Автор: Володкович Светлана Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №27
Населённый пункт: город Серов Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Система упражнений на формирование орфографической грамотности учащихся. Анализ экзаменационных заданий по орфографии.
Раздел: среднее образование
Система упражнений на формирование орфографической грамотности
учащихся. Анализ экзаменационных заданий по орфографии.
Основная задача при обучении русскому языку- формировать прочные
орфографические умения и навыки. Любой вид заданий при подготовке к
ГИА предполагает формирование орфографической грамотности учащихся.
Написание изложений, сочинений, выполнение тестовых заданий не может
обойтись
без
орфографических
умений.
Поэтому
формирование
орфографической
грамотности
учащихся
должно
стать
одной
из
приоритетных задач при подготовке к ГИА.
Одна
из
самых
распространенных
орфографических
ошибок
-
это
безударный гласный в корне слова. Умение работать с этим видом орфограмм
важно, т.к. имеет ближайшую перспективу выхода на ЕГЭ по русскому языку
в 11 классе.
Итак, все орфограммы-гласные в языке делятся на 3 группы:
1.
Безударные гласные проверяемые
2.
Безударные гласные непроверяемые
3.
Чередующиеся гласные в корне слова
I.
Большинство буквенных орфограмм имеет опознавательные признаки,
а у слов с корневой безударной гласной этих признаков нет. Поэтому
основой в процессе изучения правописания проверяемых безударных
гласных в корне слова должно стать формирование двух умений:
1.
Видение названной орфограммы
2.
Опора на семантику
Здесь уместно использовать следующие упражнения:
1.
Найти однокоренные слова, сгруппировать их , выделить корни. Какую
особенность в однокоренных словах вы заметили?
Дружный, снегопад, хожу, вязание, враги, ходоки, снежки, снежинка, друзья,
хождение, вяжу, вражда.
Этот вид работы труден, но крайне необходим, т.к. формирование умения
распознавать орфограмму, видеть ее в слове развивает орфографическую
зоркость учащихся.
Устные упражнения на нахождение слов с безударными гласными удобнее
предлагать в начале урока. Это могут быть словосочетания или короткие
предложения.
Они
легче
воспринимаются
детьми
и
при
объяснении
орфограммы задействовано наибольшее количество учащихся.
2.
Найти орфограмму безударные гласные проверяемые ударением.
На деревьях тихо шелестят листы. Первый луч солнца пробежал по небу.
Недалеко был виден ближайший лес.
Второй этап в работе- это умение подбирать однокоренные проверочные
слова с опорой на ближнеродственные.
Быстрая реакция на обнаружение и распознавание однокоренных слов
отрабатывается при проведении выборочного диктанта.
3.
Выписать родственные слова с корнем -СНЕГ-
Проплясали по снегам снежные метели.
Снегири снеговикам песню просвистели.
У заснеженной реки в снежном переулке
Звонко носятся снежки, режут лед снегурки.
Этот
вид
работы
позволяет
учитывать
типичные
ошибки
в
подборе
проверочных слов.
II.
Важным для формирования навыков правописания является подбор
однокоренных
слов
с
опорой
на
семантику.
Так
анализ
слов
с
омонимичными корнями позволяет не только совершенствовать навык
морфемного разбора, но и вырабатывать внимание к значению корня
слова в целом.
Работу
с
омонимичными
корнями
можно
проводить
на
примере
следующих заданий:
1.
Являются
ли
однокоренными
такие
пары
слов: укорять-
кора,
резкий –резать, море- морить, пылать- пылить, солить- солист,
левый-лев.
2.
Что общего и различного в словах: ножище- ножища
3.
Опираясь на значение корня исключите лишнее слово.
Игра «Четвертый лишний»
Испариться, парник, напарник, запариться.
Сырный, сырой, сырок, сырковый.
Считаю, что работа с омонимами обязательно должна проводиться
на уроках при изучении безударной гласной в корне слова, т.к. одно
из
тестовых
заданий
в
ЕГЭ
тоже
выявляет
навыки
работы
с
омонимичными корнями.
Большое
значение
уделяю
работе
над
словами
с
непроверяемыми
безударными гласными . Здесь использую следующие упражнения:
- изучение словарных слов по тематическим группам ( спорт: баскетбол,
футбол, волейбол, хоккей; в магазине: корзина, рюкзак, вежливые слова на
каждый день: до встречи, до свидания, пожалуйста)
- составление словосочетаний, предложений, текстов с использованием этих
слов.
С одной стороны работа с безударными непроверяемыми гласными в корне
слова позволяет учащимся исключить данную группу слов из предложенного
перечня, чтобы найти слово с чередующей гласной в корне (подобное задание
есть в тестовых вариантах ОГЭ).
С другой стороны параллельная взаимосвязанная работа с безударными
проверяемыми
и
непроверяемыми
гласными
подготовит
учащихся
к
аналогичному тестовому заданию и на ЕГЭ в 11 классе.
При работе с орфограммой чередование гласных в корне слова сталкиваюсь
с примерами, когда учащиеся корень на чередование проверяют ударением.
Например,
постелить-
стелет,
настил,
или
в
словах
лагерь,
ложка
обозначают корень на чередование.
Поэтому не менее важным считаю научить детей отличать безударные
гласные в корне
слова и чередующиеся гласные в корне. Здесь на первое
место ставлю работу с алгоритмами. Она позволяет привести в систему,
выстроить логические шаги и последовательность доказательства выбора
правильного написания слова.
На этапе закрепления по теме «Чередование гласных в корне слова» работу
провожу на примере следующих заданий:
1.
От данных глаголов образовать причастия с помощью суффикса –ЕНН-
Излагать-
изложенный,
полагать-
положенный,
предлагать
-предложенный,
возлагать-
возложенный,
слагать-
сложенный,
располагать- расположенный, прилагать, приложенный.
Данный
вид
работы
позволяет
отрабатывать
умения
правильного
написания слов и не только в корне, но и в приставках и в суффиксах.
2.
«Лингвистическая ловушка». Имеют ли корни этих слов отношение к
корням –лаг—лож-? Докажите.
Биология, наслаждение, ложный, морфология, слаженный, сложнее.
3.
Графический диктант. Из предложенных слов выписать только корни с
чередованием.
Возлагать, росточек, скачет, постелить, примирить, зорька, прикасаться,
роса, поклон, вытерли, заря, примерка, посидеть, выращенный, угарный,
ласкать.
Такая комплексная работа позволяет отрабатывать все три вида орфограмм:
безударный гласный проверяемый, непроверяемый и чередующиеся гласные
в корне слова.
Изучению темы «Приставки» в школе отводится немаловажное значение.
Владение словообразовательными моделями позволяет расширить словарный
запас
учащихся,
вооружить
их
активным
способом
понимания
значения
новых слов. И, конечно же, изучение приставок тоже опирается на семантику
слова. Школьная практика показывает, что усвоение словообразовательной
роли
приставок
происходит
успешнее
при
раскрытии
их
семантического
значения.
В одно из тестовых заданий на экзамене включается работа по нахождению
приставки и определению ее значения.
Так, написание приставок, оканчивающихся на –з -с
подчиняется
фонетическому принципу. Работу провожу на примере следующих заданий:
1.
«Лингвистическая задача». Почему слова с приставками на – з –с
разбиты
на
три
группы?
Какая
группа
слов
вызывает
наибольшие
затруднения?
Изрезать, разбудить, возложить, низвергаться.
Бессонный,
рассказывать,
рассматривать,
безза бо т ный .
Расщедриться, расчистить, расширить, бесшумный.
Задания
на
отработку
практического
навыка
подбираются
с
учетом
возрастных и психологических особенностей учащихся. Так для учащихся 5-
6 классов в целях поддержания интереса к предмету использую задания из
раздела «Веселая грамматика»
2.
Данное зарифмованное правило четко помогает запомнить написание
слов не видно ни зги, здесь, здание, здоровье.
З приставки не бывает
Это каждый школьник знает.
Зги, здесь, здание, здоровье
З пишите на здоровье.
Или зарифмованное правило на правописание приставок – пре и -при.
3.
Полезным видом работы, формирующим орфографическую зоркость,
считаю
работу
по
составлению
текста
с
использованием
слов
на
данную орфограмму.
Мы приехали на вокзал. Поезд прибывает вовремя.
Или выписать из текста
слова с приставками. В лес я приходил к рассвету, ложился на опушке леса….
Лучшему запоминанию способствуют и грамматические сказки о приставках.
В городе Морфемике жила-была приставка –С
В своей работе особо обращаю внимание на невозможность вычленения в
данных словах приставок –пре и –при и подбор родственных слов различных
частей речи.
Приключение,
приличие,
пример,
природа,
причина,
приятель,
приятный,
престол, препинание.
Обязательно использую задание на выяснение значения приставок – пре и –
при. Эти виды работ помогают предупредить орфографические ошибки в
словах, способствуют расширению словарного запаса учащихся, позволяют
проводить работу над лексическим значением слова.
Таким образом, считаю, что использованные мною задания и упражнения
развивают
у
учащихся
умение
видеть
опасные
места,
выделять
слова
с
определяемой орфограммой из ряда однородных, объяснять написание той
или иной орфограммы.
Орфографические навыки приобретаются и закрепляются учащимися в том
случае,
если
работа
в
этом
направлении
проводится
систематически
на
каждом
уроке.
Это
станет
основой
для
формирования
всех
ключевых
компетенций учащихся.