Напоминание

"Путешествие в мир часов"


Автор: Вахрушева Екатерина Петровна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №6 с.Якшур - Бодья
Населённый пункт: Удмуртская республика Якшур - Бодьинский район
Наименование материала: НОД по познавательной деятельности "Путешествие в мир часов"
Тема: "Путешествие в мир часов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД

по образовательной области «Познание».

( в подготовительной группе).

Тема: «Игра – путешествие в прошлое часов».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,

«Социализация», «Физическое развитие», «Художественное творчество».

Цель. Закрепление знаний о различных видах часов, о принципе их работы и

роли в жизни человека.

Программные задачи.

- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями.

- Учить изготавливать простейшие водяные часы.

- Совершенствовать чувство времени и умение регулировать свою

деятельность во времени.

- Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое

воображение.

- Развивать моторику рук, глазомер.

- Воспитывать целеустремлённость, умение взаимодействовать со

сверстниками.

- Воспитывать интерес, любознательность, желание познать историю

предметов.

- Воспитывать уважение к профессии часовщик, желание помочь тому, кто

нуждается в помощи (Незнайка).

- Снимать психоэмоциональное напряжение в процессе образовательной

деятельности.

- Соблюдать гигиенические условия к просмотру материала с

использованием мультимедийной установки.

Материал. Письмо с загадкой, презентация «История возникновения часов»,

пластиковые бутылки ёмкостью 1,5 литра, ёмкости с водой, маркеры, конверт

для часов , физминутка(музыка) , счетные палочки, клей, шаблон часов,

цифры.

Методы:

Наглядный, словесный, практический.

Приёмы.

Наглядные приёмы: (демонстрация часов, слайдов, показ изготовления

водных часов, наблюдение, показ образца, показ способа действий)

Практические приёмы: (упражнение (подражательное), моделирование -

изготовление водных часов)

Словесные приёмы: (рассказ, комментирование наглядного материала,

беседы (этические и познавательные), объяснение, поисковые вопросы,

педагогическая оценка)

Игровые упражнения и задания: (загадывание загадки, дидактическая игра,

воображаемая ситуация)

Интеграция: познавательное развитие, художественно- эстетическое

развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Активизация словаря.

Сосуд,ёмкость,часы :водяные,цветочные,огненные,каминные.

Материал: предметные картинки с изображением часов, различные виды

часов, 2 конверта, письмо от Незнайки, корпуса часов, сделанные из бумаги.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок с изображением часов. Беседы: «Какие часы были

давным - давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы

будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки».

Рисование часов. Заучивание физминутки - «А часы идут, идут…». Чтение

художественной литературы: Анофриев «Тик - Так», Берестов «Без четверти

шесть». Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)»,

Степанов «Время».

Ход занятия:

Воспитатель:

Ой, ребята, я забыла вам сказать. Сегодня утром к нам в детский сад пришло

письмо. Давайте проверим, нам ли? Адрес: д/с №6, подготовительная

группа. От Незнайки.

«Дорогие, ребята! Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что я всегда

и везде опаздываю. Посмотрю на улицу, солнце еще светит, думаю, что

успею. А пока собираюсь… уже и опоздал. И мне Знайка посоветовал

приобрести такой предмет, который помогает людям везде успевать и никуда

не опаздывать. Но как называется этот предмет, он не сказал, а загадал

загадку. Я долго думал над отгадкой, но так и не смог её отгадать. Помогите

мне, пожалуйста. Загадку высылаю в письме.

Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

И день, и ночь

Стучим, стучим.

Незнайка»

Правильно, это часы. Без часов, как без рук. А зачем нужны часы? (Чтобы

узнавать время). Часы – это прибор для измерения времени.

В. Ребята, а как вы думаете, всегда ли были часы?

А как же измеряли время, когда не было часов?

Чтобы это узнать, нужно заглянуть в прошлое, лет на 500 назад.

У меня есть волшебные часы, если их стрелки перевести назад, то можно

попасть в прошлое и узнать, как люди измеряли время.

– Приготовьтесь, не шалите и тихонечко сидите. Глаза закрывайте.

Раз-два-три-четыре-пять! Попадем в прошлое сейчас!

Посмотрите-ка, деревня! А где же здесь часы?

Кто будил людей по утрам?

Да вот же, часы на заборе сидят.

– Как будет петушок людей? Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь люди добрые, на

работу пора.

Стихотворение «Петушок»

Кукареку-кукареку!

Звонко петушок поет.

Озарило солнце реку,

В небе облако плывет.

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

На траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил нас петушок.

Распушил он хвост блестящий

И расправил гребешок.

(рассказывает ребенок)

А можно ли точное время определить по петуху? Почему? (Его нельзя было

взять с собой, можно было только вставать по ним и т.д.)

Давным - давно люди заметили, что одни цветы раскрываются в

одно время, например, утром, а другие - днём, вечером. И придумали сделать

цветочные часы. (На экран проецируется фото с изображением цветочных

часов)

Воспитатель. Но пользоваться такими часами человек мог не всегда.

Почему?

(Они «работали» только в солнечную погоду, днём, в тёплое время года)

– А как еще узнать время без часов? Например: по солнцу.

(рассказ ребенка):

- Придумали такие часы в Древнем Риме.

Встало солнце – все проснулись, за работу принялись. Над головой

оказалось – обедать пора. А спряталось за синее море, за высокие горы

-пришло время идти на покой.

И вот однажды заметил человек, что тень от дерева падает утром в одну

сторону, а вечером в другую. Вкопал он столб в землю, вокруг начертил круг,

разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба двинулась по кругу.

Как такие часы назывались?

А как вы думаете, всегда ли можно определить время по таким часам?

Всегда ли мог человек ими воспользоваться? Летом мы сделаем такие часы

на участке, а почему нельзя сделать такие часы зимой? Кто догадался?

-Как вы думаете удобные ли такие часы?

(показывают время только в солнечную погоду)

- Чем неудобны?

Воспитатель:

- И решили люди другие часы придумать. Они могли время и днем, и

ночью показывать. Про такие часы говорят: <<В них время течет>>.

Давайте посмотрим, как они устроены. (Показ макета)

Сосуд с дырочкой у дна. На стенке сделаны черточки, которые показывают

время. Вода вытекает из сосуда, время уходило.

Часы такие работали от воды, а значит, назывались как? (Водяные). Нравятся

вам такие часы? Заводить их не надо, бежит и бежит вода.

В. – А всегда ли в таких часах будет вода бежать? Как только вода вся

выбежит, надо новую налить, т.е. завести водяные часы.

-Чем неудобны эти часы?

(нужно доливать воду)

чтобы не скучать, мы научим тебя играть.

Физическая пауза:

Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? (Ходьба на месте)

Это маятник в часах, отбивает каждый такт (Наклоны влево -вправо.)

А в часах сидит кукушка, у неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий

присед.)

Прокукует птичка время, снова спрячется за дверь,(наклоны вперед, закрыв.

и открыв. лицо руками.)

Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга. (Вращение туловищем

вправо.)

Повернёмся мы с тобой, против стрелки часовой. (Вращение туловищем

влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются

Воспитатель:

И еще одни часы, которыми пользовались люди в прошлом, есть у нас.

У этих часов нет стрелок и циферблата. Сделаны они из стекла, два

стеклянных сосуда соединены вместе, внутри насыпан песок.

Песок в таких часах пересыпается сверху - вниз. Рассчитаны такие часы на

1, 2, 3 минуты.

Как называются такие часы? (Песочные)

-Удобны такие часы? (можно разбить, забыть перевернуть, нужно постоянно

переворачивать)

- Где используют такие часы?

А бывают часы песочные – точные!

В них песчинки текут – секунды бегут!

Как песчинки собрались, холмиком улеглись

в колбочке из стекла, так и минутка истекла!

(Эльмира Котляр)

Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим

часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним

нельзя.

В. Проведем эксперимент:

1. «Сколько букв мы можем выложить за одну минуту»

Засекаем на песочных часах время и выкладываем из счетных палочек буквы.

-Ребята не забываем следить за песочными часами. Как только песок

пересыплется, отложите палочки.

В. Посчитайте друг у друга, сколько букв выложили.

2. “Кто быстрее оденется за одну минуту?”

Двум детям предлагают за одну минуты одеться, как на прогулку. По

истечении времени подсчитывают, кто, сколько вещей успел надеть на себя за

это время.

Воспитатель.

Время шло. Люди придумывали всё новые приборы для измерения времени.

Появились механические часы.

(На экран проецируется картинка с изображение механических часов)

Сначала они имели одну стрелку. Позже появилась минутная стрелка. А ещё

позже - секундная.

Механические часы нужно каждый день заводить. Забыл завести часы – они

встали.

В: Давайте, ребята, посмотрим на механические часы и вспомним, что есть у

часов ?

(У часов ест циферблат, на котором нарисованы цифры, у часов есть стрелки,

с помощью которых люди узнают время).

В: Обратите внимание на стрелки, что можете о них сказать.

Д: Одна стрелка короткая, она показывает часы, вторая длинная показывает

минуты.

В: На некоторых часах есть третья стрелка, для чего служит она?

Д: Третья стрелка бывает красного цвета, которая движется быстро и

показывает секунды.

В : А сейчас мы попробуем определить время на своих часах. Скажите

какое время показывают наши часы?

Д: Длинная показывает на 12, а короткая на 3. Это значит, часы показывают 3

часа.

Д: Длинная стрелка показывает 12, а короткая стрелка цифру 5. Это значит

часы показывают 5 часов.

Воспитатель: А какие часы не надо заводить?

Не нуждаются в заводе электронные часы. (На экран проецируется картинка с

изображением электронных часов) Они работают на батарейках. У них даже

нет стрелок – на экране светятся цифры. Время показывают точное и не

капризничают.

Шли годы. Жизнь становилась торопливее, люди стали дорожить временем.

Часы стали необходимы каждому человеку.

Каких только часов не придумали.

В: Какой формы бывают часы?

Д: Разной формы: квадратные, овальные, круглые, треугольные, ромбиком,

избушки, в форме животных и цветочков.

В: Каких часов на свете нет! И у каждых свой секрет.

Давайте поиграем в Игру: «Я начну, а ты продолжи»

Я начинаю предложение, а кто знает, тот заканчивает.

Часы, которые висят на стене, называются...настенные

- часы, которые стоят на полу …напольные

- часы, которые звонят по утрам …будильник

- часы, которые работают на батарейках …электронные

- часы с песком …песочные

- часы, которые носят на руке …наручные

- часы на башне Кремля …Кремлевские

В: Вот сколько разных интересных часов придумал человек, а наш друг

Незнайка везде и всегда опаздывает. Давайте сделаем Незнайке часы и

подарим их .

У нас есть готовый корпус часов , есть стрелочки, есть цифры. Осталось

только цифры приклеить на циферблат. И еще, ребята, не забывайте, что у

часов цифры на циферблате идут по порядку. Давайте вспомним : 1…12.

Приступаем к работе.

Молодцы, по этим часам Незнайка с завтрашнего дня начнет определять

точное время.

В: Ребята для чего нужны часы? Где можно приобрести часы? Кто

изготовляет и ремонтирует часы? Про какие часы вы узнали, которыми

пользовались в давние времена? (солнечные, песочные). В каком городе

находятся главные часы? (в Москве куранты, часы с золотыми цифрами).

Какие современные часы вы знаете? (механические, электронные). Ребята,

что вам понравилось больше всего? Что бы вы хотели узнать еще о часах?

Вот какой сложный путь прошли часы, чтобы мы их видели такими, какими

видим сейчас. И всё это сделал человек. Человек позаботился и о внешнем

виде часов, чтобы порадовать людей. И может, кто-то из вас, став взрослым,

придумает новые, более интересные часы.



В раздел образования