Напоминание

"Книжки - малышки" по теме произведений А.Барто


Автор: Горбунова Татьяна Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Умка"
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск
Наименование материала: Проект
Тема: "Книжки - малышки" по теме произведений А.Барто
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Книжки - малышки»

по теме произведений А.Барто

Подготовили: Горбунова Т.А.

воспитатель 1 младшей группы

Актуальность:

Дети очень любят слушать, как им читают сказки, стихи, рассматривать иллюстрации, а в

старшем

возрасте

сами

читать

книги.

Главная

задача

знакомства

детей

дошкольного

возраста с художественной литературой – это воспитание интереса и любви к книге,

стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст.

С. Маршак говорил, что «есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант

он спрятан в каждом, его надо открыть, вырастить и воспитать. Ребенок, приученный к

книге,

обладает

бесценным

даром

легко

входить

в

содержание

услышанного

или

прочитанного и проживать его».

Книга

вводит

ребенка

в

мир

человеческих

чувств:

радостей,

страданий,

отношений,

побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга раскрывает человеческие и духовные

ценности.

Книга,

прочитанная

в

детстве,

оставляет

более

сильный

след,

чем

книга,

почитанная в зрелом возрасте.

Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое носит в себе книга, то наслаждение,

которое доставляет погружение в чтение.

Процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности.

Ребенок

дошкольного

возраста

является

своеобразным

читателем.

Он

воспринимает

литературу на слух, и так длится до тех пор, пока он сам не научится читать.

С ранних лет надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности,

правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной

полке, запоминать название, автора.

Детская литература появилась сравнительно недавно. До середины XVII в. дети читали

примерно то же, что и родители. Например, в XVII в. детей привлекали басни Эзопа. В

1658 г. чешский педагог Я.А. Коменский опубликовал первую книгу с картинками для

детей «Мир чувственных вещей в картинках». Но в основном круг детского чтения

сводился к Библии.

И только в 19 веке они смогли читать специально для них написанные произведения, в

частности — сказки братьев Гримм и Г.Х. Андерсена, который внес свой вклад в создание

детской книги.

В России созданию детской литературы тоже уделялось немалое внимание. Известно, что

еще в 17 веке иеромонах Савватий писал стихи специально для детей, а в 18-19 веках

детские произведения создавали С. Аксаков, А. Шишков, А. Погорельский и другие. Тогда

же начали появляться и первые детские журналы. И, конечно же, советские детские

писатели и поэты — А. Гайдар, Н. Носов, А. Барто, К. Чуковский, В. Бианки, Б. Заходер,

Э. Успенский и многие другие.

В нашем детском саду по инициативе воспитателей и родителей 1 младшей группы №2

организована неделя «Детской книги» и проект «Книжки – малышки». В рамках проекта

неделя детской книги в нашем саду - это каждый день новая встреча, новый герой, новая

сказка, новые детские стихи.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы научить ребёнка любить литературу,

потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок

должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события,

страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром

легко

«входить»

в

содержание

услышанного

или

прочитанного.

Малыш

рисует

в

воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и

осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит

ребёнка

в

мир

человеческих

чувств,

радостей

и

страданий,

отношений,

побуждений,

мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать

его, воспитывает человечность.

Наша

задача

-

открыть

ребёнку

то

необыкновенное,

что

несёт

в

себе

книга,

то

наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

Срок реализации: краткосрочный – 2 недели

Вид проекта: творческий.

Тип проекта: игровой, эстетический.

Взаимодействие: воспитатели, дети 2-3 лет, родители.

Проблема: для чего нужна книга? Как самим сделать книжку-малышку?

Цель проекта: воспитание любви и бережного отношения к книге; развитие свободной

творческой личности ребенка; способствование сотворчеству детей и взрослых.

Задачи:

1. Формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные

произведения.

2. Обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для

понимания книг.

3. Помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении.

4. Помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;

5. Поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность,

возникающие у ребёнка при восприятии книги и изготовлении книги с помощью

взрослого;

6. Помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с

помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации.

Планируемый результат:

1. Поднятие интереса к художественной литературе; понимание важности книги в жизни

человека; получение положительного эмоционального отклика от общения с книгой;

повышение самооценки детей, гордости за свой труд, развитие речи детей в процессе

работы по изготовлению книги.

2. Создание выставки «Книжек-малышек» с привлечением родителей и детей.

3. Пополнение литературного уголка группы.

4. Консультации для педагогов и родителей.

Этапы проекта «Книжки-малышки»

I. Подготовительный этап

Цель – определение задач, определение содержания литературного уголка группы.

В начале работы коллектив (дети, воспитатели, родители) 1 младшей группы определили

тему проекта, подобрали материал, выбрали место для размещения.

Включает:

- повышение уровня профессиональной компетентности;

- определение объема материала, который будет адресован детям.

Реализация:

Деятельность педагога:

- Выставка любимых книг.

- Введение в проблему, постановка целей и задач.

- Сбор и анализ информации по данной проблеме.

- Изучение специализированной литературы.

- Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей.

- Проведение консультаций для педагогов и родителей.

Деятельность детей:

- Осознают и личностно воспринимают проблему.

- Принимают задачи проекта.

Деятельность родителей:

- Чтение стихов А.Барто.

- Создание буклета «Книжка-малышка»

- Ремонт книг дома.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной

литературе играет уголок книги. Специально выделенное и оформленное место в группе,

где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно

рассмотреть. Здесь ребёнок видит книгу не в руках воспитателя, а остаётся с ней один на

один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, ребёнок

приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические

способы передачи литературного содержания. Только в уголке книги воспитатель имеет

возможность привить детям навыки культуры общения и общения с книгой. Любовное,

бережное отношение к книге - одно из важных качеств культуры чтения, без которого

немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется вместе,

отведённом для чтения.

II. Практический этап (или этап реализации проекта)

Цель – знакомство с литературными произведениями; умение детей свободно

комбинировать элементы сюжета литературного произведения в непривычной и

неожиданной ситуации.

Задачи:

-

Способствовать познавательной активности ребенка, развитию творчества, исследования

и экспериментирования.

-

Развитие мелкой и крупной моторики, сенсорного восприятия.

-

Способствовать социально – эмоциональному развитию, представлений об окружающем

мире.

-

Способствовать художественно-эстетическому развитию.

Включает:

- группировка материала,

- составление плана,

- оформление книжек-малышек.

Реализация:

Деятельность педагога:

1. Перспективное планирование совместной и самостоятельной деятельности.

2. Проведение познавательных, художественно-эстетических занятий, чтение

художественной литературы, проведение ролевых и дидактических игр, использование

стихов и потешек в режимных моментах.

Деятельность детей:

- Выполняют необходимые задания и действия.

Деятельность родителей:

- Изготовление книжек-малышек вместе с ребенком.

Перспективное планирование совместной и самостоятельной деятельности с детьми

и родителями в ходе проекта

Задачи

Виды деятельности

Материал

1

Поддерживать стойкий

интерес к знакомым

сказкам, стихотворениям;

учить сопереживать героям

произведения. Воспитывать

любовь к чтению,

формировать навыки

бережного обращения с

книгами.

Беседа с детьми, о детской

книге на занятии по

ознакомлению с

художественной

литературой

Конспект

(приложение)

2

Воспитывать интерес к

художественной

литературе, развивать

способность к целостному

восприятию произведений

разных жанров, обеспечить

усвоение содержания

произведений и

эмоциональную

отзывчивость на него

Чтение детских рассказов,

стихов в группе и дома

Список для

чтения

художественных

произведений по

программе

(приложение)

3

Формировать

положительное отношение

к поэзии. Вызывать

желание выразительно

рассказывать наизусть

знакомые стихотворения

НОД с детьми младшего

дошкольного возраста

«Знакомство со стихами

Агнии Барто из цикла

«Игрушки»

Конспект

(приложение)

4

Развитие умения детей

строить элементарную

композицию. Вызвать у

детей интерес к рисованию

по мотивам стихов А.Барто

НОД по художественно-

эстетическому развитию

«Рисование героев

любимых стихов А.Барто»

Конспект

(приложение)

5

Получение положительного

эмоционального отклика от

общения с книгой;

повышение самооценки

детей, гордости за свой

труд, развитие речи детей в

Изготовление дома

книжек- малышек по

любимым сказкам

Брошюра для

родителей в

помощь

(приложение)

процессе работы по

изготовлению книги

6

Поднять интерес к

художественной

литературе; понимание

важности книги в жизни

человека

Пополнение

литературного уголка

группы, выставка

«Любимая книжка

малышей»

Выставка

фотоматериал

7

Приобщение родителей к

развитию у детей интереса

к книгам и чтению

художественной

литературы.

Информация для

педагогов «Рекомендации

по воспитанию любви и

интереса к книге».

Консультация для

родителей: «Ребёнок и

книга»

Методический

материал

(приложение)

Консультация

(приложение)

8

Закреплять и развивать

устойчивый интерес к

книге, воспитывать любовь

к художественному слову.

Развлечение с детьми и

родителями «Книжка-

малышка»

Конспект

(приложение)

III. Обобщающий этап

Цель – подведение итогов, определение перспектив.

В ходе реализации совместного проекта «Книжки-малышки» достигнуты

определённые результаты:

1. Развитие интереса к художественной литературе; понимание важности книги в жизни

человека; получение положительного эмоционального отклика от общения с книгой;

повышение самооценки детей, гордости за свой труд, развитие речи детей в процессе

работы по изготовлению книги.

2. Создана выставка «Книжек-малышек» на тему «Стихи А.Барто»

3. Пополнение литературного уголка группы.

4. Разработаны консультации для педагогов и родителей.

5. Развлечение с детьми и родителями «Книжка-малышка»

Условия реализации проекта:

- интерес детей и родителей, через создание «Книжек-малышек»;

- материальное обеспечение проекта (цветная бумага, картон, клей, вырезки из журналов,

и т.д.);

- методические разработки;

- взаимодействие с родителями (законными представителями) детей группы.

Распространение проекта: проект можно использовать в любой возрастной группе

детского сада (согласно задачам по речевому развитию ООП ДО), в кружковой работе, для

детей в группах кратковременного пребывания детей.

В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры,

продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями,

эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы очень

надеемся, что проводимая нами работа поможет детям полюбить книгу, привьет детям

желание читать и самим изготавливать книжки и сочинять истории.

Что же «хорошего» в самодельной книге?

1. Самодельная книга — это продукт творческих усилий ребенка, призванный

воспитывать уважение к своему и чужому творчеству.

2. Самодельная книга — это прекрасный повод для общения детей и взрослых, создания

вместе чего-то умного, красивого и полезного.

3. В процессе изготовления книги развивается речь ребенка, творческое мышление и

мелкая моторика рук.

В рамках проекта в нашей группе мы с детьми сделали коллективную аппликацию «Мои

любимые игрушки» (по книге А.Л. Барто «Игрушки») Также на отдельном стенде были

представлены книжки - малышки, сделанные дома с родителями по этой же книге,

методическая литература для занятий, дидактические игры.

В результате проведенной работы дети познакомились с творчеством Агнии Барто;

научились ремонтировать книги; вместе с родителями изготовили книжки- малышки;

родители познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению. Все получили

удовольствие от встречи с прекрасным.

Список литературы

1. ООП ДОУ

2. Вербенец А. М. Методический комплект программы «Детство». Образовательная

область «Художественное творчество». М. : Творческий центр СФЕРА, 2012.

3. Дергунская В. А. Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников.

М. : Центр педагогического образования, 2013.

4. Комарова Т. С. Художественное творчество. Система работы во второй младшей группе

детского сада. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. М. :

Творческий центр СФЕРА, 2009.

6. Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у

детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л.Н. Венгер, О.М.

Дьяченко, Р.И. Бардина, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – 2-е изд. – М.:

Просвещение, 1994. – 96с.

7. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи:

Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 288с.

Приложение

Конспект беседы

По ознакомлению с художественной литературой

Программное содержание:

1. Поддерживать стойкий интерес к знакомым сказкам, стихотворениям; учить

сопереживать героям произведения.

2. Учить разгадывать загадки. Продолжать расширять и активизировать словарный запас

детей.

3. Пробуждать интерес к театрально - игровой деятельности.

4. Воспитывать любовь к чтению, формировать навыки бережного обращения с книгами.

Предварительная работа:

Рассказывание сказок. Показ иллюстраций к сказкам, рассматривание их в книгах.

Разучивание стихотворений А. Барто. Приготовление материала для показа сказки-

драматизации (изготовление шапочек). Фотографирование детей во время чтения книг, игр

в театральном уголке и др.

Ход:

Воспитатель накидывает себе на плечи платок и «превращается» в Бабушку-рассказушку:

-Сядем рядком, поиграем ладком

Приготовим ушки, глазки

Начинаем нашу сказку…

- Ой, а кто это к нам пришел? (в руках у воспитателя появляется Колобок).

- Колобок!

- Ребята, а какой Колобок по настроению?

- Он грустный.

- Почему? Давайте его спросим.

- Я катился по дорожке, катился и заблудился.

- Что же делать? Ребята, а где живет Колобок?

- В сказке.

- А где живут сказки?

- В книжках.

- Может, мы поможем Колобку найти его сказку?

- Поможем!

- Тогда отправляемся в книжное царство, сказочное государство, а в помощь себе возьмем

Солнышко.

Физминутка:

Встало утром Солнышко (потягиваемся)

И гулять отправилось (ходьба на месте)

И на нашей улице

Все ему понравилось (наклоны головы вправо-влево)

Побежало Солнышко

Золотой дорожкой (бег по кругу)

И попало Солнышко

Прямо к нам в окошко (складываем руки в «окошко»)

Вместе мы отправимся

С Солнцем в дальний путь (ходьба по кругу)

Приласкает солнышко

Сразу всех вокруг (поглаживаем друг друга по голове)

-Ребята, посмотрите, где мы?

-В книжном государстве.

- Ку-ка-ре-ку! (воспитатель надевает шапочку- гребешок и «превращается» в Петушка).

Здравствуйте, ребята, зачем пришли в наше сказочное царство, книжное государство?

- Найти сказку Колобка, он заблудился.

- Дело хорошее, но просто так я вас впустить не могу, вы должны выполнить мои задания,

справитесь? (ответы детей)

- Вы сказки сами-то знаете? (дети называют знакомые сказки)

- А угадаете ли вы сказки по картинкам?

Игра «Угадай сказку по картинке»

- А сейчас, мои ребятки, отгадайте вы загадки!

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился (колобок)

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Лечит маленьких детей

Лечит птичек и зверей

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор (Айболит)

-А вы знаете, что в книжном царстве не только сказки живут, но и стихи. Вот посмотрите,

какой у меня красивый мешочек. В нем живут игрушки из стихов А. Барто

Игра «Чудесный мешочек»

Дети достают игрушку и читают про нее стихотворение (мишка, мячик, лошадка,

кораблик и др.)

- Ну молодцы! Вас можно впустить в наше сказочное царство, книжное государство,

проходите!

Физминутка:

По дорожке мы пойдем

Прямо в сказку попадем

Через ямку прыг-прыг

Через кочку скок-скок

Бух, упали, куда-же мы попали?

- Ребята, посмотрите

На полянке дом стоит

Но, а к дому путь закрыт…

Мы ворота открываем

Всех вас в гости приглашаем!

Стол стоит на толстой ножке,

Рядом стульчик у окошка,

Два бочонка под столом…

Вот какой мы видим дом.

- Ребята, кто живет в домике?

- Дед и бабка!

Колобок: «Вот мой дом! Вот моя сказка! Ребята, спасибо вам! »

- Ребята, посмотрите, какой Колобок стал по настроению?

- Веселый!

Воспитатель рассматривает книжку:

- Ой, я поняла, почему Колобок заблудился. Книжка, в которой он жил, порвалась. Что же

делать?

- Отремонтировать, подклеить! (подклеиваем книжку)

-Ну вот, теперь все в порядке, Колобок не заблудится, какие мы молодцы! Но если мы с

вами находимся в книжном государстве, может покажем сказку?

Драматизация сказки «Колобок»

- Ну а нам с вами пора возвращаться в садик.

Раз, два, три, сказка, в садик нас верни!

-Давайте вспомним, где мы были, что делали? (беседа)

Приложение

Консультация для родителей.

«Ребенок и книга»

Описание: данный материал будет интересен педагогам для проведения консультаций и работы

с родителями.

Цель: Приобщение родителей к развитию у детей интереса к книгам и чтению

художественной литературы.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое книга? Значимость чтения для

ребенка.

2. Рекомендации по приобретению

литературы.

3. Советы для родителей.

Книга – это неотъемлемая часть

воспитания ребенка. С ее помощью он

сможет найти ответы на интересующие его

вопросы, познавать мир и самого себя,

переживать истории героев, фантазировать

развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Книга - это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый

день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает

множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему

для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые

знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей , а также

из книг.

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру

телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность

должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение

вещей.

С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень

важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и

девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает

богатый словарный запас.

Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.

Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную

функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой

книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.

Рекомендации по приобретению литературы:

1. Дети 2-3 лет любят книги с крупными картинками, любят их

рассматривать. Тут на помощь приходят русские народные сказки: «Репка», «Колобок»,

«Курочка-Ряба», «Теремок». Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем

чтение. Поэтому рассказывайте ему сказки своими словами и одновременно

рассматривайте картинки к книжке.

На третьем году жизни словарный запас быстро увеличивается, и ребенку можно уже

читать стихотворения. Познакомьте с творчеством А. Барто, З. Александровой.

2. У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет

развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать

внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты

русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений. В этом

возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими

народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.

3. Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё

еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить

с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова. Детям 6-7 лет

следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок,

сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца.

Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте

внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.

Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.

Советы для родителей.

• Чаще говорите о ценности книги;

• Воспитывайте бережное отношение к книге,

демонстрируя книжные реликвии своей семьи;

• Вы главный пример для ребенка, и если

хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит,

стоит тоже некоторое время проводить с

книгой;

• Посещайте вместе библиотеку, книжные

магазины;

• Покупайте книги яркие по оформлению и

интересные по содержанию;

• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не

заостряйте внимание;

• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;

• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;

• Чаще устраивайте семейные чтения.

Желаем успехов!



В раздел образования