Напоминание

"Художественная литература как средство формирования духовно – нравственного воспитания детей 5 – 7 лет".


Автор: Сольская Ирина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1
Населённый пункт: с. Айкино, Усть - Вымский район, РК.
Наименование материала: статья
Тема: "Художественная литература как средство формирования духовно – нравственного воспитания детей 5 – 7 лет".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 комбинированного вида» с. Айкино.

Опыт работы

«Художественная литература как средство

формирования духовно – нравственного

воспитания

детей 5 – 7 лет».

Составила:

Сольская Ирина Вячеславовна

2017г.

Актуальность проблемы.

Одна из приоритетных задач ФГОС ДО – это формирование духовно -

нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и

норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Дошкольный возраст-

важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Огромная

роль в формировании духовно – нравственного воспитания принадлежит художе-

ственной литературе. Л. Выгодский говорил о том, насколько важно «открыть

перед ребёнком мир словесного искусства». К. Д. Ушинский подчёркивал, что

литература должна ввести ребёнка «в мир народной мысли, народного чувства,

народной жизни, в область народного духа».

Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогиче-

ским воздействиям, ознакомлению ребёнка с нравственными нормами поведения

в процессе различной деятельности. В формировании нравственных представле-

ний важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого пред-

ставлены в художественной литературе. Нравственные понятия, ярко представ-

ленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с

близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируют-

ся желания и поступки ребёнка.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По дан-

ным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочи-

тают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию,

компьютер – поэтому моя роль, как педагога, состоит в том, чтобы заинтересо-

вать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, при-

вить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга даёт возможность

домыслить, пофантазировать. Она учит размышлять над новой информацией,

развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятель-

но. Художественная литература служит действенным средством нравствен-

ного воспитания. Она обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского

литературного языка. Литература во все времена имела огромную власть над дет-

ским сердцем. Благодаря литературе ребёнок познаёт мир не только умом, но и

сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к до-

бру и злу. Через неё старшее поколение учит детство строить жизнь по законам

добра и красоты.

Проводя диагностические мероприятия, было выявлено, что у детей недостаточ-

но развит интерес к чтению художественных произведений. Дети с трудом пони-

мают скрытый смысл поведения героев. Не вслушиваются в ритм и мелодику

поэтического текста. У детей отсутствуют нравственные ценности, такие как со-

страдание, забота о близких. Поэтому свой выбор я остановила на теме: «Худо-

жественная литература как средство формирования духовно – нравственного вос-

питания детей 5 – 7 лет»

Цель:

Развитие у детей гуманных чувств, формирование этических представлений, на-

выков культурного поведения, социально – общественных качеств.

Задачи:

1

. формировать первоначальные представления об особенностях художественной

литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о

композиции; о простейших элементах образности в языке;

2. развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произве-

дений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, кра-

соту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

3. воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение со-

держания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;

4. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чув-

ствовать настроение произведения.

5. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.

Обеспечение проектной деятельности

Методическое:

«От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева

«Нравственное воспитание в детском саду» Программа и методические рекомен-

дации, В.И.Петрова, Т.Д.Стульчик. М – 2009г

Гриценко З.А. «Положи твое сердце у чтения» М.: Просвещение, 2000г.

Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. « Ребёнок и книга.»

М.: Просвещение, 1992

Руденко Т., Мелик-Пашаева М. «Книги хорошие, книги плохие» Ж.: Дошкольное

образование. 2010. - №6.

Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе.» М.: Мозаика

– синтез, 2005.

Гриценко З.А. «Пришли мне чтение доброго.» М.: Просвещение, 2003.

Дидактическое:

разнообразная литература (сказки, рассказы, басни, поэзия, познавательные и

развивающие книги)

видеоматериалы: викторины по сказкам

портреты детских писателей и художников

настольный театр

куклы би-ба-бо

пальчиковый театр

театр на руке

магнитный театр

разрезные картинки по сказкам

альбом с детскими рисунками по сказкам.

Ожидаемый результат.

У детей сформированы:

-Умение сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов,

-Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на

основе первичных ценностных представлений,

- Поведение определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а тре-

бованиями со стороны взрослых и первичными представлениями о том, «что та-

кое хорошо и что такое плохо»,

-Доверительные, добрые отношения между родителями и детьми,

-Знание о культуре своего народа и положительное отношение к ней,

-Умение самостоятельно оценивать поступки героев.

У родителей сформированы:

-Навыки приёмов и методов работы с художественной литературой,

-Умение ориентироваться в выборе художественных и мультипликационных

фильмов, направленных на развитие художественного вкуса,

-Убеждение в необходимости поддерживать контакт с детской библиотекой,

-Сформирована активность в совместной деятельности взрослого и детей.

Этапы

Проект осуществляется в течение двух лет (старший, подготовительный возраст)

в совместной деятельности педагога и детей в специально – организованной

самостоятельной деятельности детей.

1этап – подготовительный.

-Изучение методической литературы;

-Подбор детской литературы;

-Создание книжного уголка

-Изучение и анализ имеющихся в группе и ДОУ условий для реализации проек-

та;

-Пополнение материально – технической базы;

-Проведение обследования уровня развития воспитанников;

-Анкетирование родителей.

-Организовать экскурсию в библиотеку

2 этап – основной.

-Внедрение в воспитательно – образовательный процесс плана реализации

проекта;

-Осуществление мероприятий в соответствии с планом работы с детьми и роди-

телями.

3 этап – заключительный.

-Проведение итоговой диагностики детей;

-Повторное анкетирование родителей;

-Анализ результативности работы по проекту;

Содержание

В целях повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной

литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, вырази-

тельному чтению наизусть стихотворений, по развитию образности, выразитель-

ности речи и начальных форм словесного творчества использовала педагогиче-

ские технологии: проектную деятельность, личностно – ориентированное взаи-

модействие воспитателя с детьми, игровые технологии и ИКТ. (слайд схема)

Реализация задач духовно - нравственного воспитания дошкольников средствами

художественной литературы осуществлялась через детские виды деятельности:

познавательно – исследовательскую деятельность, продуктивную деятельность,

театрализованную, коммуникативную, игровую.(слайд - схема)

Коммуникативная – с детьми 5 – 6 лет читали произведения: («Баба Яга», «Бе-

лая уточка», «Елена премудрая», Иван крестьянский сын и Чудо- юдо», «Иван

царевич и серый волк», «Золушка», «Рикке Хохолок», «Кот в сапогах», «Синяя

борода», «Красная Шапочка», «Живая шляпа», «Тук – тук», «Горка», «Огурцы»,

«Приключения Незнайки», «Фантазёры», «Ступеньки» и многие другие (слайд),

с детьми 6 – 7 лет мы читали: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыб-

ке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»,

«Сказка о попе и его работнике Балде», «Лиса и заяц», «Ёма – баба», Гундыр»,

Пера – богатырь», «Снежная королева» и др. (слайд) После чтения детям зада-

вались вопросы по содержанию произведений, пересказывали данное произве-

дение.с детьми разучивали наизусть стихотворения к семейным театрам, к ново-

годним утренникам, стихотворения по программе, отгадывали загадки.(слайд)

По темам проектов смотрели с детьми мультипликационные фильмы: «Золуш-

ка», «Снежная королева», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.

Театрализованная –для развития интереса к театрализованной деятельности

знакомила детей с культурным явлением (театром), его атрибутами, людьми, ра-

ботающими в учреждениях культуры, правилами поведения.(слайд) Знакомила

детей с разными видами театра. Дети рисовали театр по представлению.(слайд)

Так же для развития интереса к театрализованной игре создавалась атмосфера

доверия. Детям предоставлялась возможность высказываться по поводу подго-

товки к выступлению, предоставлялась возможность выступать перед сверстни-

ками,(слад) родителями и другими гостями.

Познавательно - исследовательская – В рамках проекта «Коми народные

сказки» дети знакомились с творчеством коми художника А. Мошева (слайд), где

они рассматривали иллюстрации разных художников и сравнивали их с работами

А.Мошева. Дети учились рисовать графикой как художник.(слайд)

Игровая – дети играли в различные дидактические игры: «Собери сказку», где

дети собирали из пазл сказку и рассказывали её, играли в дидактические игры

«Назови друзей героя», «Найди отличия» и многие другие. Играли в подвижные

игры «Парма» (слад), «Хитрая лиса» и др.

Продуктивная - при чтении литературных произведений, сказок обращали вни-

мание на описание сказочных героев, домиков, дворцов, совершенствовали изоб-

разительные навыки при рисовании сказочных героев.(слайд)

В группе оформлен книжный уголок , где в наличии имеется разнообразный ма-

териал: художественные произведения, иллюстрации к ним, дидактические игры.

(слайд) При оформлении книжного уголка соблюдаю следующие требования:

рациональное размещение уголка в группе, соответствие возрасту индивидуаль-

ным особенностям детей, постоянную сменяемость, эстетичность оформления,

востребованность. В театрализованном уголке имеется: магнитный театр, на-

стольный театр, театр на руке, пальчиковый театр, театр на палочке, куклы би-ба-

бо.(слайд) В книжном и театрализованном уголках имеется достаточный матери-

ал для самостоятельной деятельности детей. Для обогащения книжного уголка в

группе детского сада привлекаю родителей. Собранные силами родителей книги

значительно пополнили библиотеку группы. Родители воспитанников приняли

активное участие.

В своей работе я использовала Информационно - КоммуникационныеТехноло-

гии. Создала мультимедийную презентацию по коми народным сказкам - игровы-

ми заданиями с элементами соревнования.(слайд)

В рамках реализации опыта работы по этому направлению с детьми организова-

ны и проведены следующие проекты. С детьми 5 – 6 лет по знакомству детей с

художественными произведениями проведены 3 проекта: «Русские народные

сказки», продуктом проекта стала выставка рисунков любимых сказочных ге-

роев – совместная работа родителей и детей. В рамках проекта по сказке «Жи-

харка» - дети лепили маленького мальчика и бабу Ягу. Итоговым мероприятием

стало выступление детей со сказкой «Теремок на новый лад» для детей младших

групп. В проекте «Сказки Ш.Перро» дети лепили кота в сапогах, а итоговым ме-

роприятием стало новогоднее представление по сказке «Золушка», подготовлен-

ное музыкальным руководителем; в проекте «Рассказы Н.Носова» итоговым ме-

роприятием стала инсценировка рассказа «Фантазёры», где дети выступили

перед детьми старшей группы .

С детьми 6 – 7 лет так же мною проводились следующие проекты. В рамках

проекта «У Лукоморья дуб зелёный» продуктом стала выставка коллективной ра-

боты детей по аппликации «33 богатыря», которую организовали совместно с

воспитателем изобразительной деятельности, а итоговым мероприятием стала

викторина «Путешествие по сказкам Пушкина» - все дети отмечены медалями за

участие в викторине. В проекте «Коми народные сказки» дети познакомились с

коми художником А.Мошевым и совместно с воспитателем изо студии составили

книжку по сказке «Охотник и Чукля». В технике пластилинография дети лепили

Яг - Морта.(слайд) Итоговым мероприятием была викторина «Путешествие по

коми народным сказкам»; в рамках проекта «Царство Снежной королевы» про-

дуктом проекта была выставка детских рисунков «Дворец Снежной королевы» а

итоговым мероприятием - и проведена викторина по сказке «Снежная королева».

В целях успешного взаимодействия с родителями использовала следующие фор-

мы работы: провела консультация «Научите ребёнка любить книгу», оформила

стенд «Как любить книгу», буклет «Фольклор народа коми». В детском саду ис-

пользуется новая форма работы с родителями – семейный театр. Совместно с му-

зыкальным руководителем Жуковой Галиной Владимировной организовали два

семейных театрализованных представления: «Именины у Маши» и «Как я стал

большим» В семейном театре участвовали семья и дети группы. Так в инсцени-

ровке «Именины Маши» участвовала семья Мартынец. В инсценировке «Как я

стал большим» участвовала семья Батищевых. Выступления родителей и детей

были замечательными, все были в восторге – дети, родители и педагоги.

В целях решения задач по духовно – нравственному воспитанию осуществля-

лось взаимодействие с детской библиотекой и районным музеем. Для расшире-

ния знаний детей о сказках и рассказах была проведена серия встреч с сотрудни-

ками библиотеки, где их знакомили с творчеством писателей: Ш.Перро,

А.С.Пушкина, Н.Носова, Г.Х.Андерсена, с их произведениями, проводили не-

большие театрализованные представления и показывали диафильмы по теме

проекта.

Сотрудники музея знакомили детей с народным промыслом народа коми, где

детей знакомили с республикой коми, её городами, полезными ископаемыми.

Знакомили детей с народными промыслами народа коми и детям было предложе-

но пострелять из лука.

Заключение

Благодаря проведённой работе мы педагоги увидели, что работа по этому

направлению дала положительные результаты. У детей сформировалась система

нравственных ценностей: дети научились осознанно относиться к своим чув-

ствам, к своему внутреннему миру, научились анализировать собственные пере-

живания, управлять своими чувствами. Дети начали более активно и вдумчиво

использовать добрые слова по отношению к родным, близким, сверстникам.

Дети научились чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе

отношение. Знакомство детей художественной литературой, обсуждение характе-

ров и поступков героев побудило в детских сердцах чувство любви, сострада-

ния, желания помочь, а все эти качества помогают ребенку стать добрым, внима-

тельным, благодарным. Данная работа способствовала проявлению доверитель-

ных отношений между родителями и детьми, навела родителей на размышление

о нравственных ценностях и их роли в жизни человека.

В течение работы выявилось, что было недостаточно уделено внимание знаком-

ству детей с художественной литературой других народов, их культурной и ду-

ховно – нравственными ценностями. На это следует обратить внимание при про-

ведении дальнейшей работы.



В раздел образования