Автор: Сергеева Елена Романовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №94 г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование книжной культуры у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Формирование книжной культуры у детей дошкольного возраста
В
настоящее
время,
повышается
актуальность
проблемы
развития
речи,
с
внедрением
в
общество
информационных
технологий
происходит
снижение
читательской активности народа. Исходя из, всероссийского опроса, проведенного
в
мае
2014года,
была
выявлена
тенденция
значительного
снижения
уровня
читательской культуры у народа, в связи с глубоким внедрением компьютерной
техники.
А также в одном из главных нормативных актов дошкольного образования, ФГОС
дошкольного образования, одной из пяти образовательных областей в развитии
ребёнка, выделяется речевое развитие, которое включает в себя: владение речью,
как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; знакомство с
книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы и др. А также в соответствии со «Стратегией развития
воспитания в РФ» (от 29.05.2015г. № 996-р, до 2025г.), одним из приоритетных
положений в области развития образования, выделено формирование уважения к
русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся
основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального
самоопределения,
в
том
числе
в
качестве
одного
из
основных
направлений,
отражённых в Программе является взаимодействие с родителями по формированию
книжной культуры у детей дошкольного возраста.
Проблемой
формирования
книжной
культуры
у
детей
дошкольного
возраста
занимались
выдающиеся
педагоги,
такие
как
Л.С.Выготский,
Е.И.Тихеева,
К.Д.Ушинский
и
т.д.
А
также
методическая
работа
по
развитию
речи
детей
дошкольного возраста представлена в пособии М.М. Алексеевой - В.И. Яшиной «
по развитию речи и обучению русскому языку дошкольников».
В качестве составляющих педагогической и организационной деятельности по
формированию книжной культуры были выделены: создание речевой развивающей
среды
как
системы
материальных
объектов
и
системы
партнёрского
взаимодействия
по
развитию
речи;
вторым
условием
стало
повышение
профессиональной компетентности по формированию книжной культуры у детей
дошкольного возраста, как целенаправленной деятельности по овладению новыми
педагогическими ценностями и современными технологиями в области речевого
развития, а также проведение работы с родителями по формированию книжной
культуры, через непосредственное и опосредованное взаимодействие в речевом
развитии детей дошкольного возраста. Также на формирование книжной культуры
влияет организация сюжетно-ролевой игры.
В качестве аналитической базы были использованы: оценка речевой развивающей
среды, взятой из методики М.М.Алексеевой – В.И.Яшиной, проведена диагностика
профессионального
мастерства
педагога
ДОУ,
посредством
заполнения
специальной диагностической карты, а также проведено анкетирование родителей
по формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста.
В помощь был разработан следующий материал: для педагогов - методическое
пособие
для
информационного
стенда
по
организации
сюжетно-ролевой
игры,
способствующей формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста,
который
включает
в
себя
как
теоретическую
часть
по
её
организации,
так
и
практическую
часть,
заключающуюся
в
тематическом
планировании
сюжетно-
ролевых
игр
в
старшем
дошкольном
возрасте
(с
сентября
по
май),
проведён
круглый стол по организации сюжетно-ролевых игр, с целью активизации знаний
педагога по формированию книжной культуры, через сюжетно-ролевые игры, также
были
подобраны
формы
по
повышению
профессиональной
компетентности
педагога, в том числе и по формированию книжной культуры у детей дошкольного
возраста. В помощь родителям же был разработан информационный стенд в форме
набора сюжетно-ролевых игр, в которые могут играть дети дома, чем в свою
очередь
повышают
социальный
опыт
и
речевое
развитие,
а
также
подобраны
традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОО с родителями, в том
числе по формированию книжной культуры детей дошкольного возраста, а также
представлены
формы
вовлечения
родителей
в
деятельность
ДОО
в
речевом
развитии детей.