Напоминание

"Современное состояние и обучение детей в контексте инклюзивного образования"


Автор: Булгакова Анастасия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Алёнка"
Населённый пункт: города Мариинска, Кемеровской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Современное состояние и обучение детей в контексте инклюзивного образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современное состояние и обучение детей

в контексте инклюзивного

образования

Образованность

как

совокупность

знании,

умении

и

поведенческих

характеристик

является

важнейшим

средством

становления

духовных

и

интеллектуальных

качеств

ребенка

и

выступает

как

основная

цель

образования. В XXI в. образование рассматривается в разных аспектах: во-

первых,

как

средство

интеграции

общества,

во-вторых,

как

вполне

самостоятельная

форма

общественной

практики

и

развития

личности,

в-

третьих,

как

механизм

передачи

исторического

опыта

и

общественных

ценностей

различным

социальным

группам.

Все

фило софско-

методологические проблемы образования представлены в двух аспектах (П.

Г. Щедровицкий)

1

:

1)

проблемы

взаимодействия

между

социально-образовательными

институтами и средами (образовательной, социокультурной, экономической и

др.);

2)

проблемы

совершенствования

содержания

образования

и

педагогических

технологий.

Развитие

цивилизации,

стремительный

поток

новой информации, знаний требуют от системы национального дошкольного

образования

смены

устаревшей

парадигмы

«учить

всех

всему»

(ориентированной

на

пассивное

выживание)

на

новую

воспитание

активной и сознательной личности, способной противостоять разрушению

своего

внутреннего

и

внешнего

мира,

изменять

его

и

нести

за

это

ответственность. Это означает переход от эгоцентризма к эксцентризму в

образовании,

обеспечение

триады:

экологии

человека,

экологии

природы,

экологии культуры.

Недоразвитие

познавательной

деятельности,

отклонения

в

эмоционально-волевой

сфере,

нарушения

опорно-двигательного

аппарата,

отдельных анализаторов значительно ограничивают возможности ребенка в

1

адекватном

отражении,

осмыслении

окружающей

жизни,

приводят

к

социальной неприспособленности, резкому ограничению самостоятельности,

личностной незрелости, снижению его коммуникативной компетенции. В

процессе воспитания возникает целый ряд вопросов: как ему помочь? Какие

рекомендации дать родителям? Что необходимо предпринять специалистам

— педагогам, воспитателям, врачам, чтобы их помощь и поддержка были

действенными?

Доказано,

что,

ребенок

с

любым

нарушением

развития

потенциально способен адекватно воспринимать и понимать мир, в котором

живет, однако не может это сделать теми способами, которыми естественно

пользуются его нормально развивающиеся сверстники (Т. А. Григорьева, В.

П.

Гриханов,

Л.

А.

Зайцева,

Т.

Л.

Лещин-ская,

Е.

М.

Калинина,

А.

Н.

Коноплева, Т. В. Лисовская, Т. И. Обухова, В. А. Шинкаренко и др.). В

результате своевременной коррекционно-воспитательной работы, создания

оздоровительной

и

коррекционно-развивающей

образовательнойсреды

(предметно-пространственной

и

социальной)

можно

обеспечить

ребенку

необходимую

социальную

защищенно сть

и

жизненно

значимую

образованность.

Уточним,

что

к

школьникам

с

нарушениями

психофизического

развития

относятся

дети,

имеющие

стойкие

или

временные расстройства поведения, психического и физического развития,

испытывающие выраженные трудности в социальной адаптации, овладении

жизненно

необходимым

опытом

том

числе

и

в

п р о ц е с с е

целенаправленного

обучения):

глухие

и

слабослышащие;

слепые

и

слабовидящие; с нарушениями речи; с трудностями в обучении (задержкой

психического

развития);

с

умственной

отсталостью;

с

ранним

детским

аутизмом; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с множест

венными нарушениями и др

2

.

Современные

цели

специального

образования

не

могут

быть

достигнуты

без

структурно-содержательного

обновления

системы

воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития.

2

Очевидно, что вопрос «как учить?» в настоящее время звучит не менее

актуально, чем вопрос «чему учить?».

Во многих странах интенсивно развивается инклюзивное образование.

Позитивные

тенденции

центрируются

на

ребенке

и

окружающей

его

социальной среде. Что же дает инклюзивное образование детям школьного

возраста с нарушениями психического и (или) физического развития?

3

Во-первых, нормализацию жизненного цикла и образование в соответ-

ствии

с

индивидуальными

возможностями

и

образовательными

потребностями;

во-вторых, уверенность в себе и в будущем, возможность быть вместе

со всеми, а не в изоляции;

в-третьих, возможность изменить общественное мнение, понимание

того,

кто

такой

другой,

воспитать

терпимость

у

родителей

и

детей

к

совместному обучению с инвалидами.

Новые подходы в социальной и образовательной сфере на современном

этапе тесно связаны с ранней социализацией и интеграцией в обществе детей

с

нарушениями

развития,

индивидуализацией

и

дифференциацией

их

коррекционно-воспитательной поддержки. Это в свою очередь предполагает

необходимость

реструктуризации

системы

коррекционно-образовательных

услуг

населению,

создание

новых

типов

и

вариантов

общественного,

социального

воспитания,

разработки

научно-методологических

проблем

ранней

социализации,

вариативного

и

многоуровневого

про граммного

содержания, новых форм обучения и воспитания.

Проблема инклюзии тесно связана с новой парадигмой образования, в

основе которой лежит переход к новым образовательным технологиям. Во

главу

угла

этих

технологий

следует

поставить

личность

ученика,

его

творчество,

развитие

умения

самостоятельно

добывать

знания,

т.е.

самостоятельно

учиться.

Следующей

составляющей

является

изменение

отношений между учителем и учеником, когда учитель не только посредник

3

между учеником и знаниями, но наставник, советник и высший авторитет. И,

наконец, важной позицией является изменение отношений между учеником и

школой, когда последняя воспринимается как второй дом, как важнейшая

жизненная опора, как фундамент для всей последующей жизни

4

.

Методологическую

основу

модели

инклюзивного

воспитательного

пространства

составляют

два

подхода:

личностно

ориентированный

и

средовой.

Личностно

ориентированный

подход

провозглашает

человека

в

качестве

основополагающей

ценности,

которая

не

зависит

от

его

способностей и достижений. Школьники учатся по-разному и у каждого из

них по-разному развиты способности в достижении успеха. В каждой школе

есть

дети

с

особыми

образовательными

потребностями.

Каждый

из

них

должен достичь определенного общественного статуса и утвердить свою

социальную значимость.

Средовой

подход

в

проектировании

воспитательного

пространства

подчеркивает значимость и актуальность воспитания для общества, ибо в его

рамках

конструируется

идеал

личности

как

социального

типа

и

модели

гражданина. Современный взгляд на средовой подход основан на понимании

того, что среда играет двойственную роль в воспитании. С одной стороны,

среда

способна

формировать

социальный

тип,

а

с

другой

развивать

личностную

индивидуальность.

Процессы

формирования

и

развития

взаимосвязаны

и

взаимообусловлены,

их

нельзя

отделять

друг

от

друга.

Деятельностный

аспект

данного

подхода

ориентирует

на

создание

развивающих

сред

как

совокупности

окружающих

ребенка

социально

ценностных

обстоятельств,

влияющих

на

его

личностное

развитие

и

содействующих его вхождению в активную социальную жизнь. Инклюзивное

воспитательное пространство не только не ставит своей задачей полностью

оградить ребенка от отрицательного влияния среды, но помогает ему стать

активным

участником

в

решении

различных

проблем

ближайшего

4

окружения. Сама среда в процессе активного взаимодействия личности с ней

становится фактором личностного формирования и развития.

Таким образом, современная педагогическая практика столкнулась с

серьезной проблемой включения всех детей, в том числе детей с особыми

образовательными

потребностями

в

процесс

обучения

и

воспитания.

Инклюзивное

образование

предоставляет

возможность

каждому

ребенку

удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении

адекватного уровню его развития образования независимо от социального

положения,

расовой

принадлежности,

физических

и

умственных

способностей.

Таким образом, образовательная практика нашей страны и других стран

показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный,

многогранный,

затрагивающий

правовые,

научно-методологические

и

административные ресурсы.



В раздел образования