Автор: Марина Анна Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад" №15 Населённый пункт: город Нововоронеж, Воронежская область Наименование материала: Конспект Тема: "Государственные символы России" Раздел: дошкольное образование
Цель: познакомить детей с государственными символами России: флагом,
гербом, гимном.
Задачи:
Уточнить представление детей о России как о государстве, в котором
они живут.
Воспитывать духовные и патриотические чувства, любовь к Родине,
уважение к флагу, гимну и гербу России.
Муниципальное
казенное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
№15
общеразвивающего
вида
городского
округа
город
Нововоронеж
»
Конспект
непосредственной
образовательной
деятельности
в
старшей
группе
«
Государственные символы России»
В
рамках
семинара
-
практикума
«
Нравственно
-
патриотическое
воспитание
в
современных
условиях
»
Дело
№ 03-15
УМР
(
материал
по
обогащению
педагогического
опыта
)
Подготовила
и
провела
:
воспитатель
Анна
Юрьевна
Марина
12.04.2016
Формировать гражданско-патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста.
Систематизировать знания детей о символике государства.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Методы и приёмы:
Наглядные: наблюдение, рассматривание, показ способа действий.
Словесные: беседы, рассказ, загадывание загадок.
Практические: организация продуктивной деятельности, оформление флага
России (аппликация).
Форма организации: подгрупповая
Материалы и оборудование : Глобус, карта России; применение медиа
техники; картон-основа белый с изображением символа России на каждого
ребёнка, клей ПВА, кисти, салфетки, разрезанные шерстяные нити трёх
цветов на каждого ребёнка, аудиозапись фрагмента государственного гимна
России.
Предварительная работа: Заучивание стихов «Что мы Родиной зовём?»;
«Герб России» В. Степанов; «Гимн» Т. Попова.
Дидактические игры: «О чём рассказывает флаг», «Узнай на фото».
Рассматривание современных российских монет, рассматривание печати,
аппликация «российский флаг». Рассказ воспитателя о флаге, гербе и гимне.
Прослушивание аудиозаписи государственного гимна России.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, покажите мне, пожалуйста, свои ладошки. А теперь
потрите их друг об друга. Что вы чувствуете? (Тепло)
Воспитатель: Правильно тепло. Это тепло ваших добрых рук, возьмите друг
друга за руки и подарите его друзьям.
Воспитатель: В космосе бескрайнем Что-то вдруг случилось,
Ярким-ярким светом Солнце засветилось. Осветило звезды. Разные кометы,
И согрело нашу Круглую планету. На планете этой есть леса и горы,
Океаны синие, бескрайние просторы. На планете этой мы живем друзья, И
гордо называем мы её (земля).
Воспитатель с детьми рассматривает на глобусе, как расположены леса, моря,
горы.
Воспитатель: На планете этой много разных стран. Но самая большая по
территории это наша страна. Ребята, а как она называется?
Дети: ( Россия)
Ребёнок читает стихотворение «Что мы Родиной зовём?»
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем, И березки, вдоль которых Рядом с мамой мы
идем.
Что мы Родиной зовем? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем? Все, что в сердце бережем, И под небом синим-
синим
Флаг России над Кремлем.
Воспитатель: Правильно ребята, наша Родина - большая и красивая страна,
у нее славная история, которой мы с вами должны гордиться. А как, мы еще
можем назвать Россию?
Дети: (Отечеством, Родиной - матушкой)
Воспитатель: Люди, которые живут в нашей стране как называются?
Дети: (Россияне)
Воспитатель: Молодцы ребята, но нам с вами еще многое придется сегодня
узнать о нашей стране. Вы согласны? (Да)
Воспитатель: Но прежде чем мы продолжим, я предлагаю вам отгадать
загадки о России.
1. Нет богатства драгоценнее на свете, чем большие и маленькие (дети)
2. Наша Родина большая, необъятная (страна)
3. О ней все знают, любят, уважают, а солдат на посту бережет, охраняет.
Кто она, все знают! (Родина)
4. Главное богатство в России, живет великий могучий, российский (народ)
Воспитатель: Мы сказали, что главное богатство нашей страны - это народ.
А чем еще богата наша Родина?
Дети: (Газ, нефть, полезные ископаемые, леса и реки)
Воспитатель: Ребята, в каждом государстве есть самый главный город. Он
называется столица. У нас с вами он тоже есть. А название столицы я вам
предлагаю угадать.
Здесь твое сердце Русская земля, У древних стен великого Кремля.
Всем городам российским ты глава, Столица наша славная (Москва)
В Москве на Красной площади Крепость возвышается,
С башнями красивыми - Кремль называется. А на башне со звездой,
Каждый час мы слышим бой. Часы огромные время отбивают,
Их курантами люди называют. (Звучит бой курантов).
Воспитатель: У каждого человека есть самый главный орган – это сердце,
так и у нашей страны есть самый главный город - Москва. Поэтому и говорят,
Москва - сердце России.
Физкультурная минутка «Зарядка».
«А сейчас все по порядку,
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Оглянулись
Через правое плечо,
через левое ещё,
Дружно присели
Пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз». (Дети садятся на стульчики).
Воспитатель: У каждого государства есть свои отличительные знаки. Есть
они и у России. Это символы, при виде которых каждый человек может
догадаться о какой стране идет речь. И сегодня мы поговорим о Российской
символике. Какие символы России вы знаете?
Дети: (Флаг, герб и гимн)
Молодцы ребята, вы очень внимательны и наблюдательны.
А сейчас, давайте рассмотрим флаг: из каких частей он состоит?
Дети: (Древко, полотнище и навершие).
Воспитатель: А какие цвета вы видите на полотнище флага?
Дети: (Белый, синий, красный).
Воспитатель: Давайте разберём, что же, обозначает красный цвет?
Дети: (Красный цвет - обозначает отвагу, мужество, храбрость, силу,
могущество и жизнь).
Воспитатель: А что бывает синим?
Дети: (Реки, моря, небо). Синий цвет обозначает верность, правду, свободу.
Воспитатель: Ребята, а что бывает белым?
Дети: (Облака, снег). Белый цвет - цвет мира, символ мудрости, миролюбия.
Воспитатель: А сейчас ребята, я хочу рассказать вам сказку о том, как
природа выбрала цвет флага. Вы хотите узнать об этом? Тогда усаживайтесь
поудобнее и слушайте:
«Встретились как- то раз снег, вода и солнце.
Снег говорит - Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет!
И на флаге появилась белая полоса.
Вода собрала своих друзей - моря, большие и малые реки, океаны, озера и все
вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет.
Утром встало солнце посмотрело и сказало: «Я хочу подарить флагу самый
яркий красный цвет». И третья полоса стала красной. Так российский флаг
стал трёхцветным.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо ответили на вопросы, а сейчас я предлагаю
вам самим сделать флаг. Но сначала разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Пальцы - дружная семья.
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).
Вот большой! А это - средний.
Безымянный и последний - наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)
Будем их соединять и движенья выполнять...
(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому).
Аппликация «Флаг России».
Воспитатель: Ребята, а сейчас каждый из вас создаст флаг с помощью
шерстяных ниток. (Показывает аппликацию из ниток).
Этапы выполнения работы:
1.
Набираем кистью клей.
2.
Наносим на бумагу.
3.
Подбираем нитки подходящего цвета.
4.
Наклеиваем точно по рисунку, нанесённому карандашом.
Воспитатель: Посмотрите, как красиво получилось!
Воспитатель: Кроме флага отличительным знаком страны является герб.
Давайте его рассмотрим. Что вы видите на гербе?
Дети: (Орла)
Воспитатель: Как вы думаете, почему изображён орёл?
Дети: (Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство – сильное и
непобедимое)
Воспитатель: Но почему у орла две головы?
Дети: (Это необычный орел, а волшебный орел – царь, повелитель всех птиц)
Воспитатель: У него две головы, потому что он должен смотреть во все
стороны огромной страны и видеть всё, что происходит вокруг. Над головами
орла три короны, а в лапах он держит знаки царской власти: похожий на
волшебную палочку скипетр и золотой шар – державу.
Воспитатель: В центре большого герба находится щит. На щите изображен
всадник на белом коне. Воин вонзает копьё в страшного дракона. Кто же этот
смелый герой?
Дети: (Это святой Георгий Победоносец - небесный покровитель, помощник
всех отважных воинов).
Воспитатель: Рисунок, где изображен святой Георгий, побеждающий
дракона, означает победу добра над злом.
Воспитатель: Где можно увидеть герб? (ответы детей). Его помещают на
специальных пограничных столбах. Гости, которые приезжают из других
стран, увидев герб и флаг, смогут определить, что приехали в Россию.
Воспитатель: А для чего нужен герб?
Дети: (Герб необходим для печатей, для важных документов).
После беседы дети читают стихотворение «Герб России»:
У России величавой на гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
Воспитатель: Кроме флага и герба у каждой страны есть свой гимн. Что же
такое гимн?
Дети: (Гимн – это торжественная песня, в которой каждый гражданин
прославляет свою страну).
Воспитатель: Где его можно услышать?
Дети: (На соревнованиях, на праздниках, на важных мероприятиях).
Воспитатель: Кто же написал слова и музыку гимна?
Дети: (Автор стихов гимна Сергей Михалков, музыку написал Александр
Александров).
Воспитатель: Ребята, а что нужно сделать, когда играет гимн? (ответы
детей).
Воспитатель: А почему нужно слушать стоя и не разговаривать?
Дети: (Чтобы проявлять уважение к своей стране).
Чтение детьми стихотворения «Что такое гимн вообще?»
Что такое гимн вообще? Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова: «Россия — любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны, И нету на свете лучше страны!
Гимн слушаем стоя и молча всегда: Его нам включают в момент торжества!
Звучит фрагмент «Гимна» в записи, все слушают стоя.
Итог занятия.
Воспитатель : Будущее нашей страны России во многом зависит от вас,
ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете
для нее сделать, когда станете взрослыми людьми. Все граждане России
гордятся Государственным гербом, флагом и гимном. Без этих отличительных
знаков не обходится ни одно важное для страны событие.
Пока вы ещё маленькие, вы пока не можете ничего для России сделать. Но вы
можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих
друзей и близких, не будете ссориться, Давайте посмотрим, друг на друга,
улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень
мудрый, терпеливый, добрый.
Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка!”