Напоминание

Современный урок в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока.


Автор: Волвенкина Светлана Вячеславовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Репьевская школа"
Населённый пункт: село Репьёвка, Воронежская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Современный урок в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока.
Раздел: среднее образование





Назад





Современный урок в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока.
Современный урок – это урок, отвечающий требованиям времени, современной парадигме. Современный урок – это высокоэффективный, действенный урок, на котором развивается личность обучающегося. Во главу угла по стандартам второго поколения ставится планирование урока с использованием системно- деятельностного подхода в обучении. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. В современном уроке преобладают формы организации учебной деятельности: - групповые (Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов); - коллективные (Это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективной формы – работа учащихся в парах сменного состава); - парные (Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один). Типология уроков представляет собой классификацию уроков по типам по различным основаниям. В традиционной отечественной дидактике, как правило, используют типологии уроков по внешним основаниям: 1.Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала. 2. Урок комплексного применения знаний.
3. Комбинированный урок. 4. Урок обобщения и систематизации знаний и умений. 5 Урок контроля и коррекции знаний и умений. При выборе типа урока необходимо помнить о логике изучения учебного материала (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение). Кроме того, при выборе типа урока необходимо помнить о том, что на предметном материале должны формироваться универсальные учебные действия учащихся, а для этого необходимо увеличение доли самостоятельной работы учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Виды классификаций уроков: 1. Классификация уроков по дидактическим целям. 2. Классификация уроков по этапам формирования навыка. 3. Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности. 4. Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса. 5. Классификация уроков по приоритетно-используемому методу обучения. 6. Классификация уроков по типу межпредметных связей.
7. Классификация уроков по структуре учебной деятельности. Для построения современных занятий используется типология уроков, в основу которой положены способы создания учениками собственного образовательного продукта и типы образовательной продукции, являющейся результатом выполнения определенных видов деятельности: 1. Уроки когнитивного типа. 2. Уроки креативного типа. 3. Уроки оргдеятельностного типа. 4. Уроки коммуникативного типа. Хотелось бы отметить, что одним из важных компонентов современного урока в соответствии с ФГОС является технологическая карта урока. Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Структура технологической карты может включать: 1. Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; 2. Цель и задачи освоения учебного содержания; 3. Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); 4. Метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), основные понятия темы; 5. Технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала); 6. Диагностические задания на проверку понимания и усвоения материала; 7. Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов. Технологическая карта позволит учителю: реализовать планируемые результаты ФГОС; определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; системно формировать у учащихся УУД; осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы); определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса; выполнять
диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы; решить организационно- методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.); соотнести результат с целью обучения после создания набора технологических карт; обеспечить повышение качества образования. На своих уроках я применяю новые технологии и методы обучения, разрабатываю занятия в соответствии с ФГОС и использую технологические карты, что является необходимым при конструировании современного урока. Хочу представить разработанный мной вариант технологической карты урока.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Учитель:
Волвенкина Светлана Вячеславовна
Класс:
7
Предмет:
английский язык
Автор УМК:
Кузовлев В. П.
Тема урока: «
Как ты относишься к нашей планете?» (“How do you treat the Earth?”)
Дата:
12.10.2016г.
Задачи и

планируемые результаты

Общеобразовательные:

 выявить качество и уровень владения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме Экология  закрепить умение и навыки работы с печатным текстом  закрепить умения вычленять проблемы и обсуждать их
Воспитательные:
 способствовать воспитанию природо- и культуроохранного экологичес кого сознания  формировать экологическую культуру, гуманные качества личности  проявить наибольшую активность в выполнении заданий
Развивающие:
 продолжить развитие умения выделять главное  формировать умение работы с таблицами  развивать познавательный интерес к окружающей жизни
Планируемые результаты
после проведения урока учащиеся смогут
Предметные:
 описывать на английском языке происходящее на картинках и фото  выбирать способ представления данных в зависимости от поставленной задачи  читать английский текст (с общим охватом содержания, с целью извлечения конкретной информации и детального понимания содержания)  высказывать своё мнение по поставленной проблеме, используя активный словарный запас
Личностные
:  будут более осознанно относиться к собственным поступкам
 смогут продемонстрировать коммуникативные компетентности в процессе образовательной деятельности
Метапредметные
:  смогут ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности  овладеют основами самоконтроля  овладеют основами самооценки  смогут строить логичес кие рассуждения, умозаключения
Формы деятельности:
Фронтальная, групповая
Ресурсы :
презентация по теме, ПК учителя, медиапроектор, опорная схема, учебник, УМК
Тип урока:
Комбинированный урок, урок оргдеятельностного типа
Цель урока:
формирование у учащихся способностей к реализации знаний при решении коммуникативных задач, к самооценке и взаимооценке
Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые

результаты

Предметные

УУД

1.

Этап мотивации учебной деятельности
Цель этапа: настроить на общение на английском языке, создать эмоциональный настрой к деятельности на Приветствует учащихся. Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются Участие в диалогах этикетного характера: (приветствие). Вербальное реагирование на Личностные: Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
уроке. деятельность учащихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку. на учебную деятельность . услышанное. деятельности. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
2.

Этап актуализации знаний
Ц е л ь э т а п а: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в о б щ е н и и н а английском языке. Н а э к р а н е п р е з е н т а ц и я с кластером, в центре к о т о р о г о – словосочетание “To be in Charge of the Planet”, вокруг него записывается и н ф о р м а ц и я , к а к учащиеся понимают свою ответственность Ставит перед учащимися проблемный вопрос What does it mean “To be in charge of the planet”? Отвечают на вопрос учителя, используя схему, включаются в учебную деятельность. Заполняют рамочки своими идеями о проблеме. Происходит актуализация имеющихся знаний по теме. Познавательные: Формирование умения осознанно строить речевое высказывание, формулировать ответы на вопросы учителя. Регулятивные: Планирование своей деятельности в соответствии с целевой установкой. Коммуникативные: Взаимодействие с учителем и друг с другом во время фронтальной
беседы. Личностные: Формирование Положительного отношения к учению, к познавательной деятельности. Построение выводов Учитель предлагает сделать вывод. Строят высказывания, делают выводы. Соглашаются или нет друг с другом. So, if we are in charge of the p l a n e t , w e should: - help animals and feed birds - plant and protect trees - take care o f w i l d flowers Корректно используют лексические единицы в рамках тематики. Высказывают выражения согласия/ несогласия. Коммуникативные: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Регулятивные: Формирование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения.
and animals - save flora and fauna - help rare animals and young plants to survive - keep t h e environme nt clean If we are in charge of the planet, we must not: - spoil the countrysid e, damage flowers and trees - pollute water, air, land - catch o r hurt birds and animals
Д а л е е н а э т а п е актуализации знаний используется приём «Тонкие и толстые вопросы», закрепляется лексика по теме. Задаёт вопросы с применением технологии дифференцированного подхода. Отвечают на вопросы. Понимать на слух вопросы учителя, используя языковую догадку и имеющиеся знания. Уметь отвечать на вопросы, с использованием ранее изученного материала (лексического и грамматического). Регулятивные: Планирование своей деятельности в соответствии с целевой установкой. Коммуникативные: Проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач.
3. Этап целеполагания
Ц е л ь э т а п а : постановка учебнопознавательной задачи, выбор способа и с р е д с т в е е реализации. Просит назвать задачи урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей и темы урока. Слушают высказывание учителя. Формулируют и принимают учебные задачи. Называют тему урока. Понимать на слух небольшое высказывание, используя языковую догадку. Регулятивные: принятие и осознание учебной задачи; целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; прогнозирование, волевая саморегуляция. Личностные: смыслообразование Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
4. Этап осмысления
Учащимся предлагается п р оч и т ат ь т е к с т ы (стр.83 № 1). Дотекстовые упражнения. П е р е д ч т е н и е м учащимся предлагается п о с м о т р е т ь н а фотографии и сказать, о чем будет идти речь в э т и х т е к с т а х (технологический прием «Прогнозирование») Организует самостоятельную работу над вопросами, настраивает учащихся на работу с текстом. Look at the photos and s a y, w h a t a r e t h e children talking about? Look through the text and say, who of the following children help the Earth? Изучают фотографии, строят предположения о том, что говорят дети и о чем будет идти речь в текстах. Смогут строить свои предположения, прогнозировать, описывать действия, используя речевые клише и лексику . Метапредметные: смогут строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Регулятивные: прогнозирование Т е к с т о в ы й э т а п работы. Н а д а н н о м э т а п е работы используется Организует самостоятельную работу над текстами. Делит учащихся на 3 группы - 3 текста. Каждая группа детей читает свой текст и заполняет таблицу, Читать текст с выбором интересующей информации. Узнавать в Регулятивные: Формирование умения оценивать правильность выполнения
п р и ё м «Бортовой журнал». Во время ч т е н и я т е к с т а в п е р в у ю к о л о н к у учащиеся выписывают элементы, несущие основную информацию, которые п о м о г у т и м рассказать, что делают их сверстники, чтобы помочь природе; во в т о р у ю – с в о ё в и д е н и е д а н н о й п р о б л е м ы , с в о й личный опыт. Read the text and try to u n d e r s t a n d , w h a t children think about helping nature and what they do to save our planet. Make notes. In the first column write d o w n t h e w o r d s combination, this will help you to tell, in the second one – your thoughts and i d e a s about it. обсуждают прочитанное письменном тексте лексические единицы, в том числе устойчивые словосочетания в пределах тематики. учебной задачи, собственные возможности еѐ решения. Личностные: Формирование личной ответственности за выполняемое коллективное дело. Метапредметные: Умение заполнять таблицу по определенным правилам. Ц е л ь э т а п а : формирование умения правильно применять соответствующие способы действий в н о в ы х р е ч е в ы х ситуациях, используя знакомый лексико- грамматический материал. Организует чтение з а п и с е й д е т ь м и . Напоминает у ч а щ и м с я к а к построить в ы с к а з ы в а н и я с помощью записанных в ы р а ж е н и й и з таблицы. Нацеливает на вопросы: Who is in charge of the Читают записанные в таблице ключевые слова и словосочетания Составляют с их помощью предложения, о том, как дети относятся к Читать вслух фразы, построенные на знакомом языковом материале. Строить предложения с простым глагольным сказуемым, Регулятивные: Планирование своей деятельности в соответствии с целевой установкой. Коммуникативные: Проявление активности во взаимодействии для решения
После чтения записей «Бортового журнала» учащиеся составляют п р е д л о ж е н и я и з выписанных к л юч е в ы х с л о в и слово сочет аний и рассказывают, кто из детей чувствует свою ответственность за планету. planet? What do Nikki, Jackie and Nick think about it? защите окружающей среды, и что они делают для этого. стоящем в настоящем простом времени, использовать модальные глаголы must, should. познавательных задач. Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации из текста, умение осознанно и произвольно строить высказывания.
5. Этап рефлексии
В о з в р а щ е н и е к ожидаемым результатам. Обсуждение форм работы и возникших трудностей. Учащимся предлагается ответить на вопрос, с кем из детей они согласны и п о ч е м у, а з а т е м , используя предложенный план, рассказать, что мы Учитель наблюдает и направляет учащихся п р и в ы п о л н е н и и намеченного плана. Who do you agree with? Who can help t h e planet? What people can do to help the planet? Примерный план высказываний: I think children can Высказывают своё мнение по данной проблеме (отвечают на поставленные вопросы). Строят монологическое высказывание по данному плану. Использовать в речи наиболее употребительные слова, вошедшие в активный словарь. Оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей. Регулятивные: Формирование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения. Коммуникативные: умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и
можем сделать, чтобы помочь планете. help… They can… If they…, the nature is… It is important to… общей учебной деятельности. Ц е л ь э т а п а: формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию при оценке своей деятельности. Самооценка, взаимопроверка. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (написать письмо британскому сверстнику о том, как они участвуют в охране природы) Организует рефлексию учащихся по поводу с в о е г о психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, в за и м од е й с т в и я с у ч и т е л е м и одноклассниками. П р е д л а г а е т заполнить карты самооценки: Take your self-assessment cards and complete them. Просит оценить друг друга по результатам работы на уроке. Организует фиксацию нового содержания изученного на уроке, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке Заполняют карты. Высказываются по поводу оценивания друг друга. Говорят о своём эмоциональном состоянии по окончании урока. Называют трудности, с которыми столкнулись во время работы на уроке. Обсуждают домашнее задание. Овладеть элементарной коммуникативной компетенцией Коммуникативные: оценивание качества своей и общей учебной деятельности. Познавательные: умение структурировать знания; оценка процессов и результатов деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Личностные: смыслообразование (я должен написать письмо другу)
к а к н а п р а в л е н и й буд у щ е й у ч е б н о й деятельности. Организует обсуждение и запись домашнего задания.


В раздел образования