги и

выставим оценки.

Данные вопросы может задавать учитель или

сами ученики по проблемам своей работы.

Поиск ответов идет в парах. В случае отсутствия

ответов учеников, ответ дает сам учитель.

Учитель оценивает работу учащихся.

речевые высказывания в устной

форме.

Регулятивные умения:

внесение необходимых

дополнений и корректив в

случае расхождения с эталоном,

контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные умения:

умение аргументировать свою

точку зрения, спорить и

отстаивать свою позицию

невраждебным для оппонентов

образом.

6.Самостоятельна

я работа с

самопроверкой

- 4 минуты.

Самостоятельное

выполнение

задания на новый

способ действия с

самопроверкой.

Решение задания №4 и №5

(устно)

Выполнение теста с самопроверкой.

Самооценка.

Познавательные умения:

Формирование умения выявлять

причинно-следственные связи,

анализировать, сравнивать,

классифицировать и обобщать

факты и явления;

Регулятивные умения:

формирование адекватной

самооценки на основе критерия

успешности, контроль и оценка

процесса и результатов

деятельности;

Коммуникативные умения:

Формирование умения слушать

и понимать речь других детей.

11

Понимать концептуальный

смысл текстов, высказываний в

целом; формулировать главную

мысль.

Личностные умения: Осознать

единство и целостность

окружающего мира. Постепенно

выстраивать собственное

целостное мировоззрение

7.Включение

нового знания в

систему знаний и

повторение - 3

минуты.

обобщить знания

учащихся о

Древнейшем Риме.

Задание. Отметьте признаки,

характерные для Древнего

Рима и запишите их в

тетрадь, как

«Чем отличались и были

схожи природные условия,

климат, управление

Древней Греции от

Древнего Рима»:

1. Территория Италии более

пригодна для земледелия,

климат мягкий, больше

выпадает дождей;

2.Занятия жителей схожи в

том, что и те и другие

занимались земледелием,

рыбным промыслом,

обработкой металлов;

Выполнение задания в тетради.

Самооценка.

Познавательные

умения: умения решать

поставленную проблему, делать

выводы и умозаключения,

умение давать определения

понятиям, выстраивать

доказательства;

Регулятивные умения: умение

соотносить то, что известно с

тем, что неизвестно;

формирование адекватной

самооценки на основе критерия

успешности, контроль и оценка

процесса и результатов

деятельности;

Коммуникативные

умения: умение с достаточной

полнотой и точностью выражать

свои мысли в соответствии с

задачами и условиями

коммуникации. Вступать в

12

3. В управлении и в Греции и

в Риме существовало

Народное собрание, в работе

которого принимали участие

мужчины, только коренные

жители.

диалог, а также участвовать в

коллективном

обсуждении проблем, владеть

монологической и диалогичес-

кой формами речи.

8. Рефлексия

учебной

деятельности на

уроке (итог) - 1-2

минуты.

Научить

школьников:

- соотносить

полученный

результат с

поставленной

целью;

- оценивать

результат своей

деятельности.

- Ребята, а теперь пришло

время ответить на

поставленный в начале урока

вопрос.

В чем отличие

Древнейшего Рима от

Древней Греции?

Самооценка (по эталону)

- Тебе понравился урок?

- Что нового ты узнали на

этом уроке?

- Где тебе пригодятся эти

знания?

- Ты доволен своим

результатом?

- Над чем тебе нужно еще

поработать дома?

Записывают домашнее

Ответы учащихся на проблемный вопрос.

Самооценка знаний по эталону.

Познавательные умения:

осознанное и произвольное

построение речевого

высказывания в устной форме,

рефлексия способов и условий

действия.

Регулятивные умения:

формирование адекватной

самооценки на основе критерия

успешности, контроль и оценка

процесса и результатов

деятельности;

Коммуникативные умения:

Выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и

точностью, планирование

учебного сотрудничества.

Личностные умения:

адекватное понимание причин

успеха/неуспеха в учебной

деятельности.

13

задание:

- Параграф 44 читать

отвечать на вопросы.

Предметные

умения: определение ключевых

понятий.

14

Приложение 1

Задание №1

I.

Прочитать текст учебника на странице 214 (вступление до 44 параграфа)

II.

Изучить карту в учебнике страница 213 (или в атласе)

Вариант 1. Ответить на вопрос.

1. Где находится Италия?

2. На берегу какой реки находится Рим?

3. Какие горы тянутся вдоль полуострова?

4. Какие моря омывают полуостров?

5. Какие народы проживали на полуострове?

6. Какие племена проживали на территории Рима?

Вариант 2.

По вопросам варианта 1 сравнить географическое положение Италии (стр.213) и Греции (стр.115-116 до параграфа 24) – что общего и что

различного.

Вариант 3. Природа древней Италии.

Подберите правильные окончания к фразам из документа., рассказывающего о природе Древней Италии.

1.Теперь обозначим самые важные условия, благодаря которым римляне поднялись до такой высоты. Первое из этих условий состоит в том,

что Италия, наподобие острова…

2. Второе условие то, что большая часть ее берегов не имеет гаваней…

3. В-третьих, Италия расположена в различных климатических зонах…

4. Почти во всю длину ее тянутся Апеннинские горы, имеющие по обеим сторонам равнины и плодоносные холмы…

5. Кроме того, имеется множество всякого рода металлов, строительного материала, пищи для человека и для домашних животных…

А. … соответственно которым там имеются разнообразные животные, растения и вообще все необходимые для человека предметы.

Б. …окружена, как верною оградой, морями, за исключением только немногих частей, которые в свою очередь защищены

труднопроходимыми горами.

В. … зато существующие гавани обширны и весьма удобны…

Г. …так что невозможно выразить словами всего изобилия и высоких достоинств плодов, здесь произрастающих.

Д. … так что нет такой части Италии, на долю которой не выпадали ли бы удобства гор и равнин.

15

Задание №2

Прочитать текст учебника стр.214-216 (п. 1)

Вариант 1. Ответить на вопросы:

1. Как звали двух мальчиков?

2. Кто спас малышей?

3. Из-за чего поссорились мальчики, став взрослыми?

4. В честь кого получил свое название город Рим?

5. Кто окружал Ромула и помогал ему?

Вариант 2. Легенда об основании Рима.

Определите последовательность событий.

1.

…Ромул, не считая себя сильным для действия открытого, не нападает на царя с шайкой юношей, а приказывает каждому пастуху прибыть своей

дорогой в определенное время ко дворцу. Со стороны жилища Нумитора является на площадь Рем, приготовивший другой отряд. Так они убивают

царя…

2.

…Предоставив …Альбанское царство Нумитору, Ромул и Рем пожелали основать город в тех местах, где были найдены и воспитаны. К тому же

альбанского и латинского населения был избыток; к ним присоединились пастухи, все это подавало надежду на то, что и Альба, и Лавиний будут

малы по сравнению с тем городом, который они собирались основать…

3.

…Рем, смеясь над братом, перепрыгнул через стены нового города: разгневанный этим, Ромул убил его, сказав: «Так будет со всяким, кто

перепрыгнет через мои стены». Таким образом, Ромул один завладел царством, а город был назван именем основателя.

4.

…Так родились они и так воспитались; когда же подросли, то не оставаясь без дела в хижине пастуха или около стад, они охотясь, бродили по

лесам. Укрепившись среди таких занятий телом и духом, они не только преследовали зверей, но нападали и на разбойников, обремененных

добычею, делили награбленное ими среди пастухов и с этой, со дня на день увеличивающейся дружиной, занимались и делом, и шутками…

5.

…Ни боги, ни люди не в силах были защитить ее и детей от жестокости царя: жрица в оковах была ввергнута в тюрьму, а детей приказано было

выбросить в реку. … когда плавающее корыто, в котором были выброшены мальчики, после спада воды осталось на сухом месте, волчица, шедшая

из окрестных гор напиться, направилась на плач детей; она с такой кротостью стала кормить их.

6.

… Когда весталка родила близнецов, она объявила отцом бога войны Марса или или потому что верила в это, или потому, что считала более

почетным вытсавить бога виновником своего преступления…

Тит Ливий (59 г. До новой эры – 17 г. Новой эры.) «Римская история от основания города».

Почему Ромул и Рем решили основать свой город?

16

Задание №3

На основании рассказа учителя и текста учебника на стр. 218 (п. 3.) (управление в Древнем Риме) решите тест.

Вариант 1. Патриции и плебеи.

Выберите правильный ответ.

1.

Потомки древнейших жителей Рима назывались…

А) аристократы; Б) патриции; В) плебеи.

2.

Римом в V веке до новой эры управляли…

А) сенаторы; Б) стратеги; В) царь и сенат.

3.

Людей, переселившихся из других мест в Рим, называли…

А) демос; Б) патриции; В) плебеи.

4.

Переселенцы были обязаны…

А) торговать; Б) служить в войске; В) отбывать рабство у патрициев.

5.

Землю на общинном поле получали…

А) патриции; Б) патриции и плебеи; В) плебеи

Вариант 2.

Сравнить управление в Древнем Риме с управлением в Греции (Афины стр.145; Спарта стр.148 – 149 п. 2)

Вариант 3. Царский Рим.

Вставьте пропущенные слова: А - патриции, Б - плебеи, В - законы, Г - царь, Д - сенат,

Е - народ.

…Ромул, отделив низших от высших, дал (…1…) и установил, что кому из них надлежит делать: (…2…) – отправлять магистратуры

(управление) и жреческие должности, (…3…) – возделывать землю, кормить скот и заниматься доходными ремёслами…

Ромул дал (…4…) такие права: чтобы он возглавлял священнодействия и жертвоприношения, чтобы хранил (…1…) и нравы отцов, более

важные преступления разбирал сам, а более лёгкие поручал (…5…); собирал (…5...) и созывал (…6…) и имел высшую власть во время войны.

Собранию (…5…) он дал такую власть, чтобы оно обсуждало и подавало голоса по всякому делу, которое ему доложит (…4…). (…6…) же он

предоставил эти три (права): выбирать магистратов, санкционировать (…1…) и решать о войне, когда (…4…) к нему обратиться…

Греческий историк Дионисий

17

Задание №4.

Повторение материала.

Вариант 1.

Чем отличались природные условия, географическое положение и занятие Древней Греции и Древнего Рима?

Вариант 2.

Чем схожи природные условия, географическое положение и занятия Древней Греции и Древнего Рима?

Задание №5.

Повторение материала.

Вариант 1.

Дайте определение понятиям: патриции, плебеи, сенат, народное собрание.

Вариант 2.

Управление в Древнем Риме. Заполните схему:

Задание на дом.

Выбрать любое задание:

1.

Изучить материал параграф 44 и ответить на вопросы 1-4 в конце параграфа (устно).

2.

Работа с контурной картой.

3.

Рассказать историю появления фразы «Гуси Рим спасали».

18



В раздел образования