Автор: Тропина Людмила Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №902 "Диалог" дошкольное отделение здание№8 группа №5
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Презентация
Тема: Опыт проектной деятельности по теме " Быт и народные промыслы древней Руси"
Раздел: дошкольное образование
Презентацию подготовила и провела
воспитатель группы№5 здания №8
ГБОУ Школа №902 «Диалог»
Тропина Л.В
.
В своей работе по совместной деятельности с детишками я приглядываюсь,
что их интересует, увлекает, бывает, что отступаю от намеченного плана….
Так, работая над проектом ,,Я люблю свою Москву”я заметила, что ребят
увлекла та эпоха, быт того времени, когда зарождалась Москва. Они узнали и
были очень удивлены, что городом на Руси изначально называли небольшую
деревушку-крепость, состоящую из 5-6деревянных домов вокруг церкви и
обнесённую деревянными кольями.
Вместе мы создали
картину ,,Москва деревянная”
Детей интересовало всё: как жили, одевались, какими были дома, посуда,
одежда, игрушки, в какие игры играли дети …
Наш музыкальный руководитель Игошина Е.А. познакомила ребят с русскими
народными фольклором, рассказала им про народные ярмарки, которые часто
устраивались на Руси, показала народные инструменты, разучила с ними
песенки - зазывалочки, частушки, хороводы, народные танцы.
В группе ещё раз уточнили, что на ярмарке продавались предметы народных
промыслом, то, что сделано было руками русских умельцев: игрушки-забавы,
расписная посуда, платки, различные предметы обихода…
После этого было принято решение привлечь родителей детей, попросить их
помочь нам создать в группе уголок русского быта и народных промыслов:
1.
Принести что-то старинное (полотенце, салфетку, игрушку, кухонную утварь);
2.
Вышить что-то в русском стиле;
3.
Сделать поделку.
Так и появился этот проект под интересным названием
,,Знакомство с бытом на Руси посредством народной игрушки”.
Работу по декаративно-прикладному искусству я уже проводила с
бывшими выпускниками, начиная со средней группы
,,Филимоновские свистульки и цветочки”
– средняя группа
В старшей группе мы уже выполняли
более сложные узоры на полосе и квадрате.
И , конечно же, лепили сами
свистульки из глины,
а потом расписывали их.
А вот в подготовительной группе детишек ждал сюрприз!
К нам в гости приехала мастерица из села Филимонова,
Дюшева Раиса Васильевна, заслуженная художница России,
которая и по сей день передаёт своё умение ученикам.
Она с собой привезла
много поделок, иллюстраций и
провела с детьми мастер-класс
по изготовлению игрушки.
Она рассказала о людях
Филимонова,о их любимом
увлечении –лепить и
расписывать, как добывается
глина, какая она должна быть,
какие используются цвета, узоры,
показала иллюстрации игрушек
последних выставок и сами
игрушки.
Дети очень внимательно наблюдали как она
лепила, объясняя каждое своё движение. А
потом сами с большим удовольствием стали
лепить.
С каждым проводилась индивидуальная
работа, никто не остался без внимания.
Во время работы Раиса Васильевна
читала ребятам сказку, сочинённую
в Филимоново.
И последний этап изготовление игрушки –
смачивание водой. Мастер-класс окончен.
Вот какие заготовки у нас вышли
Потом мы
как настоящие
филимоновские мастера,
довели свою работу до конца.
Получилась –
красота!!!
С этими деткими были проведены серии занятий по ознакомлению
с
голубой
Гжелью
Цель проекта.
Познакомить с изготовлением
русской народной игрушки разных промыслов. Дать
элементарные представления о быте древней Москвы,
Руси, России.
Задачи проекта.
Познакомить с историей русской народной
игрушки; углублять эстетические познания о народном декоративно-
прикладном искусстве; научить расписывать игрушки по образцам,
изготовлять по показу взрослого из различного материала. Развивать
художественный вкус; активизировать творческое воображение;
развивать графические умения, связанные с приемами декоративной
трактовки цветочного мотива . Познакомить с бытом на Руси,
рассказать и показать одежду, украшения того времени.
Воспитывать любовь к декоративно-прикладному искусству; интерес
к прошлому, чувство гордости за свою Родину, свой народ,
чувствовать себя его частичкой. Воспитывать уважение к традициям
русского народа, к его самобытности, к труду. Привлечь родителей к
созданию в группе уголка быта и народных промыслов древней
Москвы; попросить их, если у них дома что-то есть старинное,
принести для показа детям: или игрушку, или вышивку, или посуду….
В IX в. Русь для западных соседей стала известна как «страна городов». Возле
городских стен стали возникать промышленные предградья (посады), которые
населял всякий торговый и ремесленный люд. Среди народных умельцев особое
место принадлежало мастерам «потешных дел» - игрушечникам. Наиболее
характерными, подсказанными самой природой материалами, с которыми обычно
имели дело русские мастера – игрушечники, являются дерево и глина.
Народ был беден и его искусство было иным. Прикладное – к чему-либо
приложенное, оно одушевляло самые обычные бытовые предметы. Так что же
говорить об игрушках, само назначение которых – нести радость, веселье, тепло…
Самые доступные игрушки для простого люда были сделаны из тряпок, мха,
соломы(стрыгушки), и долго сохраняли отголоски древнейших представлений о
мире добра и зла. Так на Руси на тряпочных куклах не обозначено лицо, дабы злой
дух не вселился в неё и не нанёс урон ребёнку.
Создавая игрушки для детей, русские люди удовлетворяли извечное
человеческое стремление к художественному творчеству. Это древнейшее
искусство, в разных странах отражавшее национальные традиции народов, у нас
приобретало самые разнообразные формы. Игрушки любили на Руси, их делали с
любовью, бережно хранили в специальных корзинах, в украшенных ларчиках или
лубяных коробах, в многодетных крестьянских семьях они переходили от одних
детишек к другим.
Реализацию своего проекта я начала с ознакомления детей с филимоновской
игрушкой.Была проведена беседа с показом работ выпускников, иллюстрациями
из пособий и книг. Дети даже поиграли со свистулками – устроили небольшой
концерт. А в совместной деятельности с детьми были закреплены умения детей
создавать филимоновский узор на полосе, квадрате., лепить игрушку из глины и
расписывать её.
Попробовали расписывать
матрёшек, барышень.
Вместо соломы мы использовали
нитки - мулине и сделали много ярких
куколок – стрыганок.
А Катя с Алиной захотели ещё сделать
тем же способом кукол из тряпочек,
а потом с удовольствием играли в них,
сочиняя разные небылицы
Пока мы с детьми занимались продуктивной деятельностью, наши родители
принесли очень много ценных вещей для создания уголка быта и народных
промыслов: полотенец, игрушек, посуды, ложек.
А во время опроса выяснилось, что мама Оли Солониной профессионально
занимается реконструкцией именно древней Руси IX-XIвв., ведёт поиск и
реставрирует предметы старины. Вот, что она нам принесла:
пуговицы кольца обереги
Я решила познакомить детей с бытом Руси времён образования Москвы.
Для начала показала старинные вещи и объяснила их назначение.
Потом дала возможность детям рассмотреть, потрогать.
На себе
показала как
выглядели
женщины
того времени.
Поговорили о народных промыслах, рассмотрели принесённые
родителями предметы, потрогали их, рассказали о их назначении,
поиграли ещё раз
в игрушки-забавы:
свистульку-веснянку,
курочку с цыплятами,
куколку-качалку.
Создали уголок быта
Уголок народных промыслов
Мальчиков интересовал уголок быта, особенно шлем.
Девочек – уголок народных промыслов, всё хотелось потрогать.
Первые посетители –
родители и воспитатели.
Заходили к нам и выпускники.
Свой проект мы закончили музыкальным праздником,,Как на ярмарки весёлой”,
где потешали гостей плясками, частушками, водили хороводы
и, как положено на ярмарках, выторговали за свои поделки у гостей
конфеты, баранки, пряники, а в группе провели праздничное чаепитие.
И пусть пока не мастера,
но красоту создать умеем!
Мы приглашаем в гости к нам!
Вы заходите к нам смелее!
Расскажем Вам про быт Москвы,
про ярмарки, веселье…
Вас забавлять готовы мы
и показать своё умение…
Устроим мы Вам мастер-класс –
игрушку сделаем тот час.
А Вы не будьте к нам строги,
Мы Вас потешем от души!!!
МИЛОСТИ ПРИСИМ, ГОСТИ ДОРОГИЕ!!!
Приходите к нам скорей, мы покажем Вам музей!