Автор: Чернышева Светлана Викторовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУСОШ№1 им К.Г. Мохова
Населённый пункт: п.г.т.Башмаково, Пензенской обл.
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Способы получения и свойства волокон растительного происхождения"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока «Способы получения и свойства волокон растительного происхождения»
Предмет
Технология-2 часа
Класс
5
Тип урока
Открытие нового знания
Технология
построения
урока
Осмысление и проектирование последовательности работы (этапов урока) освоению темы от цели
до конечного результата
Тема
Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения.
Цель
Создание условий для освоения технологическими знаниями о производстве и свойствах тканей из
растительных волокон;
создание условий для воспитания культуры одежды и эстетического вкуса, умения работать в парах,
развитие умений сравнивать и делать выводы.
Основные
т е рм и н ы ,
понятия
Волокно, текстильные волокна, хлопчатник, хлопчатобумажные ткани, лён, свойства текстильных
материалов.
Планируемый результат
Предметные умения
Знания: о видах и свойствах текстильных волокон, способы
получения натуральных волокон растительного
происхождения; свойствах хлопчатобумажных и льняных
тканей.
Умения: различать волокна растительного происхождения;
распознавать натуральные ткани растительного происхождения
.
Личностные УУД: формирование мотивации и самомотивации
изучения темы, смыслообразование, развитие готовности к
самостоятельным действиям, проявление технико-
технологического мышления.
Познавательные УУД:
сопоставление, рассуждение, классификация, умение
объяснять процессы, поиск информации, умение делать
выводы.
Регулятивные УУД:
целеполагание, анализ ситуации и моделирование,
планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и
самооценка.
Коммуникативные УУД:
диалог, монолог, организация учебного сотрудничества
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная, индивидуальная, групповая
Книгопечатная продукция: Под ред.В. Д. Симоненко.
Технология . 5 класс-М: ДРОФА,2014
Схема «Классификация текстильных волокон», презентация
«Швейное материаловедение», презентация«Как в поле
рубашка выросла», таблица «Свойства волокон», табличка для
подведения итогов.
Технические средства обучения: проектор, лупы
Дидактические задачи этапов урока
№
п/п
Этапы урока
Дидактические задачи (цель этапа)
1
Мотивация к учебной деятельности
Включение в учебную деятельность на уроке:
1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной
деятельности «надо».
2. Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок «могу».
3.
Создать
условия
для
возникновения
у
ученика
внутренней
потребности
включения в учебную деятельность «хочу».
2
Актуализация
знаний
и
пробное
учебное действие
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к
самостоятельным учебным действиям
1.Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных
процессов.
2. Мотивация к пробному учебному действию «надо» - «могу»- «хочу».
3.Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.
4. Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного
учебного действия
3
Выявление
ме ста
и
пр ич ины
затруднения
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины
затруднения.
1.Востановить выполненные операции и зафиксировать место, где возникло
затруднение.
2.Соотнести
свои
действия
с
используемым
способом
действия
и
выявить
и
зафиксировать во внешней речи причину затруднений, те конкретные знания,
которых недостает для выполнения поставленной задачи.
4
Построение
проекта
выхода
из
затруднения
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект
бедующих учебных действий, ставят цель и строят план достижения цели и
определяют средства.
5
Реализация построенного проекта
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта.
1.Выявляление способов действий для решения исходной задачи.
2.Уточнение характера новых знаний
3.Фиксирование раннее возникших затруднений
6
П е р в и ч н о е
з а к р е п л е н и е
( с
комментированием
во
внешней
речи)
На данном этапе учащиеся в форме коммуникаций
(в парах) решают типовые
задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7
С а м о с т о я т е л ь н а я
р а б о т а
с
самопроверкой по эталону
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:
-учащиеся самостоятельно выполняют задание нового типа, осуществляют их
самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном,
-организуется исполнительская рефлексия хода реализации проекта.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха
каждого ученика. Включение ученика в дальнейшую познавательную деятельность
8
Включение
в
систему
знаний
и
повторение
Организовать выявления типов заданий, где используется новый способ действия.
Организовать повторение учебного содержания
9
Рефлексия учебной деятельности на
уроке
Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, организуется, самооценка
учениками собственной учебной деятельности, соотношение цели и результата
выполненной работы, фиксируется степень их соответствия.
Технология изучения
Этапы
урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Мотивация к
учебной
деятельности
Предметные: знать
растительные волокна
Метапредметные:
коммуникативные:
сотрудничество с учителем
и сверстником
Эмоциональный настрой на работу.
Слайд 1,2.
-Сегодня мы с вами совершим
увлекательное путешествие в страну по
имени «Текстиль»,
а по пути мы узнаем много нового и
интересного:
Учащиеся смотрят, думают, делают
выводы и обосновывают ответы.
Актуализация
знаний и
пробное учебное
действие
Предметные:
анализировать
разнообразие источников
информации и их
использование при
изучении данной темы.
Слайд 4
Давайте проведем блиц опрос и
вспомним раннее изученное.
-Из чего получают натуральные ткани?
-Как
называются
ткани,
сырьем
для
которых служит шерсть животных?
-Для
какой
одежды
лучше
подходят
Повторяют то, что им необходимо для
открытия новых знаний.
Выявление
места и
причины
затруднения
Метапредметные:
Познавательные:
постановка и
формулирование проблемы
-Почему вы испытывали затруднения, и
в каком месте?
Затруднение
Я не смог определить виды ткани.
Я не знаю правил определения вида
ткани.
Я не думал, что все ткани разные.
Построение
проекта выхода
из затруднения
Метапредметные:
коммуникативные: умение
вступать в диалог и
участие в коллективном
обсуждении, учет разных
мнений
познавательные:
-Какую цель поставите перед собой на
этом этапе урока?
-Как будем открывать новое знания?
-Продолжим наше путешествие и
обратимся в «лабораторию». Перед
нами образцы тканей, рассмотрите и
потрогайте их.
Определить вид ткани и их свойства.
Дети думают, высказывают мнения,
Реализация
построенного
проекта
Предметные: знать
свойства волокон
Метапредметные:
Регулятивные
познавательная
инициатива
Слайд 5
-Давайте обобщим сделанные выводы.
Запишем свойства тканей в таблицу.
-Сравните свои выводы с эталоном.
ФИЗМИНУТКА
После каждого выполненного действия
делают вывод, заполняют таблицу.
Первичное
закрепление (с
комментировани
ем во внешней
речи)
Предметные: схема
производства ткани
Метапредметные:
Коммуникативные:
участие в коллективном
обсуждении проблемы,
аргументация своей
-Вернемся к пробному действию и
узнаем, правильно ли вы определи
свойства тканей.
Работа в группах с опорой на эталон.
Рассматривание
коллекций
«Лен»
и
«Хлопок»,
в
которых
показана
после-
довательность превращения волокна в
Выполняют работу с опорой на эталон и
проговаривают каждый шаг во внешней
речи
Самостоятельна
я работа с
самопроверкой
по эталону
Предметные: свойства
волокон
Метапредметные:
Регулятивные: контроль,
оценка
коммуникативные: умение
вступать в диалог и
Проверка учителем самостоятельной
работы учащихся по теме «Изучение
свойств тканей, из хлопка и льна».
Самостоятельная работа.
Ответственный в группе, анализирует
работу сверстников.
Включение в
систему
знаний и
повторение
Предметные:
Метапредметные:
познавательные: анализ,
обобщение
Личностные:
-Для чего необходимо знать свойства
тканей?
- С
к а к и м и
в и д а м и
т к а н и
в ы
познакомились и чем они отличаются?
Что может быть с изделием, если при
изготовлении не учтена усадка ткани?
Дети дают ответы.
Рефлексия
учебной
деятельност
и на уроке
Метапредметные:
Регулятивные: Рефлексия
способов и условий
действия.
Контроль и оценка
-Подведем итог урока. Что нового вы
сегодня открыли для себя? Пригодятся
ли вам полученные знания?
-Оцените свою работу.
-Узнали, как получают ткань из
растительных волокон.
-Мы научились распознавать ткани по
волокнистому составу и определять их
свойства.