Автор: Воронина Людмила Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 10
Населённый пункт: Г.Зеленогорск Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: "Использование сказкотерапии при работе с детьми с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
Учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №10
«Теремок» Воронина Людмила Николаевна
«Использование сказкотерапии, как одного из эффективных методов в
работе с детьми с ОВЗ»
Одной из важнейших теоретических и практических задач
коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения
детей
с
ограниченными
возможностями
в
целях
обеспечения
наиболее
оптимальных
условий
активизации
основных
линий
развития,
более
успешного обучения и социальной адаптации.
Мы знаем, что дети с ограниченными возможностями - это дети,
имеющие различные отклонения психического или физического плана, для
коррекции которых необходимы дополнительное воздействие специалистов.
Отсюда возникает противоречие. С одной стороны –детям с ОВЗ
необходимы
дополнительные
коррекционно-развивающие
занятия
–
психолога, логопеда, дефектолога. С другой стороны, в силу психологических
особенностей у этой категории детей отмечается:
-низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости,
-снижена познавательная активность,
-замедленный темп переработки информации.
В связи с этим необходимо подобрать такие методики и технологии,
которые бы способствовали эффективному здоровье сбережению, развитию и
обучению детей данной категории, не перегружая их.
Одной из особенностей детей данной группы является низкий уровень
развития
восприятия.
Для
компенсации
и
развития
восприятия
в
своей
практике подбираю такие упражнения и задания, при выполнении которых
подключаются одновременно несколько анализаторов (слуховой, зрительный,
речедвигательный, тактильный, иногда обонятельный и вкусовой)
Это разностороннее воздействие эффективно решает следующие задачи:
- здоровье сбережения. Нет перегрузки одного из анализаторов.
-
происходит
развитие
с
учетом
индивидуальных
особенностей
и
возможностей воспитанников; у каждого человека свой ведущий анализатор
восприятия информации.
-обучение
осуществляется
более
эффективно,
если
информация
поступает через разные анализаторы.
Так же мы знаем, что у детей этой категории отмечается снижена
познавательная активность, замедленный темп переработки информации.
Один из методов помогающий решить эту задачу –использование на занятиях
элементов
сказкотерапии.
Сказкотерапия
–
это
метод
психологической
коррекции,
помогающий
развитию
гармоничной
личности
и
решению
индивидуальных проблем. Инструментом данной терапии выступает сказка.
Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей, который не
столько
облегчает
дошкольникам
саму
работу,
сколько
позволяет
им,
заинтересовавшись,
добровольно
втянуться
в
неё.
Сказка
–
наиболее
действенный
инструмент,
влияющий
на
познание
ребёнка.
Особенно
это
важно
для
коррекционной
работы,
когда
необходимо
в
сложной,
эмоциональной
обстановке
создать
эффективную
ситуацию
общения.
И
задача логопеда— так окружить ребёнка игрой, чтобы он и не заметил, что на
самом деле занят тяжелой работой - исправлением недостатков речи.
Актуальность темы заключается в том, что сказкотерапия-эффективный,
развивающий метод для развития всех сторон речи у детей с ТНР, который
позволяет вовлечь ребенка в активную логопедическую работу.
Представляем конспект занятия с использованием сказкотерапии.
«Путешествие веселого Колобка»
Цель занятия: Совершенствование компонентов речевой системы, через
практико-ориентированную технологию Сказкотерапия».
Задачи:
Коррекционно - обучающие:
Закреплять умения точно выполнять артикуляционные упражнения;
совершенствовать фонематический слух и звуко-слоговой анализ;
активизировать и расширить словарный запас;
формировать умение составлять творческий рассказ.
Коррекционно - развивающие:
развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.
развивать фонематический слух, навык звукового и слогового анализа,
слуховое и зрительное восприятие и внимание,
пространственные представления,
связную речь.
Коррекционно - воспитательные:
воспитывать интерес к речевой деятельности на занятии;
воспитывать активность и творчество;
воспитывать эмоциональную отзывчивость и взаимопомощь.
Предварительная работа: чтение сказки «Колобок».
Оборудование: картинки артикуляционных упражнений, массажные мячики–
6 штук, коврик для прокатывания мячиков, мячи, игрушки бибабо -колобок,
зайчик, волк, медведь, лиса, листы с картинками для звукового анализа в
пленке, маркеры, ватные диски; картинки -звуковые замки, животные;
аудиозапись (фоновая, голоса птиц) ворота синего и зеленого цвета.
Ход занятия.
I. Организационный момент. (слуховой, речедвигательный, вестибулярный
анализатор)
Логопед: - Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? Тогда я
предлагаю вам отправиться в сказку. Согласны? Итак, отправляемся.
Тише, тише не шумите,
Нашу сказку не спугните (палец поднести к губам, сказать тс-с-с)
Раз – два – покружись,
В сказке нашей окажись (дети кружатся)
Звучит сказочная мелодия.
-Угадайте в какую сказку мы попали?
Он от дедушки ушел
И от бабушки ушел.
Только, на беду, в лесу
Встретил хитрую Лису...
Дети: Колобок.
Логопед: - Вижу сказочку читали, Колобка вы все узнали.
- Ребята, колобок не хочет, чтоб лиса его ела, давайте придумаем свое
окончание сказки? Но чтобы до конца сказки дойти, ее с начала расскажи.
Логопед: Итак, сказка начинается. А как она начинается.
Жили были дед и баба….
II.Артикуляционная гимнастика-сказка «У бабушки с дедушкой»
(слуховой, зрительный, речедвигательный , тактильный, двигательный
анализатор)
Сели они как-то раз на лавочку и решили сделать зарядку для язычка.
Давайте и мы с ними сделаем.
Заборчик, трубочка, чередование, конфетка, блинчик, почистили зубки.
Что-то я проголодался-говорит дед. Испеки-ка баба колобок.
III. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Колобок».
(слуховой, зрительный, речедвигательный, тактильный, двигательный
анализатор)
Логопед: -В сказке бабушка испекла Колобок. Давайте и мы испечём его.
(с массажными мячиками)
Разминаем, катаем, крошки сметаем, катим к себе, от себя.
Я пеку, пеку, пеку...
IV. Развитие зрительного восприятия, пространственных ориентировок,
фонематического восприятия. Пропевание цепочек слогов с
оппозиционными согласными звуками. (слуховой, зрительный,
речедвигательный , тактильный, двигательный анализатор)
Логопед: - А вот и наш Колобок. Ребята, давайте расскажем, какой у нас
получился Колобок…. А еще он был очень непоседливый. Где сейчас
колобок, (справа от домика, слева и т.д.)
Что в сказке было дальше?
Логопед: Покатился колобок по дорожке.
Прокатываем массажные мячик по дорожке и припеваем песенки.
Катится колобок и песенки поет. (са-ша-са, мы-лы-мы, за-жа-за,ру-лу-ру,ва-
фа-ва,са-за-са, ры-ри-ры)
V. Развитие умения проводить звуковой анализ слов. (слуховой,
зрительный, речедвигательный, двигательный анализатор)
Логопед: -Катится Колобок, катится, а навстречу ему… Отгадайте кто.
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой.
Логопед: - Ребята, не уж-то и правда заяц нашего Колобка съест?
Колобок и говорит зайчику: «Не ешь меня, Косой, я тебе песенку спою».
Зачик: Ой ребята, у меня тут какие-то картинки ничего не пойму, что они
обозначают. А Колобка я есть и не собирался.
- Поможем зайчику разобраться?
1.
Замки гласных и согласных звуков. Охарактеризовать звуки.
2.
Возьмите картинки и маркеры.
- В верхнем ряду определите первый звук в названии картинок. Если
это гласный обводим красным цветом, согласный твердый –синим,
согласный мягкий –зеленым.
- во втором ряду так же обводят картинки красным, синим, или
зеленым цветом, обращая внимания на какой звук заканчивается слово.
- в третьем ряду записывают звуковые схемы слов кружочками. Сколько
в слове звуком –столько и кружочков. Затем определяют, каким цветом
эти кружки раскрасить.
Зайчик: Спасибо, ребята. Я много интересного узнал про звуки речи…
Интересного вам путешествия по сказке.
VI. Игра «Что увидел расскажи и на слоги подели», «Забей мяч в
правильные ворота» [Развитие слухового восприятия]. Игра «Кто
спрятался в лесу?» [Закрепление словаря притяжательных
прилагательных]. (слуховой, зрительный, речедвигательный, двигательный
анализатор)
Катится Колобок по лесу, а вокруг много интересного. Что он мог увидеть?
(деревья, цветы, пень, солнце, небо, и т.д.)
Давайте поделим слова, которые вы произнесли на слоги. Мы можем их про
прыгать или прохлопать. Кто напомнит стишок про деление слов на слоги
-Сколько в слове гласных столько и слогов
Это знает каждый из учеников.
Деление слов на слоги с отхлопыванием, протопыванием.
Логопед: Здравствуй, лес. Дремучий лес, полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица?
Логопед: - Покатился Колобок дальше, а навстречу ему… Отгадайте кто?
Серый, зубастый,
голодный и злой
Кто скажите он такой.
Волк: - Я живу в лесу густом,
Похож я на собаку,
В серой шубке и с хвостом,
И большие лапы.
-Испугались звери волка попрятались. Только хвостики торчат. (Белки –
беличий, зайца-заячий, барсука, ежа, бобра, оленя, мыши...)
Логопед: - Ребята, не уж-то и правда волк нашего Колобка съест?
Колобок: - «Не ешь меня, Волк, хочешь мы с тобой поиграем, а то тебя все
боятся и играть с тобой не хотят».
Волк: А в футбол со мной поиграете?
Я называю животное А вы определяете первый звук и забиваете мяч в
нужные ворота.
Если название животного начинается на твердый звук в синие ворота, ну а
если на мягкий в зеленые ворота.
Волк: –Ну спасибо повеселили меня, так уж и быть не буду съедать Колобка.
До свидания!
VII. Релаксация «Волшебный лес». [развитие слухового восприятия].
(слуховой, речедвигательный, анализатор)
Логопед: - Молодцы поиграли с волком, не испугались! Устал наш Колобок,
давайте отдохнём, присядем на пенек, закроем глазки и прислушаемся.
Логопед: - Много чудес в лесу дремучем. Послушаем, чьи же это голоса?
Звучат голоса птиц (кукушка кукует, сорока трещит, дятел стучит, ворона
каркает).
Логопед: - Узнали птиц? Кто это? (опрос)
VIII. Активизация и обогащение словаря. (слуховой, зрительный,
речедвигательный, двигательный анализатор)
Логопед: - Покатился Колобок дальше (показываем движения руками).
Логопед: -Катится Колобок, а навстречу ему… Отгадайте, кто.
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
Медведь: - Я медведь мохнатой лапой,
Не спеша малину рву.
Я ужасно косолапый
Я в лесу глухом живу.
Колобок: - «Не ешь меня, медведь, я тебе песенку спою».
Медведь: - «Не до песенок мне сейчас, малыши мои заигрались. Да и не
только мои».
Логопед: -давайте ребята поможем мишке, правильно детенышей назовем,
может они услышат и вернуться к своим мамам и папам. Разбейтесь парами и
по очереди называйте взрослое животное и его детенышей, перекидывая мяч.
Услышали наши звонкие голоса зверятки-ребятки и вернулись, на радость
родителям.
Медведь: - Спасибо, Колобок и ребята, помогли моих озорников найти.
Счастливого пути!
IX. Развитие связной речи. Составление творческого рассказа. (слуховой,
зрительный, речедвигательный, двигательный анализатор)
Логопед: - Катится Колобок, а навстречу ему… Отгадайте, кто?
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее…
Лиса: - Я лисичка, краса
Любопытные глаза,
Пушистый длинный хвостик у меня.
- «Колобок, Колобок, сядь ко мне на носик и спой свою песенку».
Логопед: - Ещё немного и съест плутовка нашего Колобка. Лисичка не ешь
Колобка. И тогда мы тебе сказочку расскажем.
Лиса: -Ой, а мне никто сказочки не рассказывал никогда. Очень интересно
послушать.
Логопед: - Давайте сами придумаем сказку про Колобка. Можно я начну, а вы
продолжите.
- Жил-был у бабушки с дедушкой непоседливый Колобок. И никак ему не
сиделось дома. И вот однажды он покатился в неизвестной тропинки и попал
в интересный веселый дом, где играли ребятишки. А дом этот назывался –
детский сад…
Дети передают мячик и продолжают рассказ, придумывая свою часть.
Лиса: Понравилась мне твоя сказка. Не съем я тебя. Буду ждать тебя, как
придумаешь новую сказку, с радостью послушаю. Дорогу ко мне ты знаешь.
До новых встреч.
X. Итог (слуховой, зрительный, речедвигательный анализатор)
Логопед: - Ну вот, и сказочке конец, а кто сказку рассказывал и показывал и
Колобку помогал – молодец!
Колобок: - Спасибо вам дети вы настоящие друзья, добрые и верные. До
свидания. До новых встреч в сказках!!!