Автор: Михайлова Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Семеновка г. Йошкар-Олы"
Населённый пункт: г. Йошкар-Ола
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Марийская народная сказка"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
имени В.С. Архипова с. Семёновка г. Йошкар-Олы»
424918, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, с. Семеновка, ул. Советская д. 9
тел. (8362) 72–82–60
Открытый урок по ИКН
по теме « Марийская народная сказка
« Мудрая невеста»»
Выполнила : учитель начальных классов
Михайлова Т.В. 1 категории.
Декабрь 2017 г
Урок ИКН во 2 классе по теме
«Марийская народная сказка «Мудрая невеста»».
Тема: Марийская народная сказка « Мудрая невеста»
Цель урока:
1) обобщить знания по сказкам;
2) продолжать учить детей работать в группе, проявлять свои творческие
способности
4) развивать речь, мышление, память.
Современные образовательные технологии: личностно-ориентированные,
технология проблемного обучения, здоровьесберегающая.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, игровой.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,
групповая, индивидуальная.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Учитель:
Приветствие.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем
–Сегодня на уроке вам понадобятся ваши знания, умения и внимание.
Поро кече, удыр ден рвезе – влак. Я пожелала вам доброго дня, доброго
солнышка. Пожелайте и вы друг другу, мне, гостям «Поро кече». Покажите
свои ладони, потрите их друг о дружку. Что вы чувствуете? Тепло.
Поделитесь своим добром, теплом друг с другом. А как можно это сделать?
Конечно же, взявшись за руки…
-Ребята, сегодня мне хочется пригласить вас в необычное путешествие. Мы
отправимся в удивительную страну, в которой вы не раз уже бывали и
встречались с ее необыкновенными жителями.
Ученица 1.
Есть на свете страна такая,
Где всех приключений не счесть,
Любят эту страну все дети,
Волшебство и загадки там есть.
Ученица 2.
Там зло с добром не уживается,
И победит всегда добро.
Как же эта страна называется?
Догадались, наверно, давно?
Конечно, эта необыкновенная страна – страна сказок.
2.Проверка домашнего задания.
Разминка
– Прочитайте буквы, записанные на слайде:
А С К З А К
Д Р О Н А
– Какие слова мы можем составить из этих букв? (Сказка, народ)
– А как эти слова могут быть связаны между собой? (Народная сказка.)
3. Видео заставка «В гостях у сказки».
- Сегодня мы побываем в гостях у сказки.
Повторение материала.
Что такое сказка? Какие бывают сказки? Из каких частей состоит
сказка?
Сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел.
Причем сказка может быть как устной, так и письменной. Главной
особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со
счастливым концом, где добро побеждает зло.
Сказки имеют ПРИСКАЗКУ, ЗАЧИН И КОНЦОВКУ.
Сказки бывают авторскими (сочиненные определенным автором)
и народные (сочиненные многими людьми).
Существует классификация сказок по их содержанию:
- Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества,
герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный
положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои
волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и
любви. В качестве примеров можно привести русские народные сказки про
Ивана-дурака.
- Сказки о животных. Здесь постоянные персонажи - это животные (лиса,
волк, медведь, заяц и т.д.). Животные взаимодействуют, каждый из них
олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот - умный,
лиса - хитрая, медведь - сильный. Примеры: "Теремок", "Репка", "Колобок".
- Бытовые сказки - иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки
зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные
человеческие качества. Эти сказки - сатирические, в них много юмора.
Примеры бытовых сказок: "Каша из топора".
- А кто такие собиратели сказок?
3.Изучение новой темы:знакомство со сказкой « Мудрая невеста».
Появление Пампалче.
Поро кече, патыр-влак, да мотор удыр-влак! Вы догадались, что я сказала? Я
назвала вас всех, простых мальчишек и девчонок, богатырями и красавицами,
потому что пришла я к вам из сказки, а в марийских народных сказках из
каждого мальчика обязательно вырастает богатырь, а из каждой девочки –
прекрасная девушка.
Край потомков Онара
Новой былью согреет.
И над Волгой старой молодеет рассвет:
Звонки гусли седые,
В ритмах- юности страсть…
Часть великой России,
Неразрывная часть.
С. Вишневский
В прежние времена марийцы рассказывали и слушали сказки только зимой.
Покроет в лесу пушистый нетающий снег, тогда и наступает пора для сказок.
Мудрый обычай. Ведь весной, летом и осенью в деревне каждая минута
дорога для работы: сев, сенокос, страда. А сказку только заведи-и не
заметишь, как пролетит и час, и два, и полдня.
Но зато зимой, когда под глубоким снегом отдыхают поля, когда хлеб сметен
в скирды, картошка убрана в погреба, -вот тогда в долгие зимние вечера
сказка- желанная гостья в каждой избе.
Воет за окном метель, трещит в лесу мороз, а в избе тепло, светит огонек
лучины, и ведет свой неторопливый рассказ дед- сказочник.
Ребятишки слушают сказочника затаив дыхание. Но и взрослых захватила
сказка. Прядет-прядет баба, да и позабудет следить за нитью. Нить
оборвалась, а баба и не заметила. Плетет мужик лапоть, строчка вкривь
пошла, а ему не до лаптя: где уж тут про лыки думать, когда в сказке все так
запуталось.
Жизнь простого марийца была тяжела. Богатые угнетали бедных. Марийцы
мечтали о том, времени, когда в мире будут властвовать не сила и богатство, а
справедливость и доброта.
Настоящим героем сказок всегда бывает добрый , смелый и честный, простой
человек – труженик.
В сказке много выдумки, но выдумка эта особенная.
Сказка ложь, да в ней намек!-
Добрым молодцам урок,- писал А.С.Пушкин.
Правда заключается в том, что сказка всегда утверждает: в борьбе добра со
злом побеждает добро.
1. Ребенок.
Сказки по свету гуляют
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят по зорьке в туманах.
2. Ребенок.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти.
Потому что сказка-птица:
Чуть вспугнешь- и не найти.
3. Ребенок.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть добро и ласку?
Может быть вчерашний снег?
4. Ребенок.
В сказке радость побеждает,
Сказка любит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
5. Ребенок.
Сказка- чудная копилка.
Что накопишь, то возьмешь.
А без сказки в этой жизни-
Непременно пропадешь.
4. Анализ сказки « Мудрая невеста».
Учитель: - На уроке мы с вами прочитаем сказку и поближе познакомимся с
его героями.
Слайд 4.
Учитель: - Ребята, скажите, чем вам понравилась и запомнилась
прочитанная сказка?
Дети:
Учитель: - Как вы думаете, ребята, кого мы можем отнести к главным героям
сказки?
Учитель :- А почему они главные герои?
Дети:
1. Потому что в сказке говорится о них;
2. Все действия с вязаны с ними.
Учитель: - Ребята давайте познакомимся с ними поближе
Дети:
1.Молодой человек.
2. Девушка.
3. Отец.
Учитель: - Ребята, все с ними согласны?
Дети:- да.
Учитель: -Давайте , ребята, поговорим о сказке « Мудрая невеста» и ближе
познакомимся с главными героями.
Учитель:-Какой случай произошел на ярмарке в селе?
Дети: Привел на ярмарку молодой парень барана продать.
Учитель: - Ребята, как выручила девушка молодого парня?
Дети: - Она остригла барана.
Учитель: - Чему удивился отец, когда сын вернулся с покупками и бараном?
Что отец решил сделать?
Дети: Отец решил женить сына.
Учитель:- Да, он решил женить сына на очень умной девушке. Но где же
живет эта девушка?
Что ответил сын?
Дети:- Там, где стоят сани.
Учитель:-Нашли ли сваты , где находится этот двор?
Дети: Нашли. Они увидели, где стоят сани.
Учитель:-Что спросили сваты?
Дети:-
Учитель:-Почему убежали сваты?
Дети:- Они ничего не поняли.
Учитель: А что им ответил отец?
Дети:-
Учитель:-Уговорил ли отец девушку жениться?
Дети:- Да.
Учитель:- Что сказал отец перед самой смертью?
Дети:-Он сказал им , что зарыл клад. Его надо откапать весной или осенью.
Учитель:- Что они сделали весной и осенью?
Дети:-
Учитель:-Какой можно сделать вывод из всего этого?
Дети:- Трудолюбие- лучший вклад.
5. Итог урока.
Учитель:- В заключение я хочу привести одну индийскую притчу:
«В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один
волк представляет из себя зло - зависть, ложь, жадность, грубая речь,
воровство; другой волк представляет собой добро - мир, любовь, заботу,
верность. А побеждает тот из них, которого мы кормим своими поступками.
И в результате вырастает тот, кого мы больше кормили».
Так я хочу , чтобы мы кормили волков только миром, любовью, заботой и
верностью.
6. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке « Мудрая
невеста».