Напоминание

"Методика организации изобразительной деятельности с детьми 2-3 лет."


Автор: Сидорова Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ г. Москвы "Школа № 1056"
Населённый пункт: Город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Методика организации изобразительной деятельности с детьми 2-3 лет."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Департамент образования и науки города Москвы

Государственное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1056»

Методика организации изобразительной

деятельности с детьми 2-3 лет.

Подготовила:

Сидорова Наталья Евгеньевна

2015

Мир будет счастлив только тогда,

когда у каждого человека будет

душа художника. Иначе говоря,

когда каждый будет находить

радость в своем труде.

Роден

Дошкольный возраст — это сензитивный период для развития у детей

продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

Изобразительная

деятельность

в

раннем

возрасте

имеет

художественно-

образную основу. Создание образа связано с проявлением разнообразных

чувств,

эмоций.

Воспитание

у

детей

эмоционального

отношения

к

изображаемым

явлениям

необходимо,

т.

к.

процесс

рисования,

лепки

не

только передача отдельных черт, свойств, но и момент активного вхождения в

образ, когда перед ребенком как бы оживают мазки, линии, формы.

Первые

действия

малыша

с

кистью,

карандашом,

комком

глины

обусловлены содержанием предмета или явления, которые он воспринимает.

Полученный образ начинает узнаваться постепенно. Происходящий при этом

процесс восприятия своего рисунка, лепки приятен ребенку и радует его.

Любая деятельность в этом возрасте имеет форму игры, и занятия по

изодеятельности

в

том

числе.

Игровые

приемы

способствуют

созданию

эмоционального отношения к процессу рисования и лепке. Образ для них

становится живым.

Например: пришел в гости грустный гномик - мы для него нарисовали

солнышко, в конце занятия он стал очень веселым и водит с нами хоровод;

дедушка и бабушка обнаружили пропажу колобка, они попросили детей

слепить им колобок. Колобки получились красивые.

Программа

воспитания

и

обучения

в

детском

саду

рекомендует

проводить

в

течение

недели

одно

занятие

рисованием

и

одно

лепкой.

Количество занятий лепкой и рисованием должно быть одинаковым. Однако

чередование

их

иногда

может

быть

нарушено:

в

одну

неделю

могут

проводиться два занятия рисованием, а в другую — два занятия лепкой. Это

дает возможность закрепить полученные умения: недельный перерыв велик

для

малыша,

и

он

забывает,

что

узнал,

чему

научился

на

предыдущем

занятии.

Программными задачами по рисованию в I младшей группе являются:

-вызвать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью,

красками, глиной.

-формировать

представление

о

том,

что

карандашами,

фломастерами,

красками рисуют, а из глины лепят;

-

развивать

восприятие

детей,

обогащать

их

сенсорный

опыт

путем

выделения формы предметов, обведения их по контуру то одной, то другой

рукой;

- подводить детей к изображению знакомых предметов;

- обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет

след на бумаге. Учить следить за движением карандаша по бумаге;

- привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразными

линиями, конфигурациями;

- побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже;

- вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали

сами;

-

побуждать

к

дополнению

нарисованного

изображения

характерными

деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий,

пятен, форм;

- развивать эстетическое восприятие окружающих предметов.

Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть

их;

рисовать

разные

линии

(длинные,

короткие,

вертикальные,

горизонтальные, наклонные, пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам,

платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей

к рисованию предметов округлой формы путем организации их восприятия

окружающей жизни и игры;

-

формировать

правильную

позу

при

рисовании

(сидеть

свободно,

не

наклоняться низко над листом бумаги, свободная рука придерживает лист

бумаги, на котором рисует ребенок) ;

- учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать;

- учить держать карандаш и кисть свободно, правильно.

Материал, используемый в I младшей группе при проведении занятий

по

изодеятельности

это

карандаши,

фломастеры,

краски,

кисти,

глина,

пластилин. При этом карандаши выбираем большие и мягкие основного

цвета. Кисточки большие, краска обязательно гуашь, разведенная до нужной

консистенции (красный, синий, зеленый, желтый, черный) .

На

первых

занятиях

по

рисованию

лучше

дать

всем

детям

краску

одного

цвета,

чтобы

сосредоточить

их

внимание

на

способах

работы

кисточки и пользования краской. На следующем занятии цвет краски можно

поменять, но снова дать всем детям краску одного цвета. Лишь тогда, когда

малыши овладеют действиями с кистью и краской, можно ставить на разные

столы краски разных цветов; к концу года на один стол нужно ставить краски

двух-четырех цветов. При этом используем следующие приемы рисования

красками:

- примакивания (листопад, следы) : “топ-топ” - гуляет кисточка по бумаге;

- протягивание кисточки по листу – сверху-вниз – красивая красная лента,

слева-направо – длинная дорога;

- сочетание горизонтальных и вертикальных движений кисточкой

- красивый заборчик ;

При рисовании карандашами - следующие приемы:

- штрихи короткие вертикальные -дождик, травка, заборчик,

-горизонтальные (дорожка, ленточки, усы у кота) ;

- кругообразные линии по спирали (дым из трубы, клубок ниток) ;

- кругообразные сомкнутые линии (баранки, мяч, шарики) .

На первых занятиях знакомим детей с карандашами и красками и На

занятие могут приходить король-Карандаш и принцесса -Кисточка, которые

рассказывают о правилах работы с ними. В дальнейшем эти материалы

чередуются на занятиях, но чтобы закрепить навыки работы с ними, надо

проводить

несколько

занятий

рисования

карандашом,

затем

несколько

-

красками.

Например:

карандашом

рисуем

дождик:

ритмом

штрихов

передаем

капельки дождя, при этом учим держать карандаш правильно в правой руке,

выделяем синий цвет среди других цветов;

Дорисовывали

усы

коту

путем

ритмичности

проведения

коротких

горизонтальных линий на близком расстоянии друг от друга.

Рисовали разноцветные клубочки (красный, зеленый, синий) -учили

круговыми движениями рисовать клубки ниток, закрепляли при этом цвета.

После двух-трех занятий, на которых содержание рисунка определяется

педагогом,

проводится

занятие

по

замыслу

детей.

Конечно,

назвать

эти

занятия в буквальном смысле слова занятиями “по замыслу” нельзя: малыши

изображают то, что хотят, многие просто водят карандашом по бумаге или

повторяют изображения, усвоенные ранее.

Когда

дети

овладевают

некоторыми

умениями

и

навыками,

можно

рисовать

коллективно.

Коллективные

работы

выполняются

небольшими

подгруппами

по

8-10

детей.

Эта

работа

доставляет

детям

радость

от

рисования “рядом” и всегда очень красиво смотрится.

По рисованию красками могут быть следующие темы:

“По ровненькой дорожке” - учим рисовать кисточкой, ритмично наносить

отпечаток на бумаге;

“Курочка” (отпечаток ладоши) – вызвать у детей эмоциональный отклик на

яркий цвет краски, радоваться цветовым пятнам;

“Осенний

листопад”

-

ритмом

мазков

передаем

явления

природы,

учим

правильно держать кисть в правой руке, радоваться ярким мазкам.

“Украсим

матрешке

сарафан”

-

украшаем

мазками

сарафаны

матрешек,

наносим мазки на силуэт сарафана, закрепляем цвета.

В группе должен быть стенд или мольберт для рассматривания готовых

рисунков. Рассматривая их с детьми, прежде всего нужно обращать внимание

детей на работы в целом: хвалить, обращать внимание на цвет. Это развивает

у детей образное восприятие, способствует обогащению словаря.

Например:

“Вот

как

много

красивых

цветов

мы

нарисовали.

Получилось нарядно, как будто большое поле усеяно цветами”, или “Как

много больших орешков упало с дерева – хватит белочке на обед”.

Работы, выполненные в течение месяца можно вывесить на выставке-

стенде (файловая папка) для просмотра родителями, где указана тема, цель

работы, какого числа выполнена.

Каждая работа должна быть подписана в правом нижнем углу (имя и

первая

буква

фамилии

ребенка).

Остальные

работы

можно

хранить

в

пластмассовой

папке,

в

отдельных

файлах

для

каждого

ребенка.

Они

необходимы для того, чтобы наблюдать за процессом развития умения и

навыков детей, для диагностики и для оценки работы воспитателя.

Для

проведения

мониторинга

по

развитию

ребенка,

можно

пользоваться диагностическими картами по рисованию и лепке, в которые

вносятся

результаты

обследования

детей

3

раза

в

год.

По

результатам

мониторинга

необходимо

проводить

индивидуальную

работу,

вносить

изменения в планирование.

Карта для диагностики:

Рисование

№п\п- Ф. И. ребенка - умения

Держать

правильно

карандаш,

кисть-Проводить

прямые

горизонталь-ные

линии- Проводить прямые вертикальные линии- Рисовать предметы округлой

формы- Ритмично наносить мазки Называть изображение-

Уровень развития умений на конец года % -

Итоговый ровень развития умений.

сентябрь- январь- май O

1.

2.

3.

Уровень умений всей группы

Кол-во\ % - - O

Условные обозначения : -низкий, -средний, O - высокий уровень

Лепка -то же

умения -Раскатывать между ладонями прямыми движениями

-Раскатывать круговыми движениями ладоней

-Сплющивать комочек между ладонями

-Отщипывать маленькие комочки от большого куска (глины, пластилина

Уровень развития умений за год %

До35%- низкий уровень, 35-65%- средний, 65-100%-высокий уровень

На

занятиях

по

рисованию

необходимо

использовать

следующие

методы и приемы:

1. Наблюдение за объектом изображения, т. е. рассматривание предметов и

явлений

окружающего

мира

и

дидактические

игры,

в

процессе

которых

уточняются

и

обогащаются

представления

о

предметах

и

их

свойствах

(наблюдение

за

листопадом,

прогулка

по

лужайке,

игры-

“прокати

мяч

воротца”, “намотай ниточку на клубочек”, “по ровненькой дорожке ходили

наши ножки”.

2. Метод пассивных движений- используется для того, чтобы ребенок легче

овладел

соответствующими

движениями

при

рисовании;

в

воздухе

проделывает кругообразные, вертикальные или горизонтальные движения.

3. Показ способов изображения. - Многочисленные точки или штрихи – это

снег или дождь;

- вращательные движения- круги, мячики, шарики, дым;

- однонаправленные движения – горизонтальные: дорожки, линеечки;

- вертикальные: столбики, заборчик, травка.

Показ часто сопровождается чтением потешек, песенок.

4. Взаимосвязь различных видов художественной деятельности для создания

образной

ситуации

-рассматривание

книг-сказок

с

иллюстрациями:

“Колобок”,

“Теремок”,

стихи

А.

Барто,

потешки

“Я

пеку,

пеку,

пеку.

”,

альбомов с домашними животными.

Занятия по лепке в детском саду начинается в I младшей группе. Они

открывают для малыша большие возможности, развивает детское творчество,

вооружает детей изобразительными и техническими умениями.

Обучение лепке в I младшей группе сводится к следующим задачам:

- вызвать у детей интерес к лепке;

-

знакомить

с

пластическими

материалами:

глиной,

пластилином,

пластической массой, отдавая предпочтение глине;

- учить аккуратно пользоваться материалами;

- учить детей отламывать комочки глины от большого куска, раскатывая

комочек между ладонями прямыми движениями лепить палочки, колбаски,

соединять

концы

палочки,

плотно

прижимая

их

друг

к

другу

(колечко,

бараночка, колесо и др.) ;

- учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для

изображения

предметов

круглой

формы

(шарик,

яблоко,

ягода

и

др.,

сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники) ; делать

пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце) ;

- учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик

(погремушка или грибок, два шарика (неваляшка) и т. п.

- приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или

специальную заранее подготовленную клеенку. Занятия лепкой чередуются с

рисованием (по 1 занятию в неделю) .

На

занятиях

надо

использовать

в

основном

глину,

соленое

тесто,

пластилин.

Занятия лепкой чередуются с рисованием (по 1 занятию в неделю) .

Знакомство с глиной проводили так: “Это глина. Она мягкая. От нее

можно оторвать кусочек и, положив между ладонями раскатать колбаску,

колобок.

Вначале дети начинают лепить предметы простейшей цилиндрической

формы. Например: столбики, карандаши, палочки. Затем шаровидной формы:

колобки, мячи, шары.

После чего начинают изображать более сложные формы. Например:

“бревенчатый домик для Мишки”, “баранки для угощения любимой куклы”,

“печенье и пряники для новогодних подарков”.

Используя раннее изученные способы работы с глиной, к концу года

дети могут по-разному объединять кусочки глины, скатывая-раскатывая их,

получать сходство с реальными предметами, именно в такой игре с глиной и

заключается у малышей занятия лепкой по замыслу.

Готовые

работы

можно

располагать

на

выставочную

доску,

где

у

каждого ребенка своя картинка.

При анализе, необходимо обращать внимание на все работы в целом,

хвалить работу детей и обыгрывать их.

Например,

вылепленные

“колобки”

пришли

похвалить

Дед

и

Баба;

вылепленные “баранки” предложили для угощения медвежатам, щенятам;

“пряники” и “печенье” – под новогоднюю песенку подарили клоуну Клепе.

До следующего занятия можно обратиться к этим работам еще раз,

полюбоваться на них, и снова обыграть их (“Какие вкусные баранки мы

приготовили на угощение”, “Скорей бы пришла весна, чтобы наша красивая

гусеница вышла погулять на травку) .

Работы хранятся до следующего занятия, по желанию родители могут

забрать их домой.

Индивидуальная работа.

Чтобы быстрее развить и закрепить навыки рисования и лепки надо

проводить индивидуальную работу с детьми. Заниматься можно вне занятий

утром или во второй половине дня.

Работать

надо

по

подгруппам

2-3

ребенка

под

руководством

воспитателя.

Во

время

этой

работы

необходимо

закреплять

навыки

правильного

выполнения работы, использования оборудования, следить за осанкой, за

эмоциональным состоянием ребенка, вызывать желание рассказать о своей

работе, необходимо использовать при этом потешки, песенки, попевки.

Для индивидуальной работы по лепке можно использовать пластилин

или соленое тесто, т. к. организация работы с глиной занимает много времени

и из нее более «грязный»процесс лепки.

В группе необходимо создать развивающую среду, способствующую

художественно-эстетическому развитию детей.

Для работы по изодеятельности необходимо приобрести различного

вида бумагу, гуашь, большие кисти, большие карандаши, восковые мелки,

маркеры,

фломастеры,

всевозможные

печати,

тычки,

глину,

пластилин,

емкость для краски и воды, дощечки, мольберт – это оборудование находится

в специальных контейнерах в недоступном для детей месте.

На полках можно разместить – игры на цвет, форму; альбомы для

раскрашивания

и

рассматривания,

контуры

для

раскрашивания,

книги,

трафареты, шаблоны, вкладыши, пирамиды, кубы (цветные, пазлы по цвету,

цветные

конструкторы,

фланелеграф

все

это

должно

находиться

в

доступном для детей месте.



В раздел образования