Автор: Пуртова Юлия Рауфановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №12
Населённый пункт: город Урай, Тюменская область, ХМАО - ЮГРА
Наименование материала: статья
Тема: Использование интерактивных средств в работе с детьми с ОВЗ для формирования основ начального программирования
Раздел: дошкольное образование
Использование программируемого робота «умная пчела» в работе с детьми с ОВЗ
Для детей с ОВЗ предметно-практическое обучение (системно - деятельностный подход) имеет
особое значение. Дети с речевыми нарушениями в большей степени нуждаются в том, чтобы
занятия были интересными и увлекательными, им нужна дополнительная мотивация, большая
наглядность.
Поэтому
в
системе
современных
информационных
технологий
использование
программируемого
напольного
робота
Bee-Bot
«Умная
пчела»
обеспечивает
когнитивное
и
социально-эмоциональное развитие воспитанников с ОВЗ, позволяет включать детей в социально
значимую деятельность, способствует их самореализации.
Программируемый напольный робот Bee-Bot прекрасно подходит для применения в дошкольной
организации. С помощью данного устройства дети могут с легкостью изучать программирование,
задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения).
Эти роботы чрезвычайно популярны и любимы детьми за простое управление и дружелюбный
дизайн. Программируемый
напольный
робот
Bee-Bot
прекрасно
подходит
для
применения
в
дошкольной
организации.
С
помощью
данного
устройства
дети
могут
с
легкостью
изучать
программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания
(приключения).
Работа
с
Bee-Bot
учит детей
структурированной
деятельности,
развивает
воображение
и
предлагает
массу
возможностей
для
изучения
причинно-следственных
связей. Использование
программируемого робота Bee-Bot, способствует развитию: внимания, памяти, мелкой моторики,
развитию
мышления
и
речи,
коммуникативных
навыков,
умения
составлять
алгоритмы
и
ориентироваться в пространстве.
На
корпусе,
стилизованном
под
пчелу,
размещаются
яркие
кнопки,
позволяющие
программировать
робота.
Память
пчелы
рассчитана
на
запоминание
последовательности
длительностью до 40 шагов. Если запрограммированное действие выполнено верно, то у пчелы-
робота загораются глаза и воспроизводится звуковое подтверждение выполненного действия. Эта
игрушка
соответствует
требованиям
безопасности,
имеет
эстетичный
внешний
вид,
отвечает
психолого-педагогическим
требованиям
к
играм
и
игровому
оборудованию.
Также
существует дополнительное
оборудование к
мини-роботу
–
коврики
(поля).
Они
позволяют
придумать
"Пчелке"
разные
приключения.
Игровые
поля-коврики
размечены
на
квадратные
секторы, стороны которых равны одному шагу робота.
В процессе коррекционно – развивающей работы с использованием «Умной пчелы» учитываются
следующие принципы:
-принцип системности. Работа должна проводиться в течение всего учебного года учителе-
логопедом
и
воспитателем,
при
гибком
распределении
содержания,
в
неразрывной
последовательности так, чтобы все знания и умения, полученные детьми в процессе работы,
закреплялись в регулярной и систематической дальнейшей деятельности.
-принцип доступности. Подбор заданий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей, уровня их развития.
-принцип наглядности и интерактивности.
Использование
«Умной
пчелы»
на
занятиях
позволяет
перейти
от
объяснительно-
иллюстрированного
способа
обучения
к
деятельностному,
при
котором
ребенок
становится
активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия - это способствует
осознанному усвоению знаний дошкольниками. Применение программируемого робота Bee-Bot
позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в коррекционно-
развивающую деятельность, активизируют познавательную и речевую активность и усиливают
усвоение материала.
Весь
процесс
обучения
состоит
в
том,
что
ребенок
совместно
с
педагогом,
а
затем
самостоятельно
занимается
разработкой
заданий
для
устройства
и
назначает
ему
путь
передвижения,
что
помогает
в
развитии
воображения
и
учит
планированию.
Кроме
этого,
с
помощью специальных плакатов, прибор будет очень полезен для развития пространственной
ориентировки, для обучения грамоте, для изучения математических представлений, для развития
речи, что немаловажно для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Например, с помощью коврика «Цвета и формы» дети актуализируют знания об основных цветах
спектра и геометрических фигурах. Примеры заданий:
- по заданной схеме запрограммировать пчелу, чтобы она дошла до определённой фигуры. После
выполнения ребёнок проговаривает, через какие фигуры прошла пчела и какого цвета они были;
-
ребёнок
продумывает
и
программирует
ход
пчелы
до
указанной
педагогом
и
выбранной
самостоятельно фигуры. По ходу программирования ребёнок комментирует пройденные фигуры
(называет форму и цвет).
Коврик «Город» - используется для уточнения и закрепления знаний:
- об городских объектах ( магазины, кафе, дома, почта, библиотека и т.д);
- о правилах дорожного движения (с использованием дорожных знаков).
Мы сами подготовили различные тематические коврики-«поля»:
С помощью коврика «Классификация объектов» дети смогут обобщить свои знания по основным
категориям:
птицы,
посуда,
одежда,
насекомые,
обувь,
домашние
и
дикие
животные,
мебель,
продукты питания. Примеры заданий:
- педагог называет (или показывает) квадрат, в который должна прийти пчела и вместе с ребёнком
обсуждает путь, по которому пройдёт робот. После выполнения ребёнок называет все объекты,
изображённые в квадрате и классифицирует их в одну категорию;
- педагог называет категорию, и ребёнок программирует путь пчелы до указанного квадрата,
затем снова называет другую категорию, и ребёнок вновь программирует пчелу и так несколько раз.
Используя поле «Счет», выполненного в виде дорожки с цифрами, передвигая пчелу, ребенок
распознаёт цифры, учит их последовательность и обучение счету от 0 до 10, порядковому счету в
пределах 5 (с использованием отрабатываемых слов).
С помощью коврика «Звериная семья» дети актуализируют знания о животных и их детенышах
(кошка - котенок, собака - щенок и т.д.).
Коврик «Сказка» помогает ребенку вспомнить последовательность сказки и учит пересказывать
её. У ребенка развивается лексико-грамматический строй речи, эмоциональная выразительность,
коммуникативные способности (сказки «Теремок», «Гуси – лебеди»).
Ориентируясь на символы коврика «Лого-грамматика», дети называют предмет или объект, в том
числе и в уменьшительно-ласкательной форме, описывают его признаки, изменяют слово-название в
роде, во множественном числе и во время порядкового счёта.
В
дальнейшем
будут
создаваться
игровые
поля-коврики,
в
зависимости
от
целей
и
задач
педагогов, от деятельности или интересов детей.
Таким образом, мы видим, что использование в логопедической и педагогической практике мини-
робота Bee-Bot с детьми ОВЗ будет способствовать решению многих задач: повышение мотивации и
индивидуализации
обучения
детей
с
ОВЗ,
развитие
их
творческих
способностей
и
создание
благоприятного
эмоционального
фона,
развитие
психических
процессов,
необходимых
для
интеллектуальной и речевой деятельности.
Коррекционно
-
развивающие
занятия
с
использованием
робота
стали
намного
ярче
и
динамичнее, как для детей, так и для педагогов. Благодаря внедрению в деятельность данного
оборудования дети активно работают на занятии, у них повышается концентрация внимания,
улучшается понимание и запоминание материала. Обучение детей дошкольного возраста становится
более привлекательным и захватывающим.
Данная игрушка обладает значительным педагогическим потенциалом, но следует отметить, что
игры с роботом-пчелой следует проводить в комплексе с другими развивающими и обучающими
занятиями. Только в этом случае, возможно, получить положительный эффект.