Автор: Воробьёва Людмила Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Лицей №20 г. Костромы
Населённый пункт: г. Кострома
Наименование материала: Методическая разработка урока литературы в 8 классе
Тема: Н.А.Некрасов "Русские женщины". Анализ первой части, жанровое разнообразие: поэма-путешествие
Раздел: среднее образование
Ход занятия:
Этап
занятия
Виды работы, формы,
методы, приемы
Содержание педагогического взаимодействия
Формируемые УУД
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные)
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
1.
Предва
ритель
ная
подгото
вка
Организационный
(настрой на урок) Чек-лист
(индивидуальный и
коллективный)
Проверка настроя
ребёнка на урок
Проверка настроя на
урок
Регулятивные:
Самоорганизация к
учебной деятельности.
Коммуникативные:
Планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками.
2.
Самооп
ределен
ие к
деятель
ности
Цитата по теме, портреты
жен декабристов,
создать условия для
возникновения внутренней
потребности включения в
деятельность
Создание учебной
ситуации: необходимо
предположить наличие
знаний у обучающихся о
восстании декабристов.
Высказывает
предположения,
анализируя
предложенный
учителем материал.
Регулятивные: умение
самостоятельно
сконцентрироваться на
постановке проблемного
вопроса
Коммуникативные:
владение монологической
и диалогической
формами речи в
соответствии с
грамматическими и
синтаксическими
нормами родного языка
Познавательные:
Выдвижение гипотез и их
обоснование
3.
Актуал
изация
вопрос
а,
рассмат
риваем
ого на
занятии
Фронтальная беседа
Создание условий для
подготовки к восприятию
нового учебного
материала. Создание
условий для выявления
авторского замысла при
создании
художественного
произведения.
Индивидуальная и
коллективная
мыслительная
деятельность
Регулятивные: умение
слушать, соблюдение
правил ведения диалога
Коммуникативные:
умение поддерживать
дискуссию в вежливой,
корректной форме
Познавательные: Умение
выявить авторский
замысел
4.
Постан
Побуждающий от
Учитель предлагает
Высказывает
Познавательные:
овка
учебны
х задач
проблемной ситуации
диалог, подводящий к теме
учащемуся с опорой на
имеющейся опыт в
изучении творчества
поэтов, выделить
основные задачи
учебного занятия
предположения,
совместно с учителем
заполняет схему
«Определяем цели и
задачи»
формирование
умозаключений на основе
анализа проблемной
ситуации и имеющегося
опыта в изучении
материала
5.
Органи
зация
взаимо
действи
я
Вводный инструктаж по
работе в группах.
Координация
деятельности учащихся
Групповая
мыслительная
деятельность
Регулятивные:
применение правил
работы в группе
Коммуникативные:
аргументированное
отстаивание своего
мнения, умение
признавать свои ошибки
6.
Работа
с
образов
ательн
ыми
ресурса
ми (по
Групповая работа
Объяснение нового
материала с
использованием
презентативного, аудио-
и-видео материала.
Помогает анализировать
и делать выводы,
Изучение и анализ
текстового и
иллюстративного
материала, работа с
произведениями для
решения поставленных
задач и вопросов.
Регулятивные:
концентрация внимания
Познавательные: анализ
нового материала,
выделение главного,
преобразование
визуальной информации
отдельн
ой
програ
мме)
организация групповой
работы.
Выступление по
группам. Заполнение
таблицы
(презентация) в
графическую форму
(таблица)
6.1.
Индивидуальные
выступления
Координация
выступлений,
направление
мыслительной
деятельности учащихся
Индивидуальные
выступления о
Трубецкой и
Фонвизиной,
Регулятивные: умение
слушать, правильно
строить выступление
перед аудиторией
Коммуникативные:
анализ выступления,
правильная постановка
вопросов докладчику
6.2.
Работа с картой
Координирование
деятельности учащихся
Составление маршрута
декабристок (путь
пролегал и через
Кострому), определение
особенностей сюжета и
композиции поэмы.
Регулятивные:
самостоятельное
планирование
деятельности по
достижению цели
Коммуникативные:
умение поддерживать
дискуссию в вежливой,
корректной форме
Познавательные: Умение
выявить авторский
замысел
6.3
Выразительное чтение по
ролям
Помогает анализировать
и делать выводы.
Выразительное чтение
по ролям, анализ
отрывка "разговор
Трубецкой с генералом",
составление кластеров
"Характеристика
генерала" и "Трудности
пути"(по вариантам)
Регулятивные: подбор
правильных интонаций
для обеспечения
выразительности речи
Познавательные: навыки
работы с кластером
6.4
Определение позиции
автора
Помогает анализировать
и делать выводы.
Работа с произведением,
определение позиции
автора и его отношения
к героям.
Познавательные: анализ
текста, формирование
умозаключений на основе
прочитанного
6.5
Анализ средств
выразительности
Помогает анализировать
и делать выводы.
Поиск известных
средств
выразительности в
тексте, их
идентификация,
аргументация своего
Регулятивные:
соблюдение правил
устных ответов
Коммуникативные:
активное слушание,
аргументация
мнения
Познавательные:
применение имеющихся
ЗУН в новой ситуации
7.
Рефлек
сия
деятель
ности
Подбор афоризма
пословицы, или
стихотворения к уроку.
Предлагает учащимся
подобрать пословицу,
афоризм или
стихотворения,
отражающего
впечатления от урока
Желающие озвучивают
подобранные
пословицы, стихи и т.п.,
объясняя, почему они
сделали такой выбор
Регулятивные: умение
анализировать свою
деятельность, строить
причинно-следственные
связи
Коммуникативные:
доброжелательное
отношение к собеседнику
Познавательные:
актуализация имеющихся
знаний литературных
произведений
8.
Контро
ль и
коррекц
ия
Выполнение итогового
задания
Составление кластера
Регулятивные: анализ
своих учебных
достижений