Автор: Насонова Татьяна Александровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 33"
Населённый пункт: гор. Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: Статья
Тема: Значение мастер-классов в развитии творческих способностей детей
Раздел: дополнительное образование
Значение мастер-классов в развитии творческих
способностей детей
Наименование ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учрежде-
ние «Средняя школа № 33»
ФИО Имя автора:
Насонова Татьяна Александровна
Должность: учитель технологии
Город: Дзержинск Нижегородской области
Перед школой сегодня, как никогда, остро встаёт важная задача развития
творческого
потенциала
детей
с
учётом
их
индивидуальных
и
возрастных
особенностей.
Творчество – постоянный спутник детства. Сегодня ребенок – это личность,
которая стремиться к познанию, к чему-то новому и интересному, им хочется
пробовать себя в самых различных направлениях и хочется достигать высот уже
сейчас. В
результате
творческой
деятельности
ребенка
обогащается
его
внутренний мир, развиваются фантазия и воображение, творческий вкус. К тому
же, детям необходимо общение со сверстниками. Они должны учиться играть в
команде, слышать других и уметь проявлять себя.
Большую роль в развитии творческих способностей детей играют мастер
классы.
В педагогической литературе существует немало определений понятия
«Мастер - класс». Вот одно из них: «Мастер–класс» – это особая форма
учебного
занятия,
которая
основана
на «практических» действиях
показа
и
демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной
педагогической задачи.
Мастер-классы популярны и их популярность возрастает стремительными
темпами потому, что мастер-классы – это сочетание увлеченности с пользой,
командной работы и творчества, это возможность подарить ребенку самые яркие
и положительные эмоции и при этом, это возможность получить какой-то новый
опыт в жизни, получить новые навыки.
Говоря о мастер-классах для детей, хочется отметить все преимущества,
которые касаются данного направления:
1. все мастер-классы – это многообразие, ведь у них тематика может быть
самой разной и перечислить все просто невозможно. Выбирая тот или иной вид
работы, нужно учесть возраст и увлечение вашего ребенка, ведь одному малышу
нравится творческая направленность, кто-то любит готовить, поэтому будет рад
всем мастер-классам, касающихся кулинарии и так далее.
2. Попадая на урок к умельцу, у ребенка появляется шанс приобрести свое
хобби, которое впоследствии он сможет даже превратить в прибыльное дело,
ведь
всегда
есть
вероятность
того,
что
вашему
ребенку
понравятся
новые
приобретенные навыки.
3. Мастер-классы помогают детям находить друзей, ведь любая командная
работа, она способствует сплочению, к новым знакомствам
4. Именно профессиональные мастер-классы, возможно, помогут ребенку
найти себя.
Занятие декоративно – прикладным творчеством является едва ли не самым
интересным
видом
творческой
деятельности
детей
младшего
и
среднего
школьного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые
питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский. Занимаясь
творчеством,
ребенок
развивает
себя
как
физически,
так
и
умственно.
Проявление
и
развитие
творческих
способностей
учит
ребенка
не
просто
смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.
Сегодня просто необходимо наличие у педагогов нового взгляда на ребенка
как
на
субъект
(а
не
объект)
воспитания,
как
на
партнера
по
совместной
деятельности. «Меньше обучать – больше взаимодействовать», «Учимся, делая и
творя»- эти девизы способствуют созданию условий для развития творческих
способностей детей, раскрепощению индивидуально-творческих сил ребенка.
Чем
больше
будет
таких
педагогов
как
в
школе,
так
и
в
системе
дополнительного образования, тем больше будет условий, возможностей для
того, чтобы ребёнок творил, чтобы в это действие включалась вся его личность:
способности, чувства, разум.
Как
показывает
практика,
для
интересного
и
качественного
проведения
мастер-класса, необходимо подготовить и иметь:
положение о мастер-классе;
памятка для педагога для проведения мастер-класса;
информационная справка о мастер-классе;
план-конспект мастер-класса;
рекомендуемая литература о мастер-классе;
список рекомендуемых Интернет-ресурсов;
опрос-анкета для участника мастер-класса.
Каждый
мастер-класс
обладает
яркими
отличительными
чертами.
Объясняется этот феномен тем, что у каждого Мастера, проводящий мастер-
класс,
сложился
свой
собственный
стиль
творческой
педагогической
деятельности.
Он
представляет
собственную
систему
работы,
комплекс
методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно ему.
Действия
его
взаимосвязаны
между
собой,
оригинальны
и
обеспечивают
эффективное решение учебно-воспитательных задач.
Положительный результат обучения в работе мастер-класса, состоит в том,
что активный педагог использует механизм обучения, с помощью которого он
анализирует свой педагогический опыт и находит способы обновления своей
профессиональной
потенции.
Пассивный
педагог,
выполняя
определенный
алгоритм действий, включается в активную познавательную деятельность.
Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-
класса, как уже говорилось ранее, обеспечивается тем, что эта форма обучения
является средством создания 3-х типов условий:
обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности
в конкретной деятельности;
стимулируется
познавательный
интерес,
и
отрабатываются
умения
по
планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
осуществляется
индивидуальный
подход
по
отношению
к
каждому
участнику
мастер-класса,
отслеживаются
позитивные
результаты
учебно-
познавательной деятельности каждого ученика.
Мастер-класс это «Знаешь сам – научи другого». Он позволяет не только
передавать и обмениваться опытом, но и дает возможность посредством активной
деятельности
участников,
широкой
наглядности,
образности,
быстрой
смены
учебной
деятельности,
тесного
взаимодействия
с
участниками,
получать
немедленный
результат,
вызывает
желание
сделать
так,
как
мастер,
сделать
лучше.
Такая
форма
профессионального
обучения
являются
жизненной
необходимостью для педагога и учителя, который не стоит на месте.
Мастер-класс
позволяет
не
только
творчески
подойти
к
анализу
своей
работы, но и спланировать дальнейшую работу.
Формула мастер-класса: «успешная технология + компетентный специалист
+ доступность для детей = мастер класс»
Список литературы:
1. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации
ФГОС.
Алгоритм
технологии,
модели
и
примеры
проведения,
критерии
качества/сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2013.
2. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образова-
нии детей. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Аб-
духакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. – М.: МГДД(Ю)Т,
2009
3. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003г.
4. Боровиков Л. И. Как творчески работающему педагогу дополнительного
образования подготовить и провести мастер-класс // Воспитание и дополнитель-
ное образование в Новосибирской области. – 2004. – № 1.