Авторы: Бубенчиков Анастасия Вадимовна, Фоминых Наталия Юрьевна
Должность: преподаватель кафедры ия№1, профессор кафедры ия№1
Учебное заведение: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: экспертное мнение
Тема: Эксперты в СМИ: Проектирование и анализ урока иностранного языка с использованием информационно-коммуникационных технологий
Раздел: высшее образование
Эксперты в СМИ:
Проектирование и анализ урока иностранного языка с использованием
информационно-коммуникационных технологий
Бубенчикова Анастасия Вадимовна, преподаватель кафедры ИЯ№1
Фоминых Наталия Юрьевна, д.п.н., профессор кафедры ИЯ№1
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Москва)
Модернизация системы образования, происходящая в настоящее время,
значима не просто как некая дань популярности технического прогресса, а как
новая
парадигма
образования,
рождающаяся
на
наших
глазах.
Благодаря
совместным усилиям учителей, руководителей образовательных учреждений,
ученых
этот
процесс
должен
привести
к
созданию
новой
информационно-
образовательной среды каждого учебного заведения, а затем и страны в целом.
Поскольку
центральную
позицию
учебно-воспитательного
процесса
любого
заведения
занимает
классно-урочная
система,
то
происходящие
изменения
предъявляют, прежде всего, новые требования к уроку. Современный урок
должен
проводиться
на
высоком
уровне,
учителю
необходимо
уметь
использовать
электронное
оборудование,
новейшие
методы
обучения,
технологии,
в
частности
информационно-коммуникационные
технологии
(ИКТ). Прежде всего, учителю необходимо научиться планировать, проводить
и анализировать урок с использованием ИКТ.
Обзор
научно-педагогических
источников
свидетельствует
о
том,
что
вопрос
проведения
урока
с
применением
ИКТ
рассматривается
сегодня
многими учеными Эта проблема также является насущной и для педагогов-
практиков, поскольку она широко обсуждается в педагогической прессе, в
виртуальных учительских сообществах, на страницах методических журналов.
Но
стоит
заметить,
что
вопрос
проведения
урока
иностранного
языка
с
использованием
ИКТ
остается
недостаточно
разработанным
в
научной
литературе. Учитывая вышеизложенное, возникает необходимость разработки
Рис. 1. Этапы обучения
Организационный
момент
Подача учебной
информации, осмысление
Восприятие
информации,
закрепление
Проверка знаний
Обобщение
выученнго материала
новых подходов к планированию, проведению и анализу урока иностранного
языка в условиях развития информационного общества, что и является целью
данной статьи.
Согласно с принципом структурирования учебного процесса выделяют
несколько этапов обучения (рис. 1)
Ряд исследователей считают, что ИКТ могут быть применены лишь на
отдельных этапах урока. Например, по мнению С. Курбатовой, целесообразным
является применение средств ИКТ на этапах закрепления и проверки знаний
урока русского языка, все остальные этапы должны оставаться за учителем.
Опираясь на опыт специалистов и собственный опыт работы, считаем, что с
этими
утверждениями
нельзя
согласиться.
ИКТ
являются
универсальными
средствами обучения, поэтому почти на каждом из определенных этапов они
могут найти свое место и полезное дидактическое назначения. Рассмотрим
подробнее возможные направления применения ИКТ на определенных этапах
учебного процесса в преподавании филологических дисциплин.
На этапе организационного момента учителем сообщается тема, цель,
задачи урока (план, основные вопросы для обсуждения), приводится эпиграф к
уроку, который может сопровождаться портретом автора высказывания. По
мнению многих практикующих учителей-филологов целесообразно и удобно
это сделать с помощью компьютерной презентации, благодаря чему не только
создается благоприятная атмосфера, но и значительно экономится время урока.
На
этапе
подачи
учебной
информации
возможно
применять
ИКТ
в
качестве средства демонстрации рисунков, которые не только иллюстрируют
урок, но и значительно улучшают запоминание учебного материала; графиков,
что поможет обучающимся понять некоторые лингвистические процессы и
явления; схем с целью осознания различных правил, опорных таблиц. При этом
возможно
представление
информации
в
разных
формах
(видео,
звук,
анимация).
На этапе закрепления приобретенные знания могут отрабатываться с
помощью
средств
ИКТ,
которые
будут
выступать
в
качестве
репетитора,
учитывающего
индивидуальные
особенности
обучающегося.
При
этом
современные средства ИКТ предлагают множество различных тренировочных
упражнений, которые могут выполняться обучающимся в собственном темпе.
Во время проверки знаний можно применять различные компьютерные
тесты,
как
для
текущего,
так
и
для
итогового
контроля.
Компьютерное
тестирование
–
одна
из
эффективных
форм
организации
контроля
знаний,
которая
имеет
ряд
преимуществ:
охватывает
контролем
большой
объем
информации; уменьшает затраты времени; повышает объективность оценки
знаний;
позволяет
осуществлять
контроль
не
только
большого
количества
теоретических
вопросов,
но
и
практических
речевых
навыков;
позволяет
обучающемуся
работать
в
своем
темпе;
исключает
боязнь
обучающегося
отвечать на вопросы; позволяет организовать централизованный контроль всех
обучающихся, самоконтроль.
На этапе обобщения изученного материала большинство специалистов
считают целесообразным с помощью ИКТ включать обучающихся в проекты,
конкурсы,
олимпиады,
привлекать
их
к
самостоятельному
решению
познавательных
задач,
решению
проблемных
ситуаций,
поиска
научной
информации по проблемным вопросам.
Таким
образом,
определим
учебные
функции
ИКТ,
относящиеся
непосредственно к обучению языкам:
– управление учебной деятельностью;
– представление учебного материала в различных формах;
– организация тренировочной деятельности по формированию различных
навыков и умений (языковых, речевых);
– контроль учебной деятельности;
– создание коммуникативной ситуации;
– обеспечение условий реальной коммуникации с носителями языка;
– справочно-информационное обеспечение учебного процесса.
При этом формы работы со средствами ИКТ являются неограниченными:
от индивидуализированного обучения до групповой и коллективной работы
обучающихся.
Обобщив изложенное выше, переставляется возможным выделить три
способа применения ИКТ для обучения языкам:
– ИКТ – помощник учителя. В этом случае процесс обучения строится на
основе традиционного содержания образования и методов передачи знаний от
учителя
к
обучающимся.
Средства
ИКТ,
применяемые
при
этом,
только
моделируют
некоторые
задачи,
темы,
разделы
изучаемого
курса.
Общение
обучающихся со средствами ИКТ происходит на основе жесткого сценария,
разработанного учителем и программой.
– ИКТ – преподаватель. В этом случае также моделируется традиционная
методика обучения и строится жесткий сценарий обучения. Однако, средства
ИКТ,
которые
применяются,
рассчитанные
на
изучение
целого
курса.
Как
правило, они предназначены для индивидуализированного обучения (иногда
дома) или самообразования.
– ИКТ – источник и «оценщик» знаний обучающегося. В этом случае
используется так называемая альтернативная педагогика, когда обучающийся,
исходя из целей обучения и своих возможностей, опираясь на собственный
опыт и знания, обращается к ИКТ, как к носителю информации, источнику
необходимых
для
него
знаний.
Такой
подход
возможен
как
в
процессе
группового, так и индивидуализированного обучения в рамках дистанционного
образования.
– ИКТ – средство организации реальной коммуникации с носителями
языка или другими обучающимися: участие в сетевых проектах, совместное
обучение в массовом открытом онлайн курсе (как в письменной, так и устной
формах, в реальном и отложенном времени).
На
основе
вышеизложенного
нами
был
разработаны
схема
проектирования
и
анализа
урока
языка,
представленные
в
таблице,
представленной ниже.
Таким
образом,
современный
этап
развития
науки,
образования
и
технологий требует от учителя-филолога умений определять достойное место
информационно-коммуникационных технологий на уроке с целью повышения
эффективности преподавания языков в школе.
План-схема анализа урока иностранного языка с использованием
ИКТ
Тема урока
Класс, возраст
обучающихся
Тип урока
Цели урока
Практическая
Образовательная
Развивающая
Воспитательная
Аппаратные
средства
ИКТ
Компьютер
учителя
Проектор
Экран
Принтер
Сканер
К-во
компьютеров
обучающихся
(комплектация)
Программные
средства ИКТ
Универсальные
Специальные
Педагогические
программные средства
(ППС)
Подготовит
ельная
работа
учителя к
Презентация
учителя к уроку
Раздаточный
материал к уроку
ППС
На базе
готовых
ППС
На базе
универсальных
программных
средств ИКТ
уроку
Интернет-
источники
Виды речевой
деятельности
говорение
аудирование
чтение
письмо
Средства ИКТ
программные
аппаратные
программные
аппаратные
программные
аппаратные
программные
аппаратные
Ход урока
Этапы урока
Содержание работы
время
Использование ИКТ на уроке
Работа без
использования
ИКТ
фронтальное
индивидуальное
групповое