Автор: Эрендженова Ольга Куприяновна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ФГБОУИ ВО "МГГЭУ" Калмыцкий филиал
Населённый пункт: г. Элиста, Республика Калмыкия
Наименование материала: статья
Тема: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Раздел: среднее профессиональное
Эрендженова Ольга Куприяновна,
Калмыцкий филиал ФГБОУИ ВО
«Московский государственный
гуманитарно-экономический
университет»
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Сегодня во всех ключевых отраслях науке отводится главенствующая роль, также и
в
сфере
образования
ей
принадлежит
определяющая
позиция,
что
подчеркнуто
в
«Концепции модернизации российского образования».
Приобщение преподавателей и студентов к научно-исследовательской деятельности
становится
в
связи
с
этим
важнейшей
задачей
Калмыцкого
филиала
Московского
государственного гуманитарно-экономического университета. Научно-исследовательская
деятельность
студентов
-
сложная,
многогранная
проблема.
В
ее
решении
главным
результатом
деятельности
преподавателя
становится
повышение
каче ства
образовательного
процесса,
и,
как
следствие,
полноценное
развитие
студента,
сознательного,
активного,
творчески
мыслящего,
способного
к
самообразованию,
самореализации,
проявляющего
устойчивую
мотивацию
к
учению.
Творческий,
исследовательский
поиск,
аналитический
подход,
критический
анализ
-
таковы
составляющие успеха сегодняшнего студента и будущего специалиста [1].
Организация
учебно-исследовательской
деятельности
студентов
является
неотъемлемым звеном в структуре образовательного процесса КФ МГГЭУ, основные цели
которой заключаются в следующем:
- создание в учебном заведении среды для непрерывной учебно-исследовательской работы
студентов
как
целостной
системы
педагогических,
организационно-управленческих,
материальных условий, позволяющих формировать выпускников нового типа;
-
привитие
студентам
устойчивого
интереса
к
учебно-исследовательской
работе,
самообразованию;
-
формирование
навыков
и
умений
учебно-исследовательской
работы,
необходимых
компетентному специалисту, востребованному и конкурентоспособному на рынке труда;
- поддержка наиболее способных студентов и привлечение их к разработке научных
проблем.
Среди
присущих
учреждению
направлений
исследовательской
работы
приоритетным
для
студентов
является
изучение
истории,
культуры
родного
края.
Целенаправленная
работа
по
привлечению
студентов
к
учебно-исследовательским
изысканиям ведется на лекциях, практических занятиях, во время индивидуальных бесед
и консультаций.
Студенты осуществляют учебно-исследовательскую работу как в учебное, так и во
внеурочное время по специальному заданию преподавателя, определяемому спецификой
обучения в Калмыцком филиале. В процессе выполнения учебных исследований будущие
специалисты
совершенствуют
свои
знания
в
определенной
области
науки,
учатся
самостоятельно
добывать
новые
сведения
и
применять
при
решении
конкретных
профессионально
ориентированных
задач.
Приобщение
к
будущей
профессии,
таким
образом,
приобретает
творческий
характер
и
стимулирует
креативную
позицию
студентов[4].
На основании системного анализа выявлено преобладание среди других форм
учебно-исследовательской
работы
студентов
таких
форм
как
написание
рефератов
и
проведение
мини-исследований.
Они
становятся
важным
средством
организации
самостоятельной
работы
студентов,
углубленного
изучения
дополнительной
научной
литературы,
проникновения
в
глубинную
сущность
изучаемых
явлений
и
процессов,
средством
обучения
умению
систематизировать,
логично
излагать
и
обобщать
прочитанный
материал.
При
этом
учитываются
специфика
изучаемых
дисциплин
и
возможности библиотечных фондов.
Кроме того, исследовательская деятельность является одной из форм вовлечения
студентов
в
общественную
жизнь
учебного
заведения.
Главной
целью
педагогов-
руководителей в работе со студентами является развитие исследовательской и творческой
активности
обучающихся.
Студенты
принимают
активное
участие
в
конференциях,
конкурсах, олимпиадах, флеш-мобах, акциях. Из большого числа различных тематических
мероприятий молодые люди особенно охотно избирают те, которые имеют целью развитие
межкультурной
коммуникации,
толерантности,
приобщение
к
истокам,
традициям
и
обычаям,
культуре
родной
республики
и
стран
изучаемого
языка.
Результаты
своих
исследований студенты представляют на ежегодную студенческую научно-практическую
конференцию.
Проведение
студенческих
научно-практических
конференций
стало
хорошей
традицией филиала. К участию в конференциях привлекаются студенты как младших, так
и
старших
курсов,
при
этом
для
второкурсников
важно
познание
и
теоретическое
осмысление
основ
будущей
специальности,
а
для
студентов
старших
курсов
-
приобретение
навыков
практической
работы
с
реальными
предприятиями,
глубокое
изучение учебной и научной литературы по специальности.
Проведению каждой конференции предшествует большая подготовительная работа.
В начале учебного года определяется тема конференции, планируются последовательные
мероприятия, после чего преподаватели совместно со студентами проектируют изыскания
и тематику докладов. Наиболее продуктивной в плане аккумуляции материалов является
вторая половина учебного года, так как к этому времени студенты уже усваивают большую
часть
изучаемых
специальных
дисциплин
и
получают
необходимые
представления
и
знания по исследуемым проблемам. На данном этапе подготовки преподаватель выступает
как научный руководитель, помощник или консультант, в зависимости от уровня знаний
студентов
и
их
умения
вести
самостоятельную
поисковую
работу.
Обязательным
требованием
к
работам
студентов
является
сочетание
теории
и
практики
и
анализ
теоретических проблем с собственными выводами и предложениями. Особое внимание
преподаватели уделяют разработке критериев оценки докладов и выступлений студентов
для определения выполнения актуальности тематики, практической значимости, полноты
и качества раскрытия темы, сложности исследуемого вопроса, уровня самостоятельной
работы студентов. Педагоги-руководители в обязательном порядке знакомят студентов с
критериями и правилами оформления работ.
Все формы учебно-исследовательской работы студентов развиваются в учреждении
согласно ФГОС СПО, а также с учетом современных требований науки, общественной и
социально-экономической жизни. Сегодняшние реалии заставляют работодателей искать
творческих, работоспособных специалистов-профессионалов, способных самостоятельно
решать разнообразные проблемы; обладающих критическим и творческим мышлением;
владеющих коммуникативными навыками, навыками обработки информации [3].
По
результатам
анкетирования
по
вопросам
учебно-исследовательской
деятельности, проведенного в учреждении в марте 2018 года, выявлено 87 % студентов
филиала,
желающих
заниматься
исследовательской
работой.
По
их
мнению,
исследовательская
работа
помогает
им
в
приобретении
глубоких
и
прочных
знаний,
раскрытии своих возможностей, расширяет интеллектуальный кругозор. 73 % студентов,
говоря
об
участии
в
исследовательской
работе,
отмечают,
что
они
становятся
более
активными, уверенными и самостоятельными, что является главной целью организации
научно-исследовательской работы в учреждении.
Создание условий для научно-исследовательской деятельности студентов позволяет
реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить
конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные
цели.
Об
этом
ярко
свидетельствуют
достижения
обучающихся.
Студенты
филиала
становятся дипломантами и призерами, участвуя в таких престижных мероприятиях, как
Всероссийский конкурс на лучший молодежный проект по экологической проблематике,
Всероссийский
конкурс
«Галерея
Славы
Юга
России»,
Всероссийский
конкурс
исследовательских работ «ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬТУРА», Всероссийский молодежный
конкурс по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности
«ЮНЕКО» (заочный и очный туры), Международная олимпиада по основам наук по
общеобразовательным
дисциплинам.
Имена
студентов
и
их
научных
руководителей
занесены во Всероссийскую Книгу Почета «Ими гордится Россия».
По результатам исследовательской деятельности за период с 2010 по 2014 год издан
сборник
исследований
студентов
–
призеров
Всероссийских
конкурсов
«ЮНК»,
«ЮНЭКО», в котором представлены статьи – творческие изыскания студентов и отзывы и
рекомендации известных ученых.
С целью пропагандирования исследовательских проектов студентов, их поощрения
и привлечения их сверстников к первым научным изысканиям публикуются отчетные
материалы на страницах республиканских средств массовой информации.
Важным результатом деятельности научного общества студентов является создание
в
учреждении
атмосферы
научного
поиска,
формирование
у
студентов
высоких
нравственных
ценностей.
Помимо
познавательного,
развивающего
значения,
самостоятельная
исследовательская
деятельность
имеет
и
еще
одно
немаловажное
значение
–
она
обеспечивает
социально-психологическую
адаптацию
личности
обучающегося,
формирование
успешности,
подготовку
к
само стоятельной
жизнедеятельности в современных условиях [5].
Деятельность
студентов
в
научном
обществе,
участие
в
городских,
республиканских, общероссийских конкурсах, олимпиадах и конференциях расширяют их
географическое,
культурное
и
образовательное
пространство.
Историю,
культуру,
географию своей малой Родины и страны в целом обучающиеся познают не только в
рамках учебной программы, но и исследуя исторические места, значимые факты, события,
явления, приобщаясь к культурному наследию России.
Таким
образом,
исследовательская
деятельность
является
уникальным
инструментом развития личности студентов. Под руководством преподавателя в качестве
научного
руководителя
происходит
самосовершенствование,
самопознание
и
самовоспитание обучаемого, развитие его неповторимой индивидуальности [2].
Использованная литература
1.
Глухова
С.А.,
Якусевич
О.В.
О
самостоятельной
исследовательской
работе
студентов//Специалист, №10, 2001.
2. Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. – 3-е
изд., перераб. И доп. – М: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2007.- 450 с.
3. Самоукина Н. Личностно-ориентированное обучение как актуальный вопрос
современного образования // Практический психолог в школе. № 4, 2007. 44- 51с.
4. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция,
технологии. - Волгоград, 2000.
5.
Чистяков
В.П.
Исследовательская
работа
студентов
как
эффективный
путь
повышения качества подготовки молодых специалистов // СПО, №3, 2002.