Напоминание

"Кулинарное дело"


Автор: Сидорова Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ г. Москвы "Школа № 1056"
Населённый пункт: Город Москва
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: "Кулинарное дело"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1056»

Дополнительная образовательная программа

объединения «Кулинарное дело»

для детей подготовительной к школе группы

Выполнила:

воспитатель

Сидорова Наталья Евгеньевна

2018

I. Пояснительная записка

Вопросы правильного питания и здорового образа жизни становятся все

более актуальными в жизни современного человека. Изучение основ здорового

образа

жизни

и

рационального

питания

в

школе

будет

способствовать

воспитанию

физически

нравственно

здорового

поколения,

развитию

у

учащихся чувства гармонии и красоты, способности воспринимать мир как

единое целое.

Дошкольники

с

удовольствием

посещают

различные

кружки,

факультативы и другие дополнительные занятия. В том числе, популярностью у

них пользуются кружки по кулинарии, в которых дети с удовольствием учатся

готовить.

Актуальность

программы

«Кулинарное

дело»

в

том,

что

обучение

детей

направлено

на

их

самоопределение

и

профессиональную

ориентацию,

являющихся важными этапами на пути социализации личности. В процессе

обучения

воспитанники

учатся

бережно

и

с

любовью

относится

к

своему

национальному

богатству,

сохраняют

и

развивают

традиции

своего

народа,

своих семей.

Направленность

авторской

дополнительной

образовательной

программы

«Кулинарное дело» - социально-педагогическая.

Цель

программы:

дать

дошкольникам

знания

о

рациональном

питании,

сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность

критически

относиться

к

разного

рода

модным

диетам,

воспитать

вкус

к

здоровой пище.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с историей кулинарии, историей национальных кухонь с

точки зрения рационального питания и способов обработки продуктов;

- познакомить с сущностью диетического питания, особенностью различных

диет, лечебными свойствами некоторых продуктов, организацией труда при

приготовлении пищи;

- обучить технологии приготовления основных блюд русской и национальной

кулинарии;

- приобщить к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности.

Развивающие:

- пробудить интерес к кулинарному искусству у детей;

- развить творческую активность через индивидуальное раскрытие кулинарных

способностей каждого ребенка;

- развить способность критически относиться к разного рода диетам;

- развить эстетическое восприятие и творческое воображение.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность;

- привить навыки работы в группе;

- формировать любовь и уважение к традициям русской кухни и национальной

кухни.

Программа обучения направлена на знакомство с историей кулинарии,

основами

рационального

питания.

Обучающиеся

получают

первоначальные

знания и навыки приготовления несложных блюд: закусок, первых и вторых

блюд, салатов, песочного и дрожжевого теста.

По завершении обучения, обучающиеся должны знать:

- правила гигиены и безопасности труда;

- основные этапы истории развития кулинарии;

- основы рационального питания;

- правила поведения за столом;

- способы нарезки овощей;

- названия круп;

- технологию приготовления первых и вторых блюд;

Должны уметь:

- работать с ножом;

- сервировать стол к завтраку, обеду, ужину;

- готовить супы, каши;

- заваривать чай;

- готовить некоторые виды салатов;

- готовить песочное и дрожжевое тесто и изделия из них.

Воспитательная работа.

Реализация

программы

«Кулинарное

дело»

призвана

способствовать

решению целого ряда воспитательных задач, изложенных выше. Воспитание

является

неотъемлемой

частью

процесса

социализации,

развития

личности.

Воспитательный процесс в объединении реализуется в ходе обучения и через

систему следующих мероприятий: праздники, сопровождающиеся красочными

народными обычаями, обрядами; выставки-дегустации приготовления блюд для

родителей и друзей и др.

Для

создания

целостной

системы

воспитания

и

обучения

основам

кулинарии

и

национальной

российской

кухни

большое

место

отводится

приобщению родителей к участию в жизни детского коллектива. В объединении

стали традиционными такие мероприятия, как праздники для мам и бабушек,

чествование пожилых членов семьи, рождественские и пасхальные чаепития,

вечер выпускников и др.

Педагогом

используются

следующие

группы

методов

и

формы

воспитания:

- методы формирования сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов):

лекции, беседы, рассказы.

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного

поведения: педагогические требования, поручения, создание воспитывающих

ситуаций, практическая деятельность по программе.

- методы стимулирования деятельности и поведения: поощрение, порицание,

конкурс.

Основным

результатом воспитательной работы должна быть готовность

обучающихся

к

самостоятельной

жизни

и

труду,

к

осознанному

выбору

профессионального

образования,

сформированность

у

них

навыков

самообразования, самовоспитания, саморазвития.

По окончанию обучения учащийся должен иметь ясное и конкретное

представление

о

значимых

личностных

качествах

современного

человека,

нравственных

нормах,

позитивно

относится

к

ним.

Устойчиво

проявлять

в

своем поведении следующие личностные качества:

-

адекватная

самооценка,

уверенность

в

своих

силах,

самостоятельность,

целеустремленность;

- бережное отношение к традициям своего народа;

- гуманность, доброжелательность, милосердие, толерантность;

- трудолюбие;

- коллективизм, взаимопомощь;

- гражданственность, патриотизм.

II. Учебно-тематический план и содержание программы

Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

всего

Теория

Практика

1.

Введение

2

2

-

2.

История

возникновения

кулинарии

2

1

1

3.

О с н о в ы

з д о р о в о г о

образа жизни

4

2

2

4.

Основы

рационального

питания

2

0,5

1,5

5.

Спо собы

о б р а б о т к и

пищевых продуктов

2

1

1

6.

Витамины.

Национальные овощные

салаты.

2

0,5

1,5

7.

Минеральные

вещества

и здоровье

4

2

2

8.

Животные

продукты

питания

4

2

2

9.

Молоко

и

молочные

продукты

2

0,5

1.5

10.

Влияние условий приема

пищи

на

ее

усвоение

организмом

4

2

2

11.

Блюда из яиц

2

0,5

1.5

12.

Растительные

продукты

питания

4

2

2

13.

Приготовление

первых

блюд

8

2

6

14.

Приготовление

вторых

блюд

6

2

4

15.

Технология

приготовления

п е с о ч н о г о

т е с т а

и

и з д е л и я

и з

н е г о .

Экскурсия в кулинарию.

8

2

6

16.

Технология

приготовления

жидкого

дрожжевого

теста

и

изделий из него.

8

2

6

17.

Воспитательная работа

2

-

2

18.

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

68

25

43

Содержание программы:

1.

Вводное

занятие.

Цели

и

задачи

курса.

Значение

питания

для

жизнедеятельности

организма.

Правила

безопасности

труда,

санитарии

и

гигиены.

Общие

сведения

о

материалах,

инструментах

и

приспособлениях,

необходимых

для

кулинарных

работ.

Современная бытовая

техника

для

приготовления пищи в домашних условиях. Игры на знакомство. Викторина.

2.

История

возникновения

кулинарии.

Этапы

возникновения

кулинарии

в

России. Традиционные кухни народов России. Ознакомление с организацией

рабочего места для проведения кулинарных работ.

Практическая

работа.

Приготовление

горячих

напитков.

Перечень

блюд:

зеленый чай, фруктовый чай.

3. Основы здорового образа жизни. Физиология питания. Пищевые вещества и

их значение.

Практическая

работа.

Выявление

потребности

человека

в

применении

«кулинарии здоровья» (беседа).

4. Основы рационального питания. Рациональное питание. Обмен веществ и

энергии.

Суточный

расход

энергии

человека.

Потребность

в

пище

в

зависимости от возраста, пола, физических нагрузок. Составление меню на

день.

Практическая

работа.

Приготовление

блюд

из

круп

(или

сладких

блюд).

Перечень блюд: пшенная каша с тыквой, гурьевская каша.

5.

Способы

обработки

пищевых

продуктов.

Характеристика

способов

обработки пищевых продуктов. Преимущества приготовления пищи на пару.

Практическая работа. Приготовление паровых блюд. Перечень блюд: суфле

морковно-яблочное, яичный омлет.

6. Витамины. Витамины, их классификация, содержание в продуктах питания.

Особенности

приготовления

пищи

для

сохранения витаминов. Заболевания,

связанные с недостатком витаминов в пище.

Практическая работа. Приготовление салатов разных народов. Перечень блюд:

салат

«Русский»,

«Белорусский»,

«Украинский»

(морковь,

яблоки,

свекла),

«Итальянский» (цукини, морковь), «Болгарский» (помидоры, огурцы, перец), из

сыра по-французски, из овощей по-гречески.

7. Минеральные вещества и здоровье. Макро - и микроэлементы. Потребность

организма в минеральных веществах. Заболевания, связанные с недостатком

минеральных веществ, их восполнение.

Практическая работа. Приготовление витаминных блюд. Перечень блюд: салат

из сырой свеклы с чесноком и грецкими орехами, салат из морской капусты.

8. Животные продукты питания. Животные продукты питания и их значение

для

жизнедеятельности

организма.

Возникновение

и

предупреждение

заболеваний,

связанных

с

избыточным

или

недостаточным

употреблением

животных продуктов питания.

Практическая работа. Составление инструкционных карт по приготовлению

блюд из мяса, рыбы, морепродуктов. Приготовление мясных блюд. Перечень

блюд: запеченное мясо с овощами. Приготовление рыбных блюд. Перечень

блюд: рыбная запеканка.

9. Молоко и молочные продукты. Значение молока и молочных продуктов в

питании

взрослых

и

детей.

Лечебно-профилактические

свойства

кисломолочной пищи.

Практическая работа. Приготовление блюд из молока и молочных продуктов.

Перечень блюд: молочная лапша, пирог из творога, простокваша.

10. Влияние условий приема пищи на ее усвоение организмом. Сервировка

стола. Искусство сервировки, История появления и совершенствования посуды

и столовых приборов. Правила сервировки. Способы сворачивания салфеток,

правила поведения за столом.

Практическая работа. Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину. Сервировка

праздничного стола. Приготовление праздничного блюда.

Перечень блюд: салат из чернослива с орехами и чесноком, суп ризотто.

11.

Блюда

из

яиц.

Значение

яиц

в

питании

человека.

Яйцо,

его

пищевая

ценность и применение в кулинарии.

Практическая работа. Приготовление блюд из яиц. Перечень блюд: яйцо в

мешочек, омлет с зеленым луком.

12. Растительные продукты питания. Растительные продукты питания и их

использование

в

профилактике

и

лечении

болезней.

Возникновение

предупреждение заболеваний, связанных с избыточным или недостаточным

употреблением растительных продуктов питания.

Практическая работа. Приготовление блюд из пищевых растений. Перечень

блюд:

картофельные

оладьи.

Приготовление

блюд

из

пищевых

растений.

Перечень блюд: пюре из фасоли.

13.

Приготовление

первых

блюд.

Знакомство

с

технологией

приготовления

супов с макаронными изделиями, щей и борща.

Практическая

работа. Приготовление

супов: вермишелевого,

горохового,

рисового, лукового с капустой; щей со свежей капустой, борща вегетарианского.

14.Приготовление вторых блюд из круп и бобовых. Знакомство с видами каш и

технологией их приготовления.

Практическая

работа. Приготовление каш: гречневой с маслом; гороховой с

маслом; рисовой, пшенной, перловой.

15. Технология приготовления песочного теста и изделий из него. Беседа о

печенье и тортах. Правила техники безопасности при работе с электропечкой.

Знакомство с технологией приготовления песочного теста.

Практическая

работа.

Приготовление

изделий

из

песочного

те ста:

«Лимонник», печенье «Бананы».

16. Технология приготовления дрожжевого теста и изделий из него. Знакомство

с

технологией

приготовления

дрожжевого

жидкого

теста,

выпечки

разнообразных изделий.

Практическая

работа.

Приготовление

теста

и

выпечка

изделий:

блинов,

оладий, пончиков.

17.

Воспитательная

работа.

Праздники

«Новый

год».

Тесты

за

обеденным

столом. Беседа «Правила этикета за столом».

18. Итоговое занятие. Подведение итогов за год работы.

Практическая работа. Выполнение тестового задания и практической работы.

III. Методическое обеспечение программы

В настоящей программе отдается предпочтение следующим методам и

формам обучения:

Объяснительно - иллюстративный – позволяет стимулировать воспитанников

к постоянному пополнению знаний об окружающей среде с помощью бесед,

сюжетно-ролевых

занятий

или деловых

игр,

рассказов

обучающихся,

конкурсов и др.

Практический

способствует

развитию

мышления

через

формирование

интеллектуальных

умений:

обобщение,

анализ,

синтез,

сравнение,

моделирование,

а

также

позволяет

вовлечь

учащихся

в

практическую

деятельность

с

целью

приобретения

навыков

приготовления

блюд

разного

уровня сложности.

Дидактическое обеспечение

- плакаты «Изделия из теста», «Приготовление первых блюд», «Украшение

блюд», «Сервировка стола» и др.

- таблица «Примерная потребность детей в калориях»;

- схемы приготовления блюд;

- фото и репродукции художественных натюрмортов (разделы «Национальная

кухня», «Овощные и фруктовые салаты», «Украшение кондитерских изделий»)

- - дидактические карточки для контроля знаний, умений, навыков;

- игровой материал;

- наглядный иллюстративный материал;

- библиотечка «Юного кулинара», учебно-методические пособия, справочники,

энциклопедии.

Материально-техническое оснащение

Для реализации данной программы необходим большой светлый кабинет.

Он

должен

быть

оборудован

системами

питьевого,

противопожарного

и

горячего водоснабжения,

канализацией

и водостоками.

Помещение

должно

иметь

естественное

освещение

и

хорошо

проветриваться.

В

наличии

необходимо иметь оборудование: плиту электрическую с жарочным шкафом,

холодильник, миксер, мясорубку, набор столовой мебели (столы кухонные);

шкафы для посуды; доски деревянные разделочные; сушилки для тарелок;

посуду: кастрюли, сковороды, тарелки, ложки, набор чайной посуды, ведро

эмалированное,

чайники

заварные,

набор

ножей,

столовый

сервиз,

чайник,

кофейный

сервиз;

косынки,

фартуки; моющие

средства:

«Прогресс»,

кальцинированную соду.

Все продукты, необходимые для приготовления блюд.

IV. Литература

1. Блюда из свинины. Слово, 2011.

2. Бочкова для детей. Кухни народов мира.- М., 2001.

3. Евладова Е., Логинова образование детей. Учебное пособие для студентов

учреждений среднего профессионального образования. – М., 2002

4. Зима рецепты на каждый день. – М.: Ринол классик, 2001.

5. Зима разные салаты. – М.: Ринол классик, 2001

6. Иванова поваренная книга. – М., 2000.

7. Обсуждаем проблему воспитания. / Под ред. , / - М., 2003.

8. Киреевский семейка. Слово, 2011.

9.

Корячкина

виды

мучных

и

кондитерских

изделий.

Труд,

2006.

10. Левина М. Сервировка праздничного стола. – М., 2000.

11.

Новые

санитарно-эпидемиологические

правила

и

нормативы

для

учреждения дополнительного образования. – М., 2004

12. . Обсуждаем проблему воспитания. / Под ред. , / - М., 2003.

1 3 .

Р уф а н о в а

Е .

И т а л и я .

Ку х н и

н а р од о в

м и р а .

С л о г,

2 0 1 1 .

14. Радина Т. Фантазии из овощей и фруктов. Коллекция Лучших Рецептов.

Клуб"Клуб Семейного Досуга", 2008.

15.

Скляр.

С.

Чудеса

выпечки.

Коллекция

Лучших

Рецептов.

Клуб

"Клуб

Семейного Досуга", 2008.



В раздел образования