Автор: Толока Оксана Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ "Прогимназия "Центр детства"
Населённый пункт: Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Ребенок в среде сверстников психолого-педагогические аспекты. Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.
Раздел: начальное образование
Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты).
Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации
ребенка.
Есть
вечные
темы,
будто
обреченные
на
неизменную
актуальность
и
привлекательность.
Среди
таких
тем
-
сотрудничество,
взаимодействие
школы и семьи. Интерес понятен: каждая по-своему, они учат и воспитывают,
причем не только детей, но и друг друга, и свое окружение.
Исторические
корни
взаимодействия
школы
и
среды
уходят
в
далекое
прошлое
нашей
страны
и
отражены
еще
в
дореволюционной
педагогике. К.Д.
Ушинский писал:
Столь
же
сильными,
а
может
гораздо
сильнейшими
воспитателями
являются
воспитатели
непреднамеренные:
природа, семья, общество, народ».
Семье отводится приоритетное место – как институту, который осуществляет
первичную и главную социализацию ребенка и располагает уникальными
средствами,
самым
широким
диапазоном
влияния
на
социальное
формирование и развитие личности.
Одной из главных функций семьи является воспитание детей. Семья – это
первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста
направляет
сознание,
волю,
чувства
детей.
Под
руководством
родителей
ребёнок
приобретает
первый
жизненный
опыт,
элементарные
знания
об
окружающей деятельности, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления
детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь
дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека. Человек может
забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки.
Народная
мудрость,
характеризуя
человека,
большое
значение
придавала
влиянию на него той семейной обстановки, в которой он вырос.
Велика
роль
семьи
в
формировании
основ мировоззрения,
усвоении
нравственных норм поведения, определении отношений к людям, их делам и
поступкам.
В
семье,
в
общении
с
родителями,
дети
получают
первые
уроки
гражданственности. Это уроки – начало долгого пути взросления, который
должен
пройти
растущий
человек,
прежде
чем
станет
подлинным
гражданином, для которого неотделимы личное и общественное, права и
обязанности.
Родители
стоят
у
истоков
патриотического
воспитания.
Воспитание любви к родной природе, знакомство с героическим прошлым
нашей страны, с её традициями, праздниками и знаменательными датами, в
первую очередь происходит в семье.
Умственное воспитание ребёнка во многом определяется влиянием, которое
повседневно
оказывается
на
него
родителями,
сама
атмосфера
интеллектуальной
жизни
семьи,
а
также
целенаправленная
деятельность
взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей,
расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как
удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его
деятельность, какая речевая среда в семье. С поступлением ребёнка в школу
задачи умственного воспитания усложняются.
Путь человека в мир прекрасного начинается рано, и здесь первостепенная
роль также принадлежит семье.
Первые
восприятия
красоты,
которые
человек
получает
в
семье,
часто
определяет эстетические вкусы на многие годы, а иногда и на всю жизнь.
Умение
понимать
прекрасное,
не
только
обогащает
жизнь
человека,
его
духовный мир, но организует и направляет его поступки и поведение.
Таким образом, семья способствует формированию гармонически развитой
личности
человека.
В
семье
ребёнок
усваивает
нормы
морали,
навыки
совместного труда, в семье формируются его жизненные планы и идеалы,
укрепляется физическое здоровье.
Источником
благополучия
ребёнка
в
семье,
условием
его
правильного
воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети
очень чутко реагируют на любовь и ласку, переживают их дефицит. Любовь –
творец всего доброго и возвышенного. Это основа человеческих отношений.
Сухомлинский писал: «Человечность, сердечность, чуткость, отзывчивость –
этот моральный иммунитет против зла приобретается лишь тогда, когда
человек
в
раннем
детстве
прошёл
школу
доброты,
школу
подлинно
человеческих отношений».
Между тем в практике семейного воспитания нередко можно наблюдать
случаи,
когда
родители
очень
любят
детей,
оберегают
их
от
всяких
трудностей, заботятся об их здоровье, питании, учёбе, а дети вырастают
грубыми, жестокими, эгоистичными, и в первую очередь это проявляется в
отношениях к родителям. Как правило, в этих случаях виновата не любовь
сама по себе, а безрассудство любви. Родители сами ставили детей в такие
условия, при которых из них ничего, кроме эгоистов, и не могло вырасти.
Важным
условием
успешного
воспитания
в
семье
является
авторитет
родителей.
Авторитет родителей – это влияние отца и матери на детей, основанное на
уважении и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, словам и
поступкам.
Обязательное условие авторитета родителей – единство требований к детям
всех
членов
семьи.
Единые
требования,
предъявляемые
детям
в
семье
взрослыми,
способствуют
тому,
что
ребенок
привыкает
поступать
определённым образом. Постепенно у него вырабатывается навык не только
поступать правильно, но и самостоятельно оценивать ситуацию и характер
своих поступков. Но как часто родители забывают об этом необходимом
условии воспитания.
Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного
поведения, которые формируются у ребенка в школе.
Не семья – помощник школы, а школа, как общество в целом, должна
всемерно
помогать,
поддерживать
семью.
Главные
усилия
школы,
направлены
не
на
попытку
подменить
влияние
семьи,
а
на
то,
чтобы
деятельность ее способствовала восстановлению, укреплению нормальной
семьи, установлению контакта в семье, благоприятного, воспитывающего
микроклимата
в
социуме.
Отсюда
–
три
основных
взаимосвязанных
направления деятельности школы и других институтов общества в системе
социального воспитания:
Передача
(организация)
социального
опыта
учащихся
и
создание
необходимых,
наиболее
благоприятных
условий
для
полноценной
с аморе а лизации,
с аморазвития
конкретной
лично сти,
и
е е
самоактуализации в ближайшем окружении; самовоспитания в желательном
для общества направлении; активизации – всеми имеющимися в обществе
средствами интеллектуального, эмоционального, морального, культурного,
физического и др. направлений развития личности;
Создание воспитывающей среды в семье и ее ближайшем окружении,
формирование в микросреде социально одобряемых, социально значимых
групповых
и
коллективных
норм,
ориентации
ценностей,
что
является
основой
благоприятного
психологического
климата,
высокого
эмоционального
тонуса,
способствующего
сохранению
референтной
значимости этого окружения для личности;
Процессы социальной реабилитации предполагающие комплекс мер
преодоления асоциальных отклонений и профилактики правонарушений,
обеспечение
социальной
помощи
и
защиты
с
целью
преодоления
социальной дезадаптации и включение их в жизнь.
Деятельность
школы,
как
открытой
социально-педагогической
системы
строится
на
основе
преемственности
целенаправленной
воспитательной
работы
с
народной
педагогикой,
педагогической
интерпретацией
национальных
традиций
воспитания
и
обучения
детей.
Это
еще
одна
характерная
черта
современной
открытой
школы.
Модель
система
социального воспитания складывается с учетом национально-региональных
микросоциальных
условий;
на
основе
развития
совместной
деятельности
взрослых и детей в социуме, включения взрослого населения в активное
общественное
воспитание.
И
школа
призвана
обеспечить
в
воспитании
конструктивное
сочетание
систем,
образующих
начал
со
стихийно
разрозненным народным педагогическим опытом
Институты,
группы
и
отдельных
людей,
которые
оказывают
значимое
влияние на социализацию называют агентами социализации. На каждом
этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.
1.
В младенческий период главными агентами социализации являются
родители или люди, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком.
2.
В период от трех до восьми лет количество агентов социализации
быстро
растет.
Кроме
родителей
ими
становятся
друзья,
воспитатели,
другие люди окружающие ребенка. Кроме этого в процесс социализации
включаются
средства
массовой
информации.
Особую
роль
среди
них
играет телевидение.
Как
показали
исследования,
проведенные
Леннардом
на
процесс
социализации оказывает влияние форма коммуникации, принятая в семье:
внутренняя
и
внешняя.
Внешняя
-
направлена
на
развитие
контактов
и
интересов
к
внешнему
миру.
Ориентация
на
обсуждение
собственных
проблем
и
ощущений
-
пример
внутренней
коммуникации.
Леннард
утверждал,
что
такой
способ
коммуникации
сопровождается
вторжением
родителей и личную жизнь детей и препятствует развитию их самосознания
и способностей к самоконтролю.
Социализация
человека
идет
в
процессе
его
взаимодействия
с
многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями,
среди которых особое место занимает школа. Учеными-педагогами школа
относится
к
числу
микрофакторов
социализации,
к
одному
из
значимых
институтов воспитания. Школа, как известно, охватывает три возрастных
этапа
социализации
человека:
младший
школьный
возраст
(6-10
лет),
подростковый
(11-14
лет),
раннее
юношество
(15-17
лет).
В
это
время
происходит становление развитие личности человека, что налагает на школу
большую ответственность.
В
процессе
социализации
детей
изучаемый
нами
институт
воспитания
должен, прежде всего, для гармоничного, целостного развития личности,
системно объединить все три группы задач выделяемые А.В. Мудриком:
е сте ственно-культурные,
социально-культурные
и
с о ц и а л ь н о -
психологические задачи. Причем, следует учитывать на каждом возрастном
этапе специфическое их содержание и способы решения задач. Если для
детей
младшего
школьного
возраста
большую
значимость
имеют
естественно-культурные
и
социально-культурные
задачи,
то
уже
в
подростковом возрасте для ребенка во многом определяющими в процессе
жизнедеятельности
и
жизнеутверждения
становятся
социально-
психологические задачи. Отсюда вытекает одна из целей школ: помочь в
определении задач социализации ребенка, помочь на пути к решению их,
привлекая
всевозможные
методы
и
приемы
педагогик,
социальной
психологии.
Помимо
школы,
к
микрофакторам,
непосредственно
влияющим
на
конкретных
людей,
относят
семью,
группы
сверстников,
микросоциум,
другие воспитательные и учебные организации.
Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социально мира.
Именно школьный опыт должен помогать осваивать те законы, по которым
живет
взрослый
мир,
способы
существования
в
границах
этих
законов
(различные социальные роли, межличностные отношения и др.).
Исследователями выделяется две социально-педагогические задачи школы
как института социализации:
Освоение ребятами нормативного поведения;
Построение
своей
собственной
позиции,
своего
отношения
к
усваиваемым нормам и ценностям.
Эти две задачи отражают и две стороны вхождения ребенка в общество.
Человек
должен
уметь
включаться
в
существующие
социальные
связи,
подчиняться сложившимся нормам и правилам, в то же время очень важной
является
и
позиция
сравнения
существующих
нормативных
систем
и
построение
своей
собственной
жизненной
позиции.
Отсюда
вытекает
необходимость
создания
для
детей
условий
обязательного
сравнения
различных ценностных систем и выбора из этих жизненных позиций. Задача
состоит
в
создании
в
школе
таких
условий,
при
которых
ребенок
мог
приобретать социальный опыт, соответствующий социальной ситуации.
Школа
получает
ребенка
из
среды,
как
развивающуюся
личность,
формирование которой уже начато семей, микросредой и жизнь школы –
часто является продолжением общественной жизни. Поэтому закономерность
и
деятельность
школы,
как
основного
института
воспитательно-
образовательной системы, эффективность учебно-воспитательного процесса
на
каждом
конкретном
историческом
отрезке
времени,
в
каждой
определенный
период
развития
системы,
не
могут
быть
точно
оценены,
проанализированы без соответствующей оценки и анализа самой системы и
ее
составляющих
со
средой.
Многие
истоки
успехов
и
издержек
современного
воспитательного
процесс
лежат
в
окружающей
школу
социальной
среде
требуют
постоянного
систематического
учета
и
соответствующей
корректировке
тех
социальных
факторов,
которые
воздействуют
прямо,
либо
непосредственно
на
процесс
формирования
личности.