Напоминание

Мир игры современного дошкольника


Автор: Абдуллова Галина Христофоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: п.Тикси, Булунский район, Республика Саха Якутия
Наименование материала: Статья
Тема: Мир игры современного дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мир игры современного дошкольника.

Наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей показывают, что все они играют с

радостью, во время игры преобладает общий эмоционально-положительный настрой, дети

много улыбаются, заинтересованы и активны.

Современные дошкольники любят самые разнообразные игры, среди которых трудно

выделить лидирующие. Это подвижные игры( “Догонялки” ,“Прятки”),и настольно-

печатные игры( “Домино”, “Лото” ,“Шашки”). Привлекают внимание детей компьютерные

игры( “Искатель сокровищ”).

Дети играют в сюжетно-ролевые игры(“Дочки-матери”, “Война”,“Парикмахерская”).

Большинство детей в детском саду предпочитают играть с друзьями, с “ребятами”, потому

что так “веселее, нескучно”, что свидетельствует в целом о положительном отношении

детей к совместной сюжетно-ролевой игре. Есть небольшая часть дошкольников, которые

любят играть одни, потому что “все дети кричат”или “не дружат” . Большинство

дошкольников предпочитает играть в игры с хорошо знакомым сюжетом, который

является отражением опыта повседневной жизни детей. Например, “Больница”,

“Магазин”, “Семья” ,“Гости” – это традиционно любимые игры девочек, которые

неизменно остаются в игровом репертуаре дошкольников на протяжении многих

десятилетий.

Мальчики любят игры “Роботы- трансформеры ”, “Корабль”, “Полиция” .Богатый

материал для построения этих сюжетов берется из мультфильмов, компьютерных игр и

является для детей привлекательным , так как он связан с яркими эмоциональными

переживаниями. Часто мальчики называют в качестве своих любимых игр разного рода

войнушки, игры с машинками, пистолетами. Большой популярностью у мальчиков

пользуются игры с конструкторами и строительными материалами.

На протяжении всего дошкольного возраста девочек привлекают такие роли, как “Мама”,

“Маленькая доченька”, “Врач”, “Учитель” , “Парикмахер”, “Принцесса”. Остаются

любимыми и роли животных “Собачка”, “Котеночек” . Девочки любят игры с куклой

Барби, которая включает элементы режиссерской игры.. В таких играх находят отражение

прочитанные сказки. Барби является олицетворением принцесс.

Мальчики также называют в качестве любимых ролей семейно-бытовые: “Папа”, “Сын”.

К старшему дошкольному возрасту предпочтение отдается таким ролям, как

”Полицейский”, “Военный”, “Водитель” , “Охотник за

привидением”, “Человек- паук”. На выбор ролей и игровых сюжетов оказывает влияние

происходящего в окружающей действительности. Дети старшего возраста играют в

заложников и спасателей, в шоу “Танцы со звездами”, “Танцы на льду” . В играх детей

часто присутствуют трудности, присущие современному периоду( необходимость

зарабатывания денег, элементы насилия, заимствованные с экрана).

Существует неоднозначное отношение взрослых к играм современных детей,

проявляющееся в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру

ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее.

Анализируя выбор сюжетов и ролей, нужно отметить, что в играх детей сохраняются

традиционные сюжеты, бытовавшие на протяжении длительного времени. Девочки

старшего дошкольного возраста интересуются волшебными историями, сказками, главная

героиня которых- царевна. Принцесса, а события, происходящие с ней, заканчиваются

свадьбой. Игровые сюжеты, которые сродни сюжету волшебной сказки, называют

архетипическими. Подобные события происходили в играх девочек на протяжении многих

столетий. Становление девочки, ее внутреннего мира, половая идентификация связаны со

стремлением стать женщиной, у которой есть семья, дети. Первоначально эти стремления

реализуются и параллельно осознаются в играх.

У мальчиков сюжеты игр иные в них находят отражение типичная для волшебной истории

последовательность событий: угроза или препятствие, с которым сталкивается герой,

необходимость борьбы с этой угрозой, сама борьба и победа над неким врагом. Отсюда в

творческих играх мальчиков преобладают военизированные сюжеты, которые также

являются архетипическими. При этом образным атрибутом в таких играх выступают

машинки и пластмассовые пистолеты.

Педагогу необходимо считаться архетипами игровых сюжетов, учитывать, что в старшем

дошкольном возрасте у девочек и у мальчиков эти архетипы разные, но они помогают

ребенку осознать свои возможности, свои идеальные женские или мужские качества.

У дошкольников 21 века появились новые игровые роли: Бетмен,Человек-паук, Геракл,

полицейские и другие. Новым становится факт предпочтения ролей мультфильмов и

фильмов ( в основном зарубежных ). Социальные и семейные роли все менее интересны

для современных дошкольников, что можно считать характерной особенностью

субкультуры современного детства, формирующегося под влиянием средств массовой

информации. Телевидение оказывает наибольшее влияние дошкольников, что и приводит

к подобным предпочтениям и определенной стереотипизации образов. Сюжеты игр

представлены различными интересами детей: ( Барби и Кен, Рекс и Мухтар приходят на

помощь, Доктор, Семья в кафе, Человек-паук, Парихмахерская).

Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой: ( Барби одевать,

водить в кафе, на работу, на прогулку). Придумывая игры, дети основываются на

телевизионной информации и компьютерных играх: ( Придумываю игры с компьютером ),

( Придумал парк Юрского периода ).

Особое место в детских играх сегодня занимают современные игрушки. Яркая,

многообразная, не всегда понятная взрослому, часто бесполезная и неразвивающая

игрушка – характерная примета нашего времени. В числе знакомых и используемых в

играх дети называют: Барби, Глюкозку, телепузиков, Шрека, трасформеров , роботов.

Однако для большинства детей все-таки любимые остаются традиционные игрушки

( пупсы, машинки, мягкие игрушки, паровозики, обычные куклы ).Часто игры сводится к

накопительству, потому что иметь как можно больше телепузиков, покемонов и

транформеров в детской субкультуре считается престижным. Более того, вышеназванные

игрушки выпускаются сериями, имеют массу разновидностей, что побуждает детей их

просто собирать и гордится этим. Причину того, что дети не умеют творчески играть с

игрушками нового поколения, мы видим еще и в том. Что дети используют готовые

сюжеты. Почерпнутые из телепередач ( мультсериалы « Покемоны » и « Скуби Ду »,

детская программа « телепузики « и.т. ) и красочных книг об одноименных героях.

Самая предпочитаемая игра с игрушками нового поколения у девочек – « Барби и Кен

», где девочки дают волю своему воображению, используя специально созданные для мира

Барби атрибуты – мебель, одежду, животных, транспорт. Однако, несмотря на обилие

игрушек, и атрибутов к сюжетно – ролевым играм, сюжеты творческих игр довольно

однообразны. В воображаемой ситуации с игрушками нового поколения «кроме куклы

Барби» девочки действуют в соответствии с пересказом сюжета, увиденного по

телевизору, и не допускают изменения характера и имени героя ( например,

Кристина А. в игре « Рейнджеры » постоянно всех спасала, вступая в бой с

воображаемыми героями. Ее трансформер с возмущением отказался от предложения

куклы Барби посетить их уютный дом) .

Пожалуй, самой прижившейся игрушкой в среде наших детей стала Барби, и этому есть

простое объяснение, связанное с налаженным производством игровой атрибутики этого

персонажа. Играя с современными игрушками, дети, как правило, отказываются вводить в

сюжет традиционные игрушки, объясняя это тем, что « так нельзя » или « не хочется ».

Это говорит о том, что дошкольников привлекают в игрушке образы современной детской

субкультуры.

Отмечено, что к 6-7 годам интерес детей к сюжетно-ролевым играм значительно

снижается. Дети отдают предпочтение играм с правилами-настольным ( шашки, домино,

карты ) и подвижным (Догонялки, Кошки-мышки), любят посвящать досуг рисованию.

Среди сюжетных игр явное предпочтение отдается театрализованным играм, в которых

присутствует ориентация на зрительную оценку.

На что нужно обратить внимание современному педагогу?

Во-первых, на то, что игра-любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были

важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации

потребности в игре.

Во-вторых, на то, что изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали

любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и

учитывать ее особенности в педагогическом процессе дошкольного образовательного

учреждения.

В-третьих, на то, что мир игры многообразен и не ограничивается только сюжетно-

ролевой игрой. Важно помнить, что к концу дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра

постепенно уступает место другим видам игр детей, интегрируется с разными видами

деятельности.



В раздел образования