Напоминание

Хореография в дополнительном образовании для детей 12-15 лет.


Автор: Кулик Галина Степановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО " ДЮЦ "ТВОРЧЕСТВО" г. Владивостока "
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: Программа и учебный план ОБРАЗЦОВОГО АНСАМБЛЯ ТАНЦА "ПОДСНЕЖНИК" для 5-6й год обучения.
Тема: Хореография в дополнительном образовании для детей 12-15 лет.
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

« ДЮЦ "ТВОРЧЕСТВО" г. Владивостока »

Программа и учебный план

ОБРАЗЦОВОГО АНСАМБЛЯ ТАНЦА «ПОДСНЕЖНИК»

Руководитель - почётный работник общего образования России

педагог высшей категории Кулик Г.С.

2018-2019 учебный год

Введение.

Танец играет немаловажную роль в деле эстетического и физического воспитания

детей. Это связано с многогранностью танца, который сочетает в себе средства

музыкального, пластического, спортивно-физического, эстетического и

художественно-эстетического развития и образования. В процессе обучения все эти

средства взаимосвязаны, взаимообусловлены.

Известный отечественный психолог Л.С. Выготский подчёркивал двигательную

природу психического процесса у детей, действенность воссоздания образов «при

посредстве собственного тела». Следовательно, танец с его богатой образно-

художественной движенческой системой играет ключевую роль в развитии

воображения и творчества ребёнка.

Танец является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность

ребёнка:

формирует фигуру и осанку; устраняет недостатки физического развития тела;

укрепляет здоровье;

формирует выразительные движенческие навыки, умение легко, грациозно и

координировано танцевать, а также ориентироваться в пространстве;

воспитывает общую музыкальную культуру, развивает слух, темпо-ритм, знания

простых музыкальных форм, стиля и характера произведения;

формирует личностные качества: силу, выносливость, смелость, волю, ловкость,

трудолюбие, упорство и целеустремлённость;

развивает творческие способности детей (внимание, мышление, воображение,

фантазию), способствует активному познанию окружающей действительности;

развивает коммуникативные способности детей, развивает чувства «локтя

партнёра», группового, коллективного действия;

пробуждает интерес к изучению родной национальной хореографической

культуры и воспитывает толерантность к национальным культурам других

народов.

Таким образом, эти особенности хореографии определяют актуальность и

востребованность данного вида искусства, как в общеобразовательных школах, так и в

системе дополнительного образования детей.

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе авторской программы художественно –

эстетического направления Л.Н. Михеевой «Хореография», А. И. Бурениной

«Ритмическая мелодия».

Цель программы: создание условий, способствующих раскрытию и развитию

природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству

хореографии.

Задачи программы:

формирование правильной осанки, укрепление суставно-двигательного и

связочного аппарата, развитие природных физических данных, коррекция

опорно-двигательного аппарата ребёнка;

развитие основ музыкальной культуры, танцевальности, артистизма;

эмоциональной сферы, координации хореографических движений,

исполнительских умений и навыков;

развитие элементарных пространственных представлений; ориентация детей в

пространстве, в композиционных перестроения рисунков-фигур;

развитие воображения, фантазии, творчества, наглядно-образного,

ассоциативного мышления, самостоятельного художественного осмысления

хореографического материала;

увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить

потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни;

использовать этические особенности танца для воспитания нравственности,

дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности;

обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру

поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной

жизни.

Предлагаемая концепция программы дополнительного образования базируется на

важнейших дидактических принципах в хореографической работе с обучающимися.

Доступность, последовательность (от простого к сложному;) учёт

психофизиологических и возрастных особенностей; индивидуализация, наглядность,

научность, сознательность, активность, связь теории с практикой, межпредметность,

актуальность, результативность.

Направленность программы: художественная-эстетическая. Вид деятельности :

хореография.Образовательная программа направлена на обучение обучающихся

основам хореографического искусства, развитие общефизических, артистических,

исполнительских способностей, а также воспитание высоких эстетических критериев,

необходимых для достижения гармоничного социального, интеллектуального и

нравственного развития индивида.

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на синтез

классической, народной и современной хореографии, а также включает набор

интегрированных дисциплин, которые помогают учащимся адаптироваться к

репетиционно-постановочной работе. Содержание программы разработано в

соответствии с требованиями программ нового поколения, что позволяет выстроить

индивидуальный план развития каждого обучающегося.

Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и адаптированы к

возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики,

включающие: гимнастику, ритмику, классический, народно-сценический и

современный танец. В программе суммированы особенности программ по

перечисленным видам танца, что позволяет ознакомить обучающихся со многими

танцевальными стилями и направлениями. Такой подход направлен на раскрытие

творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической

культуры.

Концептуальная идея программы состоит в целенаправленной работе по

расширению возможностей творческой реализации детей, соответствующей их

духовным и интеллектуальным потребностям посредством приобщения к миру

хореографии: классический танец, народно-сценический, современный танец.

Особенностью данной программы является совмещение нескольких танцевальных

направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку

обучающихся в течение всего курса обучения.

Формы и режим занятий:

5й год обучения 12-13 лет . Занятия проходят 3 раз в неделю по 2 часа. 6-й год

обучения 14-15 лет . Занятия проходят 3 раз в неделю по 2 часа. Учебный материал

рассчитан на 35 недель – 630 часов.

На 5 и 6 году обучения основной учебной деятельностью становятся элементы

классического и народного танца. Элементы сценического танца необходимы, как

средство развития танцевальности, исполнительского мастерства и концертной

деятельности.

На 5 и 6 году обучения дети занимаются современным танцем, его направлениями.

Дети учатся эмоциональной выразительности посредством движений.

Занятия в ансамбле не только прививают детям любовь к танцевальному искусству,

позволяют им постичь эстетику движения, но и приобщают их к огромному богатству

танцевального и музыкального народного творчества, способствуют формированию

сплоченного детского коллектива.

Программа хореографического ансамбля способствует выявлению и развитию

интересов ребенка, его творческих возможностей и личного потенциала. Она

рассчитана на обучение детей хореографии, постановку и исполнение концертных

номеров, приобретение профессиональных навыков и путей их совершенствования.

Занятия в ансамбле приобщают обучающихся к пониманию искусства танца и

знакомят с художественной культурой прошлого и настоящего России, способствуют

формированию художественного вкуса и эстетических наклонностей в выборе своего

имиджа, культуры общения, развитию творческой инициативы, способностик

самовыражению в танце.

Данная программа является модифицированной комплексной (так как осваиваются

классический, народный и современные танцы).

Занятия по данной программе дают детям возможность социально адаптироваться,

получить яркие эмоциональные впечатления от учебно-творческого процесса, от

выступлений на концертах и конкурсах как итога личных устремлений, пика

артистичности и выразительности, как высшей точки их большой коллективной

работы.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Главным результатом программы является сплоченный детский коллектив с

устойчивым интересом к выбранному виду деятельности. Пройдя все этапы

образовательного процесса в коллективе обучающиеся приобретут следующие знания,

умения и навыки:

- навыки музыкально-ритмической деятельности, правильного и выразительного

движения;

- эмоциональную выразительность;

- усвоение основ классического, народно-сценического, современного детского танцев,

освоение хореографической терминологии;

- использование приобретенного творческого потенциала в процессе занятий и

постановочной работе;

- понимание межличностных отношений в ходе общих дел;

- научатся аккуратности и дисциплинированности.

На основе данной программы формируется базовая культура личности ребенка,

включающая в себя потребность в здоровом образе жизни и укреплении его,

воспитание потребностей к труду, как к первой жизненной необходимости и способу

достижения жизненного успеха, формирование целеустремленности, воспитание

свободной личности, развитие духовных потребностей к самопознанию.

Целенаправленность учебного процесса.

На всех этапах обучения воспитательная работа включает в себя организационную

работу, коллективно-творческие мероприятия, совместную работу с родителями,

участие в мероприятиях по плану , так же теоретические занятия, где предполагается

проведение инструктажей по ТБ, различных бесед, занятия по истории хореографии.

Образование в системе хореографического ансамбля предполагает и активную

самостоятельную работу воспитанников по отработке и закреплению полученных

знаний и умений, а также серьезную внутреннюю работу по воспитанию необходимых

качеств личности: терпение, трудолюбие, целеустремленность, чувства коллективизма,

взаимопомощи, стремление к совершенству, гармонии.

Методы и приёмы обучения.

Методы и приёмы обучения, используемые в хореографической работе со

школьниками, можно условно разделить на наглядные, словестные и практические.

Кроме того, в методическом арсенале педагога есть методы с ярко-выраженной

психолого-педагогической доминантой, а также более локальные, частные,

специфические приёмы, в которых преобладает хореографическая составляющая

(постановочные и исполнительские).

Наглядный метод включает в себя разнообразные приёмы:

образный показ педагога;

эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем;

подражание образам окружающей действительности;

приём тактильно-мышечной наглядности;

наглядно-слуховой прием; демонстрация эмоционально-мимических навыков;

использование наглядных пособий.

Словесный метод состоит из многочисленных приёмов:

рассказ;

объяснение;

инструкция;

беседа;

анализ и обсуждение;

словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца;

приём раскладки хореографического па;

приём закрепления целостного танцевального движения-комбинации.

Практический метод обогащён комплексом различных приёмов, взаимосвязанных

наглядностью и словом:

игровой приём;

детское «сотворчество»;

соревновательность и переплясность;

использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор;

комплексный приём обучения;

выработка динамического стереотипа (повторяемость и повторности

однотипных движений);

фиксация отдельных этапов хореографических движений;

сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;

приём пространственной ориентации;

развитие основных пластических линий;

музыкальное сопровождение танца как методический приём;

хореографическая импровизация;

приём художественного перевоплощения.

Формы оценки качества реализации программы.

За период обучения в хореографическом коллективе воспитанники получают

определённый объем знаний, умений и навыков, качество которых проверяется

диагностикой два раза в год.

Основными видами контроля успеваемости являются:

- текущий контроль успеваемости

- промежуточная аттестация

- итоговая аттестация.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости

являются:

- систематичность

- учет индивидуальных особенностей.

Текущий контроль успеваемости направлен на поддержание учебной дисциплины, на

повышение уровня освоения текущего материала.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце первого полугодия,

учебного года, как результат освоения материала за соответствующий период

обучения. Промежуточная аттестация определяет на сколько успешно происходит

развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе

обучения.

Формы промежуточной аттестации:

-контрольный урок

-открытый урок.

Освоение программы завершается итоговой аттестацией. Итоговая аттестация

проводится в виде концерта для родителей. Итоговая аттестация при сопоставление с

исходным промежуточным контролем позволяет выявить динамику изменений

образовательного уровня.

В объединение принята пятибаловая система отражения уровней развития

хореографических способностей детей, для дисциплин: классический танец,

современный танец, народный танец, гимнастика, постановочная работа, концертная

деятельность.

«5» - соответствует требованием учебной программы.

«4» - соответствует требованием учебной программы, но содержит не значительные

ошибки.

«3» - соответствует требованием учебной программы, но содержит ошибки.

Порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации устанавливаются годовым

учебным графиком.

Содержание разделов программы предполагает вариативность использования учебного

материала.

Данная программа предусматривает систематическое и последовательное обучение,

ориентирована на работу с детьми независимо от наличия у них специальных

физических данных.

Отражение в УТП особенностей текущего учебного года:

Памятные даты: 1сентября (день знаний); 23.02(день защитника отечества); 9мая(день

победы) 1 июня (день защиты детей).

Содержание программы

VI ГОД ОБУЧЕНИЯ

(СТАРШАЯ ГРУППА 5, 6 СТУПЕНИ СЛОЖНОСТИ)

Тематический план

Содержание и виды работы

Общее

Специальная танцевально-художественная

работа

Постановочная работа

30

2

28

Репетиционная работа

20

2

18

Учебно-тренировочная работа:

Азбука музыкального движения

3

3

Элементы классического танца

65

1

64

Элементы народно-сценического танца

20

1

19

Элементы историко-бытового и

57

1

56

Танцевальная импровизация

26

26

Мероприятия воспитательно-познавательного

Организационная работа

2

2

Беседы

2

2

Прослушивание музыки

2

2

Экскурсии в музеи и театры

3

3

Итого:

230

7

223

Азбука музыкального движения

Теория. Темповые обозначения: адажио — медленно; виво — живо; ленто —

протяжно;

лярго

широко;

анданте—не

спеша;

аллегро

скоро,

бодро,

применительно к практическому материалу по классическому, народному и историко-

бытовому танцу.

Элементы классического танца

Теория.

Обобщение

полученных

практических

навыков

и

знаний.

Типы

координации

движения

по

степени

трудности

одн о н ап р а вл е н н ы е ,

разнонаправленные, одновременные (ног, рук), разновременные. Рисунок положений

уровней ног и рук, большие и маленькие позиции рук, позы классического танца.

Последовательность и расклад движений на элементы. Типы прыжков (с двух ног на

две, с одной на другую, с двух на одну и с одной на две). Критерий исполнительской

деятельности (наличие логичности движения, грамотности, музыкальности, актерской

выразительности).

Выдающиеся

современные

советские

балеты.

Музыка

балета,

композитор,

балетмейстер, главные исполнители.

Практические

занятия.

Исполняются

все

пройденные

элементы

движений

в

различных комбинациях в более быстром темпе.

Дополнительно.

Деми плие по 4-й позиции. Гранд плие по 1, 2, 3, 5-й позициям изучаются лицом к

станку, затем исполняются, держась за станок одной рукой. Музыкальный размер 4/4,

3/4. Характер плавный,

связанный, два такта на движение.

Батман тандю с 1-й и 5-й позиций по всем направлениям.

Батман тандю пур ле пье — в сторону. Размер 2/4.

Батман тандю жете пике — натянутые движения ноги с колющим броском в пол.

Рон де жамб пар тэр ан деор и ан дедан (слитно). Размер 3/4.

Батман фондю — носком в пол по всем направлениям. Размер 3/4, 2/4.

Батман фраппе — вперед, в сторону и назад. Размер 2/4. Батман дубль фраппе —

движение с двойным ударом. Размер 2/4, четкий, два такта на движение.

Релеве лян — во всех направлениях. Размер 3/4,

Батман девелоппе — разворачивающееся движение. Размер 3/4, 4/4, адажио,

характер плавный, связный.

Перегибы корпуса — вперед, назад по 5-й позиции (держась за станок одной

рукой).

Релеве — по 1, 2-й позициям, на полупальцах.

Па ассамбле — собранный прыжок, более сложный, чем предыдущие прыжки

(изучаются лицом к станку). Размер 1, исполняется на один такт.

Упражнения на середине. Проходятся упражнения, изученные у станка, кроме

батмана фондю, батмана фраппе.

Пор де бра 1-е, 2-е, 3-е, 4-е развивает танцевальную координацию и чувство позы.

Размер 3/4 , темп — анданте.

Па ассамбле — с открыванием ноги в сторону и вперед (маленькое).

Шанжман де пье (большое). Размер 2/4.

Па

балансе

раскачивающие ся

движения,

развивают

свободу

и

непринужденность координации всего тела. Размер 3/4 , темп

медленного вальса.

Перегибы корпуса в сторону (по свободной 1-й позиции). Размер 3/4 , темп —

модерато.

Элементы народно-сценического танца

Теория. Происхождение

некоторых

народных

движений,

например

«дорожка

проста», «дорожка плетена»,

сказки и предания. Персонажи

повестей. Характер

женских и мужских танцев. Воинственные традиции и связанный с этим характер

мужских танцев. Народные костюмы и музыка.

Практические занятия. Упражнения у станка. Повторение изученных элементов в

более быстром темпе и в несколько более сложном ритмическом рисунке.

Упражнения

на

середине.

Повторяются

элементы

движений

в

комбинациях

на

шестнадцать и тридцать два такта. Вращение по диагонали на подскоках.

Русский танец. Прыжки (мужск.) с обеих ног, с одновременным сгибанием одной

ноги вперед в свободном положении и ударом ладонью по подошве.

«Угинание»—сгибание

к

щиколотке

и

открывание

одной

ноги

в

свободном

положении вперед на 35° с одновременным подскоком на другой ноге. «Веревочка»—

поочередный

перенос

согнутых

ног

спереди

назад

в

свободном

положении

с

одновременными

небольшими

подскоками

на

низких

полупальцах,

в

небольшом

полуприседании; на месте, с продвижением назад, с поворотом.

Ходы. «Бегунец»—длинный шаг вперед с прыжком; с двумя последующими шагами

на

низких

полупальцах;

в

небольшом

полуприседании.

«Дорожка

проста»

(припадание)—небольшой шаг в сторону на всю стопу в свободном положении, с

последующим переступанием другой ноги на низкие полупальцы по 3-й свободной

позиции

сзади;

с

продвижением

в

сторону,

с

поворотом.

«Дорожка

плетена»

(припадание)—шаг

в

перекрещенном

положении

на

всю

стопу

вперед

или

на

полупальцы с небольшим полуприседанием и последующим маленьким шагом другой

ногой, с продвижением в сторону. «Тынок»—перескок с ноги на ногу в сторону с

последующими двумя переступаниями по 4-й свободной позиции в перекрещенном

положении

в

небольшом

полуприседании;

на

месте,

с

продвижением

вперед,

с

поворотом. «Голубец»—подбивание ноги, открытой в сторону, другой ногой в прыжке;

в

прямом

положении

на

36°;

на

месте,

с

продвижением;

ударом

стопами

обеих

согнутых ног в открытом положении в большом прыжке с броска вытянутой ногой на

45°.

Присядка (мужск.). «Разножка»—полное приседание с подскоком на 1-й свободной

позиции с последующим одновременным проскальзыванием по полу обеих ног на

ребро

каблука

Полное

приседание

с

подскоком

в

1-ю

свободную

позицию

с

последующим отскоком на одну ногу в сторону в полуприседание с одновременным

открыванием другой ноги на 45° в открытом положении. «Метелочка»—поочередные

скольжения по полу внутренними сторонами стоп обеих согнутых ног от колена сзади

в сторону в полном приседании (мужск ).

Историко-бытовые танцы

Теория. Живой, веселый, быстрый характер польки. Танцы в опере Чайковского

«Евгений

Онегин»—«ларинский

бал»,

вальс

в

два

па

(показ

руководителя),

«греминский бал» (полонез, экосез). Содержание полонеза (выдержки из книги Ф.

Листа

о

Шопене

1

).

Подбор

фотографий

и

эскизов

костюмов

из

оперы

«Евгений

Онегин».

Танцевальные формы на основе симфонической музыки в классических балетах.

Па-де-де, па-де-труа, вариация, кода.

Практические

занятия.

Па

польки

в

парах

(положение

рук).

Вальс

в

паре

(положение

рук.)

Композиции

из

ранее

пройденных

элементов.

Полонез

в

усложненном рисунке.

Импровизация

Задание № 1. Музыкальный размер 3/4, 2/4, темп — средний.

Упражнения: рон де жамб пар тэр. Используются движения: тан релеве пар тэр, пор

де бра, подъем ноги, релеве лян.

Задание № 2. Музыка, размер 3/4, 2/4, темп — средний.

Упражнения: рон де жамб пар тэр. Руководитель задает первую часть упражнения, 8

тактов. Вторую часть импровизируют ученики.

Задание № 3. Упражнения: пор де Бра у станка. Подготовительное и 1-е.

1

См.: Лист Ф., Ф. Шопен. Пер. с франц. M., 1936.

Задание № 7. Музыка в разном стиле — спортивном, лирическом, драматическом.

Упражнения: этюд. Движения-образы: колосья ржи, ручеек, распустившийся цветок,

увядающий цветок, злая птица, «журавлиная песнь» и т. д.

Задание № 8.

Русский лирический танец (женский).

В импровизации используются движения, разученные на занятиях.

Задание № 9. Музыка С. Рахманинова. «Полька».

Импровизация на тему «Полька». Движения: па, польки в анфас, в эффасе, с

боковым поворотом, до за до.

Гражданская тема.

Задание № 10. По выбору руководителя.

Задание № 11. Импровизация на темы современных ритмов.

Современный танец

Первое полугодие

Задачи:

1. Работа у станка.

2. Координация рук в изучении положения flat back.

3. Temps sauté.

Упражнения у станка.

1. Demi plie по второй, четвертой, шестой позициям.

2. Grand plie по второй, четвертой, шестой позициям.

3. Batman tendus вперед, в сторону, назад.

4. Batman tendus с разворотом на 180 градусов.

5. Batman tendus с фуэте.

6. Batman tendus jete по всем направлениям.

7. Batman tendus jete в комбинациях c plie, с releve.

8. Rond de jambe par terre an dehor u an dedane.

9. Rond de jambe par terre an dehor u an dedane с passé.

Упражнение на середине зала.

1. Изолированная работа головы, стоп, коленей, плеч, бедер со средней частью

корпуса.

2. Паховые и боковые растяжки.

3. Flat back в сторону.

4. Flat back вперед в сочетании с работой рук.

5. Подготовка к пируэтам.

Кросс.

1. Проучивание шага flat step в чистом виде.

2. Flat step в plie.

3. Temps sauté.

4. Temps sauté по точкам.

5. Temps sauté в комбинациях с правой и левой ног по точкам.

Составление танцевальных этюдов учащимися на основе проученных движений.

Ожидаемый результат.

1. Работа у станка.

2. Temps sauté.

3. Flat back с работой рук.

4. Составление танцевальных этюдов.

Второе полугодие

Задачи:

1. Соединение движений одного центра с шагами.

2. Трехшаговые повороты.

3. Пируэты.

Упражнения у станка.

1. Grand batman jete по всем направлениям через developpes.

2. Арабески.

3. 1 port de bras.

4. 2 port de bras.

5. 3 port de bras.

Упражнение на середине зала.

1. Разминочная часть урока (партер).

2. Позиции рук: 5, 6, 7 джаз позиции.

3. Упражнения свингового характера.

4. Упражнения для расслабления позвоночника.

5. Проработка движений: drop u swing roll down u roll up.

6. Twist торса.

7. Скручивание в 6 позицию.

8. «Восьмерка» корпусом с позиции скручивания одновременно.

9. Пируэты на 180 градусов со 2 позиции.

10. Пируэты на 180 градусов с 4 позиции.

11. Пируэты на 360 градусов со 2 позиции.

12. Пируэты на 360 градусов с 4 позиции.

13. Трехшаговый поворот по прямой.

14. Трехшаговый поворот с пируэтом по прямой.

15. Трехшаговый поворот с пируэтом по диагонали.

16. Flat step в сочетании с работой плеч.

17. Flat step в сочетании с «восьмеркой» тазом.

18. Grand batman с двумя шагами по диагонали.

Все упражнения разложены на четко ритмическом рисунке, использованы синкопы,

смещенный ритм, свойственный джазовому танцу. Проучивание танцевальных этюдов

на основе изученных движений.

Ожидаемый результат.

Грамотное исполнение пируэтов, трехшаговых поворотов. Умение соединять

движения одного центра с шагами. Работа у станка.

Требования к учащимся

Владеть

основными

навыками,

требуемыми

школой

классического

танца.

Исполнять

движения,

сохраняя

танцевальную

осанку,

выворотность,

владеть

движениями стопы.

Уметь правильно исполнить экзерсис у станка.

Исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно.

Знать темповые обозначения и слышать темпы: адажио — медленно; виво — живо;

ленто — протяжно; лярго — широко; анданте— не спеша; аллегро — скоро, бодро,

применительно к движениям.

Знать рисунок положений и уровней рук и ног, большие и маленькие позиции рук,

позы классического танца.

Критерий хорошего исполнения танца и упражнений.

Понимать

и

интересоваться

фольклором,

народными

танцами

и

костюмами,

связывать характер танца с образом жизни народа и окружающей природой.

Беседы о хореографическом искусстве

Ознакомление

учащихся

с

искусством

хореографии.

Балеты

П.

Чайковского

«Щелкунчик» и «Спящая красавица». Либретто балета. Идеи добра и зла, персонажи

— носители идей спектакля. Известные исполнители. Самостоятельная работа (по

желанию ученика). Прослушивание в грамзаписи фрагментов из балетов. Оформление

альбомов фотографиями из названных балетов. О танцевальном фольклоре.

5-6й год. Создание балетного спектакля. Содружество либреттиста, композитора,

балетмейстера, художника и исполнителей. Беседа о балете Чайковского «Лебединое

озеро». Краткая история создания балета. Тема добра и зла в балетах Чайковского

«Лебединое

озеро»,

«Щелкунчик»

и

«Спящая

красавица».

Прослушивание

в

грамзаписи фрагментов из этих балетов. Оформление фотоальбомов. Об ансамблях

народного танца.

Танцевальные формы на основе симфонической музыки в классических балетах.

Па-де-де,

па-де-труа,

падекатр.

Адажио,

вариация,

кода.

Балеты

начала XX

века.

«Петрушка»

И.

Стравинского

в

постановке M.

Фокина.

Идея

балета,

персонажи,

музыкальные характеристики. Эскизы костюмов, фотографии первых исполнителей.

Героическая тема в советских балетах «Пламя Парижа» Б. Асафьева, балетмейстер

В. Вайнонен; «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Ю. Григорович. Идея спектакля,

тема,

сюжет.

Средства

выражения.

Прослушивание

в

грамзаписи

фрагментов

из

балетов.

Создание балетного спектакля. Содержание и композиционное построение балета,

значение и содержательность национальных танцев. Мастера балета, их творческие

портреты.

Выдающиеся современные балеты. «Спартак», музыка А. Хачатуряна, «Золотой

век», музыка Д. Шостаковича, «Иван Грозный», музыка С. Прокофьева, балетмейстер

Ю. Григорович. Современные спектакли в театрах оперы и балета союзных республик.

О народных танцах мира.

В

творческую

работу

включен

подбор

видео-

и

фотоматериалов,

обмен

видеоматериалами между хореографическими школами Китая, Японии, Англии, США;

посещение спектаклей, организованный просмотр телевизионных программ о балете.

Методическая литература

1. Акулова Н.В. Классический тренаж в коллективе народного танца (метод. Письмо).

– НМЦ, 2007.

2.Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для

студ. высш. учеб. заведений. - М.: гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004.-128 с.

3. Базарова Н.П. Классический танец. – Л.: Искусство, 2009.

4. Базарова Н.П. и Мей В.П. Азбука классического танца Л - М., 2009.

5. Батырев А., Бурцева Г. Композиция танца. – Барнаул, НМЦ, 1991. – 34 с.

6.Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: норматив. док. и

материалы. — М.: Просвещение, 2008.

7.Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб.пособие.-

СПб.:Издательство «Музыкальная палитра»,2004.-36с.

8.Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л.: Искусство. 2008.

9. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного

образования: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.:

ВЛАДОС, 2009.

10.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и

комбинации на середине зала: Учеб. Пособие для студ. Вузов культуры и искусств. -

М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2009.

11. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды: учеб. пособие для

студ. хореограф.фак. вузов культуры и искусств / Г.П. Гусев. - М.: Гуманитар. изд.

Центр ВЛАДОС,2009.

12.Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И.

Невдахина. Вып. 3. — М.: Народное образование, 2007.

13.Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманьянц Е. Народно-

сценический танец. М., 2008.

14. Зимина А.Н.образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии

детей 4-8 лет.-М.,2009.

15.Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма у детей- 2008.

16.Сценическое воспитание на уроке хореографии//Учитель.- №3, май-июнь 2009

17. Казаринова Т.А. Хороводы и кадрили Пермской области: Учебное пособие.-

Пермь,2009.

18. Казаринова Т. Магическая сила пространства сцены // Сов. Балет № 5.

19.Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования//

Библиотека журнала «Воспитание школьников» — Изд. доп. Вып. 77. — М.: Школьная

Пресса, 2008.

20. Овчаренко Е., Смолянинова Н. История и теория народно-сценического танца. –

Барнаул, 2009.

21. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей:

компетентностный подход. Методические рекомендации / Под ред. проф. Н.Ф.

Радионовой. — СПб.: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2008.



В раздел образования