Напоминание

Ребенок в среде сверстников психолого-педагогические аспекты. Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.


Автор: Толока Оксана Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ "Прогимназия "Центр детства"
Населённый пункт: Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Ребенок в среде сверстников психолого-педагогические аспекты. Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.
Раздел: начальное образование





Назад




Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты).

Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации

ребенка.

Есть

вечные

темы,

будто

обреченные

на

неизменную

актуальность

и

привлекательность.

Среди

таких

тем

-

сотрудничество,

взаимодействие

школы и семьи. Интерес понятен: каждая по-своему, они учат и воспитывают,

причем не только детей, но и друг друга, и свое окружение.

Исторические

корни

взаимодействия

школы

и

среды

уходят

в

далекое

прошлое

нашей

страны

и

отражены

еще

в

дореволюционной

педагогике. К.Д.

Ушинский писал:

Столь

же

сильными,

а

может

гораздо

сильнейшими

воспитателями

являются

воспитатели

непреднамеренные:

природа, семья, общество, народ».

Семье отводится приоритетное место – как институту, который осуществляет

первичную и главную социализацию ребенка и располагает уникальными

средствами,

самым

широким

диапазоном

влияния

на

социальное

формирование и развитие личности.

Одной из главных функций семьи является воспитание детей. Семья – это

первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста

направляет

сознание,

волю,

чувства

детей.

Под

руководством

родителей

ребёнок

приобретает

первый

жизненный

опыт,

элементарные

знания

об

окружающей деятельности, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления

детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь

дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека. Человек может

забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки.

Народная

мудрость,

характеризуя

человека,

большое

значение

придавала

влиянию на него той семейной обстановки, в которой он вырос.

Велика

роль

семьи

в

формировании

основ мировоззрения,

усвоении

нравственных норм поведения, определении отношений к людям, их делам и

поступкам.

В

семье,

в

общении

с

родителями,

дети

получают

первые

уроки

гражданственности. Это уроки – начало долгого пути взросления, который

должен

пройти

растущий

человек,

прежде

чем

станет

подлинным

гражданином, для которого неотделимы личное и общественное, права и

обязанности.

Родители

стоят

у

истоков

патриотического

воспитания.

Воспитание любви к родной природе, знакомство с героическим прошлым

нашей страны, с её традициями, праздниками и знаменательными датами, в

первую очередь происходит в семье.

Умственное воспитание ребёнка во многом определяется влиянием, которое

повседневно

оказывается

на

него

родителями,

сама

атмосфера

интеллектуальной

жизни

семьи,

а

также

целенаправленная

деятельность

взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей,

расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как

удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его

деятельность, какая речевая среда в семье. С поступлением ребёнка в школу

задачи умственного воспитания усложняются.

Путь человека в мир прекрасного начинается рано, и здесь первостепенная

роль также принадлежит семье.

Первые

восприятия

красоты,

которые

человек

получает

в

семье,

часто

определяет эстетические вкусы на многие годы, а иногда и на всю жизнь.

Умение

понимать

прекрасное,

не

только

обогащает

жизнь

человека,

его

духовный мир, но организует и направляет его поступки и поведение.

Таким образом, семья способствует формированию гармонически развитой

личности

человека.

В

семье

ребёнок

усваивает

нормы

морали,

навыки

совместного труда, в семье формируются его жизненные планы и идеалы,

укрепляется физическое здоровье.

Источником

благополучия

ребёнка

в

семье,

условием

его

правильного

воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети

очень чутко реагируют на любовь и ласку, переживают их дефицит. Любовь –

творец всего доброго и возвышенного. Это основа человеческих отношений.

Сухомлинский писал: «Человечность, сердечность, чуткость, отзывчивость –

этот моральный иммунитет против зла приобретается лишь тогда, когда

человек

в

раннем

детстве

прошёл

школу

доброты,

школу

подлинно

человеческих отношений».

Между тем в практике семейного воспитания нередко можно наблюдать

случаи,

когда

родители

очень

любят

детей,

оберегают

их

от

всяких

трудностей, заботятся об их здоровье, питании, учёбе, а дети вырастают

грубыми, жестокими, эгоистичными, и в первую очередь это проявляется в

отношениях к родителям. Как правило, в этих случаях виновата не любовь

сама по себе, а безрассудство любви. Родители сами ставили детей в такие

условия, при которых из них ничего, кроме эгоистов, и не могло вырасти.

Важным

условием

успешного

воспитания

в

семье

является

авторитет

родителей.

Авторитет родителей – это влияние отца и матери на детей, основанное на

уважении и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, словам и

поступкам.

Обязательное условие авторитета родителей – единство требований к детям

всех

членов

семьи.

Единые

требования,

предъявляемые

детям

в

семье

взрослыми,

способствуют

тому,

что

ребенок

привыкает

поступать

определённым образом. Постепенно у него вырабатывается навык не только

поступать правильно, но и самостоятельно оценивать ситуацию и характер

своих поступков. Но как часто родители забывают об этом необходимом

условии воспитания.

Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного

поведения, которые формируются у ребенка в школе.

Не семья – помощник школы, а школа, как общество в целом, должна

всемерно

помогать,

поддерживать

семью.

Главные

усилия

школы,

направлены

не

на

попытку

подменить

влияние

семьи,

а

на

то,

чтобы

деятельность ее способствовала восстановлению, укреплению нормальной

семьи, установлению контакта в семье, благоприятного, воспитывающего

микроклимата

в

социуме.

Отсюда

три

основных

взаимосвязанных

направления деятельности школы и других институтов общества в системе

социального воспитания:

Передача

(организация)

социального

опыта

учащихся

и

создание

необходимых,

наиболее

благоприятных

условий

для

полноценной

с аморе а лизации,

с аморазвития

конкретной

лично сти,

и

е е

самоактуализации в ближайшем окружении; самовоспитания в желательном

для общества направлении; активизации – всеми имеющимися в обществе

средствами интеллектуального, эмоционального, морального, культурного,

физического и др. направлений развития личности;

Создание воспитывающей среды в семье и ее ближайшем окружении,

формирование в микросреде социально одобряемых, социально значимых

групповых

и

коллективных

норм,

ориентации

ценностей,

что

является

основой

благоприятного

психологического

климата,

высокого

эмоционального

тонуса,

способствующего

сохранению

референтной

значимости этого окружения для личности;

Процессы социальной реабилитации предполагающие комплекс мер

преодоления асоциальных отклонений и профилактики правонарушений,

обеспечение

социальной

помощи

и

защиты

с

целью

преодоления

социальной дезадаптации и включение их в жизнь.

Деятельность

школы,

как

открытой

социально-педагогической

системы

строится

на

основе

преемственности

целенаправленной

воспитательной

работы

с

народной

педагогикой,

педагогической

интерпретацией

национальных

традиций

воспитания

и

обучения

детей.

Это

еще

одна

характерная

черта

современной

открытой

школы.

Модель

система

социального воспитания складывается с учетом национально-региональных

микросоциальных

условий;

на

основе

развития

совместной

деятельности

взрослых и детей в социуме, включения взрослого населения в активное

общественное

воспитание.

И

школа

призвана

обеспечить

в

воспитании

конструктивное

сочетание

систем,

образующих

начал

со

стихийно

разрозненным народным педагогическим опытом

Институты,

группы

и

отдельных

людей,

которые

оказывают

значимое

влияние на социализацию называют агентами социализации. На каждом

этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

1.

В младенческий период главными агентами социализации являются

родители или люди, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком.

2.

В период от трех до восьми лет количество агентов социализации

быстро

растет.

Кроме

родителей

ими

становятся

друзья,

воспитатели,

другие люди окружающие ребенка. Кроме этого в процесс социализации

включаются

средства

массовой

информации.

Особую

роль

среди

них

играет телевидение.

Как

показали

исследования,

проведенные

Леннардом

на

процесс

социализации оказывает влияние форма коммуникации, принятая в семье:

внутренняя

и

внешняя.

Внешняя

-

направлена

на

развитие

контактов

и

интересов

к

внешнему

миру.

Ориентация

на

обсуждение

собственных

проблем

и

ощущений

-

пример

внутренней

коммуникации.

Леннард

утверждал,

что

такой

способ

коммуникации

сопровождается

вторжением

родителей и личную жизнь детей и препятствует развитию их самосознания

и способностей к самоконтролю.

Социализация

человека

идет

в

процессе

его

взаимодействия

с

многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями,

среди которых особое место занимает школа. Учеными-педагогами школа

относится

к

числу

микрофакторов

социализации,

к

одному

из

значимых

институтов воспитания. Школа, как известно, охватывает три возрастных

этапа

социализации

человека:

младший

школьный

возраст

(6-10

лет),

подростковый

(11-14

лет),

раннее

юношество

(15-17

лет).

В

это

время

происходит становление развитие личности человека, что налагает на школу

большую ответственность.

В

процессе

социализации

детей

изучаемый

нами

институт

воспитания

должен, прежде всего, для гармоничного, целостного развития личности,

системно объединить все три группы задач выделяемые А.В. Мудриком:

е сте ственно-культурные,

социально-культурные

и

с о ц и а л ь н о -

психологические задачи. Причем, следует учитывать на каждом возрастном

этапе специфическое их содержание и способы решения задач. Если для

детей

младшего

школьного

возраста

большую

значимость

имеют

естественно-культурные

и

социально-культурные

задачи,

то

уже

в

подростковом возрасте для ребенка во многом определяющими в процессе

жизнедеятельности

и

жизнеутверждения

становятся

социально-

психологические задачи. Отсюда вытекает одна из целей школ: помочь в

определении задач социализации ребенка, помочь на пути к решению их,

привлекая

всевозможные

методы

и

приемы

педагогик,

социальной

психологии.

Помимо

школы,

к

микрофакторам,

непосредственно

влияющим

на

конкретных

людей,

относят

семью,

группы

сверстников,

микросоциум,

другие воспитательные и учебные организации.

Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социально мира.

Именно школьный опыт должен помогать осваивать те законы, по которым

живет

взрослый

мир,

способы

существования

в

границах

этих

законов

(различные социальные роли, межличностные отношения и др.).

Исследователями выделяется две социально-педагогические задачи школы

как института социализации:

Освоение ребятами нормативного поведения;

Построение

своей

собственной

позиции,

своего

отношения

к

усваиваемым нормам и ценностям.

Эти две задачи отражают и две стороны вхождения ребенка в общество.

Человек

должен

уметь

включаться

в

существующие

социальные

связи,

подчиняться сложившимся нормам и правилам, в то же время очень важной

является

и

позиция

сравнения

существующих

нормативных

систем

и

построение

своей

собственной

жизненной

позиции.

Отсюда

вытекает

необходимость

создания

для

детей

условий

обязательного

сравнения

различных ценностных систем и выбора из этих жизненных позиций. Задача

состоит

в

создании

в

школе

таких

условий,

при

которых

ребенок

мог

приобретать социальный опыт, соответствующий социальной ситуации.

Школа

получает

ребенка

из

среды,

как

развивающуюся

личность,

формирование которой уже начато семей, микросредой и жизнь школы –

часто является продолжением общественной жизни. Поэтому закономерность

и

деятельность

школы,

как

основного

института

воспитательно-

образовательной системы, эффективность учебно-воспитательного процесса

на

каждом

конкретном

историческом

отрезке

времени,

в

каждой

определенный

период

развития

системы,

не

могут

быть

точно

оценены,

проанализированы без соответствующей оценки и анализа самой системы и

ее

составляющих

со

средой.

Многие

истоки

успехов

и

издержек

современного

воспитательного

процесс

лежат

в

окружающей

школу

социальной

среде

требуют

постоянного

систематического

учета

и

соответствующей

корректировке

тех

социальных

факторов,

которые

воздействуют

прямо,

либо

непосредственно

на

процесс

формирования

личности.



В раздел образования