Автор: Дякина Ольга Викторовна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Социально-педагогический институт ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ
Населённый пункт: г. Мичуринск Тамбовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация родителей и детей в приемной семье"
Раздел: высшее образование
Адаптация родителей и детей в приемной семье
Проблема
воспитания
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей,
является одной из важных проблем современного общества.
Количество детей в детских домах снижается. Так, по данным сайта
«Усыновление
в
России»
в
2018
году
было
выявлено
47242
ребенка,
оставшихся без попечения родителей. При этом большинство детей относят к
разряду так называемых «социальных сирот», в связи с тем, что «их родители
лишены
родительских
прав
по
различным
причинам,
в
том
числе
по
собственному желанию» (Киселева 2014).
Таким образом, становится актуальной тема изучения роли приемных
семей в современном обществе и особенностей адаптации родителей и детей
в приемных семьях.
В педагогике понятие «социальная адаптация» рассматривается как
активное
приспособление
человека
к
условиям
социальной
среды
путем
усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в
обществе. В процессе становления личности адаптация происходит главным
образом под влиянием целенаправленных воспитательных воздействий, но
может
осуществляться
и
стихийно
(за
счет
подражания
и
других
механизмов).
В современной практической и теоретической психологии, социальной
педагогике
понятия
«адаптация»
и
«социальная
адаптация»
являются
неизменными.
В настоящее время активно используется понятие «адаптация детей-
сирот». Адаптация ребенка в новой (приемной, замещающей) семье – это
процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу приходится не только
ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, но и взрослым - к изменившимся
условиям, новым реалиям. С.В. Ключников пишет, что «адаптация приемного
ребенка
в
семье
осуществляется
с
помощью
широкого
спектра
средств,
обусловленных специфическими особенностями того общества, в которых он
растет
и
воспитывается,
а
также
возрастными
особенностями.
К
ним
относятся:
уход
за
ребенком,
формирование
бытовых
и
гигиенических
умений и навыков, окружающие ребенка продукты материальной и элементы
духовной культуры (начиная от колыбельных песен и сказок до шедевров
мирового
искусства).
У
детей
формируются
умения
строить
общение
с
приемными
родителями,
воспитателями,
учителями,
сверстниками,
происходит
последовательное
приобщение
приемного
ребенка
к
многочисленным
типам
и
видам
отношений
в
основных
сферах
его
жизнедеятельности
–
общении,
игре,
спорте,
а
также
в
семейной,
общественной и религиозной» (Ключников 2004).
Адаптация детей-сирот в приемной (или замещающей) семье проходит
с
возникновением
ряда
особенностей
в
связи
с
тем,
что
у
этих
детей
возникают трудности при овладении социальными знаниями, умениями и
навыками, у них могут быть отставания в психическом, интеллектуальном и
физическом
развитии,
а
также
возникают
сложности
при
установлении
эмоциональных связей с другими людьми, в первую очередь с приемными
родителями.
У
каждого
приемного
ребенка
–
своя
«история»,
и
каждая
такая
«история» - это определенный отпечаток в жизни и развитии ребенка.
«Адаптация ребенка в приемной семье – двухсторонний процесс, в
котором
и
родители,
и
ребенок
должны
решить
задачи,
связанные
с
изменением
состава
и
функционально-ролевой
структуры
семьи»
(Кузьменкова 2010). Под адаптацией ребенка к новой семье следует понимать
включение ребенка в семейную систему, принятие им установленной роли,
норм и правил, устоявшихся в данной семье, формирование привязанности к
родителям
и
налаживание
форм
сотрудничества
и
общения
в
семье.
Адаптация
родителей
к
появлению
нового
члена
семьи,
предполагает
принятие
и
освоение
новых
функциональных
ролей
(матери
и
отца),
становление
продуктивной
родительской
позиции,
формирование
адекватного образа.
Список источников
1. Киселева, Н.А. Проблема адаптации приемных детей и родителей в
замещающих семьях / Н.А. Киселева // Вестник Псковского государственного
университета. – Серия Социально-гуманитарные науки, 2014. – Вып. 4. – С.
134-138.
2. Ключников, С.В. Адаптация социально незащищенных детей как
педагогическое явление / С.В. Ключников // Интеграция образования. – 2004.
– №2. – С. 105-113.
3. Кузьменкова, С.Н. Кокоткина Н.В. Адаптация детей в замещающих
семьях / С.Н. Кузьменкова, Н.В. Кокоткина. – Смоленск, 2010. – С 20.