Автор: Булгакова Анастасия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Алёнка"
Населённый пункт: города Мариинска, Кемеровской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Современное состояние и обучение детей в контексте инклюзивного образования"
Раздел: дошкольное образование
Современное состояние и обучение детей
в контексте инклюзивного
образования
Образованность
как
совокупность
знании,
умении
и
поведенческих
характеристик
является
важнейшим
средством
становления
духовных
и
интеллектуальных
качеств
ребенка
и
выступает
как
основная
цель
образования. В XXI в. образование рассматривается в разных аспектах: во-
первых,
как
средство
интеграции
общества,
во-вторых,
как
вполне
самостоятельная
форма
общественной
практики
и
развития
личности,
в-
третьих,
как
механизм
передачи
исторического
опыта
и
общественных
ценностей
различным
социальным
группам.
Все
фило софско-
методологические проблемы образования представлены в двух аспектах (П.
Г. Щедровицкий)
1
:
1)
проблемы
взаимодействия
между
социально-образовательными
институтами и средами (образовательной, социокультурной, экономической и
др.);
2)
проблемы
совершенствования
содержания
образования
и
педагогических
технологий.
Развитие
цивилизации,
стремительный
поток
новой информации, знаний требуют от системы национального дошкольного
образования
смены
устаревшей
парадигмы
«учить
всех
всему»
(ориентированной
на
пассивное
выживание)
на
новую
—
воспитание
активной и сознательной личности, способной противостоять разрушению
своего
внутреннего
и
внешнего
мира,
изменять
его
и
нести
за
это
ответственность. Это означает переход от эгоцентризма к эксцентризму в
образовании,
обеспечение
триады:
экологии
человека,
экологии
природы,
экологии культуры.
Недоразвитие
познавательной
деятельности,
отклонения
в
эмоционально-волевой
сфере,
нарушения
опорно-двигательного
аппарата,
отдельных анализаторов значительно ограничивают возможности ребенка в
1
адекватном
отражении,
осмыслении
окружающей
жизни,
приводят
к
социальной неприспособленности, резкому ограничению самостоятельности,
личностной незрелости, снижению его коммуникативной компетенции. В
процессе воспитания возникает целый ряд вопросов: как ему помочь? Какие
рекомендации дать родителям? Что необходимо предпринять специалистам
— педагогам, воспитателям, врачам, чтобы их помощь и поддержка были
действенными?
Доказано,
что,
ребенок
с
любым
нарушением
развития
потенциально способен адекватно воспринимать и понимать мир, в котором
живет, однако не может это сделать теми способами, которыми естественно
пользуются его нормально развивающиеся сверстники (Т. А. Григорьева, В.
П.
Гриханов,
Л.
А.
Зайцева,
Т.
Л.
Лещин-ская,
Е.
М.
Калинина,
А.
Н.
Коноплева, Т. В. Лисовская, Т. И. Обухова, В. А. Шинкаренко и др.). В
результате своевременной коррекционно-воспитательной работы, создания
оздоровительной
и
коррекционно-развивающей
образовательнойсреды
(предметно-пространственной
и
социальной)
можно
обеспечить
ребенку
необходимую
социальную
защищенно сть
и
жизненно
значимую
образованность.
Уточним,
что
к
школьникам
с
нарушениями
психофизического
развития
относятся
дети,
имеющие
стойкие
или
временные расстройства поведения, психического и физического развития,
испытывающие выраженные трудности в социальной адаптации, овладении
жизненно
необходимым
опытом
(в
том
числе
и
в
п р о ц е с с е
целенаправленного
обучения):
глухие
и
слабослышащие;
слепые
и
слабовидящие; с нарушениями речи; с трудностями в обучении (задержкой
психического
развития);
с
умственной
отсталостью;
с
ранним
детским
аутизмом; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с множест
венными нарушениями и др
2
.
Современные
цели
специального
образования
не
могут
быть
достигнуты
без
структурно-содержательного
обновления
системы
воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития.
2
Очевидно, что вопрос «как учить?» в настоящее время звучит не менее
актуально, чем вопрос «чему учить?».
Во многих странах интенсивно развивается инклюзивное образование.
Позитивные
тенденции
центрируются
на
ребенке
и
окружающей
его
социальной среде. Что же дает инклюзивное образование детям школьного
возраста с нарушениями психического и (или) физического развития?
3
Во-первых, нормализацию жизненного цикла и образование в соответ-
ствии
с
индивидуальными
возможностями
и
образовательными
потребностями;
во-вторых, уверенность в себе и в будущем, возможность быть вместе
со всеми, а не в изоляции;
в-третьих, возможность изменить общественное мнение, понимание
того,
кто
такой
другой,
воспитать
терпимость
у
родителей
и
детей
к
совместному обучению с инвалидами.
Новые подходы в социальной и образовательной сфере на современном
этапе тесно связаны с ранней социализацией и интеграцией в обществе детей
с
нарушениями
развития,
индивидуализацией
и
дифференциацией
их
коррекционно-воспитательной поддержки. Это в свою очередь предполагает
необходимость
реструктуризации
системы
коррекционно-образовательных
услуг
населению,
создание
новых
типов
и
вариантов
общественного,
социального
воспитания,
разработки
научно-методологических
проблем
ранней
социализации,
вариативного
и
многоуровневого
про граммного
содержания, новых форм обучения и воспитания.
Проблема инклюзии тесно связана с новой парадигмой образования, в
основе которой лежит переход к новым образовательным технологиям. Во
главу
угла
этих
технологий
следует
поставить
личность
ученика,
его
творчество,
развитие
умения
самостоятельно
добывать
знания,
т.е.
самостоятельно
учиться.
Следующей
составляющей
является
изменение
отношений между учителем и учеником, когда учитель не только посредник
3
между учеником и знаниями, но наставник, советник и высший авторитет. И,
наконец, важной позицией является изменение отношений между учеником и
школой, когда последняя воспринимается как второй дом, как важнейшая
жизненная опора, как фундамент для всей последующей жизни
4
.
Методологическую
основу
модели
инклюзивного
воспитательного
пространства
составляют
два
подхода:
личностно
ориентированный
и
средовой.
Личностно
ориентированный
подход
провозглашает
человека
в
качестве
основополагающей
ценности,
которая
не
зависит
от
его
способностей и достижений. Школьники учатся по-разному и у каждого из
них по-разному развиты способности в достижении успеха. В каждой школе
есть
дети
с
особыми
образовательными
потребностями.
Каждый
из
них
должен достичь определенного общественного статуса и утвердить свою
социальную значимость.
Средовой
подход
в
проектировании
воспитательного
пространства
подчеркивает значимость и актуальность воспитания для общества, ибо в его
рамках
конструируется
идеал
личности
как
социального
типа
и
модели
гражданина. Современный взгляд на средовой подход основан на понимании
того, что среда играет двойственную роль в воспитании. С одной стороны,
среда
способна
формировать
социальный
тип,
а
с
другой
–
развивать
личностную
индивидуальность.
Процессы
формирования
и
развития
взаимосвязаны
и
взаимообусловлены,
их
нельзя
отделять
друг
от
друга.
Деятельностный
аспект
данного
подхода
ориентирует
на
создание
развивающих
сред
как
совокупности
окружающих
ребенка
социально
ценностных
обстоятельств,
влияющих
на
его
личностное
развитие
и
содействующих его вхождению в активную социальную жизнь. Инклюзивное
воспитательное пространство не только не ставит своей задачей полностью
оградить ребенка от отрицательного влияния среды, но помогает ему стать
активным
участником
в
решении
различных
проблем
ближайшего
4
окружения. Сама среда в процессе активного взаимодействия личности с ней
становится фактором личностного формирования и развития.
Таким образом, современная педагогическая практика столкнулась с
серьезной проблемой включения всех детей, в том числе детей с особыми
образовательными
потребностями
в
процесс
обучения
и
воспитания.
Инклюзивное
образование
предоставляет
возможность
каждому
ребенку
удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении
адекватного уровню его развития образования независимо от социального
положения,
расовой
принадлежности,
физических
и
умственных
способностей.
Таким образом, образовательная практика нашей страны и других стран
показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный,
многогранный,
затрагивающий
правовые,
научно-методологические
и
административные ресурсы.