Автор: Гузенко Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Новотроицкая СОШ
Населённый пункт: п. Новотроицкий Таловского района Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одарёнными детьми
Раздел: полное образование
Работа
с одаренными детьми - одно из приоритетных направлений
педагогической деятельности(из опыта работы)
Я согласна со словами В.А.Сухомлинского, который писал
: «
: «В душе
каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они
красиво
зазвучат».В
настоя щее
время изменения
в
образовании
ориентированы
на свободное развитие обучающихся, на творческую их
инициативу, самостоятельность , выработку у них конкурентоспособности. И
каждый
раз
начиняя
работу
с детьми
5-ого класса
,
я
стремлюсь
к
тому ,чтобы
организовать работу по
выявлению, поддержке и развитию
творческих способностей. Каждый учитель знает, как труден путь духовного
восхождения
ребёнка,
как
непросто
развивается
их
чувство
прекрасного,
раскрепощается творческий потенциал. К
одарённому ребёнку необходим
целостный подход, чтобы
суметь реализовать
его дар и на уроках, и на
внеклассных , и внеурочных занятиях . Познание мира у ребёнка начинается с
удивления
тому,
что
обыденно. Всякое открытие требует таланта .А это
всегда
творчество.
А
изучать
родной
язык
–
значит
изучать
русскую
национальную
культуру,
познавать
мир
людей
приобретать
огромное
духовное богатство, хранимое языком, впитывать музыку родного слова. Всю
свою
духовную
жизнь
народ
бережно
сохраняет
в
родном
слове.
Воспитание любви к родной речи большая роль принадлежит экскурсиям по
родному краю, походам по местам трудовой славы, встреча с ветеранами
войны и труда. Встречи с различными людьми важны, так как они вселяют
надежду
селянам,
что
память
об
их
делах
жива,
что
их
жизнь
кому-то
интересна. А дети начинают понимать, что интересное рядом с нами, что
история – это люди, живущие рядом.
Стало в нашей школе традицией каждый год приглашать кого-нибудь из
поэтов-земляков на нашу литературную гостиную, где гости читают свои
стихи
.
Их
стихи
-
путеводная
звезда,
указывающая
дорогу
в
необыкновенный, чарующий и таинственный мир поэзии ,и пробуждающая
уважение к труженикам села
Общаясь , дети учатся слушать ,воспринимать правильную речь , говорить о
лирике бережно, трепетно, стремятся сердцем и умом ощутить прекрасный
мир поэзии. В нашей школе тоже есть ребята, которые робко прикасаются к
поэзии. Первые вдохновенные строки ложились у них на бумагу, как следы,
на первый нег. Легко и просто. О чём стихи? Об окружающем мире, о людях,
о природе, о любви, о Родине большой и малой. Недавно шестиклассница
Черных Кристина принимала участие в районной литературной гостиной «
Что
есть
красота!»
со
своим
стихотворением
«
Красота
родного
края»
Возможно, что год за годом всё увереннее зазвучит поэтический голос наших
ребят…
Откровенные
беседы развивают творческую мысль, воспитывают
чувство гордости за свой край и появляются поисково- исследовательские
работы
учащихся:
словарь
«
Происхождение
фамилий
жителей
п.
Новотроицкий», «Диалектический словарь п. Новотроицкий»
Дети
охотно
пишут
творческие
сочинения,
тесно
связанные
с
жизнью.
Результаты
наших
исследований
мы
представляем
на
районных
краеведческих конференциях, с которых каждый год мы возвращаемся с
грамотами.
Это
подтверждает
успешность
нашей
поисковой
работы.
Мочалов Вадим в районной олимпиаде по краеведению, в
номинации:
«Литературное
краеведение
. Жизнь и творчество
местных
поэтов»
стал
победителем, и в Муниципальном детском
конкурсе
эссе
«Наш земляк М.Пятницкий»
в старшей возрастной группе
ученица 11
класса Махинова Анастасия - победитель
В нашей школе тоже есть ребята, которые робко прикасаются к поэзии.
Первые вдохновенные строки ложились у них на бумагу, как следы, на
первый нег. Легко и просто. О чём стихи? Об окружающем мире, о людях, о
природе, о любви, о Родине большой и малой. Недавно шестиклассница
Черных Кристина принимала участие в районной литературной гостиной
« Что есть красота!» со своим стихотворением « Красота родного края»
Возможно, что год за годом всё увереннее зазвучит их поэтический голос..
Работа
с
литературно-краеведческим
материалом
даёт
простор
и
исследовательской
работе,
формирует
культуру
мышления,
способность
выделять и анализировать главную информацию, аргументировать личные
взгляды, размышлять о том, что такое прекрасное чувство Родины, как стать
настоящим
человеком,
патриотом
своей
страны,
для
которого
служение
Родины
–
святая
обязанность,
истинное
счастье.
Под
влиянием
уроков
литературы формируется активная жизненная позиция наших учеников, так
закаляются они нравственно, так входят в их жизнь и навсегда остаются в
сердцах уроки патриотизма, уроки самой жизни, так растут они – дети
большой и прекрасной Родины – матери. А Родина начинается здесь, в
родном селе.
Итак, одаренные дети – интеллектуальный творческий потенциал любой
страны,. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих
учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше
надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего
Отечества.
Работа с литературно-краеведческим материалом даёт простор и
исследовательской
работе
.
И
с
каждой
работой
они
приобретают
неоценимый
опыт
.
Основную
цель
исследовательской
деятельности
учащихся
я
вижу
в
том
,
чтобы
формировать
культуру
мышления
,
т
.
е
.
способность
обучающихся
из
потока
информации
выделять
главное
,
описывать
их
аналитически
и
критически
оценивать
,
обоснованно
анализировать
источники
,
применять
свои
знания
и
ценностные
суждения
в
новой
ситуации
,
аргументировать
личные
взгляды
Предстоит еще много работы, размышлений о том, что такое прекрасное чувство
Родины, как стать настоящим человеком, патриотом своей страны, для которого
служение Родины – святая обязанность, истинное счастье. Под влиянием уроков
литературы формируется активная жизненная позиция наших учеников, так
закаляются они нравственно, так входят в их жизнь и навсегда остаются в сердцах
уроки патриотизма, уроки самой жизни, так растут они – дети большой и
прекрасной Родины – матери. А Родина начинается здесь, в родном селе.
. И я разработала и апробирую программу учебного курса «Литературные
тропинки отчего края» Учебный курс « Литературные тропинки отчего края»
как часть ,формируемая участниками образовательного процесса», и в
Муниципальном детском конкурс эссе «Наш земляк М.Пятницкий»
Старшая возрастная группа
Ученица 11 класса
МКОУ Новотроицкой СОШ
Махинова Анастасия
! Мы сегодня , находясь в гостях у ансамбля «Анастасия» в с.
Александровка, где участниками ансамбля являются две бабушки ваших
одноклассников , проводим внеклассное мероприятие, посвящённое жизни и
творчеству нашего земляка М. Пятницкого,
« НАШЕ ИСКУССТВО СИТЦЕВОЕ – ОНО НЕ ПРОДАЕТСЯ!»
Исследовательский проект «Школьный виртуальный музей
русского
языка»
Туманова
Е.В.
подчеркивает:
«…виртуальный
музей
-
форма,
которую
многие
педагогические
коллективы
образовательных
учреждений
могут
использовать
для
выполнения
различных
функций:
коммуникативной,
культурно-про светительской,
обучающей
и
мотивационной.
Благодаря
виртуальному
музею
возможны
виртуальные
экскурсии, конкурсы и акции по овладению культурным наследием страны и
мира.
Компьютер
из
опасной
игрушки
для
маленьких
и
средства
бездумного выполнения домашних заданий для школьников средних и
старших классов можно превратить в настоящего друга и помощника.
Основная
цель
создания
виртуального
музея
русского
языка
–
расширить представления школьников о лексике и фразеологии русского
языка,
привить
уважение
и
любовь
к
родному
языку,
способствовать
сохранению языка и его развитию.
Как и в любом музее, в нашем мы предложим вам путешествовать по
залам. При разработке структуры нашего виртуального музея было решено
создать несколько залов:
Зал истории русского языка
Зал лексики и фразеологии
Зал «Поэты и писатели о русском языке»
Зал «Занимательные материалы»
Фоно- и видеотека
Библиотека музея
Исследовательские и творческие работы учеников
Программа «Русский музей: виртуальный филиал» успешно работает на базе школы
пять лет и позволяет развивать в учащихся следующие направления воспитания:
художественно-эстетическое, гражданско-политическое, патриотическое, нравственное,
воспитание жизненного самоопределения, воспитание семейной культуры, толерантное
воспитание. Поскольку содержание программы напрямую связано с миром искусства,
то многие занятия, проводящиеся с использованием ее ресурсов, так или иначе
оказываются приуроченными к школьным программам по литературе, истории,
изобразительному искусству и мировой художественной культуре, экономике и
русскому языку, - то есть к большей части программ гуманитарного блока.
Цель обучения русскому языку призвана сформировать личность, способную и
желающую участвовать в межкультурной коммуникации. В Концепции
модернизации российского образования на период до 2010 года сказано, что
модернизация общеобразовательной школы предполагает не только усвоение
школьниками определённой суммы знаний, но и развитие его личности, его
познавательных и созидательных способностей, его языковую грамотность. Понятия
языковой личности составляют языковые компетенции. Развитие коммуникативной
компетенции – это обеспечение учителем активных действий школьников в
процессе самостоятельного открытия новых знаний.
Уроки русского языка дополняются кружковыми занятиями, в рамках
которых практикуется проведение вечеров, утренников, устных
журналов, викторин, выпуск стенгазет, ребусов, проведение недель и
декадников.
Таловский край... Чарующая красота его степей, зелени лесов, в голубом разливе
рек. Его трудовая и героическая история всегда будут неисчерпаемым источником
вдохновения творческих людей. Сколько прекрасных поэтических образов рождено
здесь!Познание реального мира – это всегда творчество. Всякое открытие требует
таланта, и применение разнообразных примеров, является творческим процессом.
Велико чувство Родины. Это чувство надо беречь и растить.
Каждый год составляем карту наших маршрутов:
поселок Новотроицкий - село Александровка- 5 километров
поселок Новотроицкий - село Новая Чигла -17 километров
С замиранием сердца дети слушают о М.Е. Пятницком – выдающемся
пропагандисте, собирателе и исполнителе русских народных песен, основателе
русского народного хора, заслуженном артисте РСФСР.
Экскурсии по родному краю не проходят бесследно. Они развивают творческую
мысль, воспитывают чувство гордости за свой край и появляются поисково-
исследовательские работы учащихся.
Тексты о родном крае обогащают словарь учащихся, развивают речь. Дети охотно
пишут творческие сочинения, тесно связанные с жизнью. Результаты наших
исследований мы представляем на районных краеведческих конференциях. И
каждый год мы возвращаемся оттуда с грамотами. Это подтверждает успешность
нашей поисковой работ
А
основной
задачей
работы
с
одарёнными
детьми
,
я
считаю
,
является
создание
условий
для
развития
и
реализации
их
способностей
,
Поэтому
в
качестве
приоритетных
целей
обучения
выделяю
следующие
:
-
обеспечение
подготовки
высокого
уровня
предметной
и
речевых
компетентностей
у
учащихся
в
соответствии
с
их
индивидуальными
потребностями
и
склонностями
;
-
развитие
духовно
-
нравственных
основ
личности
одаренного
ребенка
-
развитие
индивидуальности
одаренного
ребенка
.
Используя различные
методы
и
формы
работы
с
одарёнными
детьми
,
стараюсь
помочь
в
решении
его
проблем
,
так
как
они
являются
важным
фактором
его
успешности
в
формировании
учебных
компетенций
,
развитии
его
познавательных
способностей
и
личностных
качеств
.
Именно
поэтому
при
выборе
технологии
работы
с
классом
,
в
котором
есть
одарённые
дети
,
безусловно
,
останавливаюсь
на
тех
задачах
учебной
деятельности
,
которые
основаны
на
идеях
личностно
-
ориентированного
образования
.
Образовательные
технологии
,
применяемые
мной
на
практике
:
технология
развития
критического
мышления
;
проектный
метод
обучения
;
исследовательские
методы
обучения
.
Каждый
учитель
знает
,
как
труден
путь
духовного
восхождения
ребёнка
,
как
непросто
развивается
их
чувство
прекрасного
,
раскрепощается
творческий
потенциал
.
С
5
класса
совершаем с детьми экскурсии по родному краю.
Таловский край..Чарующая
красота
его
степей,
его
трудовая
и
героическая
история
всегда
будут
неисчерпаемым
источником
вдохновения
творческих
людей.
Сколько
прекрасных поэтических образов рождено на нашей священной Таловской
земле! Поэты-земляки увидели великую красоту там, где мы не видели её
несколько минут назад, открыли для нас мир природы через мир поэзии.
Общаясь
с
ними,
дети
учатся
слушать
,воспринимать
правильную
речь
,
говорить о лирике бережно, трепетно, стремятся сердцем и умом ощутить
прекрасный мир поэзии.
Экскурсии не проходят бесследно. Дети охотно
пишут
творческие
сочинения,
тесно
связанные
с
жизнью.
Работа
с
л и те р а т у р н о - к р а е в ед ч е с к и м
м а те р и а л о м
д а ё т
п р о с то р
и
исследовательской
работе
.
И
с
каждой
работой
они
приобретают
неоценимый
опыт
.
Основную
цель
исследовательской
деятельности
учащихся
я
вижу
в
том
,
чтобы
формировать
культуру
мышления
,
т
.
е
.
способность
обучающихся
из
потока
информации
выделять
главное
,
описывать
их
аналитически
и
критически
оценивать
,
обоснованно
анализировать
источники
,
применять
свои
знания
и
ценностные
суждения
в
новой
ситуации
,
аргументировать
личные
взгляды
.
У
ребят
формируется
культура
письменной
и
устной
речи
,
нестандартное
мышление
,
что
так
же
играет
большую
роль
при
выполнении
олимпиадных
заданий
.
По
-
моему
,
т а к ж е важнейшей
формой
работы
с
одаренными
учащимися
являются
и
олимпиады
.
Подготовка
к
решению
олимпиадных
заданий
проводится
в
группах
и
индивидуально
.
Большая
роль
отводится
самостоятельной
работе
учеников
,
поиску
необходимой
информации
в
разных
источниках
.
Ребята
пробуют
свои
силы
на
олимпиадах
разного
уровня
–
школьном
,
муниципальном
,
региональном
.
Разрабатывать
комплекты
заданий
для
олимпиады
–
это
очень
сложно
,
но
…
невероятно
интересно
!
Предложенные
вопросы
должны
быть
оригинальными
- это
одно
из
требований
к
заданиям
.
Критерии
,
которым
должны
соответствовать
задания
:
-
эвристический
характер
:
участнику
олимпиады
должно
быть
интересно
решить
конкретную
задачу
и
совершить
маленькое
научное
открытие
для
себя
;
-
доступность
:
формулировка
задания
должна
быть
понятна
учащемуся
данного
класса
;
если
для
задачи
требуется
введение
новых
научных
терминов
(
не
включённых
в
школьную
программу
),
необходимо
дать
их
толкование
;
-
однозначность
:
задание
должно
иметь
единственно
верный
ответ
,
;
если
задача
предполагает
поиск
нескольких
вариантов
ответа
или
аргументацию
разных
точек
зрения
на
поставленный
вопрос
,
необходимо
дать
на
это
указание
в
формулировке
задания
;
-
уникальность
:
задания
школьного
этапа
Олимпиады
должны
быть
новыми
,
уникальными
,
не
повторяющими
материалы
различных
сборников
задач
или
вопросы
прошлых
лет
;
-
соответствие
вопроса
,
ответа
и
критериев
оценивания
:
в
критериях
оценивания
должны
быть
учтены
баллы
за
все
поставленные
в
задании
вопросы
Я думаю, олимпиада -
это
не
контрольная
работа
»
по
русскому
языку
.
Поэтому
никаких
усложненных
диктантов
,
никаких
изложени
й
или
сочинени
й
на
заданную
тему
.
Суть
в
лингвистической
одаренности
подростка
,
в
его
свободном
владении
родным
словом
,
в
умении
выразить
свою
любовь
к
его
смысловым
и
художественным
богатствам
»
Задания
олимпиад
должны
воплощать
принцип
проблемного
обучения
.
Из
года
в
год
совершенствуются
задания
олимпиад
.
А в чём их
прелесть?
От
самых
первых
олимпиад
сохраняется
творческий
дух
,
живая
заинтересованность
и
организаторов
,
и
участников
,
активность
и
молодой
задор
,
когда
научная
познавательность
соединяется
с
весельем
и
остроумием
и
в
целом
создает
атмосферу
настоящего
Праздника
русского
Слова
».
Итак
,
одаренные
д е т и
–
интеллектуальный
творческий
потенциал
любой
страны
,
.
Чем
раньше
учитель
обнаружит
незаурядные
способности
в
своих
учениках
и
сумеет
создать
для
них
условия
для
обучения
,
тем
больше
надежд
на
то
,
что
в
будущем
эти
дети
составят
гордость
и
славу
своего
Отечества
.