Работа над непроверяемыми орфограммами в начальной школе
Автор: Лемдянова Надежда Петровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ РК "Алупкинская санаторная школа -интернат" Населённый пункт: МО Ялта г. Алупка Республика Крым Наименование материала: статья Тема: Работа над непроверяемыми орфограммами в начальной школе Раздел: начальное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Крым
«Алупкинская санаторная школа-интернат»
РАБОТА НАД НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ
ОРФОГРАММАМИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Учитель начальных классов
ГБОУ РК «АСШИ»
Лемдянова Надежда Петровна
Алупка 2015 год
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
ВВЕДЕНИЕ.....................................................
ГЛАВА I. ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НЕПРОВЕРЯЕМЫМ НАПИСАНИЯМ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1. Методы и приемы в обучении письму непроверяемых слов..........
2. Использование "Этимологического словарика" для закрепления слов
с непроверяемыми написаниями..........................
3. Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемыми
написаниями………………………………….
4. ПРИЛОЖЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА...................................................
Введение
Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на
каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» дети сталкиваются со словами
«абажур», «арбуз», «библиотека», «конура», «мавзолей», «торшер» и многими другими.
Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике,
природоведению и другим дисциплинам всё больше возрастает, достигая к концу курса
начальной школы внушительной цифры – более 500 единиц. Нет необходимости
доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми
учащимися начальных классов.
К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную
школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных
слов с непроверяемыми орфограммами. Поэтому эта тема актуальна. Одна из причин
актуальности - не разработанность методики обучения непроверяемым написаниям,
прежде всего, неупорядоченность дидактического материала, на котором следует
проводить работу над написаниями данного типа, и отсутствие научно обоснованных
рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям. Без усвоения
употребительных слов с непроверяемыми написаниями учащиеся не могут и полной
мере овладеть литературной речью, её письменной формой.
Поэтому для усвоения учащимися слов с непроверяемыми написаниями
учителю необходимо использовать в своей работе различные методы и приёмы,
работать над значением этих слов.
ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ НЕПРОВЕРЯЕМЫМ НАПИСАНИЯМ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА
Начиная с первого класса, проводится постоянная работа по запоминанию,
заучиванию слов и орфограмм. Запоминаются слова и не проверяемые, и проверяемые:
последние в ассоциативных парах (или группах) с проверочными словами: «луг – луга».
Но в отличие от первого класса, во втором классе даются списки непроверяемых слов,
правильное написание которых обязательно; их 50, согласно программе. В учебнике эти
сова введены в упражнения, а также даны отдельно, напечатаны крупно письменными
буквами. Где возможно, они тематически связаны с изучаемым грамматико-
орфографическим материалом. Так в теме «Большая буква» даны слова «корова»,
«молоко», «собака», «город», «деревня», которые легко входят в словосочетания с
собственными именами.
Многие слова, которые в начальных классах усваиваются в словарном порядке как
непроверяемые, на самом деле могут быть проверены на более высоком уровне
обученности. Так, в словах»корова», «молоко», «город», «деревня» полногласия «-оро-», «-
оло-», «-ере-» пишутся всегда с буквами «о» и «е», в том, что это полногласия, а не
случайные сочетания, легко убедиться, подбирая проверочные родственные слова: «город
– град» («-оро-», чередуется с «-ра-»), «деревня – древо, древесный» («-ере-», чередуется с
«-ре-»), «молоко – млеко, млечный» («-оло-» чередуется с «-м-»).
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ СЛОВ:
а) метод языкового анализа – приемы звукобуквенного анализа, фонетического разбора,
орфографического комментирования, устного проговаривания;
б) зрительное запоминание – вместе с кинестетическим (речедвигательным,
рукодвигательным): приемы зрительного диктанта, списывания с различными заданиями,
проверки слов по словарику, использования плакатов или таблиц, выделения орфограммы
цветным мелом, подчеркивание их в тетрадях, повторного письма слов;
в) сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов
(например, сопоставление названий домашних животных: «корова», «лошадь», «собака»),
однокоренных слов («рабочий», «работа», «работать»), форм слова («стакан – стаканы»,
«учитель – учителя» сравнение по назначению («машина – машинка – машинища»,
«деревня – город» «мороз – жара»), пример противопоставления («учебник, ученик –
учитель») и т.п.;
г) сопоставление зрительного и слухового образов (составов) слов: различные виды
слуховых диктантов. В слуховом диктанте пишущий воспринимает звучащее слово, его
звуковой состав он переводит в буквенный, графический комплекс и записывает;
д) составление словосочетаний (синтез) с трудными словами, выработка словесных
ассоциаций: «пальто» - «осеннее пальто» - «надел пальто» - «пальто велико»; «сорока» -
«сорока болтунья» - «белобокая сорока» - «заметили сороку» - «сорока улетела»; и т.п.;
е) составление предложения с трудными словами, включение их в сочетания и
изложения, устные рассказы, другие формы естественной речи;
ж) занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные игры,
кроссворды, ребусы; составление стихотворений с этими словами, юморесок, загадок,
отгадывание загадок; проведение викторин, конкурсов: кто знает больше слов на букву
«А», на букву «М», больше слов с безударными гласными и тому подобное.
Установлено экспериментально, что для успешного запоминания непроверяемых слов
они должны повторяться после первого изучения: через две недели; еще через месяц 2
раза; затем через 2 месяца с целью контроля. Однако в практике многих учителей
используются словарные диктанты, которые проводятся устно в начале каждого урока.
Такие устные диктанты, занимающие 2-3 минуты (и даже меньше), позволяют постоянно
держать в памяти детей трудные слова, а также проверять их усвоение и работать над
индивидуальными ошибками учащихся. Такие мини-диктанты могут варьироваться
частично с записью слов, использованием карточек, хоровым произнесением.
Работу по усвоению таких слов рекомендуется строить в несколько этапов, каждый
из которых призван решать конкретную задачу.
Первым шагом в этой работе является введение нового слова.
На этом этапе предполагается проведение многоплановой работы.
1.Предъявление слова.
В настоящее время используются следующие способы:
а) чтение загадки, отгадывание её учащимися;
б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идёт речь;
в) рассматривание предметной картинки (из набора «картинный словарь»);
г) описание признаков предмета или предъявление слова – синонима.
Дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем учащиеся начинают работать
над так называемым «слуховым» образом слов.
2. Работа над «слуховым» образом слов.
Проводится звуковой анализ, выявляется безударный гласный и так далее.
Такой порядок работы неудачен, так как учащиеся пассивно знакомятся новым
словом, что снижает эффективность его восприятия.
3. Запись слова с «окошком» («дыркой»).
После того как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают
«словарное» слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, что бы учащиеся,
записывая слово, сами показали «трудное» место пропуском буквы – так называемым
«окном», или «дыркой». Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного
гласного и ставя ударение. Однако при такой форме записи важно соблюдать еще одно
условие: вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какой-либо «сигнал
опасности» - например, точка:
«б . рёза».
Иногда учителя предъявляют детям карточку, на которой слово записано с
пропущенной буквой: «б..рёза».
После того, как учащиеся записали слово с «окном», они пытаются подобрать
проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удаётся, дети
обращаются к авторитетному источнику.
4.Работа над «зрительным» образом слова.
Ученики могут получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве),
обратившись к орфографическому словарику (или к словарю учебника). Это будет
способствовать, в - первых, накоплению опыта работы со словарями, во- вторых,
формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу
самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии
работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает
объяснить написание слова).
Как пишет М. Р. Львов, «иногда написание, считающиеся традиционными и не
проверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии и исторических
изменений в фонетике русского языка».
Обращение к истории слов может помочь детям в изучении орфографии отдельных
слов. Учителя знают о возможности использования элементов этимологического анализа
для решения орфографических задач, но прибегают к нему редко из-за отсутствия в
собственной методической лаборатории необходимого материала.
При работе над так называемыми словарными словами определенную трудность для
школьников представляет прочное запоминание орфографического облика слова.
Известно, что запоминание облегчается появлением в процессе восприятия различных
анализаторов. Следовательно, и упражнения должны опираться на различные виды
памяти.
Хорошему усвоению правильного написания слова способствует использование
системы списывания, разработанной психологом П. С. Жедек. Запоминанию слов
способствует и привлечение мнемонических приемов.
К мнемотехнике можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, группировки
слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное
слово. Эти приемы особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь
этимологическая справка.
Работу по организации тематических групп слов описывает С. Н. Лысенкова.
Часто учителями объединяются слова с безударной гласной в первом слоге, например
морковь картофель
помидор капуста
Помогают запоминанию небольшие рассказы детских писателей, например, рассказ Н.
Гладкова «Сорока и медведь», рассказ А. Вознесенского «Собака».
После знакомства с рассказом «Собака» учитель задает вопрос: - Заслуживает ли
собака медаль за свою верную службу? (да).
К изображению собаки прикрепляется медаль. Формой напоминающую букву «О».
С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам, например,
Орех (орех круглой формы)
рАкета (ракета в виде буквы «А»)
Работу по запоминанию слова «ягоды» (ягода) можно начать с рассмотрения картинок с
изображением малины, черники, земляники и т.п.. Детям задается вопрос: «Как можно
назвать все эти предметы одним словом?» (ягоды).
Учащиеся записывают слово с «окном». Для запоминания орфограммы предлагается
рисунок: ягОды (букву «о» можно изобразить в виде какой-либо ягоды).
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРИКА» ДЛЯ
ЗАКРЕПЛЕНИЯ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ
Интересно, что младшие школьники, стараясь облегчить себе, запоминание не
проверяемых написаниях, нередко пытаются интуитивно, непроизвольно отыскать опору
запоминания или в языке. Или вовне языковой действительности: «Восток пишется с
буквой «о», потому что там солнышко восходит».
Однако часто эти опоры бывают ложными: «М_и дведь, его еще М_и шей называют,
М_и шенькой», «К_а ньки- потому что мы на них на к_а тке к_а таемся, проверочное
слово
к_а .тится.
Одним из средств, обеспечивающих правильность и прочность запоминания не
проверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном варианте –
этимологическая справка. Она содержит информацию о происхождении слова, его
первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко
обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.
Например, «М_А.ЛИНА» - в основу названия был положен признак плода ягоды,
состоящий из маленьких частей. Слово «малина» образовано от слова «малый» -
«маленький». «Малина» - «малый» - «состоящая из маленьких частей».
Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание.
Например: «С-А. ПОГ» - по внешнему виду верхняя часть сапога похожа на трубу,
дудку. Не случайно, поэтому слово «сапог» образовалось от «сапох» - «труба, дымоход,
отверстие в печи».
В ряде случаев исторический корень (приставка, суффикс) имеет графический облик,
контрастный современному. Например: «СТ-А.КАН»- слово заимствовано из тюркского
языка. Первоначально слово «стокан» означало - «маленькая деревянная миска».
Учитывая сказанное, можно считать, что в первом классе целесообразно использовать
этимологические справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых
позволяет выделить опорное написание, найти опору для запоминания их современного
графического облика. В соответствии с этим в «Этимологический словарик» и были
отобраны из программы слова с традиционными написаниями в историческом корне
(берёза, деревня, пенал). В то же время ряд слов содержит орфограммы в исторической
приставке или суффиксе (народ, завод, ягода и другие.).
Этимологическую справку следует сообщить детям на уроке знакомства с новым
словом. Работа при этом строится в следующем порядке:
1. Предъявление цели. Предъявление слова, чтение, уточнение его значения,
частичный звукобуквенный анализ с целью выделения орфограммы.
2. Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в
записанном слове.
3. Сообщение учащимся этимологической справки, краткая схематичная запись её на
доске, в тетрадях или словариках учащихся.
4. Подбор однокоренных слов.
5. Составление словосочетаний или предложений с изученным словом,
комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения
правописания.
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВ С НЕ ПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ
Методисты: Гордеев О. В., Дмитрук М. В. Рыжикова Г. И. Для закрепления
правописания трудных слов советуют использовать игры, так как именно игра продолжает
занимать ведущее место в жизни младшего школьник, представляет для него наиболее
интересный и увлекательный вид деятельности. Игру можно построить так, чтобы
ведущим началом была наглядность, столь необходимая для формирования
орфографического навыка. И наконец, что так же немаловажно, игру можно вывести за
рамки урока.
Игры, предназначенные для запоминания слов с не проверяемым написанием, нетрудно
сделать и самим. Одним из возможных вариантов является лото, в котором целесообразно
пользоваться не только на дополнительных занятиях, но и в группе продленного дня.
В комплект лото входит несколько больших листов, расчерченных на клетки, в каждой
из которых крупным шрифтом написаны слова с не проверяемым написанием
(желательно, чтобы не проверяемое написание в слове было каким-либо образом
выделено), например:
к_а.пуста
к_а.ртофель
о.гурец
п_о м_и дор
На маленьких карточках, совпадающих по размерам с клеткой большого листа,
записываются загадки, соответствующие словам-отгадкам, занесенным в клетки.
Количество маленьких карточек должно соответствовать общему количеству клеток на
больших листах.
Правила игры аналогичны другим играм подобного рода. Участники получают
одинаковое количество больших листов (1-2). Ведущий берет себе маленькие карточки и
зачитывает загадки. Играющие ищут на своих листах слова-отгадки. Игрок, правильно
отгадавший свою загадку, берет у ведущего карточку и закрывает ею соответствующую
клетку на листе. Выигрывает тот, кто первым закроет карточками все слова своего листа.
Цель такого лото – зрительное восприятие и запоминание слов с не проверяемым
написанием.
Использовав эту игру продолжительное время, учитель делает другие варианты лото,
более сложные. На больших листах вместо выделенных букв делаются пропуски, которые
школьник будет заполнять простым карандашом или накладывать букву из разрезной
азбуки, например:
к..пуста
Картоф...ль
..гурец
п..м..дор
С ребусами учащиеся знакомятся в буквенный период. Тогда они учатся читать слова
«корова», «ворона», «ворота» и др., написанные в виде ребусов.
Вот, например, кроссворд, где зашифровано слово «молоко». К такому кроссворду
обычно дается загадка.
/.О./ /.О./ /.О./
Хочешь бегать далеко,
Хочешь прыгать высоко,
Пей почаще ...(молоко).
Дети хором подсказывают отгадку.
Для правильного закрепления написания «словарного» слова можно использовать
шуточные вопросы, загадки, например:
1. В каких словах живет рак?
(ЗавтРАК, РАКета).
2. В каких словах спрятались ноты?
(ПоМИдор, РЕбята, Дорога и др.).
3.Назовите слова, в которых спрятались числа?
(рОДИНа (1), СОРОКа (40)).
4. Все слова хороши, но где-то спрятались «ёж» и «уж».
(дЕЖурный, «Ужин).
5. Какие слова любит ворона?
(КАРандаш, КАРтина, КАРтофель).
А лягушка?
(КВАртира, МосКВА).
6. В каких словах ель растет?
(картофЕЛЬ, учитЕЛЬ, понедЕЛЬник).
Очень хорошо воспринимают учащиеся загадки в форме шарад.
Мой первый слог – крик птицы,
Два других на дне пруда.
А целое в музее
Найдите без труда. (Картина).
Или:
Прибавьте сорок к единице длины,
Вмиг она преобразится,
А как? Подумать вы должны.
Скажу лишь: под землей помчится. (Метро).
После того, как написание слова хорошо усвоено и дети не делают ошибок, можно
использовать загадки, где отгадка – словарное слово. Например: игра «Подскажи
словечко».
1. Рано утром всех на луг
Собирает нас пастух.
А к вечеру всем молока
Я людям дать готова
Угадали, кто же я?
Конечно же ... (корова).
2. Дремучий лес к стеклу прирос -
Нарисовал его .... (мороз).
(Г. Соколов).
И последним, завершающим этапом изучения словарного слова является
самостоятельная работа учащихся по закреплению умения правильно писать изученное
слово в письменной работе. С этой целью можно давать такие работы, как:
1) написать все словарные слова, используя сюжетную картинку;
2) учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания должны
записать все «словарные» слова, например:
Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
(однажды, мороз).
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Словарные статьи из «этимологического словарика», применение которых
способствует усвоению слов с непроверяемыми написаниями.
БЕРЕЗА – лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой
белой корой, покрытой темными полосками.
Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер,
что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала берза, а в
последствии – береза.
Береза -- берза, бер= «светлый, ясный, белый»
Береза моя березонька.
Береза моя белая,
березонька моя кудрявая!
На тебе, березонька,
листья зеленые.
Под тобой, березонька,
трава шелковая.
(Русская народная песня)
КАПУСТА – огородный овощ, растущий обычно кочаном, т.е. Шаром, состоящим из
плотно прилегающих друг к другу крупных широких листьев.
Название капуста получила от латинского слова «капут», которое имело значение
«голова, кочан».
Капуста – капут = «кочан, головка капусты».
Семьдесят одежек, а все без застежек.
(Загадка).
КАРАНДАШ – тонкая палочка графита, вделанная в деревянную или пластмассовую
оболочку. Карандашом рисуют, пишут, чертят.
Слово карандаш по происхождению нерусское. Первая часть «кара» означает «черный»,
а вторая «даш» - «камень»
карандаш – кара, даш - «черный камень»
Черный Чувашка,
Деревянная рубашка.
Где носом проведет,
Там заметку кладет.
(Загадка)
Упражнения по усвоению значения слова «мороз».
1)
прочитай. Выпиши сначала предложение, в котором слово мороз имеет значение
«холодная зимняя погода» затем предложение, в котором это слово имеет значение
«холод».
a)
Не велик мороз, да краснеет нос.
Просыпается земля. Кончились морозы.
2)
Прочитай. Выпиши из предложений однокоренные слова. Объясни их значение.
a)
Шалун уж заморозил пальчик. (А. Пушкин).
Вот пришли морозы, и зима настала. (И.Суриков).
Славная осень. Морозные ночи, ясные. Тихие дни. (Н.Некрасов).
Как-то ночью пришел первый заморозок. (К.Паустовский).
3)
Прочитай. Есть ли в предложениях слова, близкие или противоположные по значению
слова «мороз»?
Морж спросил у кенгуру
Как выносишь ты жару?
- Я от холода дрожу!
Кенгуру сказал моржу. (Б. Заходер).
4)
Вставь в предложения подходящие по смслу слова: холод, стужа, мороз. Объясни,
почему ты употребил выбранное слово.
Береги нос в большой …
На дворе было три градуса …
В одну ночь … сковала озёра и реки.
5)
Найди в предложениях слова, противоположные по значению слову «мороз».
Полуденный зной спал.
Подул свежий ветер.
В густом лесу жара чувствовалась меньше.
В комнате стояла невыносимая жара и духота.
6)
Впиши в кроссворд слова, соответствующие данным значениям:
1
Слово, близкое по значению словам «холод», «стужа».
2
Небольшой, слабый мороз.
3
Сильно охладить.
4
Легкий утренний мороз весной или осенью.
5
Очень холодный.
6
Слово, образованное от слова «морозить» при помощи приставки.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Чтобы ошибок не делать в словах,
Запомним слова эти, дети, в стихах
Эта технология, безусловно, не может решить всех проблем обучения русскому языку, но
она предлагает учителю один из вариантов позитивного подхода к работе над словарными
словами, сочетая приятное с полезным. Ведь простота и легкость стихов-опор и
рифмовок-подсказок. Их многократное включение в уроки делают работу по запоминанию
слов не только живой. Увлекательной и нетрудной, но и позволяет расширить и словарный
запас учащихся, воспитывая у них с первого класса любовь к слову, языку и учебе в целом.
1. Я скажу сестре и брату,
Что железную лопату,
И топор, и молоток
С буквой «О» пиши дружок
2. Пальто, платье и платок
С буквы «А» пиши дружок.
К нам пришли на огород
Помидор, морковь, горох.
Прибежали огурцы,
Озорные молодцы.
Овощи пустились в путь,
С «О» писать их не забудь
Всегда во всех своих тетрадках
Светлана пишет аккуратно
А слово это там и тут
Порядок любит, честный труд.
В нем мест «опасных» не одно:
Есть буква «А», две «К» и «О».
Л И Т Е РАТ У РА .
1.Арямова
О.С.,
Мали
Л.Д.
"Этимологический
словарик"
слов
с
непроверяемым
написанием
//
НШ.-
1992.-
N2.-
С.19-26.
2.Введенская
Л.А.,
Саакьян
Р.Я.
Наш
родной
язык.
-
М.,1971.
3.Гордеев
Э.В.,
Дмитрюк
М.В.
Творческий
подход
к
изучению
слов
с
непроверяемым
написанием
//
НШ.
-
1995.
-
N1.
-
С.16-18.
4.Ераткина
В.В.
Приемы
обучения
непроверяемым
написаниям
//
НШ.-
1992.
-
N7-8.-
С.13-17.
5.
Ераткина
В.В.
Работа
над
непроверяемыми
написаниями
//
НШ.
-
1994.-
N1.-
С.23-27.
6.
Жедек
П.С.,
Тимченко
М.И.
Списывание
в
обучении
правописанию
//
НШ.
-
1989.
-
N8.
7.
Живицкая
Л.В.,
Гудзик
И.Ф.
Словарь
русского
языка.
К и е в , 1 9 8 8 .
8. Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями // НШ. - 1993. -
N11. - С.53-56.
9. Загадки. / Издание подготовила В.В. Митрофанова.- Л.,
1968.
10. "Зеленый дом без окон". Сборник загадок. / Сост. Л.М.Сукач.- Минск, 1977.
11. Калинина Л.Н. Моя работа над словами с непроверяемым написанием // НШ.-
1990. - N6. - С.6-8.
12. Канакина В.П. Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями // НШ.-
1993. - N6.- С.4-9.
13. Львов М.Р. Правописание в начальных классах.- М., 1990.
14. Львов М.Р. Работа учащихся над значением слова //НШ.-1976.- N1.- С.45-46.
15. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения.- М., 1988.
16. Магомедов А.Х. Словарная работа на уроках русского языка в национальной
школе // НШ.- 1986.- N2.- С.15-16.
17. Методика развития речи на уроках русского языка./ Под. ред. Т.А. Ладыженской.-
М., 1980.- С.112.
18. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., 1986.
19. Паустовский К. Золотая роза: Психология творчества.- М.,
1991.- С.96.
20. Раицкая Г.В. Работа над словами с непроверяемой безударной гласной // НШ.- 1996.-
N1.- С.28-30.
21. Рыжикова Г.И. Использование игровых приемов при
изучении слов с непроверяемым написанием // НШ.- 1995.- N1.-
С.15-16.
22. Русский язык. Энциклопедия/ Гл. ред. Ф.П.Филин.- М.,
1979..
23. Сергеева Л.Н. Повторим слова с непроверяемым написанием// НШ.- 1987.- N12.-
С.25-27.
24. Смирнова А. В., Макеева С.Г., Машкова Е. Компьютер при-
ходит на урок // НШ.- 1994.- N3.
25. Успенский Л.В. Слово о словах.- М., 1954.
26. Успенский Л.В. Почему не иначе?- М., 1967.
27. Уткина Т.И. Работа над словами с непроверяемыми написаниями //Н Ш.- 1989.-
N6.- С.23-24.
28. Ушинский К.Д. Избр. произведения.- М.- Л., 1946.- С.69.
29. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка.- Т.1-4.- 1964-1973.
30. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь
русского языка.- М., 1971.