Карточки по изучению табличных случаев сложения и умножения
Автор: Сангаджиева Елена Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Октёмская СОШ им.П.И.Шадрина Населённый пункт: с.Октёёмцы Наименование материала: методическая разработка Тема: Карточки по изучению табличных случаев сложения и умножения Раздел: начальное образование
Выполнила: Сангаджиева
Елена Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ Октёмская СОШ им.П.И.Шадрина
Октёмцы, 2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………3
Описание работы с карточками
Таблица сложения до 10……………………………………………………4
Таблица сложения до 20…………………………………………………....6
Таблица умножения………………………………………………………...7
Заключение ……………………………………………………………………………10
Введение
Знание табличных случаев сложения и умножения – это крепкая и необходимая основа для
достижения успехов в изучении математики. Ребёнок, который знает состав чисел в
пределах 10, 20 и таблицу умножения, чувствует себя увереннее, психологически
комфортнее и не испытывает затруднений при усвоении программного материала всего
школьного курса математики.
Поэтому, добиться знания табличных случаев сложения и умножения – самая актуальная
задача для учителя начальных классов.
Цель: Способствовать осознанному усвоению табличных случаев сложения и умножения.
Задачи:
1. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков при усвоении таблиц сложения
и умножения.
2. Составление и использование карточек для закрепления табличных случаев сложения и
умножения.
Новизна – повышение скорости и качества усвоения таблицы сложения и умножения.
В работе представлены карточки по изучению и закреплению таблиц сложения и
умножения.
Описание работы с карточками
Таблица сложения до 10.
В 1 классе изучается состав чисел в пределах 10 и 20.
Начинаем изучение традиционно с составления таблицы сложения до 10.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
3
4
5
6
7
8
9
10
3
4
5
6
7
8
9
10
4
5
6
7
8
9
10
5
6
7
8
9
10
6
7
8
9
10
7
8
9
10
8
9
10
9
10
Учитель заполняет таблицу на доске, а дети на заранее подготовленных карточках.
Во время заполнения клеточек таблицы выявляем закономерности. Числа стоят в
порядке счёта, в столбиках и строчках идёт повторение. Выявляем взаимосвязь
действий сложения и вычитания. После этого выделяем другим цветом или обводим
в кружочки ответы одинаковых слагаемых и подводим к переместительному
свойству сложения. Вместе с детьми приходим к выводу, что можно выучить только
одну половинку таблицы.
После этого приступаем к изготовлению карточек. Это можно сделать на уроке
труда. Дети учатся пользоваться линейкой, выполнять разметку, чертить.
2
3
4
4
5
5
6
6
6
7
7
7
1+
1
2+
1
1+
2
2+
2
3+
1
1+
3
4+
1
1+
4
3+
2
2+
3
3+
3
5+
1
1+
5
4+
2
2+
4
6+
1
1+
6
5+
2
2+
5
4+
3
3+
4
8
8
8
8
9
9
9
9
10
10
10
10
10
4+
4
7+
1
1+
7
6+
2
2+
6
5+
3
3+
5
8+
1
1+
8
7+
2
2+
7
6+
3
3+
6
5+
4
4+
5
5+
5
9+
1
1+
9
8+
2
2+
8
7+
3
3+
7
6+
4
4+
6
Карточки разрезные - на одной стороне пример табличного сложения, на другой
стороне дан правильный ответ. При заучивании таблицы дети в классе начинают с
карточек с ответами 2,3,4,5. Выучили, проверили, если ответ верный – в одну
сторону, неверный – в другую. Затем повторяем только неверные. И так до тех пор,
пока все карточки не будут в одной «верной» стопочке.
Дети получают домашнее задание выучить карточки с ответами от 2 до 7 - это всего
12 карточек. При этом дети легко могут проверять свои правильные ответы, учить
таблицу без помощи взрослых, что значительно повышает их самооценку, придаёт
уверенности в себе. На следующий день в начале урока, используя карточки, в форме
арифметического диктанта с взаимопроверкой в парах, проверяется знание таблицы
до 7 и на дом задаются следующие 13 карточек – это карточки с ответами от 8 до 10.
При проверке домашнего задания проверяются все карточки сложения до 10. Дети
постепенно и без труда изучают таблицу сложения в пределах 10-ти.
В дальнейшем карточки используются для закрепления при проведении
арифметических диктантов. Дети могут работать с ними в парах или в группах.
Таблица сложения до 20.
Знание состава чисел в пределах 10-ти помогает освоить приём сложения с переходом
через десяток. Познакомившись с приёмом сложения через десяток, приступаем к
заполнению таблицы сложения до 20-ти.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
. И на уроке труда делаем разрезные карточки.
11
11
11
11
12
12
12
12
13
13
9+
2
2+
9
8+
3
3+
8
7+
4
4+
7
6+
5
5+
6
9+
3
3+
9
8+
4
4+
8
7+
5
5+
7
6+
6
9+
4
4+
9
8+
5
5+
8
13
14
14
14
15
15
16
16
17
18
7+
6
6+
7
9+
5
5+
9
8+
6
6+
8
7+
7
9+
6
6+
9
8+
7
7+
8
9+
7
7+
9
8+
8
9+
8
8+
9
9+
9
Работа по изучению таблицы сложения в пределах 20-тистроится по тому же
алгоритму, что и таблица сложения до 10.
Таблица умножения
После того, как учащиеся освоили сложение чисел в пределах 100 и приём сложения с
переходом через десяток, переходим к изучению умножения.
Заполнение таблицы Пифагора начинаем с произведений одинаковых множителей
(квадраты однозначных чисел), выделяем их другим цветом. Наблюдаем за
закономерностями: каждое последующее число в ряду и в столбце больше на 2, на 3,
на 4 и т.д., формулируем переместительный закон умножения, знакомимся с
взаимосвязью действий умножения и деления.
2
3
4
5
6
7
8
9
2
4
3
6
9
4
8
1
2
1
6
5
1
0
1
5
2
0
2
5
6
1
2
1
8
2
4
3
0
3
6
7
1
4
2
1
2
8
3
5
4
2
4
9
8
1
6
2
4
3
2
4
0
4
8
5
6
6
4
9
1
8
2
7
3
6
4
5
5
4
6
3
7
2
8
1
При составлении карточек, начинаем с заучивания табличных ответов. Это необходимо
для облегчения запоминания таблицы. Обращаем внимание детей на то, что встречаются
разные случаи умножения с одинаковыми ответами. Например: 6х2=12 и 4х3=12. И
заносим такие случаи в одну карточку.
4
6
8
9
10
12
14
15
16
18
20
21
24
25
27
2х
2
3х
2
2х
3
4х
2
2х
4
3х
3
5х
2
2х
5
6х
2
2х
6
4х
3
3х
4
7х
2
2х
7
5х
3
3х
5
8х
2
2х
8
4х
4
9х
2
2х
9
6х
3
3х
6
5х
4
4х
5
7х
3
3х
7
6х
4
4х
6
8х
3
3х
8
5х
5
9х
3
3х
9
28
30
32
35
36
40
42
45
48
49
54
56
63
64
72
81
7х
4
4х
7
6х
5
5х
6
8х
4
4х
8
7х
5
5х
7
9х
4
4х
9
6х
6
8х
5
5х
8
7х
6
6х
7
9х
5
5х
9
8х
6
6х
8
7х
7
9х
6
6х
9
8х
7
7х
8
9х
7
7х
9
8х
8
9х
8
8х
9
9х
9
Когда дети сами чертят и заполняют карточки, у них развивается познавательная
деятельность, умение действовать по образцу. Они учатся анализировать, проявлять
личную инициативу.
Можно заучивание поделить на части: ответы до 10, 20, 30, 40, 50, 60 и оставшиеся случаи
(72 и 81). Делается это для того, чтобы облегчить процесс запоминания. Например, очень
легко выучить ответы до 10-ти. Ребёнок воодушевляется, и учит до 20-ти. Это уже
сложнее, но доступно. Таким образом, весь класс может выучить таблицу умножения за
неделю.
В классе таблица проверяется при помощи этих же карточек в форме арифметического
диктанта с взаимопроверкой. Так буквально за 10 минут можно проверить весь класс.