Напоминание

Карточки по изучению табличных случаев сложения и умножения


Автор: Сангаджиева Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Октёмская СОШ им.П.И.Шадрина
Населённый пункт: с.Октёёмцы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Карточки по изучению табличных случаев сложения и умножения
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ Октёмская СОШ им.П.И.Шадрина
КАРТОЧКИ

для изучения табличных случаев сложения и

умножения



Выполнила:
Сангаджиева Елена Николаевна учитель начальных классов МБОУ Октёмская СОШ им.П.И.Шадрина Октёмцы, 2016
Содержание Введение…………………………………………………………………………………3
Описание работы с карточками
Таблица сложения до 10……………………………………………………4 Таблица сложения до 20…………………………………………………....6 Таблица умножения………………………………………………………...7
Заключение
……………………………………………………………………………10

Введение
Знание табличных случаев сложения и умножения – это крепкая и необходимая основа для достижения успехов в изучении математики. Ребёнок, который знает состав чисел в пределах 10, 20 и таблицу умножения, чувствует себя увереннее, психологически комфортнее и не испытывает затруднений при усвоении программного материала всего школьного курса математики. Поэтому, добиться знания табличных случаев сложения и умножения – самая
актуальная
задача для учителя начальных классов.
Цель:
Способствовать осознанному усвоению табличных случаев сложения и умножения.
Задачи:
1. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков при усвоении таблиц сложения и умножения. 2. Составление и использование карточек для закрепления табличных случаев сложения и умножения.
Новизна
– повышение скорости и качества усвоения таблицы сложения и умножения. В работе представлены карточки по изучению и закреплению таблиц сложения и умножения.

Описание работы с карточками

Таблица сложения до 10.
В 1 классе изучается состав чисел в пределах 10 и 20. Начинаем изучение традиционно с составления
таблицы сложения до 10.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1
2 3 4 5 6 7 8 9 10
2
3 4 5 6 7 8 9 10
3
4 5 6 7 8 9 10
4
5 6 7 8 9 10
5
6 7 8 9 10
6
7 8 9 10
7
8 9 10
8
9 10
9
10 Учитель заполняет таблицу на доске, а дети на заранее подготовленных карточках. Во время заполнения клеточек таблицы выявляем закономерности. Числа стоят в порядке счёта, в столбиках и строчках идёт повторение. Выявляем взаимосвязь действий сложения и вычитания. После этого выделяем другим цветом или обводим в кружочки ответы одинаковых слагаемых и подводим к переместительному свойству сложения. Вместе с детьми приходим к выводу, что можно выучить только одну половинку таблицы. После этого приступаем к изготовлению карточек. Это можно сделать на уроке труда. Дети учатся пользоваться линейкой, выполнять разметку, чертить. 2 3 4 4 5 5 6 6 6 7 7 7 1+ 1 2+ 1 1+ 2 2+ 2 3+ 1 1+ 3 4+ 1 1+ 4 3+ 2 2+ 3 3+ 3 5+ 1 1+ 5 4+ 2 2+ 4 6+ 1 1+ 6 5+ 2 2+ 5 4+ 3 3+ 4
8 8 8 8 9 9 9 9 10 10 10 10 10 4+ 4 7+ 1 1+ 7 6+ 2 2+ 6 5+ 3 3+ 5 8+ 1 1+ 8 7+ 2 2+ 7 6+ 3 3+ 6 5+ 4 4+ 5 5+ 5 9+ 1 1+ 9 8+ 2 2+ 8 7+ 3 3+ 7 6+ 4 4+ 6 Карточки разрезные - на одной стороне пример табличного сложения, на другой стороне дан правильный ответ. При заучивании таблицы дети в классе начинают с карточек с ответами 2,3,4,5. Выучили, проверили, если ответ верный – в одну сторону, неверный – в другую. Затем повторяем только неверные. И так до тех пор, пока все карточки не будут в одной «верной» стопочке. Дети получают домашнее задание выучить карточки с ответами от 2 до 7 - это всего 12 карточек. При этом дети легко могут проверять свои правильные ответы, учить таблицу без помощи взрослых, что значительно повышает их самооценку, придаёт уверенности в себе. На следующий день в начале урока, используя карточки, в форме арифметического диктанта с взаимопроверкой в парах, проверяется знание таблицы до 7 и на дом задаются следующие 13 карточек – это карточки с ответами от 8 до 10. При проверке домашнего задания проверяются все карточки сложения до 10. Дети постепенно и без труда изучают таблицу сложения в пределах 10-ти. В дальнейшем карточки используются для закрепления при проведении арифметических диктантов. Дети могут работать с ними в парах или в группах.

Таблица сложения до 20.
Знание состава чисел в пределах 10-ти помогает освоить приём сложения с переходом через десяток. Познакомившись с приёмом сложения через десяток, приступаем к заполнению
таблицы сложения до 20-ти.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1
2 3 4 5 6 7 8 9 10
2
3 4 5 6 7 8 9 10
11

3
4 5 6 7 8 9 10
11

12

4
5 6 7 8 9 10
11

12

13

5
6 7 8 9 10
11

12

13

14

6
7 8 9 10
11

12

13

14

15

7
8 9 10
11

12

13

14

15

16

8
9 10
11

12

13

14

15

16
17
9
10
11

12

13

14

15

16

17

18
. И на уроке труда делаем разрезные карточки. 11 11 11 11 12 12 12 12 13 13 9+ 2 2+ 9 8+ 3 3+ 8 7+ 4 4+ 7 6+ 5 5+ 6 9+ 3 3+ 9 8+ 4 4+ 8 7+ 5 5+ 7 6+ 6 9+ 4 4+ 9 8+ 5 5+ 8 13 14 14 14 15 15 16 16 17 18 7+ 6 6+ 7 9+ 5 5+ 9 8+ 6 6+ 8 7+ 7 9+ 6 6+ 9 8+ 7 7+ 8 9+ 7 7+ 9 8+ 8 9+ 8 8+ 9 9+ 9
Работа по изучению таблицы сложения в пределах 20-тистроится по тому же алгоритму, что и таблица сложения до 10.
Таблица умножения
После того, как учащиеся освоили сложение чисел в пределах 100 и приём сложения с переходом через десяток, переходим к изучению умножения. Заполнение таблицы Пифагора начинаем с произведений одинаковых множителей (квадраты однозначных чисел), выделяем их другим цветом. Наблюдаем за закономерностями: каждое последующее число в ряду и в столбце больше на 2, на 3, на 4 и т.д., формулируем переместительный закон умножения, знакомимся с взаимосвязью действий умножения и деления.
2

3

4

5

6

7

8

9

2

4

3
6
9

4
8 1 2
1

6

5
1 0 1 5 2 0
2

5

6
1 2 1 8 2 4 3 0
3

6

7
1 4 2 1 2 8 3 5 4 2
4

9

8
1 6 2 4 3 2 4 0 4 8 5 6
6

4

9
1 8 2 7 3 6 4 5 5 4 6 3 7 2
8

1
При составлении карточек, начинаем с заучивания табличных ответов. Это необходимо для облегчения запоминания таблицы. Обращаем внимание детей на то, что встречаются разные случаи умножения с одинаковыми ответами. Например: 6х2=12 и 4х3=12. И заносим такие случаи в одну карточку. 4 6 8 9 10 12 14 15 16 18 20 21 24 25 27 2х 2 3х 2 2х 3 4х 2 2х 4 3х 3 5х 2 2х 5 6х 2 2х 6 4х 3 3х 4 7х 2 2х 7 5х 3 3х 5 8х 2 2х 8 4х 4 9х 2 2х 9 6х 3 3х 6 5х 4 4х 5 7х 3 3х 7 6х 4 4х 6 8х 3 3х 8 5х 5 9х 3 3х 9
28 30 32 35 36 40 42 45 48 49 54 56 63 64 72 81 7х 4 4х 7 6х 5 5х 6 8х 4 4х 8 7х 5 5х 7 9х 4 4х 9 6х 6 8х 5 5х 8 7х 6 6х 7 9х 5 5х 9 8х 6 6х 8 7х 7 9х 6 6х 9 8х 7 7х 8 9х 7 7х 9 8х 8 9х 8 8х 9 9х 9 Когда дети сами чертят и заполняют карточки, у них развивается познавательная деятельность, умение действовать по образцу. Они учатся анализировать, проявлять личную инициативу. Можно заучивание поделить на части: ответы до 10, 20, 30, 40, 50, 60 и оставшиеся случаи (72 и 81). Делается это для того, чтобы облегчить процесс запоминания. Например, очень легко выучить ответы до 10-ти. Ребёнок воодушевляется, и учит до 20-ти. Это уже сложнее, но доступно. Таким образом, весь класс может выучить таблицу умножения за неделю. В классе таблица проверяется при помощи этих же карточек в форме арифметического диктанта с взаимопроверкой. Так буквально за 10 минут можно проверить весь класс.

Заключение
Использование карточек систематизирует изучение таблиц сложения и умножения, позволяет детям самим их построить, самим «открывать» переместительное свойство сложения и умножения, увидеть и понять, что это «просто и совсем не страшно». Знание таблицы сложения облегчает усвоение таблицы умножения. А незнание таблицы умножение создаёт основные трудности в усвоении математики. Зная таблицу умножения, учащиеся без труда смогут сократить дроби, привести к общему знаменателю, заучивается таблица квадратов однозначных чисел. Знание таблицы умножения придаёт детям уверенности, повышает интерес к математике.
4 6 8 9 10 12 14 15 16 18 20 21 24 25 27 28 30 32 35 36 40 42 45 48 49 54 56 63 64 72 81
7х2 2х7 6х2 4х3 2х6 3х4 5х2 2х5 3х3 4х2 2х4 3х2 2х3 2х2 5х5 6х4 8х3 4х6 3х8 7х3 3х7 4х5 5х4 9х2 6х3 2х9 3х6 8х2 2х8 4х4 5х3 3х5 8х5 5х8 6х6 9х4 4х9 7х5 5х7 8х4 4х8 6х5 5х6 7х4 4х7 9х3 3х9 9х7 7х9 8х7 7х8 9х6 6х9 7х7 8х6 6х8 9х5 5х9 7х6 6х7 9х9 9х8 8х9 8х8
9+2 2+9 8+3 3+8 7+4 4+7 6+5 5+6 9+3 3+9 8+4 4+8 7+5 5+7 6+6 9+4 4+9 8+5 5+8 7+6 6+7 9+5 5+9 8+6 6+8 7+7 9+6 6+9 8+7 7+8 9+7 7+9 8+8 9+8 8+9 9+9
12 11 11 11 11 13 13 12 12 12 15 14 14 14 13 18 17 16 16 15
1+1 2+1 1+2 2+2 3+1 1+3 2+3 3+2 4+1 1+4 3+3 4+2 2+4 5+1 1+5 4+3 3+4 5+2 2+5 6+1 1+6 4+4 5+3 3+5 6+2 2+6 7+1 1+7 5+4 4+5 6+3 3+6 7+2 2+7 8+1 1+8 5+5 6+4 4+6 7+3 3+7 8+2 2+8 9+1 1+9
5 4 4 3 2 7 6 6 6 5 8 8 8 7 7 9 9 9 9 8 10 10 10 10 10


В раздел образования