Автор: Скворцова Елена Владимировна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МБОУ "Школа № 31" Населённый пункт: г. Рязань Наименование материала: Методическая разработка Тема: Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" Раздел: среднее образование
«Хоровое пение»
Человеческий голос - самый первый и самый прекрасный инструмент.
Пение - спутник определенного эмоционального состояния. Поэтому не случайно
человечество поет, не случайно испокон веков живут певческие традиции. Этим
поддерживается эмоционально-психическое здоровье, как отдельного человека, так
и народа в целом.
Средства массовой информации сегодня способствуют тому, что ребенок
подвергается самым разнообразным эмоционально-художественным
воздействиям, которые нередко носят негативный характер. Надо помочь
ученикам разобраться в потоке информации и с помощью музыкального искусства
содействовать становлению нравственной личности.
Актуальность
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших
средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Урок музыки является основной формой музыкального воспитания в школе, но, к
сожалению, не позволяет детально заниматься формированием вокально-хоровых
навыков. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных
связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая
проводится во внеурочное время.
Песня в школе – это эффективная форма работы с детьми различного
возраста. Большинство школьников любят петь, однако не у всех это получается
достаточно хорошо. Хоровое пение активно развивает основные музыкальные
способности: чувство ритма, музыкальный слух, укрепляет голосовой аппарат,
помогает развитию речи, вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему
прекрасному, доброму, пробуждает к нравственно-эстетическим переживаниям.
Важная особенность хорового пения – его массовость и доступность. Каждое
занятие – собрание интересующихся музыкой детей. Здесь воспитывается чувство
коллективизма, взаимопомощи, детская инициатива.
В процессе изучения курса
хорового искусства развивается художественный вкус и расширяется
музыкальный кругозор, школьники осваивают основы индивидуального и
хорового исполнительства, приобретают опыт сценического выступления. Все это
подтверждает актуальность и необходимость данной программы.
Рабочая программа «Хоровое пение» разработана на основе типовых
программ, М.И. Белоусенко « Постановка певческого голоса»; Д.Огороднова
« Музыкально –певческое воспитание детей», Ю.С.Никифорова « Детский
академический хор», программа составлена для занятий с детьми в условиях
общеобразовательной школы, которая проектируются в системе дополнительного
образования для занятий во внеурочное время на базе групп, сформированных по
интересам из учащихся 1- 3 классов.
Целью данной программы является
–
создание
условий
для
развития
и
реализации
творческого
потенциала
обучающихся
в
области
музыкальной
культуры
и
хорового
пения.
При этом решаются следующие задачи:
•
Обучающие:
- познакомить с основными понятиями хорового пения;
- обучить детей вокально-хоровым навыкам;
•
Воспитывающие:
- способствовать формированию, развитию и проявлению
лучших качеств детей;
- содействовать развитию коммуникативных способностей и
формированию дружного певческого коллектива;
- оказывать влияние на воспитание музыкально-эстетического
вкуса;
- способствовать обогащению духовного мира ребенка.
•
Развивающие :
- развить интерес к вокально-певческому искусству;
- развить индивидуальные способности обучающихся (голос,
слух, память);
- способствовать развитию чувственно-эмоциональной сферы
обучающихся.
В своей работе я использую различные виды вокально – хоровой
деятельности , главными из которых является сольное и ансамблевое пение,
слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование,
добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы
театрализации.
Методы и приемы обучения
•
информационно-развивающие
(бе с ед ы,
рассказы,
п р о с м о т р
мультипликационных, художественных и видеофильмов);
•
практически - прикладные (освоение умений и навыков по принципу “делай
как я”, метод многократного повтора);
•
проблемно-поисковые
(учащиеся
самостоятельно
ищут
решение
поставленных перед ними задач, обсуждения);
•
методы
контроля
и
самоконтроля
(самоанализ,
анализ
исполнения
участников коллектива, анализ концертных выступлений)
В ходе реализации программы применяются различные формы организации
образовательного процесса:
· Тематические занятия; · Игры – викторины, игры – загадки; «Урок-концерт» , ·
Творческие мастерские; · Музыкальные путешествия и т.д.
Во время занятий чаще всего используется игровой метод как наиболее
эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов:
музыкально-дидактические, песенные, речевые, сюжетно-ролевые , сюжеты из
жизни детей и героев сказок
.
На всех этапах каждого занятия преобладает эмоциональная оценка с
использованием различных форм создания ситуации успеха, радости и
доброжелательности.
Программа занятий состоит из теоретической и практической частей.
•
Теоретическая - это музыкальные термины и понятия, нотная грамота,
знакомство с инструментами.
•
Практическая – обучение практическим приемам вокально- хорового
исполнения.
Основа любой работы с хором – это формирование и развитие вокально-
хоровых навыков:
•
Правильное положение корпуса помогает естественному развитию
певческого дыхания, является частью эмоционально – эстетической
настройки на определённый характер пения и обеспечивает
работоспособность поющих детей.
•
Освоение навыков дыхания – вдоха и выдоха отрабатываются на
различных дыхательных упражнениях.
•
Работа над чистотой интонирования мелодического материала, правильное
образование звуков и их голосовое ведение – залог успешного развития
музыкального слуха.
•
Активная работа артикуляционных органов определяет качество
произносимых слов, их разборчивость, для этого рименяются упражнения
для активизации речевого аппарата, скороговорки.
•
Умение прислушиваться друг к другу, соотносить громкость звучания,
одновременное вступление и окончание пения основа работы над строем и
ансамблем.
•
Знание и понимание дирижерских жестов помогает выразительному пению.
•
Сценическая культура – это умение пользоваться фонограммой, знать и
выполнять правила поведения на сцене.
Формирование устойчивых певческих умений и навыков происходит при условии:
•
— целенаправленного процесса работы над вокальными навыками;
•
- учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников
•
— мотивации детской деятельности;
•
— отбора музыкального материала, поэтапного усложнения заданий
Музыкальную основу программы составляют песни для детей как
композиторов прошлого, так и произведения современных композиторов-
песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении
содержания программы, т.к. затрагивает жизненно важные аспекты человека от
воспитания чувства любви к Родине, прошлому, так и к близким темам для любого
ребенка – отношение к маме, друзьям.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости,
художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых
праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с
реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности
Программа предполагает получить следующие результаты:
Знать: Правила пения, Певческую установку (сидя, стоя) Средства
музыкальной выразительности, репертуар хора , Знать правила поведения на
занятиях и концертах
Уметь: Петь в ансамбле внутри партии, Слышать свою партию и другие голоса,
Петь по нотам
Иметь понятие: О певческом дыхании, Мягкой атаке звука, Хоровой дикции,
унисоне, пении a cappella, Дирижерском жесте, Хоровой партитуре
Иметь
представление
О выразительных возможностях основных элементов
музыкальной речи: мелодии, гармонии, ладе, ритме, динамике
Выполнять : Репертуарный план, Петь светлым, полетным, естественным звуком,
Соблюдать правила пения, Пользоваться правильным певческим дыханием,
Воплощать дирижерский жест в пении
Проявлять: Устойчивый интерес к хоровому пению, Желание заниматься в
данном детском объединении
Итогом своей работы считаю реализацию следующих пед. задач:
•
Рост удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса
качеством и результатами обучения
•
Улучшение посещаемости обучающимися учебных занятий, сохранность
контингента обучающихся
•
Успешное выступление коллектива на школьных концертах и мероприятиях
•
Увлеченность обучающихся хоровым пением