Напоминание

Использование интерактивных средств в работе с детьми с ОВЗ для формирования основ начального программирования


Автор: Пуртова Юлия Рауфановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №12
Населённый пункт: город Урай, Тюменская область, ХМАО - ЮГРА
Наименование материала: статья
Тема: Использование интерактивных средств в работе с детьми с ОВЗ для формирования основ начального программирования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование программируемого робота «умная пчела» в работе с детьми с ОВЗ

Для детей с ОВЗ предметно-практическое обучение (системно - деятельностный подход) имеет

особое значение. Дети с речевыми нарушениями в большей степени нуждаются в том, чтобы

занятия были интересными и увлекательными, им нужна дополнительная мотивация, большая

наглядность.

Поэтому

в

системе

современных

информационных

технологий

использование

программируемого

напольного

робота

Bee-Bot

«Умная

пчела»

обеспечивает

когнитивное

и

социально-эмоциональное развитие воспитанников с ОВЗ, позволяет включать детей в социально

значимую деятельность, способствует их самореализации.

Программируемый напольный робот Bee-Bot прекрасно подходит для применения в дошкольной

организации. С помощью данного устройства дети могут с легкостью изучать программирование,

задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения).

Эти роботы чрезвычайно популярны и любимы детьми за простое управление и дружелюбный

дизайн. Программируемый

напольный

робот

Bee-Bot

прекрасно

подходит

для

применения

в

дошкольной

организации.

С

помощью

данного

устройства

дети

могут

с

легкостью

изучать

программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания

(приключения).

Работа

с

Bee-Bot

учит детей

структурированной

деятельности,

развивает

воображение

и

предлагает

массу

возможностей

для

изучения

причинно-следственных

связей. Использование

программируемого робота Bee-Bot, способствует развитию: внимания, памяти, мелкой моторики,

развитию

мышления

и

речи,

коммуникативных

навыков,

умения

составлять

алгоритмы

и

ориентироваться в пространстве.

На

корпусе,

стилизованном

под

пчелу,

размещаются

яркие

кнопки,

позволяющие

программировать

робота.

Память

пчелы

рассчитана

на

запоминание

последовательности

длительностью до 40 шагов. Если запрограммированное действие выполнено верно, то у пчелы-

робота загораются глаза и воспроизводится звуковое подтверждение выполненного действия. Эта

игрушка

соответствует

требованиям

безопасности,

имеет

эстетичный

внешний

вид,

отвечает

психолого-педагогическим

требованиям

к

играм

и

игровому

оборудованию.

Также

существует дополнительное

оборудование к

мини-роботу

коврики

(поля).

Они

позволяют

придумать

"Пчелке"

разные

приключения.

Игровые

поля-коврики

размечены

на

квадратные

секторы, стороны которых равны одному шагу робота.

В процессе коррекционно – развивающей работы с использованием «Умной пчелы» учитываются

следующие принципы:

-принцип системности. Работа должна проводиться в течение всего учебного года учителе-

логопедом

и

воспитателем,

при

гибком

распределении

содержания,

в

неразрывной

последовательности так, чтобы все знания и умения, полученные детьми в процессе работы,

закреплялись в регулярной и систематической дальнейшей деятельности.

-принцип доступности. Подбор заданий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

детей, уровня их развития.

-принцип наглядности и интерактивности.

Использование

«Умной

пчелы»

на

занятиях

позволяет

перейти

от

объяснительно-

иллюстрированного

способа

обучения

к

деятельностному,

при

котором

ребенок

становится

активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия - это способствует

осознанному усвоению знаний дошкольниками. Применение программируемого робота Bee-Bot

позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в коррекционно-

развивающую деятельность, активизируют познавательную и речевую активность и усиливают

усвоение материала.

Весь

процесс

обучения

состоит

в

том,

что

ребенок

совместно

с

педагогом,

а

затем

самостоятельно

занимается

разработкой

заданий

для

устройства

и

назначает

ему

путь

передвижения,

что

помогает

в

развитии

воображения

и

учит

планированию.

Кроме

этого,

с

помощью специальных плакатов, прибор будет очень полезен для развития пространственной

ориентировки, для обучения грамоте, для изучения математических представлений, для развития

речи, что немаловажно для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Например, с помощью коврика «Цвета и формы» дети актуализируют знания об основных цветах

спектра и геометрических фигурах. Примеры заданий:

- по заданной схеме запрограммировать пчелу, чтобы она дошла до определённой фигуры. После

выполнения ребёнок проговаривает, через какие фигуры прошла пчела и какого цвета они были;

-

ребёнок

продумывает

и

программирует

ход

пчелы

до

указанной

педагогом

и

выбранной

самостоятельно фигуры. По ходу программирования ребёнок комментирует пройденные фигуры

(называет форму и цвет).

Коврик «Город» - используется для уточнения и закрепления знаний:

- об городских объектах ( магазины, кафе, дома, почта, библиотека и т.д);

- о правилах дорожного движения (с использованием дорожных знаков).

Мы сами подготовили различные тематические коврики-«поля»:

С помощью коврика «Классификация объектов» дети смогут обобщить свои знания по основным

категориям:

птицы,

посуда,

одежда,

насекомые,

обувь,

домашние

и

дикие

животные,

мебель,

продукты питания. Примеры заданий:

- педагог называет (или показывает) квадрат, в который должна прийти пчела и вместе с ребёнком

обсуждает путь, по которому пройдёт робот. После выполнения ребёнок называет все объекты,

изображённые в квадрате и классифицирует их в одну категорию;

- педагог называет категорию, и ребёнок программирует путь пчелы до указанного квадрата,

затем снова называет другую категорию, и ребёнок вновь программирует пчелу и так несколько раз.

Используя поле «Счет», выполненного в виде дорожки с цифрами, передвигая пчелу, ребенок

распознаёт цифры, учит их последовательность и обучение счету от 0 до 10, порядковому счету в

пределах 5 (с использованием отрабатываемых слов).

С помощью коврика «Звериная семья» дети актуализируют знания о животных и их детенышах

(кошка - котенок, собака - щенок и т.д.).

Коврик «Сказка» помогает ребенку вспомнить последовательность сказки и учит пересказывать

её. У ребенка развивается лексико-грамматический строй речи, эмоциональная выразительность,

коммуникативные способности (сказки «Теремок», «Гуси – лебеди»).

Ориентируясь на символы коврика «Лого-грамматика», дети называют предмет или объект, в том

числе и в уменьшительно-ласкательной форме, описывают его признаки, изменяют слово-название в

роде, во множественном числе и во время порядкового счёта.

В

дальнейшем

будут

создаваться

игровые

поля-коврики,

в

зависимости

от

целей

и

задач

педагогов, от деятельности или интересов детей.

Таким образом, мы видим, что использование в логопедической и педагогической практике мини-

робота Bee-Bot с детьми ОВЗ будет способствовать решению многих задач: повышение мотивации и

индивидуализации

обучения

детей

с

ОВЗ,

развитие

их

творческих

способностей

и

создание

благоприятного

эмоционального

фона,

развитие

психических

процессов,

необходимых

для

интеллектуальной и речевой деятельности.

Коррекционно

-

развивающие

занятия

с

использованием

робота

стали

намного

ярче

и

динамичнее, как для детей, так и для педагогов. Благодаря внедрению в деятельность данного

оборудования дети активно работают на занятии, у них повышается концентрация внимания,

улучшается понимание и запоминание материала. Обучение детей дошкольного возраста становится

более привлекательным и захватывающим.

Данная игрушка обладает значительным педагогическим потенциалом, но следует отметить, что

игры с роботом-пчелой следует проводить в комплексе с другими развивающими и обучающими

занятиями. Только в этом случае, возможно, получить положительный эффект.



В раздел образования