Автор: Сольская Ирина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1
Населённый пункт: с. Айкино, Усть - Вымский район, РК.
Наименование материала: статья
Тема: "Художественная литература как средство формирования духовно – нравственного воспитания детей 5 – 7 лет".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 комбинированного вида» с. Айкино.
Опыт работы
«Художественная литература как средство
формирования духовно – нравственного
воспитания
детей 5 – 7 лет».
Составила:
Сольская Ирина Вячеславовна
2017г.
Актуальность проблемы.
Одна из приоритетных задач ФГОС ДО – это формирование духовно -
нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Дошкольный возраст-
важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Огромная
роль в формировании духовно – нравственного воспитания принадлежит художе-
ственной литературе. Л. Выгодский говорил о том, насколько важно «открыть
перед ребёнком мир словесного искусства». К. Д. Ушинский подчёркивал, что
литература должна ввести ребёнка «в мир народной мысли, народного чувства,
народной жизни, в область народного духа».
Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогиче-
ским воздействиям, ознакомлению ребёнка с нравственными нормами поведения
в процессе различной деятельности. В формировании нравственных представле-
ний важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого пред-
ставлены в художественной литературе. Нравственные понятия, ярко представ-
ленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с
близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируют-
ся желания и поступки ребёнка.
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По дан-
ным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочи-
тают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию,
компьютер – поэтому моя роль, как педагога, состоит в том, чтобы заинтересо-
вать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, при-
вить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга даёт возможность
домыслить, пофантазировать. Она учит размышлять над новой информацией,
развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятель-
но. Художественная литература служит действенным средством нравствен-
ного воспитания. Она обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского
литературного языка. Литература во все времена имела огромную власть над дет-
ским сердцем. Благодаря литературе ребёнок познаёт мир не только умом, но и
сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к до-
бру и злу. Через неё старшее поколение учит детство строить жизнь по законам
добра и красоты.
Проводя диагностические мероприятия, было выявлено, что у детей недостаточ-
но развит интерес к чтению художественных произведений. Дети с трудом пони-
мают скрытый смысл поведения героев. Не вслушиваются в ритм и мелодику
поэтического текста. У детей отсутствуют нравственные ценности, такие как со-
страдание, забота о близких. Поэтому свой выбор я остановила на теме: «Худо-
жественная литература как средство формирования духовно – нравственного вос-
питания детей 5 – 7 лет»
Цель:
Развитие у детей гуманных чувств, формирование этических представлений, на-
выков культурного поведения, социально – общественных качеств.
Задачи:
1
. формировать первоначальные представления об особенностях художественной
литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о
композиции; о простейших элементах образности в языке;
2. развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произве-
дений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, кра-
соту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
3. воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение со-
держания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;
4. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чув-
ствовать настроение произведения.
5. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.
Обеспечение проектной деятельности
Методическое:
«От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева
«Нравственное воспитание в детском саду» Программа и методические рекомен-
дации, В.И.Петрова, Т.Д.Стульчик. М – 2009г
Гриценко З.А. «Положи твое сердце у чтения» М.: Просвещение, 2000г.
Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. « Ребёнок и книга.»
М.: Просвещение, 1992
Руденко Т., Мелик-Пашаева М. «Книги хорошие, книги плохие» Ж.: Дошкольное
образование. 2010. - №6.
Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе.» М.: Мозаика
– синтез, 2005.
Гриценко З.А. «Пришли мне чтение доброго.» М.: Просвещение, 2003.
Дидактическое:
разнообразная литература (сказки, рассказы, басни, поэзия, познавательные и
развивающие книги)
видеоматериалы: викторины по сказкам
портреты детских писателей и художников
настольный театр
куклы би-ба-бо
пальчиковый театр
театр на руке
магнитный театр
разрезные картинки по сказкам
альбом с детскими рисунками по сказкам.
Ожидаемый результат.
У детей сформированы:
-Умение сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов,
-Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на
основе первичных ценностных представлений,
- Поведение определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а тре-
бованиями со стороны взрослых и первичными представлениями о том, «что та-
кое хорошо и что такое плохо»,
-Доверительные, добрые отношения между родителями и детьми,
-Знание о культуре своего народа и положительное отношение к ней,
-Умение самостоятельно оценивать поступки героев.
У родителей сформированы:
-Навыки приёмов и методов работы с художественной литературой,
-Умение ориентироваться в выборе художественных и мультипликационных
фильмов, направленных на развитие художественного вкуса,
-Убеждение в необходимости поддерживать контакт с детской библиотекой,
-Сформирована активность в совместной деятельности взрослого и детей.
Этапы
Проект осуществляется в течение двух лет (старший, подготовительный возраст)
в совместной деятельности педагога и детей в специально – организованной
самостоятельной деятельности детей.
1этап – подготовительный.
-Изучение методической литературы;
-Подбор детской литературы;
-Создание книжного уголка
-Изучение и анализ имеющихся в группе и ДОУ условий для реализации проек-
та;
-Пополнение материально – технической базы;
-Проведение обследования уровня развития воспитанников;
-Анкетирование родителей.
-Организовать экскурсию в библиотеку
2 этап – основной.
-Внедрение в воспитательно – образовательный процесс плана реализации
проекта;
-Осуществление мероприятий в соответствии с планом работы с детьми и роди-
телями.
3 этап – заключительный.
-Проведение итоговой диагностики детей;
-Повторное анкетирование родителей;
-Анализ результативности работы по проекту;
Содержание
В целях повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной
литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, вырази-
тельному чтению наизусть стихотворений, по развитию образности, выразитель-
ности речи и начальных форм словесного творчества использовала педагогиче-
ские технологии: проектную деятельность, личностно – ориентированное взаи-
модействие воспитателя с детьми, игровые технологии и ИКТ. (слайд схема)
Реализация задач духовно - нравственного воспитания дошкольников средствами
художественной литературы осуществлялась через детские виды деятельности:
познавательно – исследовательскую деятельность, продуктивную деятельность,
театрализованную, коммуникативную, игровую.(слайд - схема)
Коммуникативная – с детьми 5 – 6 лет читали произведения: («Баба Яга», «Бе-
лая уточка», «Елена премудрая», Иван крестьянский сын и Чудо- юдо», «Иван
царевич и серый волк», «Золушка», «Рикке Хохолок», «Кот в сапогах», «Синяя
борода», «Красная Шапочка», «Живая шляпа», «Тук – тук», «Горка», «Огурцы»,
«Приключения Незнайки», «Фантазёры», «Ступеньки» и многие другие (слайд),
с детьми 6 – 7 лет мы читали: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыб-
ке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»,
«Сказка о попе и его работнике Балде», «Лиса и заяц», «Ёма – баба», Гундыр»,
Пера – богатырь», «Снежная королева» и др. (слайд) После чтения детям зада-
вались вопросы по содержанию произведений, пересказывали данное произве-
дение.с детьми разучивали наизусть стихотворения к семейным театрам, к ново-
годним утренникам, стихотворения по программе, отгадывали загадки.(слайд)
По темам проектов смотрели с детьми мультипликационные фильмы: «Золуш-
ка», «Снежная королева», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.
Театрализованная –для развития интереса к театрализованной деятельности
знакомила детей с культурным явлением (театром), его атрибутами, людьми, ра-
ботающими в учреждениях культуры, правилами поведения.(слайд) Знакомила
детей с разными видами театра. Дети рисовали театр по представлению.(слайд)
Так же для развития интереса к театрализованной игре создавалась атмосфера
доверия. Детям предоставлялась возможность высказываться по поводу подго-
товки к выступлению, предоставлялась возможность выступать перед сверстни-
ками,(слад) родителями и другими гостями.
Познавательно - исследовательская – В рамках проекта «Коми народные
сказки» дети знакомились с творчеством коми художника А. Мошева (слайд), где
они рассматривали иллюстрации разных художников и сравнивали их с работами
А.Мошева. Дети учились рисовать графикой как художник.(слайд)
Игровая – дети играли в различные дидактические игры: «Собери сказку», где
дети собирали из пазл сказку и рассказывали её, играли в дидактические игры
«Назови друзей героя», «Найди отличия» и многие другие. Играли в подвижные
игры «Парма» (слад), «Хитрая лиса» и др.
Продуктивная - при чтении литературных произведений, сказок обращали вни-
мание на описание сказочных героев, домиков, дворцов, совершенствовали изоб-
разительные навыки при рисовании сказочных героев.(слайд)
В группе оформлен книжный уголок , где в наличии имеется разнообразный ма-
териал: художественные произведения, иллюстрации к ним, дидактические игры.
(слайд) При оформлении книжного уголка соблюдаю следующие требования:
рациональное размещение уголка в группе, соответствие возрасту индивидуаль-
ным особенностям детей, постоянную сменяемость, эстетичность оформления,
востребованность. В театрализованном уголке имеется: магнитный театр, на-
стольный театр, театр на руке, пальчиковый театр, театр на палочке, куклы би-ба-
бо.(слайд) В книжном и театрализованном уголках имеется достаточный матери-
ал для самостоятельной деятельности детей. Для обогащения книжного уголка в
группе детского сада привлекаю родителей. Собранные силами родителей книги
значительно пополнили библиотеку группы. Родители воспитанников приняли
активное участие.
В своей работе я использовала Информационно - КоммуникационныеТехноло-
гии. Создала мультимедийную презентацию по коми народным сказкам - игровы-
ми заданиями с элементами соревнования.(слайд)
В рамках реализации опыта работы по этому направлению с детьми организова-
ны и проведены следующие проекты. С детьми 5 – 6 лет по знакомству детей с
художественными произведениями проведены 3 проекта: «Русские народные
сказки», продуктом проекта стала выставка рисунков любимых сказочных ге-
роев – совместная работа родителей и детей. В рамках проекта по сказке «Жи-
харка» - дети лепили маленького мальчика и бабу Ягу. Итоговым мероприятием
стало выступление детей со сказкой «Теремок на новый лад» для детей младших
групп. В проекте «Сказки Ш.Перро» дети лепили кота в сапогах, а итоговым ме-
роприятием стало новогоднее представление по сказке «Золушка», подготовлен-
ное музыкальным руководителем; в проекте «Рассказы Н.Носова» итоговым ме-
роприятием стала инсценировка рассказа «Фантазёры», где дети выступили
перед детьми старшей группы .
С детьми 6 – 7 лет так же мною проводились следующие проекты. В рамках
проекта «У Лукоморья дуб зелёный» продуктом стала выставка коллективной ра-
боты детей по аппликации «33 богатыря», которую организовали совместно с
воспитателем изобразительной деятельности, а итоговым мероприятием стала
викторина «Путешествие по сказкам Пушкина» - все дети отмечены медалями за
участие в викторине. В проекте «Коми народные сказки» дети познакомились с
коми художником А.Мошевым и совместно с воспитателем изо студии составили
книжку по сказке «Охотник и Чукля». В технике пластилинография дети лепили
Яг - Морта.(слайд) Итоговым мероприятием была викторина «Путешествие по
коми народным сказкам»; в рамках проекта «Царство Снежной королевы» про-
дуктом проекта была выставка детских рисунков «Дворец Снежной королевы» а
итоговым мероприятием - и проведена викторина по сказке «Снежная королева».
В целях успешного взаимодействия с родителями использовала следующие фор-
мы работы: провела консультация «Научите ребёнка любить книгу», оформила
стенд «Как любить книгу», буклет «Фольклор народа коми». В детском саду ис-
пользуется новая форма работы с родителями – семейный театр. Совместно с му-
зыкальным руководителем Жуковой Галиной Владимировной организовали два
семейных театрализованных представления: «Именины у Маши» и «Как я стал
большим» В семейном театре участвовали семья и дети группы. Так в инсцени-
ровке «Именины Маши» участвовала семья Мартынец. В инсценировке «Как я
стал большим» участвовала семья Батищевых. Выступления родителей и детей
были замечательными, все были в восторге – дети, родители и педагоги.
В целях решения задач по духовно – нравственному воспитанию осуществля-
лось взаимодействие с детской библиотекой и районным музеем. Для расшире-
ния знаний детей о сказках и рассказах была проведена серия встреч с сотрудни-
ками библиотеки, где их знакомили с творчеством писателей: Ш.Перро,
А.С.Пушкина, Н.Носова, Г.Х.Андерсена, с их произведениями, проводили не-
большие театрализованные представления и показывали диафильмы по теме
проекта.
Сотрудники музея знакомили детей с народным промыслом народа коми, где
детей знакомили с республикой коми, её городами, полезными ископаемыми.
Знакомили детей с народными промыслами народа коми и детям было предложе-
но пострелять из лука.
Заключение
Благодаря проведённой работе мы педагоги увидели, что работа по этому
направлению дала положительные результаты. У детей сформировалась система
нравственных ценностей: дети научились осознанно относиться к своим чув-
ствам, к своему внутреннему миру, научились анализировать собственные пере-
живания, управлять своими чувствами. Дети начали более активно и вдумчиво
использовать добрые слова по отношению к родным, близким, сверстникам.
Дети научились чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе
отношение. Знакомство детей художественной литературой, обсуждение характе-
ров и поступков героев побудило в детских сердцах чувство любви, сострада-
ния, желания помочь, а все эти качества помогают ребенку стать добрым, внима-
тельным, благодарным. Данная работа способствовала проявлению доверитель-
ных отношений между родителями и детьми, навела родителей на размышление
о нравственных ценностях и их роли в жизни человека.
В течение работы выявилось, что было недостаточно уделено внимание знаком-
ству детей с художественной литературой других народов, их культурной и ду-
ховно – нравственными ценностями. На это следует обратить внимание при про-
ведении дальнейшей работы.