Напоминание

"Адаптация родителей и детей в приемной семье"


Автор: Дякина Ольга Викторовна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Социально-педагогический институт ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ
Населённый пункт: г. Мичуринск Тамбовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация родителей и детей в приемной семье"
Раздел: высшее образование





Назад




Адаптация родителей и детей в приемной семье

Проблема

воспитания

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей,

является одной из важных проблем современного общества.

Количество детей в детских домах снижается. Так, по данным сайта

«Усыновление

в

России»

в

2018

году

было

выявлено

47242

ребенка,

оставшихся без попечения родителей. При этом большинство детей относят к

разряду так называемых «социальных сирот», в связи с тем, что «их родители

лишены

родительских

прав

по

различным

причинам,

в

том

числе

по

собственному желанию» (Киселева 2014).

Таким образом, становится актуальной тема изучения роли приемных

семей в современном обществе и особенностей адаптации родителей и детей

в приемных семьях.

В педагогике понятие «социальная адаптация» рассматривается как

активное

приспособление

человека

к

условиям

социальной

среды

путем

усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в

обществе. В процессе становления личности адаптация происходит главным

образом под влиянием целенаправленных воспитательных воздействий, но

может

осуществляться

и

стихийно

(за

счет

подражания

и

других

механизмов).

В современной практической и теоретической психологии, социальной

педагогике

понятия

«адаптация»

и

«социальная

адаптация»

являются

неизменными.

В настоящее время активно используется понятие «адаптация детей-

сирот». Адаптация ребенка в новой (приемной, замещающей) семье – это

процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу приходится не только

ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, но и взрослым - к изменившимся

условиям, новым реалиям. С.В. Ключников пишет, что «адаптация приемного

ребенка

в

семье

осуществляется

с

помощью

широкого

спектра

средств,

обусловленных специфическими особенностями того общества, в которых он

растет

и

воспитывается,

а

также

возрастными

особенностями.

К

ним

относятся:

уход

за

ребенком,

формирование

бытовых

и

гигиенических

умений и навыков, окружающие ребенка продукты материальной и элементы

духовной культуры (начиная от колыбельных песен и сказок до шедевров

мирового

искусства).

У

детей

формируются

умения

строить

общение

с

приемными

родителями,

воспитателями,

учителями,

сверстниками,

происходит

последовательное

приобщение

приемного

ребенка

к

многочисленным

типам

и

видам

отношений

в

основных

сферах

его

жизнедеятельности

общении,

игре,

спорте,

а

также

в

семейной,

общественной и религиозной» (Ключников 2004).

Адаптация детей-сирот в приемной (или замещающей) семье проходит

с

возникновением

ряда

особенностей

в

связи

с

тем,

что

у

этих

детей

возникают трудности при овладении социальными знаниями, умениями и

навыками, у них могут быть отставания в психическом, интеллектуальном и

физическом

развитии,

а

также

возникают

сложности

при

установлении

эмоциональных связей с другими людьми, в первую очередь с приемными

родителями.

У

каждого

приемного

ребенка

своя

«история»,

и

каждая

такая

«история» - это определенный отпечаток в жизни и развитии ребенка.

«Адаптация ребенка в приемной семье – двухсторонний процесс, в

котором

и

родители,

и

ребенок

должны

решить

задачи,

связанные

с

изменением

состава

и

функционально-ролевой

структуры

семьи»

(Кузьменкова 2010). Под адаптацией ребенка к новой семье следует понимать

включение ребенка в семейную систему, принятие им установленной роли,

норм и правил, устоявшихся в данной семье, формирование привязанности к

родителям

и

налаживание

форм

сотрудничества

и

общения

в

семье.

Адаптация

родителей

к

появлению

нового

члена

семьи,

предполагает

принятие

и

освоение

новых

функциональных

ролей

(матери

и

отца),

становление

продуктивной

родительской

позиции,

формирование

адекватного образа.

Список источников

1. Киселева, Н.А. Проблема адаптации приемных детей и родителей в

замещающих семьях / Н.А. Киселева // Вестник Псковского государственного

университета. – Серия Социально-гуманитарные науки, 2014. – Вып. 4. – С.

134-138.

2. Ключников, С.В. Адаптация социально незащищенных детей как

педагогическое явление / С.В. Ключников // Интеграция образования. – 2004.

– №2. – С. 105-113.

3. Кузьменкова, С.Н. Кокоткина Н.В. Адаптация детей в замещающих

семьях / С.Н. Кузьменкова, Н.В. Кокоткина. – Смоленск, 2010. – С 20.



В раздел образования