Автор: Абдуллова Галина Христофоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: п.Тикси, Булунский район, Республика Саха Якутия
Наименование материала: Статья
Тема: Мир игры современного дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Мир игры современного дошкольника.
Наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей показывают, что все они играют с
радостью, во время игры преобладает общий эмоционально-положительный настрой, дети
много улыбаются, заинтересованы и активны.
Современные дошкольники любят самые разнообразные игры, среди которых трудно
выделить лидирующие. Это подвижные игры( “Догонялки” ,“Прятки”),и настольно-
печатные игры( “Домино”, “Лото” ,“Шашки”). Привлекают внимание детей компьютерные
игры( “Искатель сокровищ”).
Дети играют в сюжетно-ролевые игры(“Дочки-матери”, “Война”,“Парикмахерская”).
Большинство детей в детском саду предпочитают играть с друзьями, с “ребятами”, потому
что так “веселее, нескучно”, что свидетельствует в целом о положительном отношении
детей к совместной сюжетно-ролевой игре. Есть небольшая часть дошкольников, которые
любят играть одни, потому что “все дети кричат”или “не дружат” . Большинство
дошкольников предпочитает играть в игры с хорошо знакомым сюжетом, который
является отражением опыта повседневной жизни детей. Например, “Больница”,
“Магазин”, “Семья” ,“Гости” – это традиционно любимые игры девочек, которые
неизменно остаются в игровом репертуаре дошкольников на протяжении многих
десятилетий.
Мальчики любят игры “Роботы- трансформеры ”, “Корабль”, “Полиция” .Богатый
материал для построения этих сюжетов берется из мультфильмов, компьютерных игр и
является для детей привлекательным , так как он связан с яркими эмоциональными
переживаниями. Часто мальчики называют в качестве своих любимых игр разного рода
войнушки, игры с машинками, пистолетами. Большой популярностью у мальчиков
пользуются игры с конструкторами и строительными материалами.
На протяжении всего дошкольного возраста девочек привлекают такие роли, как “Мама”,
“Маленькая доченька”, “Врач”, “Учитель” , “Парикмахер”, “Принцесса”. Остаются
любимыми и роли животных “Собачка”, “Котеночек” . Девочки любят игры с куклой
Барби, которая включает элементы режиссерской игры.. В таких играх находят отражение
прочитанные сказки. Барби является олицетворением принцесс.
Мальчики также называют в качестве любимых ролей семейно-бытовые: “Папа”, “Сын”.
К старшему дошкольному возрасту предпочтение отдается таким ролям, как
”Полицейский”, “Военный”, “Водитель” , “Охотник за
привидением”, “Человек- паук”. На выбор ролей и игровых сюжетов оказывает влияние
происходящего в окружающей действительности. Дети старшего возраста играют в
заложников и спасателей, в шоу “Танцы со звездами”, “Танцы на льду” . В играх детей
часто присутствуют трудности, присущие современному периоду( необходимость
зарабатывания денег, элементы насилия, заимствованные с экрана).
Существует неоднозначное отношение взрослых к играм современных детей,
проявляющееся в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру
ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее.
Анализируя выбор сюжетов и ролей, нужно отметить, что в играх детей сохраняются
традиционные сюжеты, бытовавшие на протяжении длительного времени. Девочки
старшего дошкольного возраста интересуются волшебными историями, сказками, главная
героиня которых- царевна. Принцесса, а события, происходящие с ней, заканчиваются
свадьбой. Игровые сюжеты, которые сродни сюжету волшебной сказки, называют
архетипическими. Подобные события происходили в играх девочек на протяжении многих
столетий. Становление девочки, ее внутреннего мира, половая идентификация связаны со
стремлением стать женщиной, у которой есть семья, дети. Первоначально эти стремления
реализуются и параллельно осознаются в играх.
У мальчиков сюжеты игр иные в них находят отражение типичная для волшебной истории
последовательность событий: угроза или препятствие, с которым сталкивается герой,
необходимость борьбы с этой угрозой, сама борьба и победа над неким врагом. Отсюда в
творческих играх мальчиков преобладают военизированные сюжеты, которые также
являются архетипическими. При этом образным атрибутом в таких играх выступают
машинки и пластмассовые пистолеты.
Педагогу необходимо считаться архетипами игровых сюжетов, учитывать, что в старшем
дошкольном возрасте у девочек и у мальчиков эти архетипы разные, но они помогают
ребенку осознать свои возможности, свои идеальные женские или мужские качества.
У дошкольников 21 века появились новые игровые роли: Бетмен,Человек-паук, Геракл,
полицейские и другие. Новым становится факт предпочтения ролей мультфильмов и
фильмов ( в основном зарубежных ). Социальные и семейные роли все менее интересны
для современных дошкольников, что можно считать характерной особенностью
субкультуры современного детства, формирующегося под влиянием средств массовой
информации. Телевидение оказывает наибольшее влияние дошкольников, что и приводит
к подобным предпочтениям и определенной стереотипизации образов. Сюжеты игр
представлены различными интересами детей: ( Барби и Кен, Рекс и Мухтар приходят на
помощь, Доктор, Семья в кафе, Человек-паук, Парихмахерская).
Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой: ( Барби одевать,
водить в кафе, на работу, на прогулку). Придумывая игры, дети основываются на
телевизионной информации и компьютерных играх: ( Придумываю игры с компьютером ),
( Придумал парк Юрского периода ).
Особое место в детских играх сегодня занимают современные игрушки. Яркая,
многообразная, не всегда понятная взрослому, часто бесполезная и неразвивающая
игрушка – характерная примета нашего времени. В числе знакомых и используемых в
играх дети называют: Барби, Глюкозку, телепузиков, Шрека, трасформеров , роботов.
Однако для большинства детей все-таки любимые остаются традиционные игрушки
( пупсы, машинки, мягкие игрушки, паровозики, обычные куклы ).Часто игры сводится к
накопительству, потому что иметь как можно больше телепузиков, покемонов и
транформеров в детской субкультуре считается престижным. Более того, вышеназванные
игрушки выпускаются сериями, имеют массу разновидностей, что побуждает детей их
просто собирать и гордится этим. Причину того, что дети не умеют творчески играть с
игрушками нового поколения, мы видим еще и в том. Что дети используют готовые
сюжеты. Почерпнутые из телепередач ( мультсериалы « Покемоны » и « Скуби Ду »,
детская программа « телепузики « и.т. ) и красочных книг об одноименных героях.
Самая предпочитаемая игра с игрушками нового поколения у девочек – « Барби и Кен
», где девочки дают волю своему воображению, используя специально созданные для мира
Барби атрибуты – мебель, одежду, животных, транспорт. Однако, несмотря на обилие
игрушек, и атрибутов к сюжетно – ролевым играм, сюжеты творческих игр довольно
однообразны. В воображаемой ситуации с игрушками нового поколения «кроме куклы
Барби» девочки действуют в соответствии с пересказом сюжета, увиденного по
телевизору, и не допускают изменения характера и имени героя ( например,
Кристина А. в игре « Рейнджеры » постоянно всех спасала, вступая в бой с
воображаемыми героями. Ее трансформер с возмущением отказался от предложения
куклы Барби посетить их уютный дом) .
Пожалуй, самой прижившейся игрушкой в среде наших детей стала Барби, и этому есть
простое объяснение, связанное с налаженным производством игровой атрибутики этого
персонажа. Играя с современными игрушками, дети, как правило, отказываются вводить в
сюжет традиционные игрушки, объясняя это тем, что « так нельзя » или « не хочется ».
Это говорит о том, что дошкольников привлекают в игрушке образы современной детской
субкультуры.
Отмечено, что к 6-7 годам интерес детей к сюжетно-ролевым играм значительно
снижается. Дети отдают предпочтение играм с правилами-настольным ( шашки, домино,
карты ) и подвижным (Догонялки, Кошки-мышки), любят посвящать досуг рисованию.
Среди сюжетных игр явное предпочтение отдается театрализованным играм, в которых
присутствует ориентация на зрительную оценку.
На что нужно обратить внимание современному педагогу?
Во-первых, на то, что игра-любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были
важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации
потребности в игре.
Во-вторых, на то, что изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали
любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и
учитывать ее особенности в педагогическом процессе дошкольного образовательного
учреждения.
В-третьих, на то, что мир игры многообразен и не ограничивается только сюжетно-
ролевой игрой. Важно помнить, что к концу дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра
постепенно уступает место другим видам игр детей, интегрируется с разными видами
деятельности.