Автор: Кошелева Виктория Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "ООШ № 15 г.Юрги"
Населённый пункт: г.Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: Коррекционно-развивающая работа
Тема: "Коррекционно-развивающая работа на развитие ВПФ, речи и повышение самооценки"индивидуальная /фронтальная работа
Раздел: среднее образование
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №15 г.Юрги»
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2018.г
УТВЕРЖДЕНО
приказ №121- д от 30.08.2018 г
Директор школы
______________Е.В.Полицинский
Коррекционно-развивающая работа на
развитие высших психических
функций, развитие речи и повышение
самооценки.
(индивидуальные/ фронтальные занятия)
Составитель:
Педагог-психолог
Кошелева В.А.
2018-2019 уч.год
Аннотация
Коррекционная психолого-педагогическая работа направлена на
коррекцию и развитие высших психических функций, развитие
эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.
В основе развития высших психических функций входит память,
мышление, воображение, внимание. Психолого-педагогическое
сопровождение также опирается не только на развитие ВПФ, но и на
эмоционально-волевую сферу каждого учащегося.
Коррекционно-развивающая работа реализована для учащихся 1-4-х
классов с целью развития ВПФ и ЭМС, также развития речи у ребенка.
Категориальные данные детей: с низким уровнем развития памяти, внимания,
мышления, восприятия.
В конце проведенной коррекционно-развивающей работы на
повышение самооценки ребенка и развития всех высших психических
функций спланировано проведение занятий на развитие воображения,
творческих способностей ребенка. Для закрепления знаний и способности
раскрытия творческих данных каждого участника этого процесса.
Цель программы - корректировать и развить высшие психические
функции, повысить самооценку ребенка.
Задачи программы:
1.
Развить внимание (устойчивость, концентрация, повышение
объема, переключение);
2.
Развить память (расширение объема, устойчивость,
формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
3.
Развить восприятие (пространственного, слухового,
фонематического), пространственных и временных представлений,
сенсомоторной координации;
4.
Формировать мыслительную деятельность: стимулировать
мыслительную активность, формировать мыслительные операции (анализа,
синтеза, выделения существенных признаков и закономерностей), развить
гибкость мыслительных процессов;
5.
способствовать психическому и личностному росту ребенка;
6.
помогать в раскрытии интеллектуального, творческого
потенциала;
7.
повышать самооценку ребенка, его уверенности в себе.
Для реализации поставленных задач применяются следующие методы:
- метод беседы;
- методы творческого самовыражения в движении, рисунках, в
письменных работах;
- методы исследования личности (психодиагностические процедуры);
- метод анализа конкретных ситуаций;
- игровое моделирование;
- развивающие игры;
- имитационные игры.
Продолжительность каждого занятия 30-40 минут. Содержание занятий
можно менять, дополнять в соответствии с потребностями ребенка.
Коррекционно-развивающая программа
разделяется на несколько блоков:
БЛОК 1 . ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ
Задачи:
1. повысить уверенность в себе;
2. сформировать позитивное отношение ребенка к своему «Я»;
3. сформировать навык выделять свои достоинства;
4. обучить приемам ауторелаксации.
БЛОК 2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Задачи:
1.
развивать способность к переключению внимания;
2.
развивать концентрацию внимания;
3.
развивать произвольное внимание;
4.
развивать объём внимания;
5.
развивать произвольное внимание.
БЛОК 3. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
Задачи:
1.
развивать восприятие геометрических фигур;
2.
развивать точность восприятия;
3.
развивать цветоразличение;
4.
развивать восприятие длительности временного интервала;
5.
развивать представление о частях суток;
6.
развивать представления о временах года;
7.
развивать пространственные представления;
8.
развивать наблюдательность.
БЛОК 4. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Задачи:
1. развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение,
выделение существенных признаков;
2) развивать гибкость ума и словарный запас;
3) развивать сообразительность.
БЛОК 5. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Задачи:
1.
увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и
осязательной модальностях;
2.
развивать приёмы ассоциативного и опосредованного
запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно
образовательной деятельности.
БЛОК 6. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ
Задачи:
1. развивать воображение и творческие способности.
Планируемые результаты
коррекционно-развивающей работы:
Планируемые
результаты
коррекционно-развивающей
работы
имеют
дефференцированный
характер
и
могут
определяться
индивидуальными
программами для детей с ОВЗ и учащихся имеющих трудности в обучении по
программе ФГОС НОО;
В
зависимости
от
формы
организации
коррекционно-развивающей
работы
планируются
разные
группы
результатов
(лично стные,
метапредметные, предметные).
Л и ч н о с т н ы е
р е з у л ь т а т ы : индивидуальное
продвижение
обучающегося
в
личностном
развитии
(расширение
круга
социальных
контактов, стремление к собственной результативности);
Метапредметные результаты: овладение общеучебными умениями с
учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося; освоение
умственных
действий
направленных
на
анализ
и
управления
своей
деятельностью;
сформированность
коммуникативных
действий,
направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т.д..
Предметные
результаты: овладение
содержанием
коррекционно-
развивающей
работы
с
учетом
индивидуальных
возможностей
ребенка;
умение выбирать речевые средства адекватно коммуникативной ситуации;
получение опыта решения проблемы.
В процессе занятий у учащихся сформируются:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Способность понимать, сохранять цели и следовать им в учебных
действиях;
Умение действовать по плану;
Преодоление импульсивности, непроизвольности;
Умение
контролировать
процесс
и
результаты
сво ей
деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Владение
определенными
вербальными
и
невербальными
средствами общения;
Приемлемое
(т.е.
не
негативное,
а
желательно
эмоционально
позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
Действовать по установленным правилам.
Познавательные универсальные учебные действия:
Проводить такие мыслительные операции как сравнение и анализ;
Устанавливать причинно-следственные связи;
Обобщать, устанавливать аналогии.
Личностные универсальные учебные действия:
Формирование учебно-познавательного интереса; учебных мотивов;
Формирование
адекватной
позитивной
осознанной
самооценки
и
самопринятия;
Развитие доброжелательности, толерантности, доверительного отношения и
внимательности к людям.
Содержание программы:
1. Твое Имя.
Приветствие,
психологический
настрой.
Установление
правил
поведения на занятии. Игра
на
повышение самооценки «Говорим только
хорошее». Игра на развитие и умение введения позитивного настроя самого
себя «Без ложной скромности». Игра на развитие рифмовки и физического
развития ребенка «Зеркало». Рефлексия «Мое настроение».
2.Твое имя.
Продолжение развития и раскрытия эмоционального потенциала.
Приветствие. Повторение правил поведения на занятии. Игра на развитие
уверенности
в
себе
«Я
справился».
Игра
на
повышение
самооценки
ребенка «Самый-самый». Релаксация на снятие мышечного напряжения
«Круг силы». Рефлексия «Мое настроение».
3.Слуховое внимание.
Приветствие.
Упражнение
на
развитие
слухового
восприятия,
внимания и развития ритмики мелкой моторики рук «Хлопни в ладоши».
Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания «Найди
отличия». Релаксация на снятие мышечного напряжения «Звуки природы».
Рефлексия «Мое самочувствие».
4. Зрительное внимание.
Приветствие, психологический настрой на работу. Упражнение на
развитие
мыслительных
процессов
обобщения,
нахождения
анализа
и
синтеза, концентрации внимания «Что не правильно?». Упражнение на
развитие
творческого
воображения
ребенка
«Что
задумал
художник?».
Рефлексия «Мое настроение».
5. Математическое внимание.
Приветствие, психологический настрой на работу. Упражнение на
развитие мелкой моторики рук, мыслительных процессов, цветоразличия,
переключение и устойчивости внимания, математических способностей
ребенка «Нарисуй 10 треугольников и выполни задания». Упражнение на
развитие мелкой моторики рук, концентрации, устойчивости внимания
«Раскрась фигуры». Рефлексия «Моя позитивная нотка».
6.
Геометрические фигуры.
Приветствие, психологический настрой на работу. Упражнение на
развитие
восприятия,
знания
геометрических
фигур,
математических
знаний,
развития
речи
«Назови
фигуру».
Упражнение
на
развитие
восприятия
предметных
картинок,
развитие
мелкой
моторики
рук,
мыслительных
процессов
«Геометрическое
лото».
Упражнение
на
развитие
слухового
восприятия
ребенка
«Нарисуй
фигуру,
которую
я
назову». Рефлексия «Звуки леса».
7.
Геометрические фигуры.
Приветствие, психологический настрой на работу. Упражнение на
развитие синтеза и анализа зрительного восприятия «Составь целое из
частей». Упражнение на закрепление знаний о геометрических фигурах
«Рисование картин, состоящих из геометрических фигур». Упражнение на
закрепление
зрительного
восприятия
различия
геометрических
фигур
«Найди предметы круглой формы, в форме куба и т.д.». Рефлексия «Я и
мое настроение.
8.
Цветоразличие.
Приветствие,
психологический
настрой
на
работу.
Закрепление
упражнения
на
развитие
творческого
воображения,
развитие
цветовосприятия «Угадай, что хотел нарисовать художник?». Упражнение
на развитие мелкой моторики рук, цветовоприятия «Радужный хоровод».
Упражнение
на
развитие
цветовоприятия
предметов
и
развитие
концентрации внимания
«Уточним цвет предметов». Рефлексия «Мой
цвет».
9.
Временное пространство.
Приветствие, психологический настрой на работу. Упражнение на
развитие
знаний
представлений
о
часах,
зрительной
концентрации
внимания
«Рассматривание
часов.
Движения
секундной
стрелки».
Самостоятельное задание
на развитие внимания, мелкой моторики рук
«Сделай за одну минуту: разрежь бумагу на полоски; нарисуй фигуры;
сложи
палочки
в
коробку».
Беседа
по
картинкам
(просветительская
работа). Рефлексия «Звуки моря».
10.
Времена года.
Приветствие. Психологический настрой на работу. Упражнение на
развитие мышления, внимания, восприятия ребенка «Разложи картинки».
Упражнение на развитие знаний о днях недели «Я начну, ты продолжай,
дни недели называй!». Упражнение на развитие слухового восприятия,
знаний
о
временах
года
«Угадай
времена
года
по
описанию».
Отгадывание
загадок
о
временах
года.
Заучивание
стихотворений
для
развития памяти, мышления. Рефлексия «Мое поэтическое настроение».
11.
Пространство.
Приветствие. Психологический настрой на работу. Упражнение на
развитие крупной моторики рук и ног, телодвижения, восприятия самого
себя «Покажи правую, левую руку, ногу, ухо, и т.д..». Упражнение на
развитие
пространственного
восприятия
«Где
сидит
мишка?
Какая
игрушка стоит перед мишкой? И т.д.». Упражнение на развитие мелкой
моторики рук, пространственного восприятия «Нарисуй в центре круг,
справа треугольник и т.д.». Рефлексия «Мое настроение».
12.
Порядок действия.
Приветствие. Психологический настрой на работу. Упражнение на
развитие
концентрации
внимания,
пространственного
восприятия
«Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т.д.)».
Упражнение на развитие мышления, восприятии предметов «Четвёртый
лишний». Рефлексия «Мое настроение».
13.
Мыслительные действия.
Приветствие. Психологический настрой на работу. Упражнение на
развитее пространственно-временного мышления и восприятия «Назови
слова,
обозначающие
деревья;
слова,
относящиеся
к
спорту
и
т.д.».
Упражнение на развитие зрительного восприятия, мыслительных действий
«Как это можно использовать?». Упражнение на развития восприятия,
гибкости ума и словарного запаса «Говори наоборот». Рефлексия «Мои
мысли».
14.
Зрительная память.
Приветствие. Психологический настрой на работу. Упражнение на
развитие
сенсорного
восприятия,
зрительной
памяти
«Посмотри
внимательно на фигуру, запомни ее и сделай такую же». Упражнение на
развитие счета, зрительной памяти «Я положил в мешок». Упражнение на
развитие зрительной памяти предметов «Я фотоаппарат».
15.
Слуховая память.
Приветствие. Психологический настрой на работу. Упражнение на
развитие
опосредовательного
запоминания,
слуховой
памяти
«Пиктограмма». Упражнение на развитие слухового запоминания текстов
«Перескажи
сказку
(небольшой
рассказ)».
Упражнение
на
развитие
слуховой
памяти
«10
слов
(запоминание
слов
с
использованием
смысловой системы: связывание слов в один сюжет)». Рефлексия «Мои
воспоминания».
16.
Воображение и творчество.
Приветствие. Психологический настрой на работу. Упражнение на
снятие
мышечного
напряжение,
развитие
артикуляционного
аппарата
«Пантомимика»
(изобразить
жестами,
мимикой
какой-либо
предмет»).
Упражнение
на
развитие
творческого
предметного
воображения,
закрепления знаний о цветах «Дорисуй». Упражнение на развитие мелкой
моторики
рук
«Рисование
по
точкам».
Упражнение
на
развитее
мыслительных действий, мелкой моторики рук, воображение и фантазию
ребенка «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из
геометрических фигур). Рефлексия «Что будет, если…?».
17.
Заключение
Приветствие.
Психологический
настрой
на
работу.
Закрепление
имеющихся
знаний
и
повторение
изученного
материала
на
основе
проверки контрольной работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Блок
Занятие:
Вид деятельности:
Дата
проведения:
1
1
1. Твое имя
1.Игра «говорим только
хорошее»;
2. Игра «Без ложной
скромности»;
3. Игра «Зеркало»;
4. Рефлексия «Мое настроение».
2
2. Твое имя
1. Игра «Я справился»;
2. Игра «Самый-самый»;
3. Релаксация «Круг силы»;
4. Рефлексия «Мое настроение».
3
2
1. Слуховое
внимание
1. Упражнение «Хлопни в
ладоши»;
2. Упражнение «Найди отличия»;
3. Релаксация «Звуки природы»;
4. Рефлексия «Мое
самочувствие».
4
2. Зрительное
внимание
1. Упражнение «Что не
правильно?»;
2. Упражнение «Что задумал
художник?»;
3. Рефлексия «Мое настроение».
5
3.Математическое
внимание
1.
Упражнение «Нарисуй 10
треугольников, закрась
красным карандашом 3 и 5
треугольники»;
2.
Упражнение «Раскрась
фигуры»;
3.
Рефлексия «Моя позитивная
нотка»
6
3
1. Геометрические
фигуры
1. Упражнение «Назови фигуру»;
2. Упражнение «Геометрическое
лото»;
3. Упражнение «Нарисуй фигуру,
которую я назову»;
4. Рефлексия «Звуки леса».
7
2. Геометрические
фигуры
1. Упражнение «Составь целое из
частей (с геометрическими
фигурами) (вариативность)»;
2. Упражнение «Рисование
картин, состоящих из
геометрических фигур»;
3. Упражнение «Найди предметы
треугольной, круглой формы, в
форме куба и т.д.».
4. Рефлексия «Я и мое
настроение».
8
3. Цветоразличие
1. Упражнение «Угадай, что
хотел нарисовать художник?»;
2. Упражнение «Радужный
хоровод»;
3. Упражнение «Уточним цвет
предметов (вариативность)»;
4. Рефлексия «Мой цвет».
9
4. Временное
пространство
1. Упражнение «Рассматривание
часов, движения секундной
стрелки»;
2. Самостоятельное задание
«Сделай за 1 минуту: разрежь
бумагу на полоски (заранее
разлинованные листы бумаги,
ширина полос – 3 см; нарисуй
фигуры; сложи палочки в коробку
и т.д.)»;
4. Беседа по картинкам (части
суток);
5. Рефлексия « Звуки моря».
10
4. Времена года
1.
Упражнение «Разложи
картинки»;
2.
Упражнение «Я начну, ты
продолжай, дни недели
называй!»,
3.
Упражнение «Угадай
время года по описанию
(вариативность)»,
4.
Отгадывание загадок о
временах года
5.
Заучивание стихотворений
6.
Рефлексия «Мое
поэтическое настроение».
11
5. Пространство
1. Упражнение «Покажи правую,
левую руку, ногу ухо и т.д.»;
2. Упражнение «Где сидит
мишка? Какая игрушка стоит
перед (слева, справа, позади)
мишкой? И т. д.»;
3. Упражнение «Нарисуй в центре
круг, справа треугольник и т. д.»;
4. «Посмотри и найди предметы
круглой формы»;
5. Рефлексия «Мое настроение»
12
4
1. Порядок действия
1. Упражнение «Расставь по
порядку (от самого большого к
самому маленькому и т. д.)»,
2. Упражнение «Четвёртый
лишний»,
3. Рефлексия « Мое
цветонастроение».
13
2. Мыслительные
действия
1. Упражнение «Назови слова,
обозначающие деревья; слова,
относящиеся к спорту и т. д.»;
2. упражнение «Как это можно
использовать?»;
3. Упражнение «Говори
наоборот»,
4. Рефлексия «Мои мысли».
14
5
1. Зрительная память
1. Упражнение «Посмотри
внимательно на фигуру, запомни
и сделай такую же»
(выкладывание из палочек одного
цвета или нескольких цветов),
2. Упражнение «Я положил в
мешок»;
3. Упражнение «Я –
фотоаппарат».
15
2. Слуховая память
1. упражнение «Пиктограмма»
(запоминание слов и фраз);
2. Упражнение «Перескажи
сказку (небольшой рассказ)»,;
3. Беседа по произведению с
уточняющими вопросами;
4. «10 слов» (запоминание слов с
использованием смысловой
системы: связывание слов в один
сюжет);
5. Рефлексия «Мои
воспоминания».
16
6
1. Воображение и
творчество
1. Упражнение «Пантомима»
(изобразить жестами, мимикой
какой – либо предмет),
2. Упражнение «Дорисуй»,
3. Упражнение «Рисование по
точкам»,
4. Упражнение
«Комбинирование» (рисование
или конструирование предметов
из геометрических фигур),
5. Рефлексия «Что будет, если …»
17
Заключение
Итого: 17 часов