Напоминание

"Развитие образного мышления на уроках изобразительного искусства


Автор: Букина Наталья Васильевна
Должность: учитель изо и мхк
Учебное заведение: МБОУ Лукояновская СШ №1
Населённый пункт: город Лукоянов Нижегородской области
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Развитие образного мышления на уроках изобразительного искусства
Раздел: среднее образование





Назад




Администрация Лукояновского муниципального района Нижегородской

области МБОУ Лукояновская СШ №1

«Развитие образного мышления на уроках

изобразительного искусства»

Обобщение педагогического опыта

Выполнил: учитель ИЗО и МХК

МБОУ Лукояновская СШ №1

Букина Н.В

Лукоянов 2019г.

« Искусство, как необходимый аспект, причастно

ко всему, участвует во всей нашей жизнедеятельности,

его влияние проникает всюду…Без

Искусства жизнь человека невозможна»

/ Б.М.Неменский /

Современные тенденции развития общества предъявляют школе ряд

требований,

одним

из

которых

является

формирование

творческой

активности ее выпускников. В ряду проблем подготовки молодого человека к

активной

социальной

и

профессиональной

жизни

выделяется

проблема

развития

его

образного

мышления,

как

важнейшей

характеристики

креативности личности. Что на сегодняшний момент наиболее актуально и

востребовано.

Важное

место

в

данном

аспекте

занимают

предметы

художественно-эстетического цикла. Именно им принадлежит основная роль

в формировании творческих способностей ребенка. Основным компонентом

творческой

деятельности

на

уроке

рисования

является

художественно-

образное

мышление.

Образное

мышление

это

процесс

познания,

при

котором в сознании человека формируется мысленный образ, отражающий

воспринимаемый

объект

окружающей

среды.

Образное

мышление

реализуется на основе представлений того, что человек воспринимал ранее.

Образы при этом извлекаются из памяти или создаются воображением. В

ходе решения мыслительных задач эти образы могут претерпевать такие

изменения,

которые

приводят

к

нахождению

новых,

неожиданных,

творческих

решений

сложных

задач.

Развитие

образного

мышления

улучшает

творческие

способности,

благоприятствует

проявлению

креативности,

созданию

новых

идей.

Кроме

того,

благодаря

развитию

образного мышления у детей улучшается запоминание, облегчается усвоение

нового

материала,

улучшается

интуиция.

Развитие

образного

мышления

личности

становится

все

более

актуальным.

Особое

значение

оно

приобретает

в

подготовке

широкого

круга

профессионалов,

связанных

с

дизайном. Развитым наглядно-образным мышлением должны обладать люди

творческих профессий: архитекторы, конструкторы, дизайнеры, художники,

режиссеры.

К

тому

же

образное

мышление

имеет

ряд

особенностей,

превращающих его в универсальный инструмент, который можно и нужно

использовать в своей жизни любому человеку для достижения успеха в

любом деле. Таким образом, выявление и развитие творческих способностей

учащихся является одной из важнейших задач общеобразовательной школы.

Воспитание человека – творца, не стандартно мыслящего, легко решающего

возникающие перед ним задачи. Что достигается через развитие у детей

образного мышления на уроках изобразительного искусства. Для достижения

этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

-

спо собствовать

формированию

образного,

абст рактного

и

пространственного мышления у школьников

- формировать умение видеть мир и предметы во взаимосвязи

- развивать художественный вкус и фантазию

-

способствовать

получению

детьми

базовых

умений

и

навыков,

способствующих освоению в будущем любых профессий

- расширять возможности для самостоятельной деятельности учащихся

Изучение

теоретического

материала

показало,

что

проблема

развития

образного мышления школьников

занимает умы многих исследователей,

именно

это

иллюстрируют

многократные

попытки

ее

разрешения.

Заслуженный

деятель

науки

РФ,

доктор

педагогических

наук,

профессор

Комарова Т.С. считает, что «Недостаточный уровень развития

образных

представлений – одна из частых причин трудностей в учебе не только в

шестилетнем

возрасте,

но

и

значительно

позднее

(вплоть

до

старших

классов)».

Психологи Якобсон П.М., Романов Е.С. подчеркивают, что для

развития образных представлений и образного мышления большое значение

имеют

такие

виды

художественно-творческой

деятельности

детей,

как

изобразительная и конструктивная. А.Ф. Лазурский, рассматривая механизм

формирования творческой личности, указывает на необходимость развития

творческого

воображения,

мышления,

внимания,

памяти.

Для

успешного

освоения

изобразительной

деятельности,

постоянного

ее

развития

и

совершенствования,

у

ребенка

следует

формировать

такие

качества,

как

трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении наилучшего результата.

Программа по изобразительному искусству Б.М. Неменского в полной мере

способствует

развитию

образного

мышления

учащихся

на

уроках

в

общеобразовательной

школе.

Но

на

практике

я

столкнулась

с

такой

проблемой, что многие дети боятся себя проявить, чувствуют неуверенность

при работе красками, стесняются показывать свои работы одноклассникам.

Поэтому считаю немаловажной для успешного освоения программы роль

психолого-педагогических условия реализации,

которые включают в себя

следующие компоненты:

1.

создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

2.

побуждение

творческого

воображения

ребят

к

практической

и

творческой деятельности;

3.

поощряется

отход

от

шаблона,

привнесения

в

каждую

работу

собственных образов;

4.

важно "расковать" детей, высвободить их творческую энергию;

5.

формирование

знаний

ребят

на

разных

психологических

уровнях

(конкретно-чувственные представления, понятия, обобщающие образы,

"открытия" и т.д.)

6.

применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения.

Кроме этого, также считаю, что развитию творческого потенциала у детей

наряду с традиционными формами и методами способствуют и различные

нетрадиционные способы рисования и формы творчества. Многие из них я

применяю на своих уроках изобразительного искусства. Это «кляксография»,

«монотипия», «граттаж», рисование с применением необычных материалов и

инструментов (мятая бумага, поролон, ватные палочки, шпатлевка и др.), а

также смешение техник и видов творчества, использование интегрированных

уроков. Такие занятия пробуждают

интерес к творческой деятельности,

развивают

воображение.

Учат

нестандартно

мыслить.

Заставляют

представлять то или иное в уме, что и становится базой для образного

мышления.

Но

для

того,

чтобы

ребенок

образно

осмыслил,

обобщил

визуальную и другую информацию, ему эту информацию нужно усвоить. Для

этого на своих уроках я использую следующие моменты:

-

Рисование с натуры с детальным изучением объектов, их сравнением,

подбором

ассоциаций,

т.

к.

мышление

формируется

через

опыт

практического познания мира.

- Беседы об изобразительном искусстве, о красоте вокруг нас, основанные на

показе произведений искусства, их сравнении, а также сопоставлении их с

аналогичными явлениями из области других искусств (музыка, литература).

Это

позволяет

наполнить

возникающий

в

представлении

ребенка

образ,

эмоционально-содержательными характеристиками.

-

последовательность

в

обучении

изобразительному

искусству.

Учебный

материал будет усвоен и осознан, если каждое новое задание логически

обуславливается предыдущим.

- использование наглядности (репродукций, таблиц, моделей, видеоряда) для

тренировки объема памяти.

-

Собственный

пример.

Когда

учитель

рисует

на

школьной

доске,

заинтересованность

учащихся

повышается.

Если

ученик

не

может

нарисовать, помогаю практически, потому, что в следующий раз у него все

получится, он будет знать, как нужно.

Опытом

своей

работы

делюсь

с

коллегами

в

рамках

районного

методического объединения (выступления, открытый урок).

Например,

урок

Изобразительного

искусства

в

5

классе

по

теме:

«Современное выставочное искусство»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель учителя: сформировать у школьников представление о многообразии

проявлений современного декоративного искусства, о взаимосвязи материала,

формы и содержания, о новом понимании красоты современными

художниками и нацелить на поиск и решение декоративной композиции.

Задачи:

расширять представление детей о декоративном искусстве (керамика,

художественное стекло, металл, гобелен, роспись по ткани);

развивать образно-ассоциативное мышление как форму освоения мира,

творческие способности, эстетические чувства;

воспитывать эстетическое отношение к современному декоративно-

прикладному искусству, уважение к творчеству профессиональных

художников, к декоративному творчеству;

Планируемые результаты:

Личностные: оценивать важность красоты творчества.

Метапредметные

Предметные: отличать разные виды современного выставочного искусства-

художественное литье, изделия из металла, батик, гобелен, художественное

стекло, художественная керамика.

УУД

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, учиться

формулировать проблему совместно с учителем.

Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из

разных источников (учебник, интернет, художественная и справочная

литература, относить объекты к известным понятиям).

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе,

оформлять свои мысли в устной речи.

Оборудование для учителя:

1. Предметы декоративно- прикладного искусства (керамика, , гобелен, батик,

декупаж, имеющиеся у учителя).

2. Презентация и мультимедийное оборудование

3. Компьютер с выходом в интернет

Оборудование для учащихся:

1. учебник.

2. книги по декоративно-прикладному искусству

3. таблица для заполнения видов ДПИ

4. инструкционная карта

5. дощечки для декупажа

6. краски, кисточки, шпатлевка, шпатель

Ход урока

1.Организационный момент

Добрый день 5 класс

Мне приятно видеть вас

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг, другу улыбнитесь

Молодцы теперь садитесь

2. Актуализация знаний

Я надеюсь, что знания полученные сегодня на уроке пригодятся вам в

жизни.

-

Ребята,

скажите,

вы

посещаете

выставки?

А

зачем

нужно

посещать

выставки, музеи?

Для того, чтобы увидеть различные произведения искусства, познакомиться с

творчеством известных мастеров, приобщиться к культуре.

Я уверена, что вы все хотите быть культурными и образованными людьми и

поэтому я вас приглашаю на выставку, но не скажу на какую, вы сами это

потом определите.

Показ слайдов презентации (с музыкальным сопровождением)

Что за изделия вы увидели?

Изделия декоративно-прикладного искусства

Все они вам знакомы?

Нет

Давайте

их

поделим

на

группы:

знакомые

и

незнакомые

(работа

с

интерактивной доской)

1 группа: с этими изделиями вы знакомились с самого начала года. Это и

вышивка, и роспись по дереву, это и глиняные игрушки и много других

промыслов. Этим промыслам не один десяток лет, а многие из них появились

много веков назад. Мастера работают в традициях и сохраняют навыки и

правила, передающиеся от старых мастеров. (подписывается группа)

2 группа: а как вы думаете в наше время, современные мастера могут в свои

работы вносить что-то новое, экспериментировать с материалами, формой,

цветом?

- Да.

А эти произведения будут декоративно-прикладным искусством?

-Да. (открывается слово)

Но каким декоративно-прикладным искусством?

-Современным. (открываю слово)

А где мы с вами можем познакомиться с современными произведениями

декоративно-прикладного искусства?

-Выставочных залах. (открываю слово)

Итак,

наша

тема:

«Современное

выставочное

декоративно-

прикладное

искусство».

3.Целеполагание

Двери выставочного зала открыты перед вами! Мы можем войти в этот

чарующий мир красоты и постараться быть в нем не просто гостями, а

внимательными, понимающими зрителями.

- Зная тему урока, попробуйте сформулировать цели нашего урока, используя

слова-помощники:

- расширить…( представление о декоративном искусстве)

- развивать…( творческие способности, эстетические чувства)

- воспитывать…( эстетическое отношение к современному декоративно-

прикладному искусству)

4. Изучение нового материала

В отличие от народного мастера, который работает в традициях и сохраняет

навыки

и

правила,

передающиеся

от

старых

мастеров,

современный

художник,

хотя

и

опирается

на

традиции,

но

более

свободен

в

своем

творчестве.

Предметы декоративно-прикладного искусства создают среду, украшают быт,

делают нашу жизнь более привлекательной и праздничной. Самое главное,

это искусство организует общение людей, помогает им понять друг друга. У

каждого народа свои формы предметов, свои орнаменты, свои образы и

мотивы.

Используются

и

различные

материалы:

глина,

металл,

стекло,

различные нити, ткань. Для того, чтобы рассмотреть все многообразие видов

современного выставочного искусства одного урока нам будет не достаточно,

поэтому сегодня мы остановимся лишь на некоторых. Для того, чтобы более

эффективно использовать время урока, мы с вами разделимся на группы,

каждая группа получит по одному изделию

и нужно будет определить к

какому

виду

современного

искусства

относится

изделие,

и

дать

краткое

определение, занести информацию о нем в имеющуюся у вас на партах

таблицы.

1-я и 2-я группы работают с учебником стр. 142-167

3-я группа - справочная энциклопедия

4-я группа – интернет

2 минуты на поиск информации.

Выступления детей (дополняю собственной презентацией), отыскивают в

представленной выставке изделий ДПИ еще изделия того же вида.

1.

Это

изделие

из

керамики.

Керамикой

называют

изделия

из

цветной

обожженной глины. Фарфор и фаянс изготавливают из более белых и тонких

глин.

Гончарные

изделия

покрывают

глазурью

или

эмалями.

Все

это

называется майоликой. ( Демонстрация фотографии). В отличие от народного

мастера, современный художник- прикладник свободен в своих замыслах .

Художника- керамиста нередко привлекает естественный цвет обожженной

глины-терракоты, что означает «жженная земля» . В народном творчестве

изделие

связывалось

с

практическим

применением,

а

современные

художники в полной мере используют пластические возможности материала.

Часто несколько произведений соединяет один замысел и тогда композиция

называется ансамблем (вместе). Фактура может быть самой разнообразной-

оттиски, завитки, пучки жгутиков, иногда оставляют царапины, трещины,

заплатки, что придает естественность.

Гобелен.

Художественно

исполненный

тканный

ковер

для

украшения

стены

называется гобелен. Традиционные материалы- это шерсть и лен, но сегодня

художники используют новые материалы- синтетические волокна, шнуры,

веревки,

кусочки

кожи,

дерево.

Создавая

гобелен,

Художник

выступает

одновременно и в роли ткача, в роли живописца, скульптора и архитектора,

если гобелен задуман для оформления интерьера. Для художника по гобелену

все

имеет

значение:

толщина

нитей,

их

качество,

цветовое

сочетание,

разнообразие

техник,

переплетение

фактур,

сочетание

различных

материалов.

Последняя

подсказка

находится

на

столе

у

учителя

.

Это

открытка, выполненная в технике « батик».

Батик- искусство росписи по ткани.

Искусство пришло к нам из Индонезии . Мастера занимались росписью по

ткани

сначала восковой смесью, затем ткань окрашивали в нужный цвет,

затем воск смывали .На ткани оставался рисунок или белый узор.

Сейчас художники работают в более сложной технике .Используют технику

горячий

батик, холодный батик. На ткань наносится замкнутая линия при

помощи специальной трубочки. Состав- (резерв) создает как бы перегородку,

не

пропуская

краску.

Для

росписи

по

ткани

используют

специальные

красители

или

анилиновые

красители,

которые

подобно

акварели

мягко

перетекают одна в другую. Рассматриваем открытку, а затем фотографии на

доске.

Декупаж (от

фр. decouper -

вырезать)

это

очень

древняя

декоративная

техника.

Декупаж

представляет

собой

технику

декорирования

разнообразных

поверхностей

с

помощью

нанесения

напечатанных

полиграфическим

способом картинок с последующей лакировкой полученного изображения

для защиты от внешних воздействий.

Предметы c использованием основных методов техники "декупаж" были

найдены ещё в 12-м веке в Китае. Существует легенда «О юноше из бедной

семьи, который влюбился в принцессу. И чтобы удивить ее, юноша захотел

преподнести необычный подарок. Долго думал, и решил, что достанет самый

красивый цветок, который ее достоин высушил и сделал шкатулку в стиле

декупаж.

Принцесса

была

восхищена

его

изобретательностью

и

тут

же

вышла за него замуж.»

Дальнейшее

распространение

техника

получила

в

Италии,

постепенно

охватив всю Европу. Современное название этот вид рукоделия получил во

Франции в 17-м - 18-м веках от слова decouper - "вырезать". Техника декупаж

пользовалась большой популярностью среди многих знаменитостей, включая

Марию Антуанетту, мадам де Помпадур. В 19-м веке в Англии декупаж был

популярен в высших и средних слоях общества. В этом столетии наиболее

известными примерами декупажа стали шкатулки для девушек. Декупаж

широко

используется

в

настоящее

время

для

создания

подарков

ручной

работы, а также для декорирования интерьера.

5. Первичная проверка полученных знаний

Итак, с какими видами современного выставочного декоративно-прикладного

искусства вы сегодня познакомились?

(художественная керамика, батик, гобелен, декупаж)

Давайте проверим насколько вы их запомнили и сможете отличить друг от

друга?

(Работа с интерактивной доской: игра – соотнести названия с картинками)

6.Практическая деятельность и представление результатов

Когда видишь такое многообразие красивых вещей, то возникает желание

самому стать мастером, попробовать изготовить своими руками. Есть такое

желание?

Сегодня вы почувствуете себя в роли мастера декупажа. У вас на партах

имеются

все

необходимые

материалы

и

инструменты.

А

также

есть

инструкционная

карта,

в

которой

подробно

указана

последовательность

выполнения работы. Поработайте в парах над изучением карты, расскажите

друг другу последовательность выполнения работы.

Вспомним

технику

безопасности

при

работе

с

разными

материалами

и

инструментами (на слайде).

Пожелаем друг другу творческого вдохновения и приступаем к работе.

Выставка работ

7. Рефлексия

С

какими

произведениями

современного

декоративного

искусства

мы

познакомились?

-В чем состоит отличие выставочных произведений декоративно-прикладного

искусства от изделий массового производства?

Далее ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало

фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

- Как вы думаете, добились ли мы на уроке поставленных целей

- с каким настроением вы завершаете урок?

Посещайте выставки, музеи с родителями, с друзьями, всегда ищите поле для

эксперимента. И здесь я вам немного помогу, у вас на партах есть ссылка на

мастер-класс, какой я вам не скажу, это будет сюрприз, а дома с родителями

вы попробуете его повторить.

Спасибо вам за урок! До свидания!

Город сквозь времена и страны. Образ - стилевой язык архитектуры

прошлого (2 урок по этой теме) 7-й класс

Цель урока: Обобщить знания об истории архитектуры. Повторить

пройденный материал об архитектуре разных народов и эпох

Задачи урока:

Ознакомить ребят с архитектурным обликом исторического Лукоянова.

Расширять кругозор учащихся новыми знаниями об архитектуре.

Развивать чувства прекрасного.

Воспитывать стремление бережного отношения к памятникам культуры

и искусства, созданные многими поколениями.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части

их

общей

духовной

культуры,

как

особого

способа

познания

жизни

и

средства

организации

общения;

развитие

эстетического,

эмоционально-

ценностного

видения

окружающего

мира;

развитие

наблюдательности,

зрительной памяти, художественного вкуса и творческого воображения;

развитие визуально-пространственного мышления

воспитание уважения к истории культуры своего города, выраженной в

архитектуре

приобретение опыта создания художественного образа;

приобретение опыта работы различными художественными материалами

и в разных техниках;

развитие потребности в общении с произведениями изобразительного

искусства,

освоение

практических

умений

и

навыков

восприятия,

интерпретации

и

оценки

произведений

искусства;

формирование

активного

отношения

к

традициям

художественной

культуры

как

смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

Метапредметные ууд

Личностные ууд

уметь

рассказывать

об

особенностях

архитектурно-художественных

стилей разных эпох: античном, готическом, романском, ренессансе,

барокко, классицизме;

создавать

образ

материальной

культуры

прошлого

в

собственной

творческой работе;

развивать

индивидуальные

творческие

способности

учащихся,

формировать устойчивый интерес к творческой деятельности

Познавательные:

проследить, как в материальной культуре родного города отражается

мировоззрение человека, его отношение к миру.

проявлять интерес к архитектурно-художественным стилям;

Регулятивные:

работать по плану, сверяясь с целью;

планировать деятельность в учебной ситуации, излагать своё мнение в

диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё

мнение (в соответствии с мнением своих товарищей).

Коммуникативные:

учиться задавать вопросы;

использовать речевые средства в соответствии с ситуацией;

определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы

коллективного общения; планировать деятельность, понимать позицию

другого

понимать

значение

знаний

для

человека,

выбирать

свой

образ

и

отвечать за свой выбор;

формировать

коммуникативную

компетентность

в

общении

и

сотрудниче стве

со

сверстниками,

взрослыми

в

п р о ц е с с е

образовательной, творческой деятельности

Методы и формы обучения

Методы:

беседа,

объяснительно-иллюстративный,

практический,

творческий поиск, выставка работ учащихся.

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, фотоматериал выставки

краеведческого музея

Материалы: карандаш, фломастеры, черные гелевые ручки, бумага А3,

цветная бумага, ножницы, клей

Ход урока

1. Организационный момент.

Экскурсия в краеведческий музей

2. Актуализация знаний

О, древняя Красавица-Архитектура!

Своих творений мастерством

Рассказываешь, как литература,

Загадочную повесть о былом!

- Как вы считаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем, не совсем обычном

уроке?

- Об архитектуре нашего города

Сообщение темы урока: «Архитектурный облик исторического Лукоянова»

3. Целеполагание

- Попробуйте сформулировать задачи на сегодняшний урок

Познакомиться с архитектурным обликом нашего города

Расширять кругозор новыми знаниями об архитектуре.

Развивать чувства прекрасного.

Воспитывать стремление бережного отношения к памятникам культуры и

искусства, созданные многими поколениями.

4. Сообщение нового материала

Вводное слово учителя, сопровождающееся беседой с учащимися.

- На прошлом уроке мы совершили путешествие в историю развития

архитектуры, узнали, какова была архитектура разных народов и эпох,

познакомились образно-стилевым языком архитектуры. А сегодня я вам

предлагаю познакомиться с архитектурой нашего родного города,

попробовать определить знакомые элементы зданий, стилевые особенности.

Скажите, что вы знаете из истории нашего города?

- г. Лукоянов наряду отнесен к категории исторических городов Российской

Федерации. Поселение возникло в 16 веке вокруг мельницы Ивашки

Лукоянова на речах Теша и Хвощевка. Статус города Лукоянов получил 5

сентября 1779 года по указу императрицы Екатерины II.

Все верно, а знаете ли вы, как строился наш город?

Рассказ учителя, показ исторических фотографий города

В 1817 году в Лукоянове случился большой пожар. И в 1818 – 1820

Лукоянов выстраивается заново. В городе стали появляться первые

кирпичные здания - храмы. ( Что такое храм?) Первой была построена

напольная (кладбищенская) в честь Казанской иконы Божией матери (1821 г).

На центральной площади началось строительство большого Покровского

Собора по проекту известного архитектора М.П. Коринфского. Как вы

думаете, какому стилю архитектуры можно отнести это строение?

- Здание было построено в стиле позднего классицизма

Что характерно для данного стиля?

- строгость и простота, четкость и лаконичность

- четкая геометричность, объемность и монументальность

- колонны, ниши, фронтоны

В 1826 году величественны красивейший собор Покрова Пресвятой

Богородицы был освящения службы. По преданию его колокола отливались с

добавлением серебра, что придавало им особое «малиновое звучание». К

сожалению, красоту этого храма мы можем видеть только на сохранившихся

фотографиях.

13 ноября в городе открылось первое мужское уездное училище, а в1840 г. –

первое женское училище, выпускницы которого стали учителями первых

уездных школ. В 1869г. – открылся уездный банк. 1884г. – открыто церковно-

приходское одноклассное училище.

В 1903г. При Лукояновской уездной тюрьме, размещавшейся на нынешней

улице Чкалова, была построена церковь в честь иконы Пресвятой

Богородицы.

В 1914г. В Лукоянове начал действовать первый кинотеатр. Летом 1923г. В

городе открылся кинотеатр «Горн».

1 февраля открылся Мордовский педагогический техникум, ныне

Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького.

Рассмотрите фотографии старинных зданий нашего города, найдите

знакомые вам элементы зданий, попробуйте определить к какому

архитектурному стилю относятся эти сооружения.

(ответы учеников)

Работа с терминами

базилика - прямоугольное в плане, как правило, вытянутое здание,

разделенных на несколько продольных проходов – нефов, рядами колонн или

столбов.

Арка - полукруглое или криволинейное перекрытие приема, имеющееся

выпуклую форму.

Ордер – в классической архитектуре порядок соотношения несущих и

несомых частей здания, представляющий собой архитектурно-

художественный образ стоечно-балочной конструкции)

5. Практическая работа (работают в группах)

Зарисовка (аппликация), создание узнаваемого силуэта города по

представлению и сохранившимся фотоизображениям

6.Обобщение по уроку, Выставка работ.

7. Рефлексия

Прием «Мысли во времени»

Называется

ключевое

словосочетание

«Архитектурные

стили»,

«Образ

Лукоянова». В течение 1 минуты учащиеся непрерывно записывать свои

мысли,

которые

"приходят

в

голову",

связанные

с

заданным

словосочетанием. По истечении времени. Ученики читают записи про себя.

Затем мысленно отвечают на следующие вопросы.

Почему я записал именно эти слова?

О чем я думал, когда писал эти слова?

Чтобы я хотел в записях изменить?

Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?

Все уроки на развитие образного мышления можно проследить с 5 по 8 класс

в системе планирования

п/п

Тема урока

урока-

Четверть

5 класс

1

«Древние образы в народном искусстве»

1-I

2

«Народные праздничные обряды»

7-I

3

«Древние образы в современных народных игрушках»

9-II

4

«Одежда говорит о человеке»

20-21-III

5

«О чем рассказывают гербы и эмблемы»

24-25-III

6

«Современное выставочное искусство

29-IV

7

«Ты сам мастер»

30-34-IV

6 класс

8

«Линия и ее выразительные возможности»

3-I

9

«Пятно, как средство выражения. Ритм пятен»

4-I

10

«Цвет в произведениях живописи»

6-I

11

«Натюрморт в графике»

14-II

12

Выразительные возможности натюрморта»

16-II

13

«Сатирические образы человека»

23-III

14

«Роль цвета в портрете»

25-III

15

«Пейзаж настроения. Природа и художник»

32-IV

16

«Пейзаж в графике»

33-IV

17

«Городской пейзаж»

34-IV

7 класс

18

«Свободные формы, линии и тоновые пятна»

4-I

19

«Когда текст и изображение вместе»

6-I

20

«В бескрайнем море книг и журналов»

7-8-I

21

«Красота и целесообразность. Вещь, как сочетание объемов и образ

времени»

13-II

22

«Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры

прошлого»

17-18-III

23

«Город сегодня и завтра»

19-III

24

«Ты

архитектор.

Замысел

архитектурного

проекта

и

его

осуществление»

27-28-III

25

«Встречают по одежке»

33-IV

26

«Автопортрет на каждый день»

34-IV

8 класс

27

«Образная сила искусства. Изображение в театре и кино»

1-I

28

«Правда и магия театра»

2-I

29

«Тайны актерского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или

4-5-I

магическое «если бы»

30

«Привет от Карабаса Барабаса! Художник в театре кукол»

6-I

31

«Третий звонок. Спектакль от замысла к воплощению»

7-I

32

«На

фоне

Пушкина

снимается

семейство.»

Искусство

фотопейзажа»

12-II

33

«Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета»

13-II

34

«Событие в кадре. Искусство фоторепортажа»

14-II

35

«Фильм – рассказ в картинках»

23-III

35

«Воплощение замысла»

24-25-III

37

«Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации или когда

художник больше, чем художник»

26-28-III

38

«Видеоэтюд в пейзаже и портрете»

29-33-IV

39

«Телевидение, видео, интернет…Что дальше?

33-34-IV

Как видно из планирования, развитию образного мышления у школьников

уделяется большое количество часов. Занимаясь решением данной проблемы

с

2015

года,

у

меня

сложилась

следующая

динамика

качества

знаний

учащихся с 5 по 8 класс:

2015-2016гг

2016-2017гг

2017-2018гг

2018-2019гг (1 п)

0

50

100

150

200

250

"

"

"

Из диаграммы видно, что за последние три года качество знаний учащихся

увеличилось, а именно с 83,5% до 89%. Качество работ также улучшилось.

Дети стали проявлять больше самостоятельности в выполнении заданий, не

боятся

экспериментировать

с

различными

материалами,

активно

организуются

и

работают

парами

и

в

группах.

Стараются

находить

необычные, нестандартные пути решения поставленной задачи. Во время

занятий некоторые настолько увлекаются, что по итогам урока представляют

несколько вариантов работы.

У

детей

формируется

образное

мышление,

умение

моделировать

художественный замысел, изменилось отношение к природе, к окружающему

миру, повысилась самооценка.

Поэтому считаю для себя важным и дальше работать в этом направлении,

добиваться

новых

результатов

и

делиться

приобретенным

опытом

с

коллегами.

«Дети, конечно, не делаются художниками оттого,

что в течение школьного детства им удалось создать

несколько действительно художественных образов.

Но в развитии их личности это оставляет глубокий след,

так как они приобретают опыт настоящего творчества,

который приложат к любой области труда». Н.П. Сакулина

Литература

1.

А.Ф.Лазурский «Как развить творческое мышление у ребёнка»

(М.Просвещение)

2.

Б.М.Неменский " Художественный труд и изобразительное

искусство"(М.Просвещение)

3.

П.М.Якобсон, Е.С.Романов «Доклад» 2008г. М.Просвещение

(Методическое пособие в школе по ИЗО)

4.

Цукарь А.Я., Уроки развития воображения. Н. 1997

5.

Терещенко Н.А.. Развитие художественно-образного мышления. М.

«Москва» 2005

6.

Абульханова-Славская К.А., Развитие личности в процессе

жизнедеятельности. М. «Москва» 1981

7.

Пьянкова Н.И., Изобразительное искусство в современной школе. М.

«Просвещение» 2006

8.

Щуркова Н.Е., Культура современного урока. М. «Просвещение»2000

9.

В. Ю. Борисов «Развитие художественно-образного мышления

школьников 4-5 классов» статья Вестник РГПУ им. А.И. Герцена, 2010 №125



В раздел образования