Напоминание

Значение мастер-классов в развитии творческих способностей детей


Автор: Насонова Татьяна Александровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 33"
Населённый пункт: гор. Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: Статья
Тема: Значение мастер-классов в развитии творческих способностей детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Значение мастер-классов в развитии творческих

способностей детей

Наименование ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учрежде-

ние «Средняя школа № 33»

ФИО Имя автора:

Насонова Татьяна Александровна

Должность: учитель технологии

Город: Дзержинск Нижегородской области

Перед школой сегодня, как никогда, остро встаёт важная задача развития

творческого

потенциала

детей

с

учётом

их

индивидуальных

и

возрастных

особенностей.

Творчество – постоянный спутник детства. Сегодня ребенок – это личность,

которая стремиться к познанию, к чему-то новому и интересному, им хочется

пробовать себя в самых различных направлениях и хочется достигать высот уже

сейчас. В

результате

творческой

деятельности

ребенка

обогащается

его

внутренний мир, развиваются фантазия и воображение, творческий вкус. К тому

же, детям необходимо общение со сверстниками. Они должны учиться играть в

команде, слышать других и уметь проявлять себя.

Большую роль в развитии творческих способностей детей играют мастер

классы.

В педагогической литературе существует немало определений понятия

«Мастер - класс». Вот одно из них: «Мастер–класс» – это особая форма

учебного

занятия,

которая

основана

на «практических» действиях

показа

и

демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной

педагогической задачи.

Мастер-классы популярны и их популярность возрастает стремительными

темпами потому, что мастер-классы – это сочетание увлеченности с пользой,

командной работы и творчества, это возможность подарить ребенку самые яркие

и положительные эмоции и при этом, это возможность получить какой-то новый

опыт в жизни, получить новые навыки.

Говоря о мастер-классах для детей, хочется отметить все преимущества,

которые касаются данного направления:

1. все мастер-классы – это многообразие, ведь у них тематика может быть

самой разной и перечислить все просто невозможно. Выбирая тот или иной вид

работы, нужно учесть возраст и увлечение вашего ребенка, ведь одному малышу

нравится творческая направленность, кто-то любит готовить, поэтому будет рад

всем мастер-классам, касающихся кулинарии и так далее.

2. Попадая на урок к умельцу, у ребенка появляется шанс приобрести свое

хобби, которое впоследствии он сможет даже превратить в прибыльное дело,

ведь

всегда

есть

вероятность

того,

что

вашему

ребенку

понравятся

новые

приобретенные навыки.

3. Мастер-классы помогают детям находить друзей, ведь любая командная

работа, она способствует сплочению, к новым знакомствам

4. Именно профессиональные мастер-классы, возможно, помогут ребенку

найти себя.

Занятие декоративно – прикладным творчеством является едва ли не самым

интересным

видом

творческой

деятельности

детей

младшего

и

среднего

школьного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их

пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые

питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в

детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский. Занимаясь

творчеством,

ребенок

развивает

себя

как

физически,

так

и

умственно.

Проявление

и

развитие

творческих

способностей

учит

ребенка

не

просто

смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.

Сегодня просто необходимо наличие у педагогов нового взгляда на ребенка

как

на

субъект

не

объект)

воспитания,

как

на

партнера

по

совместной

деятельности. «Меньше обучать – больше взаимодействовать», «Учимся, делая и

творя»- эти девизы способствуют созданию условий для развития творческих

способностей детей, раскрепощению индивидуально-творческих сил ребенка.

Чем

больше

будет

таких

педагогов

как

в

школе,

так

и

в

системе

дополнительного образования, тем больше будет условий, возможностей для

того, чтобы ребёнок творил, чтобы в это действие включалась вся его личность:

способности, чувства, разум.

Как

показывает

практика,

для

интересного

и

качественного

проведения

мастер-класса, необходимо подготовить и иметь:

положение о мастер-классе;

памятка для педагога для проведения мастер-класса;

информационная справка о мастер-классе;

план-конспект мастер-класса;

рекомендуемая литература о мастер-классе;

список рекомендуемых Интернет-ресурсов;

опрос-анкета для участника мастер-класса.

Каждый

мастер-класс

обладает

яркими

отличительными

чертами.

Объясняется этот феномен тем, что у каждого Мастера, проводящий мастер-

класс,

сложился

свой

собственный

стиль

творческой

педагогической

деятельности.

Он

представляет

собственную

систему

работы,

комплекс

методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно ему.

Действия

его

взаимосвязаны

между

собой,

оригинальны

и

обеспечивают

эффективное решение учебно-воспитательных задач.

Положительный результат обучения в работе мастер-класса, состоит в том,

что активный педагог использует механизм обучения, с помощью которого он

анализирует свой педагогический опыт и находит способы обновления своей

профессиональной

потенции.

Пассивный

педагог,

выполняя

определенный

алгоритм действий, включается в активную познавательную деятельность.

Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-

класса, как уже говорилось ранее, обеспечивается тем, что эта форма обучения

является средством создания 3-х типов условий:

обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности

в конкретной деятельности;

стимулируется

познавательный

интерес,

и

отрабатываются

умения

по

планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;

осуществляется

индивидуальный

подход

по

отношению

к

каждому

участнику

мастер-класса,

отслеживаются

позитивные

результаты

учебно-

познавательной деятельности каждого ученика.

Мастер-класс это «Знаешь сам – научи другого». Он позволяет не только

передавать и обмениваться опытом, но и дает возможность посредством активной

деятельности

участников,

широкой

наглядности,

образности,

быстрой

смены

учебной

деятельности,

тесного

взаимодействия

с

участниками,

получать

немедленный

результат,

вызывает

желание

сделать

так,

как

мастер,

сделать

лучше.

Такая

форма

профессионального

обучения

являются

жизненной

необходимостью для педагога и учителя, который не стоит на месте.

Мастер-класс

позволяет

не

только

творчески

подойти

к

анализу

своей

работы, но и спланировать дальнейшую работу.

Формула мастер-класса: «успешная технология + компетентный специалист

+ доступность для детей = мастер класс»

Список литературы:

1. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации

ФГОС.

Алгоритм

технологии,

модели

и

примеры

проведения,

критерии

качества/сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2013.

2. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образова-

нии детей. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Аб-

духакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. – М.: МГДД(Ю)Т,

2009

3. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003г.

4. Боровиков Л. И. Как творчески работающему педагогу дополнительного

образования подготовить и провести мастер-класс // Воспитание и дополнитель-

ное образование в Новосибирской области. – 2004. – № 1.



В раздел образования