Напоминание

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"


Автор: Скворцова Елена Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 31"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"
Раздел: среднее образование





Назад





Программа внеурочной деятельности «Хоровое пение»

«Хоровое пение»
Человеческий голос - самый первый и самый прекрасный инструмент. Пение - спутник определенного эмоционального состояния. Поэтому не случайно человечество поет, не случайно испокон веков живут певческие традиции. Этим поддерживается эмоционально-психическое здоровье, как отдельного человека, так и народа в целом. Средства массовой информации сегодня способствуют тому, что ребенок подвергается самым разнообразным эмоционально-художественным воздействиям, которые нередко носят негативный характер. Надо помочь ученикам разобраться в потоке информации и с помощью музыкального искусства содействовать становлению нравственной личности.
Актуальность
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Урок музыки является основной формой музыкального воспитания в школе, но, к сожалению, не позволяет детально заниматься формированием вокально-хоровых навыков. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится во внеурочное время. Песня в школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Большинство школьников любят петь, однако не у всех это получается достаточно хорошо. Хоровое пение активно развивает основные музыкальные способности: чувство ритма, музыкальный слух, укрепляет голосовой аппарат, помогает развитию речи, вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму, пробуждает к нравственно-эстетическим переживаниям. Важная особенность хорового пения – его массовость и доступность. Каждое занятие – собрание интересующихся музыкой детей. Здесь воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, детская инициатива. В процессе изучения курса хорового искусства развивается художественный вкус и расширяется музыкальный кругозор, школьники осваивают основы индивидуального и хорового исполнительства, приобретают опыт сценического выступления. Все это подтверждает актуальность и необходимость данной программы. Рабочая программа «Хоровое пение» разработана на основе типовых программ, М.И. Белоусенко « Постановка певческого голоса»; Д.Огороднова « Музыкально –певческое воспитание детей», Ю.С.Никифорова « Детский академический хор», программа составлена для занятий с детьми в условиях общеобразовательной школы, которая проектируются в системе дополнительного образования для занятий во внеурочное время на базе групп, сформированных по интересам из учащихся 1- 3 классов.

Целью данной программы является


– создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и хорового пения.
При этом решаются следующие задачи:
• Обучающие: - познакомить с основными понятиями хорового пения; - обучить детей вокально-хоровым навыкам; • Воспитывающие: - способствовать формированию, развитию и проявлению лучших качеств детей; - содействовать развитию коммуникативных способностей и формированию дружного певческого коллектива; - оказывать влияние на воспитание музыкально-эстетического вкуса; - способствовать обогащению духовного мира ребенка. • Развивающие
:
- развить интерес к вокально-певческому искусству; - развить индивидуальные способности обучающихся (голос, слух, память); - способствовать развитию чувственно-эмоциональной сферы обучающихся.
В своей работе я использую различные виды вокально – хоровой

деятельности
, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Методы и приемы обучения
• информационно-развивающие (бе с ед ы, рассказы, п р о с м о т р мультипликационных, художественных и видеофильмов); • практически - прикладные (освоение умений и навыков по принципу “делай как я”, метод многократного повтора); • проблемно-поисковые (учащиеся самостоятельно ищут решение поставленных перед ними задач, обсуждения); • методы контроля и самоконтроля (самоанализ, анализ исполнения участников коллектива, анализ концертных выступлений) В ходе реализации программы применяются различные формы организации образовательного процесса: · Тематические занятия; · Игры – викторины, игры – загадки; «Урок-концерт» , · Творческие мастерские; · Музыкальные путешествия и т.д.
Во время занятий чаще всего используется игровой метод как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально-дидактические, песенные, речевые, сюжетно-ролевые , сюжеты из жизни детей и героев сказок . На всех этапах каждого занятия преобладает эмоциональная оценка с использованием различных форм создания ситуации успеха, радости и доброжелательности.
Программа занятий
состоит из теоретической и практической частей. • Теоретическая - это музыкальные термины и понятия, нотная грамота, знакомство с инструментами. • Практическая – обучение практическим приемам вокально- хорового исполнения.
Основа любой работы с хором – это формирование и развитие вокально-

хоровых навыков:
• Правильное положение корпуса помогает естественному развитию певческого дыхания, является частью эмоционально – эстетической настройки на определённый характер пения и обеспечивает работоспособность поющих детей. • Освоение навыков дыхания – вдоха и выдоха отрабатываются на различных дыхательных упражнениях. • Работа над чистотой интонирования мелодического материала, правильное образование звуков и их голосовое ведение – залог успешного развития музыкального слуха. • Активная работа артикуляционных органов определяет качество произносимых слов, их разборчивость, для этого рименяются упражнения для активизации речевого аппарата, скороговорки. • Умение прислушиваться друг к другу, соотносить громкость звучания, одновременное вступление и окончание пения основа работы над строем и ансамблем. • Знание и понимание дирижерских жестов помогает выразительному пению. • Сценическая культура – это умение пользоваться фонограммой, знать и выполнять правила поведения на сцене. Формирование устойчивых певческих умений и навыков происходит при условии: • — целенаправленного процесса работы над вокальными навыками; • - учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников • — мотивации детской деятельности; • — отбора музыкального материала, поэтапного усложнения заданий

Музыкальную основу программы
составляют песни для детей как композиторов прошлого, так и произведения современных композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы, т.к. затрагивает жизненно важные аспекты человека от воспитания чувства любви к Родине, прошлому, так и к близким темам для любого ребенка – отношение к маме, друзьям. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности
Программа предполагает получить следующие результаты:
Знать:

Правила пения, Певческую установку (сидя, стоя)

Средства музыкальной выразительности, репертуар хора
,
Знать правила поведения на занятиях и концертах Уметь:

Петь в ансамбле внутри партии,

Слышать свою партию и другие голоса, Петь по нотам Иметь понятие: О певческом дыхании, Мягкой атаке звука, Хоровой дикции, унисоне, пении a cappella, Дирижерском жесте, Хоровой партитуре Иметь представление О выразительных возможностях основных элементов музыкальной речи: мелодии, гармонии, ладе, ритме, динамике Выполнять : Репертуарный план, Петь светлым, полетным, естественным звуком, Соблюдать правила пения, Пользоваться правильным певческим дыханием, Воплощать дирижерский жест в пении Проявлять: Устойчивый интерес к хоровому пению, Желание заниматься в данном детском объединении
Итогом своей работы считаю реализацию следующих пед. задач:
• Рост удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса качеством и результатами обучения • Улучшение посещаемости обучающимися учебных занятий, сохранность контингента обучающихся • Успешное выступление коллектива на школьных концертах и мероприятиях • Увлеченность обучающихся хоровым пением


В раздел образования