Автор: Сидорова Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ г. Москвы "Школа № 1056"
Населённый пункт: Город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Методика организации изобразительной деятельности с детьми 2-3 лет."
Раздел: дошкольное образование
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 1056»
Методика организации изобразительной
деятельности с детьми 2-3 лет.
Подготовила:
Сидорова Наталья Евгеньевна
2015
Мир будет счастлив только тогда,
когда у каждого человека будет
душа художника. Иначе говоря,
когда каждый будет находить
радость в своем труде.
Роден
Дошкольный возраст — это сензитивный период для развития у детей
продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Изобразительная
деятельность
в
раннем
возрасте
имеет
художественно-
образную основу. Создание образа связано с проявлением разнообразных
чувств,
эмоций.
Воспитание
у
детей
эмоционального
отношения
к
изображаемым
явлениям
необходимо,
т.
к.
процесс
рисования,
лепки
не
только передача отдельных черт, свойств, но и момент активного вхождения в
образ, когда перед ребенком как бы оживают мазки, линии, формы.
Первые
действия
малыша
с
кистью,
карандашом,
комком
глины
обусловлены содержанием предмета или явления, которые он воспринимает.
Полученный образ начинает узнаваться постепенно. Происходящий при этом
процесс восприятия своего рисунка, лепки приятен ребенку и радует его.
Любая деятельность в этом возрасте имеет форму игры, и занятия по
изодеятельности
в
том
числе.
Игровые
приемы
способствуют
созданию
эмоционального отношения к процессу рисования и лепке. Образ для них
становится живым.
Например: пришел в гости грустный гномик - мы для него нарисовали
солнышко, в конце занятия он стал очень веселым и водит с нами хоровод;
дедушка и бабушка обнаружили пропажу колобка, они попросили детей
слепить им колобок. Колобки получились красивые.
Программа
воспитания
и
обучения
в
детском
саду
рекомендует
проводить
в
течение
недели
одно
занятие
рисованием
и
одно
лепкой.
Количество занятий лепкой и рисованием должно быть одинаковым. Однако
чередование
их
иногда
может
быть
нарушено:
в
одну
неделю
могут
проводиться два занятия рисованием, а в другую — два занятия лепкой. Это
дает возможность закрепить полученные умения: недельный перерыв велик
для
малыша,
и
он
забывает,
что
узнал,
чему
научился
на
предыдущем
занятии.
Программными задачами по рисованию в I младшей группе являются:
-вызвать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью,
красками, глиной.
-формировать
представление
о
том,
что
карандашами,
фломастерами,
красками рисуют, а из глины лепят;
-
развивать
восприятие
детей,
обогащать
их
сенсорный
опыт
путем
выделения формы предметов, обведения их по контуру то одной, то другой
рукой;
- подводить детей к изображению знакомых предметов;
- обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет
след на бумаге. Учить следить за движением карандаша по бумаге;
- привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразными
линиями, конфигурациями;
- побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже;
- вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали
сами;
-
побуждать
к
дополнению
нарисованного
изображения
характерными
деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий,
пятен, форм;
- развивать эстетическое восприятие окружающих предметов.
Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть
их;
рисовать
разные
линии
(длинные,
короткие,
вертикальные,
горизонтальные, наклонные, пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам,
платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей
к рисованию предметов округлой формы путем организации их восприятия
окружающей жизни и игры;
-
формировать
правильную
позу
при
рисовании
(сидеть
свободно,
не
наклоняться низко над листом бумаги, свободная рука придерживает лист
бумаги, на котором рисует ребенок) ;
- учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать;
- учить держать карандаш и кисть свободно, правильно.
Материал, используемый в I младшей группе при проведении занятий
по
изодеятельности
–
это
карандаши,
фломастеры,
краски,
кисти,
глина,
пластилин. При этом карандаши выбираем большие и мягкие основного
цвета. Кисточки большие, краска обязательно гуашь, разведенная до нужной
консистенции (красный, синий, зеленый, желтый, черный) .
На
первых
занятиях
по
рисованию
лучше
дать
всем
детям
краску
одного
цвета,
чтобы
сосредоточить
их
внимание
на
способах
работы
кисточки и пользования краской. На следующем занятии цвет краски можно
поменять, но снова дать всем детям краску одного цвета. Лишь тогда, когда
малыши овладеют действиями с кистью и краской, можно ставить на разные
столы краски разных цветов; к концу года на один стол нужно ставить краски
двух-четырех цветов. При этом используем следующие приемы рисования
красками:
- примакивания (листопад, следы) : “топ-топ” - гуляет кисточка по бумаге;
- протягивание кисточки по листу – сверху-вниз – красивая красная лента,
слева-направо – длинная дорога;
- сочетание горизонтальных и вертикальных движений кисточкой
- красивый заборчик ;
При рисовании карандашами - следующие приемы:
- штрихи короткие вертикальные -дождик, травка, заборчик,
-горизонтальные (дорожка, ленточки, усы у кота) ;
- кругообразные линии по спирали (дым из трубы, клубок ниток) ;
- кругообразные сомкнутые линии (баранки, мяч, шарики) .
На первых занятиях знакомим детей с карандашами и красками и На
занятие могут приходить король-Карандаш и принцесса -Кисточка, которые
рассказывают о правилах работы с ними. В дальнейшем эти материалы
чередуются на занятиях, но чтобы закрепить навыки работы с ними, надо
проводить
несколько
занятий
рисования
карандашом,
затем
несколько
-
красками.
Например:
карандашом
рисуем
дождик:
ритмом
штрихов
передаем
капельки дождя, при этом учим держать карандаш правильно в правой руке,
выделяем синий цвет среди других цветов;
Дорисовывали
усы
коту
путем
ритмичности
проведения
коротких
горизонтальных линий на близком расстоянии друг от друга.
Рисовали разноцветные клубочки (красный, зеленый, синий) -учили
круговыми движениями рисовать клубки ниток, закрепляли при этом цвета.
После двух-трех занятий, на которых содержание рисунка определяется
педагогом,
проводится
занятие
по
замыслу
детей.
Конечно,
назвать
эти
занятия в буквальном смысле слова занятиями “по замыслу” нельзя: малыши
изображают то, что хотят, многие просто водят карандашом по бумаге или
повторяют изображения, усвоенные ранее.
Когда
дети
овладевают
некоторыми
умениями
и
навыками,
можно
рисовать
коллективно.
Коллективные
работы
выполняются
небольшими
подгруппами
по
8-10
детей.
Эта
работа
доставляет
детям
радость
от
рисования “рядом” и всегда очень красиво смотрится.
По рисованию красками могут быть следующие темы:
“По ровненькой дорожке” - учим рисовать кисточкой, ритмично наносить
отпечаток на бумаге;
“Курочка” (отпечаток ладоши) – вызвать у детей эмоциональный отклик на
яркий цвет краски, радоваться цветовым пятнам;
“Осенний
листопад”
-
ритмом
мазков
передаем
явления
природы,
учим
правильно держать кисть в правой руке, радоваться ярким мазкам.
“Украсим
матрешке
сарафан”
-
украшаем
мазками
сарафаны
матрешек,
наносим мазки на силуэт сарафана, закрепляем цвета.
В группе должен быть стенд или мольберт для рассматривания готовых
рисунков. Рассматривая их с детьми, прежде всего нужно обращать внимание
детей на работы в целом: хвалить, обращать внимание на цвет. Это развивает
у детей образное восприятие, способствует обогащению словаря.
Например:
“Вот
как
много
красивых
цветов
мы
нарисовали.
Получилось нарядно, как будто большое поле усеяно цветами”, или “Как
много больших орешков упало с дерева – хватит белочке на обед”.
Работы, выполненные в течение месяца можно вывесить на выставке-
стенде (файловая папка) для просмотра родителями, где указана тема, цель
работы, какого числа выполнена.
Каждая работа должна быть подписана в правом нижнем углу (имя и
первая
буква
фамилии
ребенка).
Остальные
работы
можно
хранить
в
пластмассовой
папке,
в
отдельных
файлах
для
каждого
ребенка.
Они
необходимы для того, чтобы наблюдать за процессом развития умения и
навыков детей, для диагностики и для оценки работы воспитателя.
Для
проведения
мониторинга
по
развитию
ребенка,
можно
пользоваться диагностическими картами по рисованию и лепке, в которые
вносятся
результаты
обследования
детей
3
раза
в
год.
По
результатам
мониторинга
необходимо
проводить
индивидуальную
работу,
вносить
изменения в планирование.
Карта для диагностики:
Рисование
№п\п- Ф. И. ребенка - умения
Держать
правильно
карандаш,
кисть-Проводить
прямые
горизонталь-ные
линии- Проводить прямые вертикальные линии- Рисовать предметы округлой
формы- Ритмично наносить мазки Называть изображение-
Уровень развития умений на конец года % -
Итоговый ровень развития умений.
сентябрь- январь- май O
1.
2.
3.
Уровень умений всей группы
Кол-во\ % - - O
Условные обозначения : -низкий, -средний, O - высокий уровень
Лепка -то же
умения -Раскатывать между ладонями прямыми движениями
-Раскатывать круговыми движениями ладоней
-Сплющивать комочек между ладонями
-Отщипывать маленькие комочки от большого куска (глины, пластилина
Уровень развития умений за год %
До35%- низкий уровень, 35-65%- средний, 65-100%-высокий уровень
На
занятиях
по
рисованию
необходимо
использовать
следующие
методы и приемы:
1. Наблюдение за объектом изображения, т. е. рассматривание предметов и
явлений
окружающего
мира
и
дидактические
игры,
в
процессе
которых
уточняются
и
обогащаются
представления
о
предметах
и
их
свойствах
(наблюдение
за
листопадом,
прогулка
по
лужайке,
игры-
“прокати
мяч
воротца”, “намотай ниточку на клубочек”, “по ровненькой дорожке ходили
наши ножки”.
2. Метод пассивных движений- используется для того, чтобы ребенок легче
овладел
соответствующими
движениями
при
рисовании;
в
воздухе
проделывает кругообразные, вертикальные или горизонтальные движения.
3. Показ способов изображения. - Многочисленные точки или штрихи – это
снег или дождь;
- вращательные движения- круги, мячики, шарики, дым;
- однонаправленные движения – горизонтальные: дорожки, линеечки;
- вертикальные: столбики, заборчик, травка.
Показ часто сопровождается чтением потешек, песенок.
4. Взаимосвязь различных видов художественной деятельности для создания
образной
ситуации
-рассматривание
книг-сказок
с
иллюстрациями:
“Колобок”,
“Теремок”,
стихи
А.
Барто,
потешки
“Я
пеку,
пеку,
пеку.
”,
альбомов с домашними животными.
Занятия по лепке в детском саду начинается в I младшей группе. Они
открывают для малыша большие возможности, развивает детское творчество,
вооружает детей изобразительными и техническими умениями.
Обучение лепке в I младшей группе сводится к следующим задачам:
- вызвать у детей интерес к лепке;
-
знакомить
с
пластическими
материалами:
глиной,
пластилином,
пластической массой, отдавая предпочтение глине;
- учить аккуратно пользоваться материалами;
- учить детей отламывать комочки глины от большого куска, раскатывая
комочек между ладонями прямыми движениями лепить палочки, колбаски,
соединять
концы
палочки,
плотно
прижимая
их
друг
к
другу
(колечко,
бараночка, колесо и др.) ;
- учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для
изображения
предметов
круглой
формы
(шарик,
яблоко,
ягода
и
др.,
сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники) ; делать
пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце) ;
- учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик
(погремушка или грибок, два шарика (неваляшка) и т. п.
- приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или
специальную заранее подготовленную клеенку. Занятия лепкой чередуются с
рисованием (по 1 занятию в неделю) .
На
занятиях
надо
использовать
в
основном
глину,
соленое
тесто,
пластилин.
Занятия лепкой чередуются с рисованием (по 1 занятию в неделю) .
Знакомство с глиной проводили так: “Это глина. Она мягкая. От нее
можно оторвать кусочек и, положив между ладонями раскатать колбаску,
колобок.
Вначале дети начинают лепить предметы простейшей цилиндрической
формы. Например: столбики, карандаши, палочки. Затем шаровидной формы:
колобки, мячи, шары.
После чего начинают изображать более сложные формы. Например:
“бревенчатый домик для Мишки”, “баранки для угощения любимой куклы”,
“печенье и пряники для новогодних подарков”.
Используя раннее изученные способы работы с глиной, к концу года
дети могут по-разному объединять кусочки глины, скатывая-раскатывая их,
получать сходство с реальными предметами, именно в такой игре с глиной и
заключается у малышей занятия лепкой по замыслу.
Готовые
работы
можно
располагать
на
выставочную
доску,
где
у
каждого ребенка своя картинка.
При анализе, необходимо обращать внимание на все работы в целом,
хвалить работу детей и обыгрывать их.
Например,
вылепленные
“колобки”
пришли
похвалить
Дед
и
Баба;
вылепленные “баранки” предложили для угощения медвежатам, щенятам;
“пряники” и “печенье” – под новогоднюю песенку подарили клоуну Клепе.
До следующего занятия можно обратиться к этим работам еще раз,
полюбоваться на них, и снова обыграть их (“Какие вкусные баранки мы
приготовили на угощение”, “Скорей бы пришла весна, чтобы наша красивая
гусеница вышла погулять на травку) .
Работы хранятся до следующего занятия, по желанию родители могут
забрать их домой.
Индивидуальная работа.
Чтобы быстрее развить и закрепить навыки рисования и лепки надо
проводить индивидуальную работу с детьми. Заниматься можно вне занятий
утром или во второй половине дня.
Работать
надо
по
подгруппам
2-3
ребенка
под
руководством
воспитателя.
Во
время
этой
работы
необходимо
закреплять
навыки
правильного
выполнения работы, использования оборудования, следить за осанкой, за
эмоциональным состоянием ребенка, вызывать желание рассказать о своей
работе, необходимо использовать при этом потешки, песенки, попевки.
Для индивидуальной работы по лепке можно использовать пластилин
или соленое тесто, т. к. организация работы с глиной занимает много времени
и из нее более «грязный»процесс лепки.
В группе необходимо создать развивающую среду, способствующую
художественно-эстетическому развитию детей.
Для работы по изодеятельности необходимо приобрести различного
вида бумагу, гуашь, большие кисти, большие карандаши, восковые мелки,
маркеры,
фломастеры,
всевозможные
печати,
тычки,
глину,
пластилин,
емкость для краски и воды, дощечки, мольберт – это оборудование находится
в специальных контейнерах в недоступном для детей месте.
На полках можно разместить – игры на цвет, форму; альбомы для
раскрашивания
и
рассматривания,
контуры
для
раскрашивания,
книги,
трафареты, шаблоны, вкладыши, пирамиды, кубы (цветные, пазлы по цвету,
цветные
конструкторы,
фланелеграф
–
все
это
должно
находиться
в
доступном для детей месте.