Автор: Сидорова Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ г. Москвы "Школа № 1056"
Населённый пункт: Город Москва
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: "Кулинарное дело"
Раздел: дошкольное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 1056»
Дополнительная образовательная программа
объединения «Кулинарное дело»
для детей подготовительной к школе группы
Выполнила:
воспитатель
Сидорова Наталья Евгеньевна
2018
I. Пояснительная записка
Вопросы правильного питания и здорового образа жизни становятся все
более актуальными в жизни современного человека. Изучение основ здорового
образа
жизни
и
рационального
питания
в
школе
будет
способствовать
воспитанию
физически
нравственно
здорового
поколения,
развитию
у
учащихся чувства гармонии и красоты, способности воспринимать мир как
единое целое.
Дошкольники
с
удовольствием
посещают
различные
кружки,
факультативы и другие дополнительные занятия. В том числе, популярностью у
них пользуются кружки по кулинарии, в которых дети с удовольствием учатся
готовить.
Актуальность
программы
«Кулинарное
дело»
в
том,
что
обучение
детей
направлено
на
их
самоопределение
и
профессиональную
ориентацию,
являющихся важными этапами на пути социализации личности. В процессе
обучения
воспитанники
учатся
бережно
и
с
любовью
относится
к
своему
национальному
богатству,
сохраняют
и
развивают
традиции
своего
народа,
своих семей.
Направленность
авторской
дополнительной
образовательной
программы
«Кулинарное дело» - социально-педагогическая.
Цель
программы:
дать
дошкольникам
знания
о
рациональном
питании,
сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность
критически
относиться
к
разного
рода
модным
диетам,
воспитать
вкус
к
здоровой пище.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с историей кулинарии, историей национальных кухонь с
точки зрения рационального питания и способов обработки продуктов;
- познакомить с сущностью диетического питания, особенностью различных
диет, лечебными свойствами некоторых продуктов, организацией труда при
приготовлении пищи;
- обучить технологии приготовления основных блюд русской и национальной
кулинарии;
- приобщить к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности.
Развивающие:
- пробудить интерес к кулинарному искусству у детей;
- развить творческую активность через индивидуальное раскрытие кулинарных
способностей каждого ребенка;
- развить способность критически относиться к разного рода диетам;
- развить эстетическое восприятие и творческое воображение.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность;
- привить навыки работы в группе;
- формировать любовь и уважение к традициям русской кухни и национальной
кухни.
Программа обучения направлена на знакомство с историей кулинарии,
основами
рационального
питания.
Обучающиеся
получают
первоначальные
знания и навыки приготовления несложных блюд: закусок, первых и вторых
блюд, салатов, песочного и дрожжевого теста.
По завершении обучения, обучающиеся должны знать:
- правила гигиены и безопасности труда;
- основные этапы истории развития кулинарии;
- основы рационального питания;
- правила поведения за столом;
- способы нарезки овощей;
- названия круп;
- технологию приготовления первых и вторых блюд;
Должны уметь:
- работать с ножом;
- сервировать стол к завтраку, обеду, ужину;
- готовить супы, каши;
- заваривать чай;
- готовить некоторые виды салатов;
- готовить песочное и дрожжевое тесто и изделия из них.
Воспитательная работа.
Реализация
программы
«Кулинарное
дело»
призвана
способствовать
решению целого ряда воспитательных задач, изложенных выше. Воспитание
является
неотъемлемой
частью
процесса
социализации,
развития
личности.
Воспитательный процесс в объединении реализуется в ходе обучения и через
систему следующих мероприятий: праздники, сопровождающиеся красочными
народными обычаями, обрядами; выставки-дегустации приготовления блюд для
родителей и друзей и др.
Для
создания
целостной
системы
воспитания
и
обучения
основам
кулинарии
и
национальной
российской
кухни
большое
место
отводится
приобщению родителей к участию в жизни детского коллектива. В объединении
стали традиционными такие мероприятия, как праздники для мам и бабушек,
чествование пожилых членов семьи, рождественские и пасхальные чаепития,
вечер выпускников и др.
Педагогом
используются
следующие
группы
методов
и
формы
воспитания:
- методы формирования сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов):
лекции, беседы, рассказы.
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного
поведения: педагогические требования, поручения, создание воспитывающих
ситуаций, практическая деятельность по программе.
- методы стимулирования деятельности и поведения: поощрение, порицание,
конкурс.
Основным
результатом воспитательной работы должна быть готовность
обучающихся
к
самостоятельной
жизни
и
труду,
к
осознанному
выбору
профессионального
образования,
сформированность
у
них
навыков
самообразования, самовоспитания, саморазвития.
По окончанию обучения учащийся должен иметь ясное и конкретное
представление
о
значимых
личностных
качествах
современного
человека,
нравственных
нормах,
позитивно
относится
к
ним.
Устойчиво
проявлять
в
своем поведении следующие личностные качества:
-
адекватная
самооценка,
уверенность
в
своих
силах,
самостоятельность,
целеустремленность;
- бережное отношение к традициям своего народа;
- гуманность, доброжелательность, милосердие, толерантность;
- трудолюбие;
- коллективизм, взаимопомощь;
- гражданственность, патриотизм.
II. Учебно-тематический план и содержание программы
Учебно-тематический план
№
Тема занятия
Кол-во часов
всего
Теория
Практика
1.
Введение
2
2
-
2.
История
возникновения
кулинарии
2
1
1
3.
О с н о в ы
з д о р о в о г о
образа жизни
4
2
2
4.
Основы
рационального
питания
2
0,5
1,5
5.
Спо собы
о б р а б о т к и
пищевых продуктов
2
1
1
6.
Витамины.
Национальные овощные
салаты.
2
0,5
1,5
7.
Минеральные
вещества
и здоровье
4
2
2
8.
Животные
продукты
питания
4
2
2
9.
Молоко
и
молочные
продукты
2
0,5
1.5
10.
Влияние условий приема
пищи
на
ее
усвоение
организмом
4
2
2
11.
Блюда из яиц
2
0,5
1.5
12.
Растительные
продукты
питания
4
2
2
13.
Приготовление
первых
блюд
8
2
6
14.
Приготовление
вторых
блюд
6
2
4
15.
Технология
приготовления
п е с о ч н о г о
т е с т а
и
и з д е л и я
и з
н е г о .
Экскурсия в кулинарию.
8
2
6
16.
Технология
приготовления
жидкого
дрожжевого
теста
и
изделий из него.
8
2
6
17.
Воспитательная работа
2
-
2
18.
Итоговое занятие
2
1
1
Итого:
68
25
43
Содержание программы:
1.
Вводное
занятие.
Цели
и
задачи
курса.
Значение
питания
для
жизнедеятельности
организма.
Правила
безопасности
труда,
санитарии
и
гигиены.
Общие
сведения
о
материалах,
инструментах
и
приспособлениях,
необходимых
для
кулинарных
работ.
Современная бытовая
техника
для
приготовления пищи в домашних условиях. Игры на знакомство. Викторина.
2.
История
возникновения
кулинарии.
Этапы
возникновения
кулинарии
в
России. Традиционные кухни народов России. Ознакомление с организацией
рабочего места для проведения кулинарных работ.
Практическая
работа.
Приготовление
горячих
напитков.
Перечень
блюд:
зеленый чай, фруктовый чай.
3. Основы здорового образа жизни. Физиология питания. Пищевые вещества и
их значение.
Практическая
работа.
Выявление
потребности
человека
в
применении
«кулинарии здоровья» (беседа).
4. Основы рационального питания. Рациональное питание. Обмен веществ и
энергии.
Суточный
расход
энергии
человека.
Потребность
в
пище
в
зависимости от возраста, пола, физических нагрузок. Составление меню на
день.
Практическая
работа.
Приготовление
блюд
из
круп
(или
сладких
блюд).
Перечень блюд: пшенная каша с тыквой, гурьевская каша.
5.
Способы
обработки
пищевых
продуктов.
Характеристика
способов
обработки пищевых продуктов. Преимущества приготовления пищи на пару.
Практическая работа. Приготовление паровых блюд. Перечень блюд: суфле
морковно-яблочное, яичный омлет.
6. Витамины. Витамины, их классификация, содержание в продуктах питания.
Особенности
приготовления
пищи
для
сохранения витаминов. Заболевания,
связанные с недостатком витаминов в пище.
Практическая работа. Приготовление салатов разных народов. Перечень блюд:
салат
«Русский»,
«Белорусский»,
«Украинский»
(морковь,
яблоки,
свекла),
«Итальянский» (цукини, морковь), «Болгарский» (помидоры, огурцы, перец), из
сыра по-французски, из овощей по-гречески.
7. Минеральные вещества и здоровье. Макро - и микроэлементы. Потребность
организма в минеральных веществах. Заболевания, связанные с недостатком
минеральных веществ, их восполнение.
Практическая работа. Приготовление витаминных блюд. Перечень блюд: салат
из сырой свеклы с чесноком и грецкими орехами, салат из морской капусты.
8. Животные продукты питания. Животные продукты питания и их значение
для
жизнедеятельности
организма.
Возникновение
и
предупреждение
заболеваний,
связанных
с
избыточным
или
недостаточным
употреблением
животных продуктов питания.
Практическая работа. Составление инструкционных карт по приготовлению
блюд из мяса, рыбы, морепродуктов. Приготовление мясных блюд. Перечень
блюд: запеченное мясо с овощами. Приготовление рыбных блюд. Перечень
блюд: рыбная запеканка.
9. Молоко и молочные продукты. Значение молока и молочных продуктов в
питании
взрослых
и
детей.
Лечебно-профилактические
свойства
кисломолочной пищи.
Практическая работа. Приготовление блюд из молока и молочных продуктов.
Перечень блюд: молочная лапша, пирог из творога, простокваша.
10. Влияние условий приема пищи на ее усвоение организмом. Сервировка
стола. Искусство сервировки, История появления и совершенствования посуды
и столовых приборов. Правила сервировки. Способы сворачивания салфеток,
правила поведения за столом.
Практическая работа. Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину. Сервировка
праздничного стола. Приготовление праздничного блюда.
Перечень блюд: салат из чернослива с орехами и чесноком, суп ризотто.
11.
Блюда
из
яиц.
Значение
яиц
в
питании
человека.
Яйцо,
его
пищевая
ценность и применение в кулинарии.
Практическая работа. Приготовление блюд из яиц. Перечень блюд: яйцо в
мешочек, омлет с зеленым луком.
12. Растительные продукты питания. Растительные продукты питания и их
использование
в
профилактике
и
лечении
болезней.
Возникновение
предупреждение заболеваний, связанных с избыточным или недостаточным
употреблением растительных продуктов питания.
Практическая работа. Приготовление блюд из пищевых растений. Перечень
блюд:
картофельные
оладьи.
Приготовление
блюд
из
пищевых
растений.
Перечень блюд: пюре из фасоли.
13.
Приготовление
первых
блюд.
Знакомство
с
технологией
приготовления
супов с макаронными изделиями, щей и борща.
Практическая
работа. Приготовление
супов: вермишелевого,
горохового,
рисового, лукового с капустой; щей со свежей капустой, борща вегетарианского.
14.Приготовление вторых блюд из круп и бобовых. Знакомство с видами каш и
технологией их приготовления.
Практическая
работа. Приготовление каш: гречневой с маслом; гороховой с
маслом; рисовой, пшенной, перловой.
15. Технология приготовления песочного теста и изделий из него. Беседа о
печенье и тортах. Правила техники безопасности при работе с электропечкой.
Знакомство с технологией приготовления песочного теста.
Практическая
работа.
Приготовление
изделий
из
песочного
те ста:
«Лимонник», печенье «Бананы».
16. Технология приготовления дрожжевого теста и изделий из него. Знакомство
с
технологией
приготовления
дрожжевого
жидкого
теста,
выпечки
разнообразных изделий.
Практическая
работа.
Приготовление
теста
и
выпечка
изделий:
блинов,
оладий, пончиков.
17.
Воспитательная
работа.
Праздники
«Новый
год».
Тесты
за
обеденным
столом. Беседа «Правила этикета за столом».
18. Итоговое занятие. Подведение итогов за год работы.
Практическая работа. Выполнение тестового задания и практической работы.
III. Методическое обеспечение программы
В настоящей программе отдается предпочтение следующим методам и
формам обучения:
Объяснительно - иллюстративный – позволяет стимулировать воспитанников
к постоянному пополнению знаний об окружающей среде с помощью бесед,
сюжетно-ролевых
занятий
или деловых
игр,
рассказов
обучающихся,
конкурсов и др.
Практический –
способствует
развитию
мышления
через
формирование
интеллектуальных
умений:
обобщение,
анализ,
синтез,
сравнение,
моделирование,
а
также
позволяет
вовлечь
учащихся
в
практическую
деятельность
с
целью
приобретения
навыков
приготовления
блюд
разного
уровня сложности.
Дидактическое обеспечение
- плакаты «Изделия из теста», «Приготовление первых блюд», «Украшение
блюд», «Сервировка стола» и др.
- таблица «Примерная потребность детей в калориях»;
- схемы приготовления блюд;
- фото и репродукции художественных натюрмортов (разделы «Национальная
кухня», «Овощные и фруктовые салаты», «Украшение кондитерских изделий»)
- - дидактические карточки для контроля знаний, умений, навыков;
- игровой материал;
- наглядный иллюстративный материал;
- библиотечка «Юного кулинара», учебно-методические пособия, справочники,
энциклопедии.
Материально-техническое оснащение
Для реализации данной программы необходим большой светлый кабинет.
Он
должен
быть
оборудован
системами
питьевого,
противопожарного
и
горячего водоснабжения,
канализацией
и водостоками.
Помещение
должно
иметь
естественное
освещение
и
хорошо
проветриваться.
В
наличии
необходимо иметь оборудование: плиту электрическую с жарочным шкафом,
холодильник, миксер, мясорубку, набор столовой мебели (столы кухонные);
шкафы для посуды; доски деревянные разделочные; сушилки для тарелок;
посуду: кастрюли, сковороды, тарелки, ложки, набор чайной посуды, ведро
эмалированное,
чайники
заварные,
набор
ножей,
столовый
сервиз,
чайник,
кофейный
сервиз;
косынки,
фартуки; моющие
средства:
«Прогресс»,
кальцинированную соду.
Все продукты, необходимые для приготовления блюд.
IV. Литература
1. Блюда из свинины. Слово, 2011.
2. Бочкова для детей. Кухни народов мира.- М., 2001.
3. Евладова Е., Логинова образование детей. Учебное пособие для студентов
учреждений среднего профессионального образования. – М., 2002
4. Зима рецепты на каждый день. – М.: Ринол классик, 2001.
5. Зима разные салаты. – М.: Ринол классик, 2001
6. Иванова поваренная книга. – М., 2000.
7. Обсуждаем проблему воспитания. / Под ред. , / - М., 2003.
8. Киреевский семейка. Слово, 2011.
9.
Корячкина
виды
мучных
и
кондитерских
изделий.
Труд,
2006.
10. Левина М. Сервировка праздничного стола. – М., 2000.
11.
Новые
санитарно-эпидемиологические
правила
и
нормативы
для
учреждения дополнительного образования. – М., 2004
12. . Обсуждаем проблему воспитания. / Под ред. , / - М., 2003.
1 3 .
Р уф а н о в а
Е .
И т а л и я .
Ку х н и
н а р од о в
м и р а .
С л о г,
2 0 1 1 .
14. Радина Т. Фантазии из овощей и фруктов. Коллекция Лучших Рецептов.
Клуб"Клуб Семейного Досуга", 2008.
15.
Скляр.
С.
Чудеса
выпечки.
Коллекция
Лучших
Рецептов.
Клуб
"Клуб
Семейного Досуга", 2008.