Напоминание

"Формирование книжной культуры у детей дошкольного возраста"


Автор: Сергеева Елена Романовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №94 г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование книжной культуры у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование книжной культуры у детей дошкольного возраста

В

настоящее

время,

повышается

актуальность

проблемы

развития

речи,

с

внедрением

в

общество

информационных

технологий

происходит

снижение

читательской активности народа. Исходя из, всероссийского опроса, проведенного

в

мае

2014года,

была

выявлена

тенденция

значительного

снижения

уровня

читательской культуры у народа, в связи с глубоким внедрением компьютерной

техники.

А также в одном из главных нормативных актов дошкольного образования, ФГОС

дошкольного образования, одной из пяти образовательных областей в развитии

ребёнка, выделяется речевое развитие, которое включает в себя: владение речью,

как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; знакомство с

книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных

жанров детской литературы и др. А также в соответствии со «Стратегией развития

воспитания в РФ» (от 29.05.2015г. № 996-р, до 2025г.), одним из приоритетных

положений в области развития образования, выделено формирование уважения к

русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся

основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального

самоопределения,

в

том

числе

в

качестве

одного

из

основных

направлений,

отражённых в Программе является взаимодействие с родителями по формированию

книжной культуры у детей дошкольного возраста.

Проблемой

формирования

книжной

культуры

у

детей

дошкольного

возраста

занимались

выдающиеся

педагоги,

такие

как

Л.С.Выготский,

Е.И.Тихеева,

К.Д.Ушинский

и

т.д.

А

также

методическая

работа

по

развитию

речи

детей

дошкольного возраста представлена в пособии М.М. Алексеевой - В.И. Яшиной «

по развитию речи и обучению русскому языку дошкольников».

В качестве составляющих педагогической и организационной деятельности по

формированию книжной культуры были выделены: создание речевой развивающей

среды

как

системы

материальных

объектов

и

системы

партнёрского

взаимодействия

по

развитию

речи;

вторым

условием

стало

повышение

профессиональной компетентности по формированию книжной культуры у детей

дошкольного возраста, как целенаправленной деятельности по овладению новыми

педагогическими ценностями и современными технологиями в области речевого

развития, а также проведение работы с родителями по формированию книжной

культуры, через непосредственное и опосредованное взаимодействие в речевом

развитии детей дошкольного возраста. Также на формирование книжной культуры

влияет организация сюжетно-ролевой игры.

В качестве аналитической базы были использованы: оценка речевой развивающей

среды, взятой из методики М.М.Алексеевой – В.И.Яшиной, проведена диагностика

профессионального

мастерства

педагога

ДОУ,

посредством

заполнения

специальной диагностической карты, а также проведено анкетирование родителей

по формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста.

В помощь был разработан следующий материал: для педагогов - методическое

пособие

для

информационного

стенда

по

организации

сюжетно-ролевой

игры,

способствующей формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста,

который

включает

в

себя

как

теоретическую

часть

по

её

организации,

так

и

практическую

часть,

заключающуюся

в

тематическом

планировании

сюжетно-

ролевых

игр

в

старшем

дошкольном

возрасте

сентября

по

май),

проведён

круглый стол по организации сюжетно-ролевых игр, с целью активизации знаний

педагога по формированию книжной культуры, через сюжетно-ролевые игры, также

были

подобраны

формы

по

повышению

профессиональной

компетентности

педагога, в том числе и по формированию книжной культуры у детей дошкольного

возраста. В помощь родителям же был разработан информационный стенд в форме

набора сюжетно-ролевых игр, в которые могут играть дети дома, чем в свою

очередь

повышают

социальный

опыт

и

речевое

развитие,

а

также

подобраны

традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОО с родителями, в том

числе по формированию книжной культуры детей дошкольного возраста, а также

представлены

формы

вовлечения

родителей

в

деятельность

ДОО

в

речевом

развитии детей.



В раздел образования