Напоминание

"Проблемы социально-психологической адаптации детей и родителей в приемной семье"


Автор: Дякина Ольга Викторовна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Социально-педагогический институт ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ
Населённый пункт: г. Мичуринск Тамбовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы социально-психологической адаптации детей и родителей в приемной семье"
Раздел: высшее образование





Назад




Проблемы социально-психологической адаптации детей и родителей в

приемной семье

В современной психологии семья представляется как один из важных

институто в социализации личности,

функционирующий как малая группа с

присущими ей свойствами (Дружинин 1996).

Приход

ребенка

в

семью

приводит

к

новым

отношениям,

перераспределению семейных ролей, возникновению новых привязанностей.

А это означает, что приспосабливается не только ребенок, но и каждый член

семьи. И чем больше людей включено в этот процесс, тем он сложнее.

Необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты к новой

семье

является

взаимное

соответствие

ролевых

ожиданий

ребенка

и

приемных родителей, а также всех членов приемной семьи между собой.

Первоначальный

период

воспитания

ребенка,

оставшегося

без

попечения

родителей,

в

приемной

семье

любого

типа

часто

называют

«медовым месяцем». Принято считать, что данный промежуток времени,

несмотря на многочисленные трудности («притирка» характеров, привычек и

т.п.),

является

наиболее

счастливым,

так

как

приносит

много

радостных

впечатлений как воспитателям, так и ребенку.

Период адаптации ребенка в разных семьях не проходит одинаково, его

особенности зависят от многочисленных причин, связанных как с самой

приемной семьей, готовностью приемных родителей воспитывать приемного

ребенка, так и характером и поведением самого ребенка, его отношением к

своему прошлому и настоящему положению.

Приемная

семья

и

ребенок-сирота

в

процессе

адаптации

проходят

несколько стадий.

Первую

стадию

можно

охарактеризовать

как

«Знакомство.

Здесь

отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется

обогреть

ребенка,

отдать

ему

всю

накопившуюся

потребность

в

любви.

Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к

жизни в семье. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые.

Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это

совсем не значит, что они уже полюбили – они только хотят полюбить новых

родителей.

Вторую

стадию

можно

назвать

«Возвратом

в

прошлое».

Первые

положительные впечатления схлынули, установился определенный порядок,

начинается длительный процесс привыкания членов семьи друг к другу –

взаимная адаптация. Ребенок понимает, что приемные родители – это другие

люди, в приемной семье - свои правила. И ребенок в таком случае не сразу

может приспособиться к новым отношениям. Ранее он практически сразу

подчинялся новым правилам. Но вот новизна исчезла, и он пробует себя

вести

как

прежде,

присматриваясь,

что

нравится,

а

что

не

нравится

окружающим.

Происходит

очень

болезненная

ломка

сложившегося

стереотипа поведения ребенка.

Психологи отмечают, что на этой стадии у детей могут отмечаться

такие

симптомы,

как

чувство

беспомощности,

чрезмерная

озабоченность

своим

здоровьем,

повышенная

чувствительность,

отказ

от

нового,

необъяснимые припадки плача, тревоги, депрессия и др.

Также в этот период часто выявляются некоторые психологические

барьеры:

несовместимость

темпераментов,

черт

характера,

привычек

приемной семьи и привычек ребенка.

Иногда в этот период ребенок начинают вести себя, не соответствуя

своему

возрасту,

часто

бывают

излишне

капризными,

либо

проявляют

враждебность к своему новому окружению.

Некоторые дети испытывают страх перед возвратом в детский дом.

Поэтому

они

часто

боятся

оставаться

в

доме

без

новых

родителей,

не

отпускают их от себя ни на минуту, боясь, что они уйдут и не вернутся.

Привыкнув

к

новым

условиям,

ребенок

начинает

искать

линию

поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Этот поиск не

всегда удачен. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок может изменять

поведение неожиданным образом.

Третья стадия – «Привыкание». Дети начинают шутить и обсуждать

свои проблемы и трудности со взрослыми. Ребенок привыкает к правилам

поведения в семье. Он начинает вести себя также естественно, как ведет себя

родной ребенок в кровной семье. Ребенок принимает активное участие во

всех

делах

семьи.

Без

напряжения

вспоминает

о

своей

прошлой

жизни.

Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно

ситуациям.

Он

чувствует

себя

свободно,

становится

более

независимым

и

самостоятельным. У многих детей меняется даже внешность, становится

более выразительным взгляд. Они становятся эмоциональнее. Это принято

считать формой проявления благодарности родителям, принявшим ребенка в

свою семью.

Приспособившись к новым условиям, дети реже вспоминают прошлое.

Приемные (усыновленные) дети в своем поведении уже не отличаются от

ребенка, воспитывающегося у биологических родителей. Если и появляются

проблемы,

то

они,

как

правило,

отражают

кризисные

этапы

возрастного

развития, через которые проходит каждый ребенок.

Таким

образом,

можно

сделать

вывод

о

том,

что

социально-

психологическая

адаптация

ребенка

в

приемной

семье

это

включение

ребенка в семейную среду через его вхождение в систему внутрисемейных

отношений и приспособление к этим отношениям не только ребенка, но и

всех

членов

семьи,

а

также

социального

окружения,

и

формирование

у

ребенка

образцов

поведения

и

мышления,

которые

отражают

систему

ценностей данной семьи и общества.

Список источников

1. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. М.: ИНФРА-М,

1996.

2. Кузьменкова, С.Н. Кокоткина Н.В. Адаптация детей в замещающих

семьях / С.Н. Кузьменкова, Н.В. Кокоткина. – Смоленск, 2010. – С 20.

3. Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. М.: Дрофа,

1996.

4 . Шнейдер

Л.

Б.

Психология

семейных

отношений.

М.

: ЭКСМО-

ПРЕСС, 2000



В раздел образования