Автор: Машарская Юлия Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34 имени 79-й гвардейской стрелковой дивизии г. Томска.
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: Опыт работы по внедрению проектно-исследовательской деятельности учащихся в образовательный процесс
Раздел: среднее образование
Опыт работы по внедрению проектно-исследовательской деятельности учащихся в
образовательный процесс.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), который был
принят в 2012 году, прописан обязательный для освоения учащимися школ вид
деятельности – проектная деятельность. Ребенок должен научиться основам
проектирования, начиная от первой ступеньки (замысел) до последней (защита готового
проекта). Реализация данного вида деятельности предполагает создание условий для
творческой работы ребенка и определенной квалификации педагогов в образовательном
учреждении.
Проектная деятельность обучающихся связана с решением учащимися творческой,
исследовательской задачи, которая предполагает наличие основных этапов, характерных
для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной
данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор
собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные
выводы, рефлексия. При сопровождении проектной деятельности обучающихся учитель
выступает в роли консультанта, направляющего творческий потенциал ребенка в нужное
русло; педагог советует, какие приемы лучше использовать для достижения более
высокого результата. Проект должен выполнять учебную нагрузку, давать приращение
знаний и, самое главное, навыков и умений. Он выполняется с основной целью –
многогранное развитие обучающегося.
Алгоритм хода исследования
1. Постановка проблемы;
2. Актуализация;
3. Выявление целей и задач;
3. Подбор методик исследования;
4. Сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
5. Научный комментарий;
6. Реализация;
7. Собственные выводы. Рефлексия
На этапе перехода ребенка из начальной школы в среднее звено педагог часто
сталкивается с проблемой неумения ребенка выбрать тему своего исследования, неумения
работать с теоретической базой. В 5 классе необходимо дать учащемуся четкое
представление о выше перечисленных этапах реализации проекта, научить способам
подбора материала и видам исследовательской деятельности. Конечно, очень хорошо,
когда проект имеет какую-то практическую значимость и может быть реализован ребенком
в реальной жизни. В первую очередь, необходимо сформировать рабочую гипотезу и
выбрать тему исследовательской работы. Заинтересованность у детей вызвали следующие
темы проектов: «Как помочь бездомным животным», «Школа моей мечты»,
«Ответственность каждого жителя Томска за чистоту города». Так как дети сами
сформулировали темы, поставили проблемы и прописали гипотезы, работать им было
интересно. Учитель методически сопровождал их деятельность и следил, чтобы
реализация проекта соответствовала заданным этапам. Его задача была помочь учащимся,
которые будут вести исследование. Учитель должен не просто сопровождать ребенка в его
научной, исследовательской деятельности, а поощрять его и направлять к
самостоятельности исследования.
Ниже представленная таблица поможет систематизации в процессе начала работы
над проектом:
Тема
исследовательск
ой работы
Содержание
Цель
Средства
достижения
Гипотеза
Как помочь
бездомным
животным.
Причины появления
бездомных
животных.
Возможно ли
уменьшение их
численности.
Как можно помочь
бездомным
животным.
Воспитание
ответственного,
неравнодушного,
социально
активного
поколения.
Гуманное
отношение к
животным
Озвучить
проблему,
привлечь к ней
внимание
общественности
при помощи
анкетирования,
социологического
опроса,
сформировать
группу активистов
Проблема
будет решена
при
совместной
благотворите
льной
деятельности
граждан
Завершается проект представлением его аудитории слушателей. Важную роль
имеет самопрезентация, которая включает в себя навыки публичного выступления и
умения представить себя и свою работу в выгодном свете. Это очень важный социальный
навык. За 5-7 минут необходимо рассказать обо всей проделанной работе, которая велась в
течение нескольких месяцев. На этапе презентации проекта нужно научить ученика
владеть грамотной устной речью, основами риторики. Параллельно с созданием
презентации обучающиеся составляют текст для своего выступления , учитель помогает
его скорректировать, исправить речевые недочеты.
По итогам исследовательского проекта «Как помочь бездомным животным» было
проведено исследование его актуальности, изучено отношение жителей Советского района
города Томска к данному вопросу, их эмоциональный настрой. После завершения работы
учащиеся участвовали в городской научно-исследовательской конференции «Твори.
Выдумывай. Пробуй», где проект занял второе место, и был по достоинству оценен
членами жюри.
В 2018-2019 учебном году было принято решение заняться проблемой
недостаточной изученности и известности творчества томских авторов среди молодежи.
Учащиеся 8 класса заинтересовались этим вопросом и ознакомились со списком книг
писателей города Томска. Выбор был сделан в пользу писателя Татьяны Мейко, которая
привлекла внимание своими философскими сказками. За обыкновенными словами и
простыми сюжетами в них содержится глубокий смысл. Сказки учат задумываться о
последствиях своих поступков, воспитывают ответственность за них. Глубокому анализу
были подвергнуты две сказки: «Игрушки» и «Колдунья». После совместного прочтения
сказок и постановки гипотезы дети приступили к непосредственной работе над проектами.
Были как индивидуальные проекты, так и групповые. Обучающиеся изучили всю
имеющуюся в библиотеке и в сети Интернет литературу, посвященную личности Татьяны
Мейко и ее творчество, нарисовали и перевели в цифровой формат иллюстрации к
сказкам. Руководитель должен при сопровождении проектной деятельности формировать
и развивать у школьника навыки осмысленного чтения, выделения главного, анализа и
сопоставления. Педагог должен не только видеть результат, но и контролировать процесс
его достижения
.
На протяжении всей работы учитель проводил консультации и контроль
по соблюдению этапов реализации проекта. Так как эта исследовательская деятельность
была уже не первая в практике обучающихся, большую часть работы и планирование всей
работы они сделали самостоятельно, к чему в идеале и должна сводиться проектная
деятельность в старших классах. Детьми было проведено анкетирование в параллельных
классах, которое выявило актуальность исследования, так как большинство респондентов
в первый раз слышали о Татьяне Мейко. Завершилась работа самопрезентацией и защитой
проектов, которые оказались индивидуальны и оригинальны, несмотря на общий объект
исследования. Рефлексия также являлась очень важным видом деятельности, которая
помогает проанализировать всю проделанную работу.
Подведем итоги работы педагога по сопровождению проектной деятельности
обучающихся. В результате учитель решает многие важные задачи: прививает ученикам
интерес к исследовательской деятельности, к открытию нового, хотя бы для самого себя,
что способствует развитию индивидуальности и осознанию значимости своего вклада в
науку или повседневную жизнь; обучает ученика исследовательским навыкам; помогает
юному исследователю в его самоопределении, повышении мотивации в изучении того или
иного предмета, развивает компетенции: лингвистическую, языковую, коммуникативную.
Проектная деятельность позволяет учителю открыть способности школьника к
тому или иному предмету, подводит его к открытию собственных способностей и
возможностей. Исследовательская работа с учащимися - это нелегкий и кропотливый труд,
но в тоже время очень интересный и увлекательный.
Список литературы:
1.
Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность
школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
2.
Гребенкин Д.Ю., Сироткин С.Ф. Тьюторское сопровождение исследовательской и
проектной деятельности. - Эрго, 2018
3.
Сауренко, Н. Е. Проектный подход: интеграция теории и практики //
Профессиональное образование. – 2014. - № 1. – С. 44-47
4.
Хуторской, А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения //
Школьные технологии. – 2013. - № 3. – С. 95 – 100