Напоминание

Инновационные комплексы в учебно-исследовательской деятельности


Автор: Осипова Марина Владимировна
Должность: учитель географии, биологии
Учебное заведение: МБОУ "Чернёвская СОШ"
Населённый пункт: с. Чернёво, Гдовский район, Псковская область,
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные комплексы в учебно-исследовательской деятельности
Раздел: полное образование





Назад




ИННОВАЦИОННЫЕ

КОМПЛЕКСЫ

В

УЧЕБНО-

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-исследовательская

деятельность

это

процесс

решения

поставленной проблемы на основе самостоятельного поиска теоретических

знаний; выбор способов деятельности, предвидение и прогнозирование

результатов решения поставленной задачи.

В

организации

учебно-исследовательской

деятельности

учащихся

важную

роль

играют школьные

учебно-исследовательские

комплексы.

Среди них следует выделить инновационные лаборатории. Создание такого

комплекса имеет определённые цели:

повышение

качества

образования

и

уровня

коммуникативных

компетенций

одарённых

учащихся

через

интеграцию

педагогических

и

информационных технологий;

выявление одарённых учеников в области естественных дисциплин

и

обеспечение

реализации

их

интеллектуальных

и

творческих

способностей;

раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к учебно-

исследовательской деятельности, углублённая подготовка к ней;

содействие эффективности профориентации выпускников школ.

У инновационных лабораторий есть ряд преимуществ, делающих их

незаменимыми в процессе учебных исследований:

стимулирование

опыта

коллективной

проектной

работы

обучающихся, способствующего развитию исследовательских умений и

коммуникативных качеств;

развитие познавательного интереса обучающихся;

содействует

эффективной

организации

общего

учебно-

воспитательного процесса.

География

как

школьная

дисциплина

должна

быть

насыщена

разнообразными

по

профилю

исследовательскими

комплексами.

Так,

например,

лабораторный

комплекс «Метеостанция»

незаменим

при

изучении погодных условий, параметров окружающей среды в помещении

(измерения

отображаются

в

виде

графиков

и

отчётов

на

компьютере).

Мини-экспресс-лаборатория

«Пчёлка-У»

проводит

исследования

экологического

состояния

почвы,

воздуха

и

воды н а активный

хлор,

железо,

нитраты,

хром,

карбонаты,

гидрокарбонаты

и

др.

Ранцевые

полевые

лаборатории

НКВ-Р,

РПЛ-1

предназначены

для

проведения

анализа

экологического

состояния

водных

объектов

и

почв

-

гидрохимических, гидробиологических, почвенно-химических, визуальных

и т.п.

Необходимым

элементом

современного

образования

является

мультимедийный

учебно-исследовательский

комплекс.

Он существует в

двух версиях: локальной (на CD-R) и в глобальной сети Интернет.

Мультимедийные

учебно-исследовательские

комплексы

включают:

мультимедийные учебники по курсам, хрестоматии, тестовые системы с

разнообразными интерактивными тестами по различным темам курсов,

наборы

собственных

мультимедийных

презентаций,

специально

разработанные

и

апробированные

инструменты

п р о вед е н и я

телеконференций с ключевыми докладами, выступлениями учащихся в

прениях, системой мониторинга активности участников.

Важными особенностями мультимедийных учебно-исследовательских

комплексов являются полифункциональность, системность, креативность,

мультимедийность,

дидактическая

вариативность,

преемственность,

интерактивность.

Например, «1С: Образовательная коллекция. География. Библиотека

наглядных пособий, 6–10 кл.» предоставляет возможность самостоятельно

изменять

набор

медиаобъектов,

последовательность

их

демонстрации,

редактировать

текстовые

комментарии. «Живая география 2.0 Школьная

геоинформационная

система:

ГИС-оболочка»

незаменима

при

создании

цифровых, векторных и растровых карт, выполнении измерений и расчетов

расстояний и площадей, построения 3D-моделей; «Интерактивные карты

по географии» для создания карт, схем и заданий и др.

Таким образом, учебно-исследовательские комплексы играют важную

р о л ь в

урочной

и

внеурочной

деятельности,

создают

условия

для

познавательной

активности

и

развивают

интерес

к

наукам

о

Земле,

способствуя самоопределению обучающихся.



В раздел образования