Автор: Дякина Ольга Викторовна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Социально-педагогический институт ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ
Населённый пункт: г. Мичуринск Тамбовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы социально-психологической адаптации детей и родителей в приемной семье"
Раздел: высшее образование
Проблемы социально-психологической адаптации детей и родителей в
приемной семье
В современной психологии семья представляется как один из важных
институто в социализации личности,
функционирующий как малая группа с
присущими ей свойствами (Дружинин 1996).
Приход
ребенка
в
семью
приводит
к
новым
отношениям,
перераспределению семейных ролей, возникновению новых привязанностей.
А это означает, что приспосабливается не только ребенок, но и каждый член
семьи. И чем больше людей включено в этот процесс, тем он сложнее.
Необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты к новой
семье
является
взаимное
соответствие
ролевых
ожиданий
ребенка
и
приемных родителей, а также всех членов приемной семьи между собой.
Первоначальный
период
воспитания
ребенка,
оставшегося
без
попечения
родителей,
в
приемной
семье
любого
типа
часто
называют
«медовым месяцем». Принято считать, что данный промежуток времени,
несмотря на многочисленные трудности («притирка» характеров, привычек и
т.п.),
является
наиболее
счастливым,
так
как
приносит
много
радостных
впечатлений как воспитателям, так и ребенку.
Период адаптации ребенка в разных семьях не проходит одинаково, его
особенности зависят от многочисленных причин, связанных как с самой
приемной семьей, готовностью приемных родителей воспитывать приемного
ребенка, так и характером и поведением самого ребенка, его отношением к
своему прошлому и настоящему положению.
Приемная
семья
и
ребенок-сирота
в
процессе
адаптации
проходят
несколько стадий.
Первую
стадию
можно
охарактеризовать
как
«Знакомство.
Здесь
отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется
обогреть
ребенка,
отдать
ему
всю
накопившуюся
потребность
в
любви.
Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к
жизни в семье. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые.
Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это
совсем не значит, что они уже полюбили – они только хотят полюбить новых
родителей.
Вторую
стадию
можно
назвать
«Возвратом
в
прошлое».
Первые
положительные впечатления схлынули, установился определенный порядок,
начинается длительный процесс привыкания членов семьи друг к другу –
взаимная адаптация. Ребенок понимает, что приемные родители – это другие
люди, в приемной семье - свои правила. И ребенок в таком случае не сразу
может приспособиться к новым отношениям. Ранее он практически сразу
подчинялся новым правилам. Но вот новизна исчезла, и он пробует себя
вести
как
прежде,
присматриваясь,
что
нравится,
а
что
не
нравится
окружающим.
Происходит
очень
болезненная
ломка
сложившегося
стереотипа поведения ребенка.
Психологи отмечают, что на этой стадии у детей могут отмечаться
такие
симптомы,
как
чувство
беспомощности,
чрезмерная
озабоченность
своим
здоровьем,
повышенная
чувствительность,
отказ
от
нового,
необъяснимые припадки плача, тревоги, депрессия и др.
Также в этот период часто выявляются некоторые психологические
барьеры:
несовместимость
темпераментов,
черт
характера,
привычек
приемной семьи и привычек ребенка.
Иногда в этот период ребенок начинают вести себя, не соответствуя
своему
возрасту,
часто
бывают
излишне
капризными,
либо
проявляют
враждебность к своему новому окружению.
Некоторые дети испытывают страх перед возвратом в детский дом.
Поэтому
они
часто
боятся
оставаться
в
доме
без
новых
родителей,
не
отпускают их от себя ни на минуту, боясь, что они уйдут и не вернутся.
Привыкнув
к
новым
условиям,
ребенок
начинает
искать
линию
поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Этот поиск не
всегда удачен. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок может изменять
поведение неожиданным образом.
Третья стадия – «Привыкание». Дети начинают шутить и обсуждать
свои проблемы и трудности со взрослыми. Ребенок привыкает к правилам
поведения в семье. Он начинает вести себя также естественно, как ведет себя
родной ребенок в кровной семье. Ребенок принимает активное участие во
всех
делах
семьи.
Без
напряжения
вспоминает
о
своей
прошлой
жизни.
Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно
ситуациям.
Он
чувствует
себя
свободно,
становится
более
независимым
и
самостоятельным. У многих детей меняется даже внешность, становится
более выразительным взгляд. Они становятся эмоциональнее. Это принято
считать формой проявления благодарности родителям, принявшим ребенка в
свою семью.
Приспособившись к новым условиям, дети реже вспоминают прошлое.
Приемные (усыновленные) дети в своем поведении уже не отличаются от
ребенка, воспитывающегося у биологических родителей. Если и появляются
проблемы,
то
они,
как
правило,
отражают
кризисные
этапы
возрастного
развития, через которые проходит каждый ребенок.
Таким
образом,
можно
сделать
вывод
о
том,
что
социально-
психологическая
адаптация
ребенка
в
приемной
семье
–
это
включение
ребенка в семейную среду через его вхождение в систему внутрисемейных
отношений и приспособление к этим отношениям не только ребенка, но и
всех
членов
семьи,
а
также
социального
окружения,
и
формирование
у
ребенка
образцов
поведения
и
мышления,
которые
отражают
систему
ценностей данной семьи и общества.
Список источников
1. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. М.: ИНФРА-М,
1996.
2. Кузьменкова, С.Н. Кокоткина Н.В. Адаптация детей в замещающих
семьях / С.Н. Кузьменкова, Н.В. Кокоткина. – Смоленск, 2010. – С 20.
3. Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. М.: Дрофа,
1996.
4 . Шнейдер
Л.
Б.
Психология
семейных
отношений.
М.
: ЭКСМО-
ПРЕСС, 2000