Автор: Леонтьева Наталья Анатольевна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №6 им. В.А. Солоухина" г. Владимир
Населённый пункт: Владимир
Наименование материала: План-конспект открытого урока с учащимися Подготовительного отделения ДШИ
Тема: "Поём играя - играя учимся"
Раздел: дополнительное образование
План - конспект.
Открытый урок
преподавателя отделения «Хорового пения»
МБУДО «ДШИ № 6 им. В.А. Солоухина» г. Владимира.
Леонтьевой Натальи Анатольевны.
Тема урока: « Поём играя – играя, учимся».
Специальность: Хор.
Класс: Отделение подготовки (6 лет).
Цель урока:
Освоение детьми принципов элементарного музицирования в хоровом классе
подготовительного отделения.
Обучающие задачи урока:
- Обучать слушать – слышать – повторять (решение задач координации слуха и голоса);
- Побуждать детей к совместному творческому участию в коллективном музицировании
Развивающие задачи:
- Закрепление у детей элементарных музыкально - теоретических представлений:
- нотация;
- метро - ритм ( сильная доля, длительности- «ти-ти-ташки»);
- темп (быстро, медленно, замедляя);
- динамика (громко-f, тихо-p,);
- дирижёрский жест (внимание, начало и окончание пения, концентрация внимания на
дирижёре);
- добиваться чистоты интонирования каждого ребёнка в отдельности и слаженного общего
звучания (унисон);
Воспитательные задачи:
- Способствовать созданию у детей эмоционально приподнятого, позитивного настроения
от участия в коллективном музицированиии;
1
- Воспитывать в детях отношение к пению, как к творческому, увлекательному процессу,
раскрывая индивидуальность каждого ребёнка, помогая ему легче и быстрее пройти
адаптацию к обучению в ДШИ.
План урока:
1. Вход----------------------------------------------------------------------------------------2 мин.
Дыхательная гимнастика-----------------------------------------------------------5 мин.
2. Артикуляционная гимнастика, логопедическая игра---------------------3мин.
3. Распевание:
(Попевки, нотная запись, разминка )-------10мин.
4. Вокально-интонационная работа:------------------------------------------------15мин.
- Р.Н.П. «По малинку»;
- Г. Струве «Пёстрый колпачок»;
- Г. Вихорева « Музыканты»
5. Завершение урока------------------------------------------------------------------------ 5 мин.
Ход урока:
Преп: - В хоровой пришли вы класс. Что здесь ждёт сегодня вас?
Ноты песни игры смех! Будем петь сейчас для всех.
1. Дыхательная гимнастика:
-«Гармошка», «Лягушка», «Мячик сердится», «Греем ладошки».
2. Артикуляционная гимнастика:
Препод: - А теперь, дети, предлагаю сделать зарядку для ротика.
«Верблюд»
- Шёл верблюд тропой пустынной, увидал он кактус длинный
Ел он кактус, не спеша, будто он жевал ежа.
- (подражательное, жевательное движение)
Поспешил верблюд на водопой, шёл он к речке небольшой.
«Рыбка»
2
- Видим рыбку у реки, просит рыбка, помоги!
- Открывает рыбка рот, но не слышно, что поет.
(свободно опускать подбородок вниз, губы упругие - крупная техника)
- Отпустили рыбку мы, на воде лишь пузырьки…
( губы подвижные - мелкая техника)
«Лошадка»
- Кто вдоль речки к нам спешит и копытцами стучит?
(Щёлкают кругло, губы слегка вытянуть вперёд)
- Вслед за мамой – цок, да цок, прискакал её сынок.
(щёлкают плоско, губы растянуть)
- Будем вместе мы играть и копытцами стучать.
(щелчки язычком, вариативно, « по руке» – внимание на дирижёрский жест)
« Лягушка»
- День закончен, тишина… Песня лягушат слышна.
(губы- крупная техника)
- Надоел лошадке лягушачий концерт, она фыркнула
(расслабление носогубных мышц)
- И ускакала… (щёлкают), а за ней жеребёнок (щелкают).
Логопедическая игра « Замок»
- Язычком открыв замок, продолжаем наш урок.
Распевание:
Препод.: - Дети, мы уже знаем, что хор делится на группы, на так называемые « партии».
- Назовите, как называют партию в хоре,
в которой дети поют тонким, лёгким голоском?
(деление на группы в соответствии с примарными зонами)
Дети: - Тонким голоском поют – ля-ля-ля,
Их сопрано все зовут – ля-ля-ля…
3
Препод.: - Назовите, как называют партию в хоре,
в которой дети поют крепким, низким голоском?
Дети: - Низким голосом поют – ля-ля-ля,
Их альтами все зовут – ля-ля-ля…
Попевки:
1 . « Ау» - (По принципу «эхо»)
2 . « Лесенка» - (поступенное движение вверх-вниз в приделах ч.5)
Препод.: – По ступенькам вверх. Дети: – И по горке вниз. ( перекличка партий)
Препод.: – Дружно взобрались. Дети: – И скатились вниз. ( перекличка партий)
(вариативность: ребёнок - хор; преподаватель – ребёнок)
3. «Чёрный кот»
-Закрепление навыка интонирования восходящего и нисходящего поступенного
движения и навыка интонирования выдержанного тона,
активизация детского внимания на руке дирижёра.
4. «Цветочная считалка»
- развитие внутреннего слуха, активизация детей, разнообразие форм вокальной работы.
Препод.: – Белая рубашка, жёлтенький платок, как зовут?
Дети: – Ромашка, полевой цветок.
Препод.: - Цветик- невеличка красно- голубой, как зовут?
Дети: - Гвоздичка - цветик полевой.
Препод.: - Мы в глуши еловой видели тебя, кто же ты?
Дети: - Лиловый колокольчик я.
Препод.: - Жёлтый сарафанчик, прямо как желток, кто ты?
Дети: - Одуванчик – полевой цветок.
(дети садятся)
Нотация
1 .Кто сидит как на скамейке, на добавочной линейке?
Знаем ноты мы давно, эта нота будет « ДО»
4
Ребус--отметить ноту «до» на нотоносце.
2. Кто-то спрыгнул со скамейки, очутился под линейкой
Мы найдём её везде, эта нота будет «РЕ» -- отметить ноту.
3. По линеечкам носилась и на первой очутилась
Нарисуй её возьми, эта нота будет «МИ» - ребус, отметить ноту.
4. Как уютно ей одной между первой и второй
Две линейки, как софа, эта нота будет «ФА» --отметить ноту.
5. На второй линейке «СОЛЬ» с нотой «ФА» встречается
Вместе их произнесём, слово получается
– Все – Фасоль - выставить ноту, спеть попевку.
6. Между третьей и второй нота с песенкой простой
В ней слова лишь: ля-ля-ля, эта нота будет «ЛЯ» - отметить ноту.
7. На линейке третьей нота, очень спеть её охота
Ну, попробуй, потяни, эта нота будет «СИ» - отметить ноту.
8. Нотки выстроились в ряд, получился – ЗВУКОРЯД
- спеть звукоряд в нисходящем движении.
Препод.: - Колокольчик зазвенел и петрушкам спать велел.
(Исходное положение – стоя на двух ногах, склонить корпус и голову вниз)
Разминка: « Петрушка»
Все петрушки спать хотят, и на ширме вряд висят,
Ручки все болтаются, глазки закрываются
Спи петрушка, баю бай, глазки крепко закрывай.
Вот петрушки все проснулись, улыбнулись, потянулись
К ножке правой наклонились, вместе дружно распрямились
Ножкой левой покачали, на носочках поскакали
Тихо, тихо приседаем, и урок наш продолжаем…
4. Вокально-интонационная работа.
5
Р.Н.П. « По малинку»
Вокально-интонационная работа: (восходящее движение мелодии; закрепление
звуковысотного представления о скачке в мелодии; пение на выдохе; замедление и
первоначальный темп; единовременное окончание; ведение фразы к опорному тону)
опора на диафрагму – растянуть ремешок.)
Г. Струве « Пестрый колпачок»
Вокально-интонационная работа: (сольмизация, пение сольфеджио; интонирование
вводного тона; опевание тоники; дирижёрский жест; замедление и первоначальный темп;
единовременное окончание; ведение фразы к опорному тону)
Г. Вихорева «Музыканты»
Вокально-интонационная работа: (мануальная техника - ритмические карточки ( ти-ти-
ташки); начальная интонация – закрепление звуковысотного представления о скачке в
мелодии, индивидуальный опрос и в группе с высокой примарной зоной)
Препод.: – Выступление оркестра мы покажем всем сейчас
Любят музыку ребята, постараются для вас.
Исполнение песни.
5. Завершение урока.
Замечания, слова поощрения. Домашнее задание.
Препод: - Хорошо позанимались, и учились и старались
Много нового узнали, и немножечко устали
Время всем нам отдыхать и урок наш завершать.
Попевка «До свидания».
Под инструментальное исполнение польки дети покидают класс.
6