Автор: Осипова Марина Владимировна
Должность: учитель географии, биологии
Учебное заведение: МБОУ "Чернёвская СОШ"
Населённый пункт: с. Чернёво, Гдовский район, Псковская область,
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные комплексы в учебно-исследовательской деятельности
Раздел: полное образование
ИННОВАЦИОННЫЕ
КОМПЛЕКСЫ
В
УЧЕБНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-исследовательская
деятельность
–
это
процесс
решения
поставленной проблемы на основе самостоятельного поиска теоретических
знаний; выбор способов деятельности, предвидение и прогнозирование
результатов решения поставленной задачи.
В
организации
учебно-исследовательской
деятельности
учащихся
важную
роль
играют школьные
учебно-исследовательские
комплексы.
Среди них следует выделить инновационные лаборатории. Создание такого
комплекса имеет определённые цели:
повышение
качества
образования
и
уровня
коммуникативных
компетенций
одарённых
учащихся
через
интеграцию
педагогических
и
информационных технологий;
выявление одарённых учеников в области естественных дисциплин
и
обеспечение
реализации
их
интеллектуальных
и
творческих
способностей;
раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к учебно-
исследовательской деятельности, углублённая подготовка к ней;
содействие эффективности профориентации выпускников школ.
У инновационных лабораторий есть ряд преимуществ, делающих их
незаменимыми в процессе учебных исследований:
стимулирование
опыта
коллективной
проектной
работы
обучающихся, способствующего развитию исследовательских умений и
коммуникативных качеств;
развитие познавательного интереса обучающихся;
содействует
эффективной
организации
общего
учебно-
воспитательного процесса.
География
как
школьная
дисциплина
должна
быть
насыщена
разнообразными
по
профилю
исследовательскими
комплексами.
Так,
например,
лабораторный
комплекс «Метеостанция»
незаменим
при
изучении погодных условий, параметров окружающей среды в помещении
(измерения
отображаются
в
виде
графиков
и
отчётов
на
компьютере).
Мини-экспресс-лаборатория
«Пчёлка-У»
проводит
исследования
экологического
состояния
почвы,
воздуха
и
воды н а активный
хлор,
железо,
нитраты,
хром,
карбонаты,
гидрокарбонаты
и
др.
Ранцевые
полевые
лаборатории
НКВ-Р,
РПЛ-1
предназначены
для
проведения
анализа
экологического
состояния
водных
объектов
и
почв
-
гидрохимических, гидробиологических, почвенно-химических, визуальных
и т.п.
Необходимым
элементом
современного
образования
является
мультимедийный
учебно-исследовательский
комплекс.
Он существует в
двух версиях: локальной (на CD-R) и в глобальной сети Интернет.
Мультимедийные
учебно-исследовательские
комплексы
включают:
мультимедийные учебники по курсам, хрестоматии, тестовые системы с
разнообразными интерактивными тестами по различным темам курсов,
наборы
собственных
мультимедийных
презентаций,
специально
разработанные
и
апробированные
инструменты
п р о вед е н и я
телеконференций с ключевыми докладами, выступлениями учащихся в
прениях, системой мониторинга активности участников.
Важными особенностями мультимедийных учебно-исследовательских
комплексов являются полифункциональность, системность, креативность,
мультимедийность,
дидактическая
вариативность,
преемственность,
интерактивность.
Например, «1С: Образовательная коллекция. География. Библиотека
наглядных пособий, 6–10 кл.» предоставляет возможность самостоятельно
изменять
набор
медиаобъектов,
последовательность
их
демонстрации,
редактировать
текстовые
комментарии. «Живая география 2.0 Школьная
геоинформационная
система:
ГИС-оболочка»
незаменима
при
создании
цифровых, векторных и растровых карт, выполнении измерений и расчетов
расстояний и площадей, построения 3D-моделей; «Интерактивные карты
по географии» для создания карт, схем и заданий и др.
Таким образом, учебно-исследовательские комплексы играют важную
р о л ь в
урочной
и
внеурочной
деятельности,
создают
условия
для
познавательной
активности
и
развивают
интерес
к
наукам
о
Земле,
способствуя самоопределению обучающихся.