Напоминание

"Марийская народная сказка"


Автор: Михайлова Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Семеновка г. Йошкар-Олы"
Населённый пункт: г. Йошкар-Ола
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Марийская народная сказка"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

имени В.С. Архипова с. Семёновка г. Йошкар-Олы»

424918, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, с. Семеновка, ул. Советская д. 9

тел. (8362) 72–82–60

Открытый урок по ИКН

по теме « Марийская народная сказка

« Мудрая невеста»»

Выполнила : учитель начальных классов

Михайлова Т.В. 1 категории.

Декабрь 2017 г

Урок ИКН во 2 классе по теме

«Марийская народная сказка «Мудрая невеста»».

Тема: Марийская народная сказка « Мудрая невеста»

Цель урока:

1) обобщить знания по сказкам;

2) продолжать учить детей работать в группе, проявлять свои творческие

способности

4) развивать речь, мышление, память.

Современные образовательные технологии: личностно-ориентированные,

технология проблемного обучения, здоровьесберегающая.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, игровой.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,

групповая, индивидуальная.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Учитель:

Приветствие.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем

–Сегодня на уроке вам понадобятся ваши знания, умения и внимание.

Поро кече, удыр ден рвезе – влак. Я пожелала вам доброго дня, доброго

солнышка. Пожелайте и вы друг другу, мне, гостям «Поро кече». Покажите

свои ладони, потрите их друг о дружку. Что вы чувствуете? Тепло.

Поделитесь своим добром, теплом друг с другом. А как можно это сделать?

Конечно же, взявшись за руки…

-Ребята, сегодня мне хочется пригласить вас в необычное путешествие. Мы

отправимся в удивительную страну, в которой вы не раз уже бывали и

встречались с ее необыкновенными жителями.

Ученица 1.

Есть на свете страна такая,

Где всех приключений не счесть,

Любят эту страну все дети,

Волшебство и загадки там есть.

Ученица 2.

Там зло с добром не уживается,

И победит всегда добро.

Как же эта страна называется?

Догадались, наверно, давно?

Конечно, эта необыкновенная страна – страна сказок.

2.Проверка домашнего задания.

Разминка

– Прочитайте буквы, записанные на слайде:

А С К З А К

Д Р О Н А

– Какие слова мы можем составить из этих букв? (Сказка, народ)

– А как эти слова могут быть связаны между собой? (Народная сказка.)

3. Видео заставка «В гостях у сказки».

- Сегодня мы побываем в гостях у сказки.

Повторение материала.

Что такое сказка? Какие бывают сказки? Из каких частей состоит

сказка?

Сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел.

Причем сказка может быть как устной, так и письменной. Главной

особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со

счастливым концом, где добро побеждает зло.

Сказки имеют ПРИСКАЗКУ, ЗАЧИН И КОНЦОВКУ.

Сказки бывают авторскими (сочиненные определенным автором)

и народные (сочиненные многими людьми).

Существует классификация сказок по их содержанию:

- Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества,

герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный

положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои

волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и

любви. В качестве примеров можно привести русские народные сказки про

Ивана-дурака.

- Сказки о животных. Здесь постоянные персонажи - это животные (лиса,

волк, медведь, заяц и т.д.). Животные взаимодействуют, каждый из них

олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот - умный,

лиса - хитрая, медведь - сильный. Примеры: "Теремок", "Репка", "Колобок".

- Бытовые сказки - иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки

зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные

человеческие качества. Эти сказки - сатирические, в них много юмора.

Примеры бытовых сказок: "Каша из топора".

- А кто такие собиратели сказок?

3.Изучение новой темы:знакомство со сказкой « Мудрая невеста».

Появление Пампалче.

Поро кече, патыр-влак, да мотор удыр-влак! Вы догадались, что я сказала? Я

назвала вас всех, простых мальчишек и девчонок, богатырями и красавицами,

потому что пришла я к вам из сказки, а в марийских народных сказках из

каждого мальчика обязательно вырастает богатырь, а из каждой девочки –

прекрасная девушка.

Край потомков Онара

Новой былью согреет.

И над Волгой старой молодеет рассвет:

Звонки гусли седые,

В ритмах- юности страсть…

Часть великой России,

Неразрывная часть.

С. Вишневский

В прежние времена марийцы рассказывали и слушали сказки только зимой.

Покроет в лесу пушистый нетающий снег, тогда и наступает пора для сказок.

Мудрый обычай. Ведь весной, летом и осенью в деревне каждая минута

дорога для работы: сев, сенокос, страда. А сказку только заведи-и не

заметишь, как пролетит и час, и два, и полдня.

Но зато зимой, когда под глубоким снегом отдыхают поля, когда хлеб сметен

в скирды, картошка убрана в погреба, -вот тогда в долгие зимние вечера

сказка- желанная гостья в каждой избе.

Воет за окном метель, трещит в лесу мороз, а в избе тепло, светит огонек

лучины, и ведет свой неторопливый рассказ дед- сказочник.

Ребятишки слушают сказочника затаив дыхание. Но и взрослых захватила

сказка. Прядет-прядет баба, да и позабудет следить за нитью. Нить

оборвалась, а баба и не заметила. Плетет мужик лапоть, строчка вкривь

пошла, а ему не до лаптя: где уж тут про лыки думать, когда в сказке все так

запуталось.

Жизнь простого марийца была тяжела. Богатые угнетали бедных. Марийцы

мечтали о том, времени, когда в мире будут властвовать не сила и богатство, а

справедливость и доброта.

Настоящим героем сказок всегда бывает добрый , смелый и честный, простой

человек – труженик.

В сказке много выдумки, но выдумка эта особенная.

Сказка ложь, да в ней намек!-

Добрым молодцам урок,- писал А.С.Пушкин.

Правда заключается в том, что сказка всегда утверждает: в борьбе добра со

злом побеждает добро.

1. Ребенок.

Сказки по свету гуляют

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят по зорьке в туманах.

2. Ребенок.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти.

Потому что сказка-птица:

Чуть вспугнешь- и не найти.

3. Ребенок.

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть добро и ласку?

Может быть вчерашний снег?

4. Ребенок.

В сказке радость побеждает,

Сказка любит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

5. Ребенок.

Сказка- чудная копилка.

Что накопишь, то возьмешь.

А без сказки в этой жизни-

Непременно пропадешь.

4. Анализ сказки « Мудрая невеста».

Учитель: - На уроке мы с вами прочитаем сказку и поближе познакомимся с

его героями.

Слайд 4.

Учитель: - Ребята, скажите, чем вам понравилась и запомнилась

прочитанная сказка?

Дети:

Учитель: - Как вы думаете, ребята, кого мы можем отнести к главным героям

сказки?

Учитель :- А почему они главные герои?

Дети:

1. Потому что в сказке говорится о них;

2. Все действия с вязаны с ними.

Учитель: - Ребята давайте познакомимся с ними поближе

Дети:

1.Молодой человек.

2. Девушка.

3. Отец.

Учитель: - Ребята, все с ними согласны?

Дети:- да.

Учитель: -Давайте , ребята, поговорим о сказке « Мудрая невеста» и ближе

познакомимся с главными героями.

Учитель:-Какой случай произошел на ярмарке в селе?

Дети: Привел на ярмарку молодой парень барана продать.

Учитель: - Ребята, как выручила девушка молодого парня?

Дети: - Она остригла барана.

Учитель: - Чему удивился отец, когда сын вернулся с покупками и бараном?

Что отец решил сделать?

Дети: Отец решил женить сына.

Учитель:- Да, он решил женить сына на очень умной девушке. Но где же

живет эта девушка?

Что ответил сын?

Дети:- Там, где стоят сани.

Учитель:-Нашли ли сваты , где находится этот двор?

Дети: Нашли. Они увидели, где стоят сани.

Учитель:-Что спросили сваты?

Дети:-

Учитель:-Почему убежали сваты?

Дети:- Они ничего не поняли.

Учитель: А что им ответил отец?

Дети:-

Учитель:-Уговорил ли отец девушку жениться?

Дети:- Да.

Учитель:- Что сказал отец перед самой смертью?

Дети:-Он сказал им , что зарыл клад. Его надо откапать весной или осенью.

Учитель:- Что они сделали весной и осенью?

Дети:-

Учитель:-Какой можно сделать вывод из всего этого?

Дети:- Трудолюбие- лучший вклад.

5. Итог урока.

Учитель:- В заключение я хочу привести одну индийскую притчу:

«В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один

волк представляет из себя зло - зависть, ложь, жадность, грубая речь,

воровство; другой волк представляет собой добро - мир, любовь, заботу,

верность. А побеждает тот из них, которого мы кормим своими поступками.

И в результате вырастает тот, кого мы больше кормили».

Так я хочу , чтобы мы кормили волков только миром, любовью, заботой и

верностью.

6. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке « Мудрая

невеста».



В раздел образования