Автор: Скрябина Татьяна Гаврильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 19
Населённый пункт: г. Якутск РС Я
Наименование материала: рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: Курс "Фильмография" как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника
Раздел: начальное образование
Скрябина Татьяна Гаврильевна
МОБУ СОШ № 19 г. Якутска РС (Я)
учитель начальных классов высшей категории
Курс «Фильмография» как средство
духовно-нравственного воспитания младшего школьника
В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет
многомерно-деятельностный
характер.
Младший
школьник
включён
в
различные
виды
социальной,
информационной,
коммуникативной
активности,
в
содержании
которых
присутствуют
разные,
нередко
противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
К сожалению, в настоящее время современные дети проводят много
времени
у
экранов
телевизоров,
смотрят
всё
подряд,
в
основном
это
зарубежные
мультфильмы
и
фильмы.
Дети
нередко
«застревают»
в
пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения,
индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою
собственную.
Исходя
из
вышесказанного,
считаю,
что
необходимо
обеспечивать
наполнение
всего
уклада
жизни
обучающегося
множеством
примеров
нравственного поведения, которые широко представлены в отечественном
кинематографе
и
духовно-нравственной
культуре
народов
Российской
Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках и легендах.
С этой целью в школе был создан внеурочный курс «Фильмография».
Данная рабочая программа разработана
для 1-4 классов в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования второго поколения и проводится в рамках
внеурочной деятельности.
Курс «Фильмография» имеет познавательно-практическую
направленность
и
преследует
решение
следующих
основных
задач:
овладение
умением
понимать
просмотренное,
затрагивает
проблемы
духовно- нравственного воспитания учащихся, учит различать добро и зло,
ценить дружбу и самому быть верным товарищем, воспитывает любовь к
Родине, родному краю. Всё это открывает для детей прекрасный мир кино,
учит их любить и чувствовать мир.
Отечественное
кино
-
это
звено,
связывающее
нас
с
прошлым
и
будущим, это путь к познанию вещей и явлений. Кино - это путь к открытию
мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости,
покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости. Открывая этот мир,
впитывая
опыт
поколений,
ребёнок
развивает
свой
мир
и
чувства,
вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя. Так
как
в
последнее
время
дети
стали
смотреть
всё
подряд,
необходимо
пробудить
в
них
интерес
к
отечественным
фильмам
и
мультфильмам,
нравственно-этическим ценностям, патриотизму и милосердию.
1
Цель
программы:
духовно-
нравственное
воспитание
личности
посредством отечественного кино.
Задачи:
- формирование активного зрителя;
- формирование гражданской позиции учащегося посредством кино;
- развивать стремление самостоятельно сосредоточить своё внимание
на фильме, чтобы проникнуть в его содержание;
-развивать
у
младших
школьников
способность
полноценно
воспринимать
художественные
фильмы,
чувствовать,
понимать
и
сопереживать героям, эмоционально откликаться на увиденное;
- учить различать различные жанры кино, формирование потребности и
мотива просмотра фильмов;
- приучать детей ориентироваться в выборе фильмов для просмотра,
формировать у ребёнка индивидуальный опыт самостоятельного поиска;
- развивать устную речь учащихся;
- развивать творческие способности каждого;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об
окружающем мире и природе.
В
содержании
курса
широко
представлены
примеры
духовной,
нравственной, ответственной жизни, как из прошлого, так и из настоящего, в
том
числе
получаемые
при
общении
обучающихся
с
людьми,
в
жизни
которых есть место духовному служению и моральному поступку.
Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно
противодействует
тем
образцам
циничного,
аморального,
откровенно
разрушительного
поведения,
которые
в
большом
количестве
и
привлекательной
форме
обрушивают
на
детское
сознание
компьютерные
игры, телевидение и другие источники информации.
В
формировании
ценностных
отношений
большую
роль
играет
диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями
(законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.
С этой целью предусмотрены групповые занятия, в которых происходит
обсуждение фильмов, рисование и лепка героев, инсценировки, кукольный
театр, создание мультфильмов и афиши фильма.
Методы обучения:
просмотры кинофильмов;
исследование;
проблемно-поисковые задания;
обсуждение в группах;
индивидуальные задания.
2
Дидактические принципы отбора детских кинофильмов:
доступность;
введение в мир кино;
знакомство с широким кругом детских фильмов и мультфильмов;
знакомство с классикой отечественного кинематографа;
нравственно-этическое развитие младших школьников.
Планируемые результаты:
Выработать у учащихся привычку, а затем потребность самостоятельно,
осмысленно
отбирать
и
систематически
просматривать
отечественные
фильмы и мультфильмы. Умение воспринимать кино, обсуждать и получать
эстетическое удовольствие от увиденного.
Содержание курса рассчитано на 34 часа в год (1 час в неделю).
Примерное содержание I года обучения:
Nп\
п
Дата
Тема занятия
1.
Из истории отечественного кинематографа
2.
Виды фильмов. Кино для детей.
3.
Мультипликационные фильмы.
4.
Профессия – аниматор.
5.
Как создаётся мультфильм.
6.
Просмотр
и
обсуждение
мультфильма
«Пластилиновая
ворона»
7.
Работа в группах. Лепка героев м/ф «Пластилиновая ворона»
8.
Просмотр и обсуждение мультфильма «38 попугаев»
9.
Просмотр и обсуждение мультфильма «Обезьянки»
10.
Просмотр
и
обсуждение
мультфильма
«Чебурашка
и
Крокодил Гена»
11.
Р а б о т а
в
г р у п п а х .
Р и с о в а н и е
« М о й
л ю б и м ы й
мультипликационный герой»
12.
Знакомство с мультсборником «Гора самоцветов»
13.
Просмотр и обсуждение мультфильмов из сборника «Гора
самоцветов»
14.
Весёлая карусель. Выпуски 1-10
15.
Просмотр и обсуждение мультсборника «Ну, погоди!»
16.
Просмотр
и
обсуждение
мультфильма
«Приключения
домовёнка Кузи»
17.
Про смот р
и
обсуждение
мультфильма
«Тро е
и з
Простоквашино».
18.
Работа в группах. Кукольный театр. Создание мультфильма.
19.
Работа в группах. Рисование. Создание мультфильма.
3
20.
Работа в группах. Лепка. Создание мультфильма.
21.
Популярные детские фильмы.
22.
Детские фильмы- сказки.
23.
Просмотр фильма «Буратино».
24.
Просмотр и обсуждение фильма «Буратино».
25.
Просмотр и обсуждение фильма «Про Красную шапочку».
26.
Просмотр фильма «Сказка о потерянном времени».
27.
Просмотр
и
обсуждение
фильма
«Сказка
о
потерянном
времени».
28.
Сказки А.С. Пушкина. Фильм «Сказка о царе Салтане».
29.
Просмотр и обсуждение сказки «Морозко»
30.
Детский
фильм
по
мотивам
произведений
Н.Носова
«Фантазёры».
31.
Доктор Айболит. Сборник мультфильмов.
32.
Популярные мультфильмы. «Маша и Медведь»
33.
Популярные мультфильмы. «Смешарики»
34.
Работа
в
группах.
Создание
афиши-рекламы
любимого
фильма.
4