Напоминание

"Поём играя - играя учимся"


Автор: Леонтьева Наталья Анатольевна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №6 им. В.А. Солоухина" г. Владимир
Населённый пункт: Владимир
Наименование материала: План-конспект открытого урока с учащимися Подготовительного отделения ДШИ
Тема: "Поём играя - играя учимся"
Раздел: дополнительное образование





Назад




План - конспект.

Открытый урок

преподавателя отделения «Хорового пения»

МБУДО «ДШИ № 6 им. В.А. Солоухина» г. Владимира.

Леонтьевой Натальи Анатольевны.

Тема урока: « Поём играя – играя, учимся».

Специальность: Хор.

Класс: Отделение подготовки (6 лет).

Цель урока:

Освоение детьми принципов элементарного музицирования в хоровом классе

подготовительного отделения.

Обучающие задачи урока:

- Обучать слушать – слышать – повторять (решение задач координации слуха и голоса);

- Побуждать детей к совместному творческому участию в коллективном музицировании

Развивающие задачи:

- Закрепление у детей элементарных музыкально - теоретических представлений:

- нотация;

- метро - ритм ( сильная доля, длительности- «ти-ти-ташки»);

- темп (быстро, медленно, замедляя);

- динамика (громко-f, тихо-p,);

- дирижёрский жест (внимание, начало и окончание пения, концентрация внимания на

дирижёре);

- добиваться чистоты интонирования каждого ребёнка в отдельности и слаженного общего

звучания (унисон);

Воспитательные задачи:

- Способствовать созданию у детей эмоционально приподнятого, позитивного настроения

от участия в коллективном музицированиии;

1

- Воспитывать в детях отношение к пению, как к творческому, увлекательному процессу,

раскрывая индивидуальность каждого ребёнка, помогая ему легче и быстрее пройти

адаптацию к обучению в ДШИ.

План урока:

1. Вход----------------------------------------------------------------------------------------2 мин.

Дыхательная гимнастика-----------------------------------------------------------5 мин.

2. Артикуляционная гимнастика, логопедическая игра---------------------3мин.

3. Распевание:

(Попевки, нотная запись, разминка )-------10мин.

4. Вокально-интонационная работа:------------------------------------------------15мин.

- Р.Н.П. «По малинку»;

- Г. Струве «Пёстрый колпачок»;

- Г. Вихорева « Музыканты»

5. Завершение урока------------------------------------------------------------------------ 5 мин.

Ход урока:

Преп: - В хоровой пришли вы класс. Что здесь ждёт сегодня вас?

Ноты песни игры смех! Будем петь сейчас для всех.

1. Дыхательная гимнастика:

-«Гармошка», «Лягушка», «Мячик сердится», «Греем ладошки».

2. Артикуляционная гимнастика:

Препод: - А теперь, дети, предлагаю сделать зарядку для ротика.

«Верблюд»

- Шёл верблюд тропой пустынной, увидал он кактус длинный

Ел он кактус, не спеша, будто он жевал ежа.

- (подражательное, жевательное движение)

Поспешил верблюд на водопой, шёл он к речке небольшой.

«Рыбка»

2

- Видим рыбку у реки, просит рыбка, помоги!

- Открывает рыбка рот, но не слышно, что поет.

(свободно опускать подбородок вниз, губы упругие - крупная техника)

- Отпустили рыбку мы, на воде лишь пузырьки…

( губы подвижные - мелкая техника)

«Лошадка»

- Кто вдоль речки к нам спешит и копытцами стучит?

(Щёлкают кругло, губы слегка вытянуть вперёд)

- Вслед за мамой – цок, да цок, прискакал её сынок.

(щёлкают плоско, губы растянуть)

- Будем вместе мы играть и копытцами стучать.

(щелчки язычком, вариативно, « по руке» – внимание на дирижёрский жест)

« Лягушка»

- День закончен, тишина… Песня лягушат слышна.

(губы- крупная техника)

- Надоел лошадке лягушачий концерт, она фыркнула

(расслабление носогубных мышц)

- И ускакала… (щёлкают), а за ней жеребёнок (щелкают).

Логопедическая игра « Замок»

- Язычком открыв замок, продолжаем наш урок.

Распевание:

Препод.: - Дети, мы уже знаем, что хор делится на группы, на так называемые « партии».

- Назовите, как называют партию в хоре,

в которой дети поют тонким, лёгким голоском?

(деление на группы в соответствии с примарными зонами)

Дети: - Тонким голоском поют – ля-ля-ля,

Их сопрано все зовут – ля-ля-ля…

3

Препод.: - Назовите, как называют партию в хоре,

в которой дети поют крепким, низким голоском?

Дети: - Низким голосом поют – ля-ля-ля,

Их альтами все зовут – ля-ля-ля…

Попевки:

1 . « Ау» - (По принципу «эхо»)

2 . « Лесенка» - (поступенное движение вверх-вниз в приделах ч.5)

Препод.: – По ступенькам вверх. Дети: – И по горке вниз. ( перекличка партий)

Препод.: – Дружно взобрались. Дети: – И скатились вниз. ( перекличка партий)

(вариативность: ребёнок - хор; преподаватель – ребёнок)

3. «Чёрный кот»

-Закрепление навыка интонирования восходящего и нисходящего поступенного

движения и навыка интонирования выдержанного тона,

активизация детского внимания на руке дирижёра.

4. «Цветочная считалка»

- развитие внутреннего слуха, активизация детей, разнообразие форм вокальной работы.

Препод.: – Белая рубашка, жёлтенький платок, как зовут?

Дети: – Ромашка, полевой цветок.

Препод.: - Цветик- невеличка красно- голубой, как зовут?

Дети: - Гвоздичка - цветик полевой.

Препод.: - Мы в глуши еловой видели тебя, кто же ты?

Дети: - Лиловый колокольчик я.

Препод.: - Жёлтый сарафанчик, прямо как желток, кто ты?

Дети: - Одуванчик – полевой цветок.

(дети садятся)

Нотация

1 .Кто сидит как на скамейке, на добавочной линейке?

Знаем ноты мы давно, эта нота будет « ДО»

4

Ребус--отметить ноту «до» на нотоносце.

2. Кто-то спрыгнул со скамейки, очутился под линейкой

Мы найдём её везде, эта нота будет «РЕ» -- отметить ноту.

3. По линеечкам носилась и на первой очутилась

Нарисуй её возьми, эта нота будет «МИ» - ребус, отметить ноту.

4. Как уютно ей одной между первой и второй

Две линейки, как софа, эта нота будет «ФА» --отметить ноту.

5. На второй линейке «СОЛЬ» с нотой «ФА» встречается

Вместе их произнесём, слово получается

– Все – Фасоль - выставить ноту, спеть попевку.

6. Между третьей и второй нота с песенкой простой

В ней слова лишь: ля-ля-ля, эта нота будет «ЛЯ» - отметить ноту.

7. На линейке третьей нота, очень спеть её охота

Ну, попробуй, потяни, эта нота будет «СИ» - отметить ноту.

8. Нотки выстроились в ряд, получился – ЗВУКОРЯД

- спеть звукоряд в нисходящем движении.

Препод.: - Колокольчик зазвенел и петрушкам спать велел.

(Исходное положение – стоя на двух ногах, склонить корпус и голову вниз)

Разминка: « Петрушка»

Все петрушки спать хотят, и на ширме вряд висят,

Ручки все болтаются, глазки закрываются

Спи петрушка, баю бай, глазки крепко закрывай.

Вот петрушки все проснулись, улыбнулись, потянулись

К ножке правой наклонились, вместе дружно распрямились

Ножкой левой покачали, на носочках поскакали

Тихо, тихо приседаем, и урок наш продолжаем…

4. Вокально-интонационная работа.

5

Р.Н.П. « По малинку»

Вокально-интонационная работа: (восходящее движение мелодии; закрепление

звуковысотного представления о скачке в мелодии; пение на выдохе; замедление и

первоначальный темп; единовременное окончание; ведение фразы к опорному тону)

опора на диафрагму – растянуть ремешок.)

Г. Струве « Пестрый колпачок»

Вокально-интонационная работа: (сольмизация, пение сольфеджио; интонирование

вводного тона; опевание тоники; дирижёрский жест; замедление и первоначальный темп;

единовременное окончание; ведение фразы к опорному тону)

Г. Вихорева «Музыканты»

Вокально-интонационная работа: (мануальная техника - ритмические карточки ( ти-ти-

ташки); начальная интонация – закрепление звуковысотного представления о скачке в

мелодии, индивидуальный опрос и в группе с высокой примарной зоной)

Препод.: – Выступление оркестра мы покажем всем сейчас

Любят музыку ребята, постараются для вас.

Исполнение песни.

5. Завершение урока.

Замечания, слова поощрения. Домашнее задание.

Препод: - Хорошо позанимались, и учились и старались

Много нового узнали, и немножечко устали

Время всем нам отдыхать и урок наш завершать.

Попевка «До свидания».

Под инструментальное исполнение польки дети покидают класс.

6



В раздел образования