Авторы: Доброва Нелли Марсовна, Кот Алена Сергеевна
Должность: заведующий кафедрой, преподаватель профессионального модуля
Учебное заведение: Фармацевтический филиал ГБПОУ "СОМК"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Симуляционные технологии – основа формирования профессиональных компетенций у выпускника колледжа
Раздел: среднее профессиональное
Симуляционные технологии – основа формирования
профессиональных компетенций у выпускника колледжа
Н.М. Доброва
Зав. кафедрой фармации
А.С. Кот
Преподаватель
профессионального модуля
Для
подготовки
специалистов
соответствующих
современным
требованиям необходимо приблизить образовательный процесс к будущей
профессии.
Моделирование
обстановки
рабочего
места
и
использование
симуляционных
технологий
являются
важным
звеном
в
формировании
профессиональных компетенций.
В Приказе Министерства здравоохранения РФ от 22 августа 2013 г.
N 585н. указано: «К участию в оказании медицинской помощи гражданам и к
фармацевтической
деятельности
допускаются
обучающиеся
успешно
прошедшие
необходимую
теоретическую
подготовку;
имеющие
практические навыки участия в оказании медицинской помощи гражданам, в
том
числе
приобретенные
на
моделях
(симуляторах)
профессиональной
деятельности, и (или) в фармацевтической деятельности».
Современные
тенденции
фармацевтического
образования
предлагают
использование
симуляционных
технологий,
позволяющие
достичь
максимальной степени реализма при имитации разнообразных ситуаций в
аптеке.
Преимущества симуляционных
технологий:
быстрое
вхождение
в
профессию
для
фармацевта,
безопасность
оказания
фармацевтических
деятельности для пациента, уменьшение числа профессиональных ошибок
для работодателя.
Внедрение симуляционных технологий достаточно сложный процесс, но в
то
же
время
является
самым
эффективным
по
созданию
условий
максимально приближенных к профессиональной деятельности фармацевта.
Рол ь
с и м ул я ц и о н н ы х
т ех н ол о ги й :
п о звол я ют
с ф о р м и р о в а т ь
профессиональные
компетенции,
обеспечивая
студентам
более
эффективный, плавный и безопасный переход к производственной практике и
будущей профессиональной деятельности.
Основные задачи симуляционного обучения: разработка и применение
моделей
и
сценариев
профессиональной
деятельности;
методическое
сопровождение
системы
обучения
и
оценки
компетентности
будущих
специалистов;
создание
условий
для
формирования
и
развития
общей
и
профессиональной компетентности специалистов.
Этапы
симуляционного
обучения:
лекционные
аудитории,
кабинеты
симуляционного обучения, базы производственной практики.
ПМ.01
«Реализация
лекарственных
средств
и
товаров
аптечного
ассортимента»
состоит
из МДК 01.01 Лекарствоведение и МДК 01. 02
Отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента. При
изучении
ПМ.01
на
практических
занятиях
преподаватели
модуля
используют симуляционные технологии.
В фармацевтическом филиале установлены
3 симуляционные зоны,
приобретены
благодаря
помощи
социальных
партнеров.
Витрины
оформляются преподавателями совместно со
студентами,
используется
компьютер, фискальный регистратор, установлена компьютерная программа
«Аптека Урала». Все это позволяет максимально смоделировать рабочую
обстановку в аптеке.
Этапы симуляционного обучения по ПМ.01:
1этап - практико-ориентированные задания;
2 этап - симуляция профессиональной деятельности;
3 этап - подведение итогов, анализ результатов.
На
практических
занятиях
по
ПМ.
01
студентам
предлагаются
практико-ориентированные задания по темам, имитирующие разнообразные
ситуации в аптеке.
Первый этап - раздаются практико-ориентированные задачи, студенты
подбирают лекарственные препараты в оригинальных упаковках для решения
конкретной
ситуации.
Студенты
работают
малыми
группами.
В
ходе
решения конкретной задачи задействованы различные виды симуляционного
обучения: деятельность, визуализация, прослушивание.
Преподавателями
модуля
созданы
информационные
материалы
для
работы на симуляционной зоне: матрица речевого модуля, алгоритм работы с
посетителем аптеки и этапы продажи лекарственных препаратов в аптеке,
карта общения с посетитлями аптеки.
Второй этап -
процесс симуляционного обучения, студенты выполняют
функцию фармацевта, роль посетителя аптеки выполняет преподаватель или
студент.
Важное условие: студенты должны максимально ощущать реальность
ситуации.
Третий
этап
–
подведение
итогов,
анализ
результатов.
Преподаватели
совме стно
со
студент ами
обсуждают
ре зульт аты
р е ш е н и я
практикоориентированной
задачи,
делают
замечания,
отмечают
ошибки.
Преподаватели
подводят
итог,
оценивают
уровень
сформированности
профессиональных компетенций.
Оцениваются:
ПК
1.2.
Отпускать
лекарственные
средства
населению,
в
том
числе
по
льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения;
ПК 1.4. Участвовать в оформлении торгового зала;
ПК 1.5. Информировать население, медицинских работников учреждений
здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.
Разработаны критерии оценивания работы на симуляционной зоне.
Использование
симуляционного
моделирования
должно
быть
направлено на интегрированное обучение, с этой целью при изучении ПМ.01
проводятся интегрированные занятия: по МДК 01.01 Лекарствоведение, тема
занятий
«Витамины», «Лекарственные
препараты,
влияющие
на
ЖКТ.
Лекарственное растительное сырье, регулирующее систему пищеварения»,
«Лекарственные
препараты,
влияющие
на
водно-солевой
обмен.
Лекарственно е
растительно е
сырье,
влия ющие
на
фу н к ц и ю
мочевыделительной
системы».
Для
таких
занятий
разработаны
практико-
ориентированные задачи по темам.
Практико-ориентированные задачи и алгоритмы актуализируются в связи с
изменением нормативной базы.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 31.08.2016 № 647н «Об
утверждении
Правил
надлежащей
аптечной
практики
лекарственных
препаратов для медицинского применения», вступившим в силу с 01.03.2017
г., внедрены в аптечные организации стандартные операционные процедуры
(СОП).
Социальные
партнеры
дают
нам
возможность
познакомиться
с
СОПами.
(ЕМУП
«Городская
центральная
аптека»,
ООО
«Витаминка»),
СОП «Порядок реализации лекарственных средств без рецепта врача».
В Приказе Минздрава РФ от 11.07.2017 г. № 403н указано:
При отпуске лекарственного препарата фармацевт информирует покупателя:
о режиме приема и дозах;
о правилах хранения в домашних условиях;
о взаимодействии с другими лекарственными препаратами.
Технологии
симуляционного
обучения
готовят
студентов
к
производственной
практике,
где
студент
наблюдает
и
участвует
в
проведении стандартной операционной процедуры продажи лекарственных
препаратов
безрецептурного
и
рецептурного
отпуска,
товаров
аптечного
ассортимента,
усваивает
приемы
общения
с
посетителями
в
процессе
продажи товаров.
Важной
стороной
в
организации
симуляционного
обучения
является
качественный
и
быстрый
обмен
информацией
между
преподавателями
и
работодателями. В
конце
учебного
года,
совместно
с
социальными
партнерами
проводятся
конференции
по
результатам
производственной
практики.
Симуляционное обучение требует от преподавателей высокого уровня
квалификации. Все преподаватели кафедры проходят стажировку в аптечных
организациях:
ГБУЗ СО ЦКСЛ, «Екатеринбургфарм», ООО «Витаминка»,
«Планета здоровья», Аптечная сеть «Живика»).
Преподаватели регулярно посещают конференции, семинары. Ежегодно
проводятся
тренинги
по
технике
продаж,
проводимые
социальными
партнерами. В 2017-2018 гг. проведен цикл тренингов по технике продаж, по
типам клиентов для студентов и преподавателей.
Результаты
использования
современных
симуляционных
технологий
можно проследить по итогам экзамена квалификационного по ПМ.01. При
ответе на профессиональную задачу используется симуляционная зона, это
позволяет достичь максимальной степени реализма при имитации ситуации в
аптеке.
Результаты использования современных симуляционных технологий можно
проследить
по
итогам
экзамена
квалификационного
по
ПМ.01. Уровень
сформированности профессиональных компетенций студентов на экзамене
квалификационном по ПМ.01 Реализация лекарственных средств и товаров
аптечного ассортимента. Результаты экзамена квалификационного стабильны,
прослеживается
положительная
динамика
уровня
сформированности
профессиональных компетенций.
Использование
симуляционных
технологий
спо собствуют:
формированию
общих и профессиональных компетенций необходимых для
осуществления практической деятельности, сокращению периода адаптации
молодого специалиста при «вхождении в практическую деятельность».
Симуляционное
обучение
предоставляет
возможность
каждому
обучающемуся осуществить профессиональную деятельность или ее элемент
в соответствии с профессиональными стандартами, а также показать высокие
результаты на процедуре прохождения первичной аккредитации специалиста.
В
2017-2018
учебном
году
проводилась
первичная
аккредитация
специалистов, 316 выпускников прошли процедуру первичной аккредитации,
все выпускники успешно прошли аккредитацию с первой попытки.
Список литературы:
1.
Булатов С. А. Перспективы использования симуляционных центров для
компетентностного подхода в подготовке специалистов для практического
здравоохранения //Виртуальные технологии в медицине. – 2015. – Т. 1. –
№. 9. – С. 13-14.
2.
Свистунова А.А., Горшков М.Д. Симуляционное обучение в медицине . -
М.: Издательство Первого МГМУ им. И.М. Сеченова,, 2015. - 288 с.
3.
Общероссийская
система
симуляционного
обучения,
тестирования
и аттестации в здравоохранении / Н. Б. Найговзина, В. Б. Филатов, М. Д.
Горшков [и др.] // Виртуальные технологии в медицине : науч.-практич.
журн. — 2015. — № 1 (9). — С. 8.
4.
Пахомова Ю. В. Роль симуляционных обучающих курсов в практической
подготовке медицинских кадров / Ю. В. Пахомова, И. О. Маринкин, Е. Г.
Кондюрина, Е. М. Яворский // Вузовская педагогика : материалы конф.
«Современные
аспекты
реализации
ФГОС
и ФГТ»,
Красноярск,
2015.
— Красноярск: Типография ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-
Ясенецкого, 2015. — С. 482–484.