Автор: Малая Наталья Федоровна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МБОу СОШ №18
Населённый пункт: Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Старотитаровская
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие речи на уроках физики через использование ИКТ в методе проектов"
Раздел: полное образование
Представление методической разработки
учителя физики МБОУ СОШ №18
Малой Натальи Федоровны
ст. Старотитаровской, Темрюкского района, Краснодарского края
«Развитие речи на уроках физики через использование ИКТ в методе
проектов»
Информация об опыте
Сейчас, когда в школьное образование вошло тестирование практически по всем
предметам, стала проблема: научить правильно и грамотно говорить.
Эта проблема стоит и перед учителями МБОУ СОШ №18. И особенно актуальна при
преподавании предметов естественнонаучного цикла, где необходимо правильно
говорить, рассуждать, решать задачи, выполнять практическую часть, делать выводы
И для меня учителя физики, который должен научить решать задачи, ставить опыты,
производить эксперименты, объяснить и закрепить новый материал при двух
недельных часах, это стало важнейшей задачей. Если общее количество времени на
изучение предмета разделить на количество учащихся в классе, то можно обнаружить,
что на прямой словесный контакт учителя с отдельно взятыми учениками за весь
учебный год приходится несколько десятков минут. Например, в 10 классе – 68 часов в
неделю, 29 человек итог 68:29=2,3 часа в год!!!. Я работаю в 10 классе по методике
«Развитие речи на уроках физики» начиная с 7 класса в течении 3 лет. Эта методика
включает:
1.
Урок-состязание
2.
Урок-проект
3.
Урок-поиск
4.
Учебный проект
5.
Урок-мастерская, эксперимент.
6.
Урок-размышления
7.
Диалог в группах.
8.
Интегрированный урок.
При преподавании физики в 7 классах я сама выбираю новые слова, которые требуют
правильного написания, произношения. Мы записываем их в физический словарь. В 8
классе учащиеся вместе со мной составляют картотеку трудных слов, в 9 больше даю
самостоятельности, а в 10 классе учащиеся индивидуально составляют словарь
научных терминов, понятий.
Развитие речи – ориентировано на развитие устой и письменной речи учащихся как
основного показателя интеллектуального уровня. В основе лежит методическая
концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы
по формированию у школьников умения писать грамотно поскольку овладение устной
и письменной речью требует комплексного подхода.
Традиционно развитием речи занимаются учителя русского языка и литературы. Они
знакомят учащихся с речевыми стилями. В учебниках русского языка для 5-9 классов
достаточно подробно рассматриваются художественный, публицистический и
официально деловой стили. Но есть ещё один стиль – научный. Заглянув в
гуманитарные учебники, можно убедиться, что внимание ему уделяется крайне мало.
Что поделаешь, традиционно физика и лирика мало совместимы. Но очень важно,
чтобы еще в школе дети научились чётко и связано выражать свои мысли, как в устной
части, так и в письменной форме, воспринимать учебный текст и объяснения учителя,
анализировать, сравнивать, сопоставлять учебный материал, доказывать, делать
выводы и обобщения. Уже иного лет при сдаче экзамена в 9 классе в форме ГИА
включаются задания: работа с незнакомым текстом. Учащиеся затрудняются ответить
на поставленные вопросы, так как не всегда понимают смысл вопроса, а порой и
текста. Многие слова в тексте встречаются впервые и ребята не всегда знают их
значение. Поэтому необходимо научить их сейчас понимать то, о чём читают.
На уроках развития речи дети учатся использовать повествования, рассуждения,
описания, свойственные научному речевому стилю. Повествование и рассуждение
приобретают чёткую последовательность, и логичность, если ученик научен
планированию устной и письменной речи, выделению наиболее важных моментов,
обобщению сказанного.
Чтобы на уроке более рационально использовать учебное время, необходим
подбор заданий, чтобы одними и теми же действиями достичь сразу же нескольких
целей: одновременно знакомить учащихся с новыми фактами, контролируя
усвоение, запоминание, воспроизведение и в то же время могут быть реализованы
исследовательские и диагностические цели. Прежде всего, устанавливается
уровень интеллекта, информированности и интуитивных способностей.
Если школьнику, начинающему изучать физику, предложить выписать из
несложного параграфа учебника слова, смысл которых он не понимает, или
предложение, которое не может воспроизвести, то иногда возникает удручающая
картина.
Даже в учебнике 7-го класса встречается более 100 новых терминов, из них более
половины трудны в написании, где учащиеся могут допустить грамматические
ошибки, и произнести это слово для них тоже очень сложно.
Сознательному усвоению смысла физических и технических терминов и правильному
их употреблению способствуют устные и письменные формы контроля, в частности
физические диктанты, включающие следующие задания: “допишите утверждение,
начало которого записано...”, “вставьте пропущенные буквы в слова (физические
термины, названия приборов, имена ученых)”
Но для словарной работы требуется специальный дидактический материал. Для
создания такого материала я привлекла членов МНИО «Квант». У нас составлена
картотека трудных слов по физике, взятых из учебников . Ученики сами выбирали
слова, которые у них вызывают затруднения в правописании или понимании. Эти
же слова, написанные крупным шрифтом под рубрикой “Пиши правильно” я
демонстрирую с помощью мультипроектора на экран в течение перемены. Если
нет мультипроектора, можно использовать стенд «Сегодня на уроке», «Запомни»,
«Это надо знать» и т.п.(приложение?) Это способствует запоминанию их
написания, так как у большинства людей память зрительная. 'Проблема: научить
говорить, остро стоит передо мной. На своих уроках использую некоторые приёмы
для осознания условий задач, что помогает решить поставленную проблему.
1.
Замена слова (или словосочетания) другим, смысл которого соответствует
заменяемому. Например: выражение “Воздушная оболочка Земли” можно
заменить научным термином “Атмосфера”.
2.
Замена слова его аналогом, т.е. близким по смыслу . Например: “Нажать -
оказать давление”.
3.
Подготовить ответ об одном из явлений, о физической величине, о законе, о
приборе , используя планы обобщенного характера.
4.
Ответить на вопросы шуточного теста. Например: « Продолжите любимый
девиз молодёжи:
«темнота...», «да будет свет, сказал»
Выполняя такие задания, учащиеся учатся рассуждать, пользоваться физическими
терминами.Чтобы учащиеся лаконично формулировали свои мысли , провожу в 7-9-х
классах кратковременные игры “Скажи это одним словом”, в которых учащиеся
предлагаемую им часть фразы заменяют одним словом. Например: движение с
постоянным ускорением - равноускоренное; работа, совершаемая в единицу времени -
мощность , и обратная задача дать развёрнутое определение физических понятий
называемых одним словом: сила, скорость, ускорение и другие
Развитию речи учащихся способствуют упражнения; входящие в систему заданий
для обобщающего повторения курса, темы:
1.
Упражнения, в процессе выполнения которых осуществляется выделение
существенного, главного в изучении вопросов темы: “Составьте план...”,
“Разделите тему на части и назовите главную мысль каждой части”,
“Составьте рассказ о ... по плану”.
2.
Упражнения, направленные на нйхождение черт сходства и различия
понятий, например: “Составьте сравнительную характеристику...”, “Сравните
графики...”, “Сравните устройство приборов”; задачи-вопросы: “Что общего,
в чём отличие...?, «Что объединяет»
3.
На установление причинно-следственных связей используются задания типа:
“Выберите правильное утверждение”, “Найдите соответствие между...”,
“Подчеркните лишнее...”
4.
На соответствия: “Выберите формулу “прибор для измерения давления-
термометр, манометр”.
Тем более эти задания встречаются при сдаче ЕГЭ в 11 классе и ГИА в 9 классе,
Физическая компонента школьного образования наряду с гуманитарной,
социально-экономической, математической и технологической должна
обеспечивать всестороннее развитие личности школьника. Но если рассмотреть
разнообразные учебные программы и учебники, то можно заметить неувязки
между ними и образовательными стандартами. Каково же соотношение и
взаимосвязь гуманитарного и естественнонаучного направлений обучения?
Учебные программы содержат перечень понятий, соответствующих
образовательному минимуму. Определение понятия - вещь далеко не простая, и
школьников целесообразно приучать к различным по форме, но одинаково по
смыслу речевым конструкциям. В научной речи много новых для учащихся
терминов - существительных, а количество используемых глаголов и
прилагательных не велико. Например, частица вещества, расположенная в
определённом участке пространства, может двигаться и взаимодействовать с
другими объектами. Эти проявления могут быть упорядоченными или хаотичными,
быстрыми или медленными, сильными или слабыми. Определив все эти части
речи, добиться понимания их смысла, умение правильно использовать - главная
задача усвоения научного речевого стиля. Учащимся можно предложить дать свои
варианты определения научного понятия, например: “Плотность - это ...”,
“Плотностью называется ...”, “Плотность показывает...”, “Чтобы найти плотность,
нужно...” Важно приучать подростков внимательно относиться к каждой
произнесённой ими фразе, особенно несущей физический смысл. Можно читать
учащимся их же высказывания, которые пишутся, проговариваются учениками.
Проводя анализ этих выражений, дети учатся ответственно относиться к устной
речи, критически оценивать свои высказывания, не только с точки зрения физики,
но и логики изложения, законов русского языка . Поэтому при изучении физики
учащиеся пользуются научно-популярной литературой, произведениями из серии
“Жизнь замечательных людей”, книгами Перельмана, Китайгородского и других
известных авторов. Составляют аннотации, пишут краткие лицензии, выписывают
интересные высказывания учёных, важнейшие выводы, т.е. составляют
своеобразный дневник развития физико-технических знаний.( приложение 10). В
научно-популярных журналах “Наука и жизнь”, “Квант”, “Знание - сила” материал
изложен доступно и интересно, а поэтому систематическое обращение к ним
способствует воспитанию культуры речи учащихся. Огромный воспитательный
потенциал имеет написание рефератов и сочинений физике, технике, проблемам в
науке, работа над которыми развивает самостоятельность учащихся, приобщает их
к использованию научно-популярной и учебной литературы, учит точному и
образному изложению мысли. Являясь руководителем МНО «Квант», я пытаюсь
научить ребят , не бояться высказывать свои мысли, спорить, анализировать.
Учащиеся сочиняют стихи, пишут сочинения, составляют кроссворды, в этом
учебном году начали выпуск школьной газеты «Исследователь».
Изучение физики, как и математики, химии способствует выработки умения во всём
выделять главную мысль, существо дело, точно, чётко и немногословно излагать свои
мысли. Но учить надо школьника говорить не только строго логично и убедительно, но
и красиво и эмоционально. Ведь не зря естественно - математические знания имели
большое значение для выработки умения строить речь. Многие литераторы учились
специфическим качествам речи математика и физика (таким, как краткость,
последовательность, полнота аргументации). Красоту, предельную ясность языка
точных наук хорошо понимали величайшие мастера пера: А.С. Пушкин, А.С.
Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой и д.р. Решение физических и
математических задач помогало им постигать логику языка, его точность и
выразительность. Я часто знакомлю ребят о том, что Л.Н. Толстой преподавал в
Яснополянской школе математику, а в своей литературной работе широко использовал
физические и математические понятия, с любовью описывал явления природы.
Анализ словарного запаса Пушкина показывает, что поэт пользовался научной
терминологией и отразил в своих произведениях ряд естественнонаучных проблем.
Гениальный нашсоотечественник М.В. Ломоносов был и талантливым писателем.
Предъявляя строгие требования к языку своих научных работ, он очистил его от
обилия иностранных терминов, говорил свободно, легко, доказательно. Труды Галилея
по естествознанию совершенны в художественном отношении, а язык Паскаля
считался в своё время образцом для французской литературы. Среди учёных физиков
немало авторов научно-популярных книг. Трудным искусством популяризатора в
совершенстве владели Циолковский, Столетов, Перельман.Эмоциональному
изложению сложных физических понятий и законов значительно способствует поэзия.
Л.Д.Ландау говорил: “Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё
остальное, шорох леса, краски заката. Это какая-то усечённая физика, если хотите -
выхолощенная. Я, например, в неё не верю... Любая замкнутость, прежде всего,
свидетельствует об ограниченности... Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, -
плохой физик”. При изучении физики есть возможность опираться на поэтические
образы. Таким образом, за общей грамотностью, речи учащихся обязан следить
учитель любого предмета, а педагогу - физику нужно заботиться и о физической
грамотности: о правильности использования и толкования физических понятий, их
определений, о правомерности употреблений физических терминов, смысл которых не
всегда совпадает с обыденным. Только в случае правильности, однозначности и
ясности для учащихся терминологии, используемой на уроках, можно ожидать
хорошего понимания изучаемых вопросов в физике.
Результативность опыта.
Работа по развитию речи требует времени. Научить детей правильной и красивой речи,
как устной, так и письменной, - сложная задача, требующая комплексного подхода.
Уровень развития речи значительного числа школьников едва достигает необходимого
предела, а у довольно многочисленной группы детей уровень развития речи явно
недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь - основной показатель
интеллектуального уровня ребенка, поэтому работа над развитием речи школьников
является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения
учащихся.
Предлагаемый опыт направлен на развития интереса
к
физике, повышению уровня обученности и качества знаний. Вовлекает учащихся в
активную творческую деятельность. При выполнении творческого задания
углубляются и расширяются знания учащихся, полученные на уроке. Задания,
выполненные самими учащимися, доступны другим учащимся, соответствуют их
возрасту, уровню развития. Кроме этого интересно получить задание на уроке не от
учителя, а от своего одноклассника. Данный вид работы с учащимися позволяет лучше
узнать их индивидуальные способности, выявить наиболее одаренных и
неравнодушных учащихся, проявляющих интерес к физике. Такого рода задания
влияют на оценку по физике, делают ее более значимой, т.к. выполнение творческого
задания по физике часто требует от учащихся гораздо большей самостоятельности при
выполнении работы и затрат времени, чем выполнение очередного домашнего задания.
И при сдаче ГИА и ЕГЭ учащиеся не растеряются, увидев незнакомый текст. Опыт
показывает, что данный вид работы полезен не только учащимся, но и преподавателю.
Она позволяет лучше узнать своих учеников, развивает их творческие способности,
заставляет творчески работать самому преподавателю.
Библиографический список.
1.
Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. М.: Дом
педагогики, 1998.-58 с.
2.
Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 10—11 кл.
М.: Просвещение, 1998.- 124 с.
3.
Всероссийские олимпиады по физике. 1992—2001 / Под ред. С. М. Козела, В. П.
Слободянина. М.: Вер-бум-М, 2002.-348 с.
4.
Глушко Г.Р. Интеллектуальные соревнования: Краснодар. «Советская Кубань»,
1999.-287 с.
Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.-
214 с.
5.
Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с
ответами и решениями. М.: Мнемозина, 2004-178 с.
6.
Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: Наука, 1985.-
225с.
7.
Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы. М.:
Просвещение, 2002- 150 с.
8.
Смирнов А.П., Захаров О.В. Веселый бал и вдумчивый урок: «Кругозор», Москва
1994.-78 с.
9.
Черноуцан А. И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М.: Высшая школа,
2003,- 180 с.