Напоминание

Симуляционные технологии – основа формирования профессиональных компетенций у выпускника колледжа


Авторы: Доброва Нелли Марсовна, Кот Алена Сергеевна
Должность: заведующий кафедрой, преподаватель профессионального модуля
Учебное заведение: Фармацевтический филиал ГБПОУ "СОМК"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Симуляционные технологии – основа формирования профессиональных компетенций у выпускника колледжа
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Симуляционные технологии – основа формирования

профессиональных компетенций у выпускника колледжа

Н.М. Доброва

Зав. кафедрой фармации

А.С. Кот

Преподаватель

профессионального модуля

Для

подготовки

специалистов

соответствующих

современным

требованиям необходимо приблизить образовательный процесс к будущей

профессии.

Моделирование

обстановки

рабочего

места

и

использование

симуляционных

технологий

являются

важным

звеном

в

формировании

профессиональных компетенций.

В Приказе Министерства здравоохранения РФ от 22 августа 2013 г.

N 585н. указано: «К участию в оказании медицинской помощи гражданам и к

фармацевтической

деятельности

допускаются

обучающиеся

успешно

прошедшие

необходимую

теоретическую

подготовку;

имеющие

практические навыки участия в оказании медицинской помощи гражданам, в

том

числе

приобретенные

на

моделях

(симуляторах)

профессиональной

деятельности, и (или) в фармацевтической деятельности».

Современные

тенденции

фармацевтического

образования

предлагают

использование

симуляционных

технологий,

позволяющие

достичь

максимальной степени реализма при имитации разнообразных ситуаций в

аптеке.

Преимущества симуляционных

технологий:

быстрое

вхождение

в

профессию

для

фармацевта,

безопасность

оказания

фармацевтических

деятельности для пациента, уменьшение числа профессиональных ошибок

для работодателя.

Внедрение симуляционных технологий достаточно сложный процесс, но в

то

же

время

является

самым

эффективным

по

созданию

условий

максимально приближенных к профессиональной деятельности фармацевта.

Рол ь

с и м ул я ц и о н н ы х

т ех н ол о ги й :

п о звол я ют

с ф о р м и р о в а т ь

профессиональные

компетенции,

обеспечивая

студентам

более

эффективный, плавный и безопасный переход к производственной практике и

будущей профессиональной деятельности.

Основные задачи симуляционного обучения: разработка и применение

моделей

и

сценариев

профессиональной

деятельности;

методическое

сопровождение

системы

обучения

и

оценки

компетентности

будущих

специалистов;

создание

условий

для

формирования

и

развития

общей

и

профессиональной компетентности специалистов.

Этапы

симуляционного

обучения:

лекционные

аудитории,

кабинеты

симуляционного обучения, базы производственной практики.

ПМ.01

«Реализация

лекарственных

средств

и

товаров

аптечного

ассортимента»

состоит

из МДК 01.01 Лекарствоведение и МДК 01. 02

Отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента. При

изучении

ПМ.01

на

практических

занятиях

преподаватели

модуля

используют симуляционные технологии.

В фармацевтическом филиале установлены

3 симуляционные зоны,

приобретены

благодаря

помощи

социальных

партнеров.

Витрины

оформляются преподавателями совместно со

студентами,

используется

компьютер, фискальный регистратор, установлена компьютерная программа

«Аптека Урала». Все это позволяет максимально смоделировать рабочую

обстановку в аптеке.

Этапы симуляционного обучения по ПМ.01:

1этап - практико-ориентированные задания;

2 этап - симуляция профессиональной деятельности;

3 этап - подведение итогов, анализ результатов.

На

практических

занятиях

по

ПМ.

01

студентам

предлагаются

практико-ориентированные задания по темам, имитирующие разнообразные

ситуации в аптеке.

Первый этап - раздаются практико-ориентированные задачи, студенты

подбирают лекарственные препараты в оригинальных упаковках для решения

конкретной

ситуации.

Студенты

работают

малыми

группами.

В

ходе

решения конкретной задачи задействованы различные виды симуляционного

обучения: деятельность, визуализация, прослушивание.

Преподавателями

модуля

созданы

информационные

материалы

для

работы на симуляционной зоне: матрица речевого модуля, алгоритм работы с

посетителем аптеки и этапы продажи лекарственных препаратов в аптеке,

карта общения с посетитлями аптеки.

Второй этап -

процесс симуляционного обучения, студенты выполняют

функцию фармацевта, роль посетителя аптеки выполняет преподаватель или

студент.

Важное условие: студенты должны максимально ощущать реальность

ситуации.

Третий

этап

подведение

итогов,

анализ

результатов.

Преподаватели

совме стно

со

студент ами

обсуждают

ре зульт аты

р е ш е н и я

практикоориентированной

задачи,

делают

замечания,

отмечают

ошибки.

Преподаватели

подводят

итог,

оценивают

уровень

сформированности

профессиональных компетенций.

Оцениваются:

ПК

1.2.

Отпускать

лекарственные

средства

населению,

в

том

числе

по

льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения;

ПК 1.4. Участвовать в оформлении торгового зала;

ПК 1.5. Информировать население, медицинских работников учреждений

здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.

Разработаны критерии оценивания работы на симуляционной зоне.

Использование

симуляционного

моделирования

должно

быть

направлено на интегрированное обучение, с этой целью при изучении ПМ.01

проводятся интегрированные занятия: по МДК 01.01 Лекарствоведение, тема

занятий

«Витамины», «Лекарственные

препараты,

влияющие

на

ЖКТ.

Лекарственное растительное сырье, регулирующее систему пищеварения»,

«Лекарственные

препараты,

влияющие

на

водно-солевой

обмен.

Лекарственно е

растительно е

сырье,

влия ющие

на

фу н к ц и ю

мочевыделительной

системы».

Для

таких

занятий

разработаны

практико-

ориентированные задачи по темам.

Практико-ориентированные задачи и алгоритмы актуализируются в связи с

изменением нормативной базы.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 31.08.2016 № 647н «Об

утверждении

Правил

надлежащей

аптечной

практики

лекарственных

препаратов для медицинского применения», вступившим в силу с 01.03.2017

г., внедрены в аптечные организации стандартные операционные процедуры

(СОП).

Социальные

партнеры

дают

нам

возможность

познакомиться

с

СОПами.

(ЕМУП

«Городская

центральная

аптека»,

ООО

«Витаминка»),

СОП «Порядок реализации лекарственных средств без рецепта врача».

В Приказе Минздрава РФ от 11.07.2017 г. № 403н указано:

При отпуске лекарственного препарата фармацевт информирует покупателя:

о режиме приема и дозах;

о правилах хранения в домашних условиях;

о взаимодействии с другими лекарственными препаратами.

Технологии

симуляционного

обучения

готовят

студентов

к

производственной

практике,

где

студент

наблюдает

и

участвует

в

проведении стандартной операционной процедуры продажи лекарственных

препаратов

безрецептурного

и

рецептурного

отпуска,

товаров

аптечного

ассортимента,

усваивает

приемы

общения

с

посетителями

в

процессе

продажи товаров.

Важной

стороной

в

организации

симуляционного

обучения

является

качественный

и

быстрый

обмен

информацией

между

преподавателями

и

работодателями. В

конце

учебного

года,

совместно

с

социальными

партнерами

проводятся

конференции

по

результатам

производственной

практики.

Симуляционное обучение требует от преподавателей высокого уровня

квалификации. Все преподаватели кафедры проходят стажировку в аптечных

организациях:

ГБУЗ СО ЦКСЛ, «Екатеринбургфарм», ООО «Витаминка»,

«Планета здоровья», Аптечная сеть «Живика»).

Преподаватели регулярно посещают конференции, семинары. Ежегодно

проводятся

тренинги

по

технике

продаж,

проводимые

социальными

партнерами. В 2017-2018 гг. проведен цикл тренингов по технике продаж, по

типам клиентов для студентов и преподавателей.

Результаты

использования

современных

симуляционных

технологий

можно проследить по итогам экзамена квалификационного по ПМ.01. При

ответе на профессиональную задачу используется симуляционная зона, это

позволяет достичь максимальной степени реализма при имитации ситуации в

аптеке.

Результаты использования современных симуляционных технологий можно

проследить

по

итогам

экзамена

квалификационного

по

ПМ.01. Уровень

сформированности профессиональных компетенций студентов на экзамене

квалификационном по ПМ.01 Реализация лекарственных средств и товаров

аптечного ассортимента. Результаты экзамена квалификационного стабильны,

прослеживается

положительная

динамика

уровня

сформированности

профессиональных компетенций.

Использование

симуляционных

технологий

спо собствуют:

формированию

общих и профессиональных компетенций необходимых для

осуществления практической деятельности, сокращению периода адаптации

молодого специалиста при «вхождении в практическую деятельность».

Симуляционное

обучение

предоставляет

возможность

каждому

обучающемуся осуществить профессиональную деятельность или ее элемент

в соответствии с профессиональными стандартами, а также показать высокие

результаты на процедуре прохождения первичной аккредитации специалиста.

В

2017-2018

учебном

году

проводилась

первичная

аккредитация

специалистов, 316 выпускников прошли процедуру первичной аккредитации,

все выпускники успешно прошли аккредитацию с первой попытки.

Список литературы:

1.

Булатов С. А. Перспективы использования симуляционных центров для

компетентностного подхода в подготовке специалистов для практического

здравоохранения //Виртуальные технологии в медицине. – 2015. – Т. 1. –

№. 9. – С. 13-14.

2.

Свистунова А.А., Горшков М.Д. Симуляционное обучение в медицине . -

М.: Издательство Первого МГМУ им. И.М. Сеченова,, 2015. - 288 с.

3.

Общероссийская

система

симуляционного

обучения,

тестирования

и аттестации в здравоохранении / Н. Б. Найговзина, В. Б. Филатов, М. Д.

Горшков [и др.] // Виртуальные технологии в медицине : науч.-практич.

журн. — 2015. — № 1 (9). — С. 8.

4.

Пахомова Ю. В. Роль симуляционных обучающих курсов в практической

подготовке медицинских кадров / Ю. В. Пахомова, И. О. Маринкин, Е. Г.

Кондюрина, Е. М. Яворский // Вузовская педагогика : материалы конф.

«Современные

аспекты

реализации

ФГОС

и ФГТ»,

Красноярск,

2015.

— Красноярск: Типография ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-

Ясенецкого, 2015. — С. 482–484.



В раздел образования