Напоминание

Работа с одарёнными детьми


Автор: Гузенко Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Новотроицкая СОШ
Населённый пункт: п. Новотроицкий Таловского района Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одарёнными детьми
Дата публикации: 13.03.2019
Раздел: полное образование





Назад




Работа

с одаренными детьми - одно из приоритетных направлений

педагогической деятельности(из опыта работы)

Я согласна со словами В.А.Сухомлинского, который писал

: «

: «В душе

каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они

красиво

зазвучат».В

настоя щее

время изменения

в

образовании

ориентированы

на свободное развитие обучающихся, на творческую их

инициативу, самостоятельность , выработку у них конкурентоспособности. И

каждый

раз

начиняя

работу

с детьми

5-ого класса

,

я

стремлюсь

к

тому ,чтобы

организовать работу по

выявлению, поддержке и развитию

творческих способностей. Каждый учитель знает, как труден путь духовного

восхождения

ребёнка,

как

непросто

развивается

их

чувство

прекрасного,

раскрепощается творческий потенциал. К

одарённому ребёнку необходим

целостный подход, чтобы

суметь реализовать

его дар и на уроках, и на

внеклассных , и внеурочных занятиях . Познание мира у ребёнка начинается с

удивления

тому,

что

обыденно. Всякое открытие требует таланта .А это

всегда

творчество.

А

изучать

родной

язык

значит

изучать

русскую

национальную

культуру,

познавать

мир

людей

приобретать

огромное

духовное богатство, хранимое языком, впитывать музыку родного слова. Всю

свою

духовную

жизнь

народ

бережно

сохраняет

в

родном

слове.

Воспитание любви к родной речи большая роль принадлежит экскурсиям по

родному краю, походам по местам трудовой славы, встреча с ветеранами

войны и труда. Встречи с различными людьми важны, так как они вселяют

надежду

селянам,

что

память

об

их

делах

жива,

что

их

жизнь

кому-то

интересна. А дети начинают понимать, что интересное рядом с нами, что

история – это люди, живущие рядом.

Стало в нашей школе традицией каждый год приглашать кого-нибудь из

поэтов-земляков на нашу литературную гостиную, где гости читают свои

стихи

.

Их

стихи

-

путеводная

звезда,

указывающая

дорогу

в

необыкновенный, чарующий и таинственный мир поэзии ,и пробуждающая

уважение к труженикам села

Общаясь , дети учатся слушать ,воспринимать правильную речь , говорить о

лирике бережно, трепетно, стремятся сердцем и умом ощутить прекрасный

мир поэзии. В нашей школе тоже есть ребята, которые робко прикасаются к

поэзии. Первые вдохновенные строки ложились у них на бумагу, как следы,

на первый нег. Легко и просто. О чём стихи? Об окружающем мире, о людях,

о природе, о любви, о Родине большой и малой. Недавно шестиклассница

Черных Кристина принимала участие в районной литературной гостиной «

Что

есть

красота!»

со

своим

стихотворением

«

Красота

родного

края»

Возможно, что год за годом всё увереннее зазвучит поэтический голос наших

ребят…

Откровенные

беседы развивают творческую мысль, воспитывают

чувство гордости за свой край и появляются поисково- исследовательские

работы

учащихся:

словарь

«

Происхождение

фамилий

жителей

п.

Новотроицкий», «Диалектический словарь п. Новотроицкий»

Дети

охотно

пишут

творческие

сочинения,

тесно

связанные

с

жизнью.

Результаты

наших

исследований

мы

представляем

на

районных

краеведческих конференциях, с которых каждый год мы возвращаемся с

грамотами.

Это

подтверждает

успешность

нашей

поисковой

работы.

Мочалов Вадим в районной олимпиаде по краеведению, в

номинации:

«Литературное

краеведение

. Жизнь и творчество

местных

поэтов»

стал

победителем, и в Муниципальном детском

конкурсе

эссе

«Наш земляк М.Пятницкий»

в старшей возрастной группе

ученица 11

класса Махинова Анастасия - победитель

В нашей школе тоже есть ребята, которые робко прикасаются к поэзии.

Первые вдохновенные строки ложились у них на бумагу, как следы, на

первый нег. Легко и просто. О чём стихи? Об окружающем мире, о людях, о

природе, о любви, о Родине большой и малой. Недавно шестиклассница

Черных Кристина принимала участие в районной литературной гостиной

« Что есть красота!» со своим стихотворением « Красота родного края»

Возможно, что год за годом всё увереннее зазвучит их поэтический голос..

Работа

с

литературно-краеведческим

материалом

даёт

простор

и

исследовательской

работе,

формирует

культуру

мышления,

способность

выделять и анализировать главную информацию, аргументировать личные

взгляды, размышлять о том, что такое прекрасное чувство Родины, как стать

настоящим

человеком,

патриотом

своей

страны,

для

которого

служение

Родины

святая

обязанность,

истинное

счастье.

Под

влиянием

уроков

литературы формируется активная жизненная позиция наших учеников, так

закаляются они нравственно, так входят в их жизнь и навсегда остаются в

сердцах уроки патриотизма, уроки самой жизни, так растут они – дети

большой и прекрасной Родины – матери. А Родина начинается здесь, в

родном селе.

Итак, одаренные дети – интеллектуальный творческий потенциал любой

страны,. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих

учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше

надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего

Отечества.

Работа с литературно-краеведческим материалом даёт простор и

исследовательской

работе

.

И

с

каждой

работой

они

приобретают

неоценимый

опыт

.

Основную

цель

исследовательской

деятельности

учащихся

я

вижу

в

том

,

чтобы

формировать

культуру

мышления

,

т

.

е

.

способность

обучающихся

из

потока

информации

выделять

главное

,

описывать

их

аналитически

и

критически

оценивать

,

обоснованно

анализировать

источники

,

применять

свои

знания

и

ценностные

суждения

в

новой

ситуации

,

аргументировать

личные

взгляды

Предстоит еще много работы, размышлений о том, что такое прекрасное чувство

Родины, как стать настоящим человеком, патриотом своей страны, для которого

служение Родины – святая обязанность, истинное счастье. Под влиянием уроков

литературы формируется активная жизненная позиция наших учеников, так

закаляются они нравственно, так входят в их жизнь и навсегда остаются в сердцах

уроки патриотизма, уроки самой жизни, так растут они – дети большой и

прекрасной Родины – матери. А Родина начинается здесь, в родном селе.

. И я разработала и апробирую программу учебного курса «Литературные

тропинки отчего края» Учебный курс « Литературные тропинки отчего края»

как часть ,формируемая участниками образовательного процесса», и в

Муниципальном детском конкурс эссе «Наш земляк М.Пятницкий»

Старшая возрастная группа

Ученица 11 класса

МКОУ Новотроицкой СОШ

Махинова Анастасия

! Мы сегодня , находясь в гостях у ансамбля «Анастасия» в с.

Александровка, где участниками ансамбля являются две бабушки ваших

одноклассников , проводим внеклассное мероприятие, посвящённое жизни и

творчеству нашего земляка М. Пятницкого,

« НАШЕ ИСКУССТВО СИТЦЕВОЕ – ОНО НЕ ПРОДАЕТСЯ!»

Исследовательский проект «Школьный виртуальный музей

русского

языка»

Туманова

Е.В.

подчеркивает:

«…виртуальный

музей

-

форма,

которую

многие

педагогические

коллективы

образовательных

учреждений

могут

использовать

для

выполнения

различных

функций:

коммуникативной,

культурно-про светительской,

обучающей

и

мотивационной.

Благодаря

виртуальному

музею

возможны

виртуальные

экскурсии, конкурсы и акции по овладению культурным наследием страны и

мира.

Компьютер

из

опасной

игрушки

для

маленьких

и

средства

бездумного выполнения домашних заданий для школьников средних и

старших классов можно превратить в настоящего друга и помощника.

Основная

цель

создания

виртуального

музея

русского

языка

расширить представления школьников о лексике и фразеологии русского

языка,

привить

уважение

и

любовь

к

родному

языку,

способствовать

сохранению языка и его развитию.

Как и в любом музее, в нашем мы предложим вам путешествовать по

залам. При разработке структуры нашего виртуального музея было решено

создать несколько залов:

Зал истории русского языка

Зал лексики и фразеологии

Зал «Поэты и писатели о русском языке»

Зал «Занимательные материалы»

Фоно- и видеотека

Библиотека музея

Исследовательские и творческие работы учеников

Программа «Русский музей: виртуальный филиал» успешно работает на базе школы

пять лет и позволяет развивать в учащихся следующие направления воспитания:

художественно-эстетическое, гражданско-политическое, патриотическое, нравственное,

воспитание жизненного самоопределения, воспитание семейной культуры, толерантное

воспитание. Поскольку содержание программы напрямую связано с миром искусства,

то многие занятия, проводящиеся с использованием ее ресурсов, так или иначе

оказываются приуроченными к школьным программам по литературе, истории,

изобразительному искусству и мировой художественной культуре, экономике и

русскому языку, - то есть к большей части программ гуманитарного блока.

Цель обучения русскому языку призвана сформировать личность, способную и

желающую участвовать в межкультурной коммуникации. В Концепции

модернизации российского образования на период до 2010 года сказано, что

модернизация общеобразовательной школы предполагает не только усвоение

школьниками определённой суммы знаний, но и развитие его личности, его

познавательных и созидательных способностей, его языковую грамотность. Понятия

языковой личности составляют языковые компетенции. Развитие коммуникативной

компетенции – это обеспечение учителем активных действий школьников в

процессе самостоятельного открытия новых знаний.

Уроки русского языка дополняются кружковыми занятиями, в рамках

которых практикуется проведение вечеров, утренников, устных

журналов, викторин, выпуск стенгазет, ребусов, проведение недель и

декадников.

Таловский край... Чарующая красота его степей, зелени лесов, в голубом разливе

рек. Его трудовая и героическая история всегда будут неисчерпаемым источником

вдохновения творческих людей. Сколько прекрасных поэтических образов рождено

здесь!Познание реального мира – это всегда творчество. Всякое открытие требует

таланта, и применение разнообразных примеров, является творческим процессом.

Велико чувство Родины. Это чувство надо беречь и растить.

Каждый год составляем карту наших маршрутов:

поселок Новотроицкий - село Александровка- 5 километров

поселок Новотроицкий - село Новая Чигла -17 километров

С замиранием сердца дети слушают о М.Е. Пятницком – выдающемся

пропагандисте, собирателе и исполнителе русских народных песен, основателе

русского народного хора, заслуженном артисте РСФСР.

Экскурсии по родному краю не проходят бесследно. Они развивают творческую

мысль, воспитывают чувство гордости за свой край и появляются поисково-

исследовательские работы учащихся.

Тексты о родном крае обогащают словарь учащихся, развивают речь. Дети охотно

пишут творческие сочинения, тесно связанные с жизнью. Результаты наших

исследований мы представляем на районных краеведческих конференциях. И

каждый год мы возвращаемся оттуда с грамотами. Это подтверждает успешность

нашей поисковой работ

А

основной

задачей

работы

с

одарёнными

детьми

,

я

считаю

,

является

создание

условий

для

развития

и

реализации

их

способностей

,

Поэтому

в

качестве

приоритетных

целей

обучения

выделяю

следующие

:

-

обеспечение

подготовки

высокого

уровня

предметной

и

речевых

компетентностей

у

учащихся

в

соответствии

с

их

индивидуальными

потребностями

и

склонностями

;

-

развитие

духовно

-

нравственных

основ

личности

одаренного

ребенка

-

развитие

индивидуальности

одаренного

ребенка

.

Используя различные

методы

и

формы

работы

с

одарёнными

детьми

,

стараюсь

помочь

в

решении

его

проблем

,

так

как

они

являются

важным

фактором

его

успешности

в

формировании

учебных

компетенций

,

развитии

его

познавательных

способностей

и

личностных

качеств

.

Именно

поэтому

при

выборе

технологии

работы

с

классом

,

в

котором

есть

одарённые

дети

,

безусловно

,

останавливаюсь

на

тех

задачах

учебной

деятельности

,

которые

основаны

на

идеях

личностно

-

ориентированного

образования

.

Образовательные

технологии

,

применяемые

мной

на

практике

:

технология

развития

критического

мышления

;

проектный

метод

обучения

;

исследовательские

методы

обучения

.

Каждый

учитель

знает

,

как

труден

путь

духовного

восхождения

ребёнка

,

как

непросто

развивается

их

чувство

прекрасного

,

раскрепощается

творческий

потенциал

.

С

5

класса

совершаем с детьми экскурсии по родному краю.

Таловский край..Чарующая

красота

его

степей,

его

трудовая

и

героическая

история

всегда

будут

неисчерпаемым

источником

вдохновения

творческих

людей.

Сколько

прекрасных поэтических образов рождено на нашей священной Таловской

земле! Поэты-земляки увидели великую красоту там, где мы не видели её

несколько минут назад, открыли для нас мир природы через мир поэзии.

Общаясь

с

ними,

дети

учатся

слушать

,воспринимать

правильную

речь

,

говорить о лирике бережно, трепетно, стремятся сердцем и умом ощутить

прекрасный мир поэзии.

Экскурсии не проходят бесследно. Дети охотно

пишут

творческие

сочинения,

тесно

связанные

с

жизнью.

Работа

с

л и те р а т у р н о - к р а е в ед ч е с к и м

м а те р и а л о м

д а ё т

п р о с то р

и

исследовательской

работе

.

И

с

каждой

работой

они

приобретают

неоценимый

опыт

.

Основную

цель

исследовательской

деятельности

учащихся

я

вижу

в

том

,

чтобы

формировать

культуру

мышления

,

т

.

е

.

способность

обучающихся

из

потока

информации

выделять

главное

,

описывать

их

аналитически

и

критически

оценивать

,

обоснованно

анализировать

источники

,

применять

свои

знания

и

ценностные

суждения

в

новой

ситуации

,

аргументировать

личные

взгляды

.

У

ребят

формируется

культура

письменной

и

устной

речи

,

нестандартное

мышление

,

что

так

же

играет

большую

роль

при

выполнении

олимпиадных

заданий

.

По

-

моему

,

т а к ж е важнейшей

формой

работы

с

одаренными

учащимися

являются

и

олимпиады

.

Подготовка

к

решению

олимпиадных

заданий

проводится

в

группах

и

индивидуально

.

Большая

роль

отводится

самостоятельной

работе

учеников

,

поиску

необходимой

информации

в

разных

источниках

.

Ребята

пробуют

свои

силы

на

олимпиадах

разного

уровня

школьном

,

муниципальном

,

региональном

.

Разрабатывать

комплекты

заданий

для

олимпиады

это

очень

сложно

,

но

невероятно

интересно

!

Предложенные

вопросы

должны

быть

оригинальными

- это

одно

из

требований

к

заданиям

.

Критерии

,

которым

должны

соответствовать

задания

:

-

эвристический

характер

:

участнику

олимпиады

должно

быть

интересно

решить

конкретную

задачу

и

совершить

маленькое

научное

открытие

для

себя

;

-

доступность

:

формулировка

задания

должна

быть

понятна

учащемуся

данного

класса

;

если

для

задачи

требуется

введение

новых

научных

терминов

(

не

включённых

в

школьную

программу

),

необходимо

дать

их

толкование

;

-

однозначность

:

задание

должно

иметь

единственно

верный

ответ

,

;

если

задача

предполагает

поиск

нескольких

вариантов

ответа

или

аргументацию

разных

точек

зрения

на

поставленный

вопрос

,

необходимо

дать

на

это

указание

в

формулировке

задания

;

-

уникальность

:

задания

школьного

этапа

Олимпиады

должны

быть

новыми

,

уникальными

,

не

повторяющими

материалы

различных

сборников

задач

или

вопросы

прошлых

лет

;

-

соответствие

вопроса

,

ответа

и

критериев

оценивания

:

в

критериях

оценивания

должны

быть

учтены

баллы

за

все

поставленные

в

задании

вопросы

Я думаю, олимпиада -

это

не

контрольная

работа

»

по

русскому

языку

.

Поэтому

никаких

усложненных

диктантов

,

никаких

изложени

й

или

сочинени

й

на

заданную

тему

.

Суть

в

лингвистической

одаренности

подростка

,

в

его

свободном

владении

родным

словом

,

в

умении

выразить

свою

любовь

к

его

смысловым

и

художественным

богатствам

»

Задания

олимпиад

должны

воплощать

принцип

проблемного

обучения

.

Из

года

в

год

совершенствуются

задания

олимпиад

.

А в чём их

прелесть?

От

самых

первых

олимпиад

сохраняется

творческий

дух

,

живая

заинтересованность

и

организаторов

,

и

участников

,

активность

и

молодой

задор

,

когда

научная

познавательность

соединяется

с

весельем

и

остроумием

и

в

целом

создает

атмосферу

настоящего

Праздника

русского

Слова

».

Итак

,

одаренные

д е т и

интеллектуальный

творческий

потенциал

любой

страны

,

.

Чем

раньше

учитель

обнаружит

незаурядные

способности

в

своих

учениках

и

сумеет

создать

для

них

условия

для

обучения

,

тем

больше

надежд

на

то

,

что

в

будущем

эти

дети

составят

гордость

и

славу

своего

Отечества

.



В раздел образования