Напоминание

Совершенствование контрольно-измерительных материалов учебной дисциплины и профессионального модуля


Автор: Мерзлякова Ольга Николавна
Должность: преподаватель профессионального модуля
Учебное заведение: Фармацевтический филиал ГБПОУ "СОМК"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Совершенствование контрольно-измерительных материалов учебной дисциплины и профессионального модуля
Раздел: среднее профессиональное





Назад




СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ

МАТЕРИАЛОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Фармацевтический филиал

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Свердловский областной медицинский колледж»

О.Н. Мерзлякова

заведующий очно-заочным отделением,

преподаватель профессионального модуля

Аннотация. Оценочные средства разрабатываются и используются для

контроля

знаний,

умений

и

контроля

уровня

сформированности

компетенций.

Ключевые слова: оценочные средства, Google Форма, онлайн-сервис,

онлайн-тестирование, контроль знаний.

Сейчас, в век цифровых технологий, использование новых прогрессивных

методов

применения

фонда

оценочных

средств

(ФОС)

является

приоритетным направлением для контроля и управления достижением целей

реализации

ОПОП,

определенных

в

виде

набора

профессиональных

компетенций выпускников.

Качество и техническая реализация этих

средств

-

одни

из

основных

показателей

образовательного

потенциала

учебного заведения.

Для оценки эффективности системы контроля знаний студентов,

используются

такие

критерии

как:

экономичность,

оперативность,

понятность, универсальность, результативность, надежность, комплексность

и сбалансированность.

Характер и модель контроля является продолжением методик обучения,

при

помощи

которой

обучающийся

может

более

чётко

осознать

свои

достижения и уязвимое место в знаниях, а преподаватель – ориентировать

обучающегося,

содействовать

устранению

недостатков

и

ликвидации

пробелов в знаниях.

Перед преподавателями Фармацевтического филиала ГБПОУ «СОМК»

стояла задача поиска новых видов контроля деятельности студентов очно-

заочной формы обучения. Очная часть подготовки обучающихся составляет

12 недель в учебном году по графику лабораторно-экзаменационных сессий.

Объем

информации,

который

нужно

изучить

самостоятельно,

достаточно

большой,

поэтому

нам

-

преподавателям

необходимо

контролировать

освоение студентами самостоятельно изученного лекционного материала. В

виртуальном

пространстве

взаимодействие

между

обучающимися

и

преподавателями не прекращается. В своей работе в качестве одного из

инструментов контролирующего блока для создания тестовых заданий был

выбран

Google

сервис,

который

находится

в

свободном

доступе

под

названием Google Форма.

Онлайн – тестирование является одним из эффективнейших методов

контроля качественных показателей обучающихся. Форма – это отдельная

веб – страница, на которой размещается опрос, анкета, голосование и так

далее. Данный сервис позволяет преподавателю за короткий срок создать тест

с разделением на темы, одним или несколькими вариантами ответа, а также

открытые вопросы. Сервис очень прост и понятен в освоении, всё делается

на сайте, а результаты тестирования, как и сама форма, сохраняются в облаке

на

серверах

компании Google.

Всё,

что

нужно

для

работы

с

данной

программой – это иметь аккаунт в Google или Gmail. [1]

Пройти тест можно как с персонального компьютера, так и с мобильного

устройства,

имеющего

доступ

в

интернет.

Чтобы

ответить

на

тест,

обучающемуся

необходимо

перейти

по

веб-ссылке,

которая

приведёт

к

Форме, созданной преподавателем, затем ввести свою электронную почту.

Инструменты Google Формы позволяют преподавателю создать тест с

возможностью

корректировки

вопросов,

есть

возможность

добавить

описания

к

ним,

разделы

можно

вставлять

в

каждое,

отдельно

взятое

упражнение, изображение, таблицу, схему, gif – анимацию или видео, которые

помогут

понять

студентам

поставленную

задачу,

тем

самым

увеличить

вероятность выбора правильного ответа, имеются гибкие настройки самого

теста. Данные средства обеспечивают универсальность, результативность и

комплексность тестирования. (Рис. 1,2)

Рис. 1 Вопрос с одним вариантом ответа

Рис. 2

Открытый

вопрос, на

который нужно

дать

развернутый

ответ

Понимание тестового задания для студента достигается не только

правильной

постановкой

вопроса

преподавателем,

а

также

простым

интерфейсом,

читабельным

текстом

и

добавлением

вышеперечисленных

приёмов. Например: можно создать в Форме упражнение на сопоставление

рисунка

и

обозначения.

Понятность

для

составителя Google

Формы

обуславливается

удобным

в

освоении

составлением

задачи.

Текст

и

изображения легко редактируется, присутствуют критерии оценивания, за

каждое

задание

можно

назначить

тот

или

иной

балл,

в

зависимости

от

сложности и типа задачи.

Главными плюсами онлайн-сервиса, бесспорно, являются экономичность

и

оперативность.

Прохождение

Формы

проводится

в

интернете,

следовательно, потребность в бумаге для записи ответа студентом не является

необходимостью.

Это

положительно

влияет

на

экономику

учебного

заведения,

в

рамках

которого

проводится

тестирование

обучающихся.

Уменьшается

затрата

времени

преподавателем

на

проверку

и

анализ

полученных ответов. Результаты прохождения проверки знаний студентов

обрабатываются

непосредственно

на

веб-сайте

и

отображаются

преподавателю в удобной форме. Это влияет на оперативность проверки

ответов. (Рис. 3)

Рис. 3 Результаты ответов

По желанию создаётся статистика: общая или отдельно по каждому

обучающемуся.

Также

показываются

вопросы,

на

которые

часто

даются

неправильные

ответы.

Тем

самым,

проанализировав

результаты,

преподаватель делает вывод о недостатках знаний в той или иной области и

ликвидирует пробелы в усвоении студентами отдельных вопросов. Но это

только в тех случаях, когда вопрос имеет один или несколько вариантов

ответа. Если на вопрос нужно дать развернутый ответ или выразить своё

мнение, составитель должен проверить результат вручную. (Рис. 4)

Рис. 4 Сводка ответов составляется автоматически

При комбинировании заданий с одним или нескольким вариантами

ответа или же с открытым ответом, баллы суммируются, однако, составитель

Формы сам определяет количество баллов, которые студент получит при

ответе на развернутый вопрос.

Можно ли пройти Форму повторно? Ответить на задания преподавателя

ещё

раз

можно,

однако,

по

окончании

прохождения

теста,

приходит

информация не только о количестве баллов, какой вариант ответа выбрал

студент или как он справился с заданием, в котором присутствует открытый

вопрос,

но

фиксируется

время,

когда

задание

было

пройдено.

То

есть,

составителю Google Формы придёт отчёт, в котором указывается количество

баллов,

ответы

на

задания,

дата

и

время,

когда

тест

был

завершен.

С

помощью гибких настроек можно сделать так, чтобы после прохождения

заданий, вопросы, на которые обучаемый ответил правильно, не указывались.

Помимо этого, при повторной отправке ответов, преподавателю приходит две

статистики о студенте, то есть, не трудно догадаться, что была сделана

попытка обмана путём прохождения заданий ещё раз. При помощи этого,

можно задать прохождение Формы дома и назначить время, к которому всё

должно быть выполнено.

Таким образом, внедрение онлайн-тестирования будет оказывать

положительное воздействие на обучение студентов. Преподаватель получит

возможность

не

только

сократить

время

на

обработку

полученных

результатов,

но

и

вести

статистику

по

каждому

вопросу,

следовательно,

выявлять пробелы в знаниях и устранять их. В том числе это будет являться

преимуществом для проведения занятий на выездном цикле. А студент, в

свою очередь, сможет более продуктивно отвечать на поставленную задачу,

что повышает качество образования.

Литература

1.

Ламонина Л.В., Смирнова О.Б. Использование возможностей

информационно-образовательной среды вуза для оперативного

контроля результатов обучения // Электронный научно-методический

журнал Омского ГАУ. 2017.

2.

Хусаинова А. Х. Система текущего и итогового контроля деятельности

студентов в модели «Единого информационного пространства учебного

курса» //Ученые записки института социальных и гуманитарных

знаний. –2014. –No. 1. –С. 12.

3.

Сафронова И.В., Хусаинова А.Х.

И

спользование

WEB 2.0

технологий для

организации контроля знаний обучающихся (на примере курса

«Информационные технологии

»

) // Международный журнал

экспериментального образования. – 2016. – № 1. – С. 119-122.



В раздел образования