Автор: Бисенгалиев Сериккали Жайгалиевич
Должность: начальник цикла специальной подготовки
Учебное заведение: Жетысуского Государственного Университета имени Ильяса Жансугурова
Населённый пункт: города Алматы
Наименование материала: статья
Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ВОЕННОЙ КАФЕДРЕ
Раздел: высшее образование
С.Ж.БИСЕНГАЛИЕВ
Начальник цикла специальной подготовки
военной кафедры Жетысуского
Государственного Университета имени Ильяса
Жансугурова, города Алматы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ВОЕННОЙ КАФЕДРЕ
Статья
посвящена
решению
актуальной
задачи
–
развития
профессиональной направленности граждан, обучающихся на военной кафедре
при
гражданских
вузах.
В
статье
раскрыты
труды
отечественных
ученых
основные мотивы обучения студентов на военной кафедре, основные условия
развития профессиональной направленности граждан, обучающихся на военной
кафедре,
и
критерии
их
оценки.
В
статье
описана
и
обоснована
модель
педагогических
условий
развития
профессиональной
направленности
студентов, обучающихся на военной кафедре при гражданском вуз
Происходящие
в
стране
политические,
экономические
и
социальные
преобразования
создали
принципиально
новую
ситуацию
в
сфере
профессионального образования.
Обозначились
позиции
обновления
образования
молодых
людей:
изменение
содержания
и
стандартизация
образования;
появление
новых
учебных
планов
и
программ;
внедрение
новых
технологий
обучения,
оптимизация образования и др. Все это привело к появлению и реализации
новых
требований
к
общеобразовательной
и
профессиональной
подготовке
обучающихся.
Перед
педагогической
наукой
поставлена
задача
разработки
новых
подходов к обновлению содержания образования и определения принципов
педагогической деонтологии, под которой понимается совокупность этических
норм и принципов поведения преподавателя при выполнении своих служебных
обязанностей.
Как известно, в ряде технических вузов студенты проходят обучение на
военной
кафедре
по
программе
подготовки
офицеров
запаса.
Однако
в
традиционной
системе
подготовки
теория
и
практика
педагогической
деятельности
на
военной
кафедре
преимущественно
ориентированы
на
профессиональную
деятельность
офицеров
в
войсках:
в
содержании
и
структуре деятельности преподавателей при обучении студентов практически
не уделяется внимания вопросам педагогической деонтологии.
Исследуя
проблему
подготовки
студентов
на
военной
кафедре,
я
проанализировали труды В.М. Кукушина, К.М. Левитана, В.П. Соколова и др., в
которых
раскрываются
особенности
деонтологической
подготовки
специалистов для различных социальных сфер: педагогики, юриспруденции,
для органов внутренних дел, вооруженных сил.
Необходимость приобщения студентов; к педагогической деонтологии
вызвана
социальным
заказом
на
воспитание
субъектов
образовательного
процесса. Под субъектами мы понимаем и преподавателей, и студентов. Эта
необходимость
продиктована
значительным
снижением
внимания
к
воспитательному процессу с началом формирования рыночной экономики. В
первой
редакции
Закона
«Об
образовании»
(1992.
г.)
воспитание
не:
было
включено как основная задача становления личности. В редакции Закона 1996
года
имеется
разъяснение,
что
образование
включает
в
себя
воспитание
и
обучение,
при
этом
воспитание
поставлено
на
первое
место.
В
2006
году
Министром обороны был подписан приказ «Об органах воспитательной работы
Вооруженных Сил», в котором раскрыто содержание этого сложного процесса,
определены основные направления, формы, методы и принципы воспитания
военнослужащих. В приказе сказано, что «воспитание военнослужащих - это
целенаправленная
и
планомерная
деятельность
государства
и
общества,
ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного
управления
и
должностных
лиц
Вооруженных
Сил
по
формированию
и
развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями создания
современной
военной
организации
государства,
обеспечению
готовности
военнослужащих
к
выполнению
задач
по
предназначению
в
интересах
обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства» [1, с.
18].
Использование
положений
педагогической
деонтологии
расширяет
воспитательные
возможности
преподавателей
непосредственно
в
процессе
обучения.
Воспитание
в
процессе
обучения
осуществляется
посредством
активных методов обучения.
Можно отметить, что знания преподавателя в области теории обучения,
повышают профессиональный уровень педагога, который призван воспитывать
студентов. Высокая эрудиция преподавателя, владеющего формами и методами
воспитания, повышает его авторитет в глазах слушателей, увеличивает степень
доверия к нему и вместе с этим повышает интерес к предмету. Воспитание в
ходе учебного процесса позволяет незаметно для слушателей вкраплять в их
души элементы этики и чувство ответственности.
Важно отметить, что впервые о важности воспитания в ходе процесса
познания заметил древнеримский философ Луций Анней Сенека, он сказал:
«Трудно привести к добру нравоучением, легко примером» [2, с. 14].
Сравнивая
определение
термина
«Воспитание»
в
«Педагогической
энциклопедии» (1964) и в «Психологическом словаре» (1980), находим, что
воспитание
-
это
целенаправленное
воздействие
на
сознание
и
поведение
человека.
На
языке
психологов
воспитывают
с
целью
формирования
определенных установок, принципов... и т.п. для его развития, подготовки к
общественной жизни. Таким образом, воспитание, обучение и развитие тесно
связаны целенаправленным взаимодействием.
К числу же первых законодательных документов в области воспитания
может быть отнесено «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола
юношества»,
утвержденное
Екатериной
II
в
1764
году.
Автором
данного
документа был И.И. Бецкой, который получил образование за границей и там
познакомился с педагогическими взглядами Я.А.Коменского, Д. Локка, Ж.Ж
Руссо и др. В Генеральном учреждении указано: «Искусство доказало, что один
только украшенный или просвещенный науками» разум не делает еще доброго
и прямого гражданина.
Важными элементами воспитания в процессе обучения являются методы
познания
и
усвоения
нового
материала.
Однако,
довольно
часто
даже
добросовестные преподаватели, хорошо владеющие научным материалом, и не
задумываются
над
этими
вопросами.
Они
полагают,
-
и
это,
как
правило,
принято
в
системе
обучения,
-
что
прекрасное
владение
материалом
уже
характеризует
прекрасного
лектора.
К
этому
нередко
присовокупляется
высокий научный уровень лекций. Но этот уровень не должен отдалять лектора
от
слушателей,
а
наоборот,
сближать
их.
Такой
лектор
заставляет
их
фиксировать научные факты, но не учит их и тем более не учит открывать
научную
истину.
Воспитанник
военной
академии
сторонник
научного
образования,
математик
В;
Герасимов
еще
в
1881
г.
четко
сформулировал
причину недостаточной эффективности учебного процесса в; высшей школе.
Исследование психолого-педагогических аспектов, этого-процесса привело его
к
выводу,
что
«...в
высших
учебных
заведениях
руководителями
обучения
являются не педагоги, а только специалисты по известной науке, и отсутствие у
них специализированных познаний по психологии, педагогике и дидактике
ведет
к
совершенному
невниманию
к
требованию
этих
наук.
Отчасти
вследствие
этого
обстоятельства
и
держатся
в
этих
учебных
заведениях
нерациональные
примеры
обучения»
[2,
с.
241].
Аналогичного
мнения
придерживался Д.И.Менделеев, который посвятил много сил решению проблем
профессиональной подготовки и сделал вывод, что снижение уровня высшего
образования;
происходит
от
пренебрежительного
отношения
к
профессиональной педагогической; подготовке [3].
Напротив, профессор Московского; университета; Р.Ю. Виппер (1858-
1954)
выступал
за
полную
отмену
педагогики:
«В
пределах
предмета,
называемого педагогикой, надо признать, сейчас господствует совершенный;
эклектизм,
и
мозаика
рецептов
и,
формул,
поэтому
обыкновенно
молодые
слушатели имеют в лице педагогики дело[3, с:. 160].
Одним
из
условий
передачи
желаемой
информации
слушателям.
является доброжелательность и уважение к ним. Уважение к студентам, как и
уважение
к
людям
вообще,
должно
быть
не
показным,
например,
с
привлекательной обходительностью. Оно должно быть не только в часы редких
встреч с ними, а ежечасное, постоянное. Ведь уважение к людям - это часть
внутренней культуры человека. Никакие чрезвычайные обстоятельства не могут
оправдать
отступлений
из
правил
высокоорганизованной
последовательной
личности.
Большое
значение
имеет
педагогический
такт
руководства
кафедры,
циклов
по
отношению
к
студентам
и
к
преподавателям.
От
этого
зависит
создание
на
кафедре,
циклах
благоприятной
психологической
обстановки,
способствующей
дружной
работе
педагогического
коллектива
кафедры,
деловому решению задач.
Педагогическая техника представляет собой комплекс педагогических
навыков и умений, с помощью которых преподаватель оказывает наиболее
эффективные непосредственные воздействия на обучающихся. Педагогическая
техника предполагает овладение преподавателем всем разнообразием средств и
приемов
педагогического
воздействия.
На
первом
месте
стоит
речь
преподавателя
-
Verba
Magistri
(слово
учителя).
Живая
речь
преподавателя
является не только основным средством передачи учебной информации (И.Д.
Павлов называл речь высшим регулятором человеческого познания) [4, с. 203],
но и оказывает на слушателя большое психологическое воздействие, действует
на
его
чувства
и
потому
формирует
его
убежденность,
направленность
личности, отношение к предмету. Но для этого преподаватель должен уметь
грамотно, логично, точно, ясно и образно излагать свои ясли, владеть дикцией,
интонацией, мимикой и жестом, его речь должна быть рациональна — являть
собой гармонию ясли и слова — и эмоциональна — выражать его личные
чувства и отношение к излагаемому материалу, убежденность в его истинности,
увлекать слушателей.
Выдающиеся
русские
педагоги
являли
собой
примеры
мастерского
владения
«словом
учителя»,
использующего
все
богатство,
красоту
и
выразительность русского языка. Так, о стиле чтения лекций и силе воздействия
на аудиторию профессора истории Н.И. Костомарова его современник В.П.
Острогорский
писал:
«Нужно
было
видеть
эти
лица,
молодые
и
старые,
мужские
и
женские,
на
которых,
как
в
зеркале,
отражалось
то
или
иное
настроение
лектора,
за
словами
и
выражением
лица
которого
все
жадно
следили;
- видеть эти глаза слушателей, то серьезно вдумчивые, то будто на миг
недоумевающие, то смеющиеся, то печальные, смотря по тому, что слышалось с
кафедры;
- нужно было, повторяю, самому видеть эту громадную аудиторию,
чтобы понять, какое значение может иметь для страны талантливый профессор,
какое, благодаря такому чтению, огромное воспитательное значение на публику
может иметь наука.
Это был не просто прекрасный лектор, у которого чудесно оттенялись
врожденным искусством дикции малейшие оттенки, выражения и отдельные
меткие слова, это на кафедре был настоящий вдохновенный художник, всем
своим
существом
отдавшийся
тому
отдаленному
веку,
который
он
хотел
воспроизвести в воображении слушателей» [5, с. 6].
Обладающий выдающимся даром слова В.О. Ключевский следующим
образом раскрывал значение рациональности; речи: педагога: «Гармония; ясли
и слова -, это очень важный и даже нередко роковой вопрос для нашего брата,
преподавателя. Мы иногда портим свое дело нежеланием подумать, как надо
сказать в данном случае... Иногда бедненькую; и худенькую мысль мы облачаем
в такую пышную форму, что она путается и теряется в ненужных складках
собственной оболочки и до нее трудно добраться, а иногда здоровую, свежую
мысль выразим так, что она вянет и блекнет в нашем выражении, как цветок,
попавший под тяжелую и жесткую подошву» [6, С. 256]:
Воспитывающую
роль
речи
преподавателя
подчеркивали
К.А.
Тимирязев,
А.С.
Макаренко,
В:А-
Сухомлинский.
Последний;
в
частности,
писал: «Слово учителя; — ничем не заменить инструмент воздействия на душу
воспитанника.
Искусство
воспитателя
включает,
прежде
всего,
искусство
говорить, обращаться к человеческому сердцу» [7 с. 33].
Остановимся на еще одном компоненте обсуждаемой модели, а именно:
«Деонтологическая подготовка студентов во время учебных сборов в воинской
части». Словарь СИ. Ожегова и Н.И. Шведовой так трактует понятие сбор:
«кратковременное
пребывание
военнообязанных
в
расположении
военного
ведомства для обучения. На учебном сборе студенты попадают в абсолютно
незнакомую
для
них
ситуацию,
которая
«характеризуется
жесткими
требованиями
Уставов
Вооруженных
Сил.
Чаще
всего
сборы
проводятся
с
проживанием
в
палаточном
лагере,
что
требует
от
объектов
учебно-
воспитательного процесса предельного напряжения, физических и моральных
сил.
Невольно
хочет ся
сравнить
будущих
офицеров
запас а
с
военнослужащими,
проходящими
военную
службу
по
призыву,
или
с
курсантами
высших
военных
учебных
заведений.
Если
сравнивать
с
военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, то имеет место
разрыв в возрасте. Средний возраст призывника - 19 лет, средний возраст
студента военной кафедры, проходящего учебные сборы, 22 года. Курсант же
высшего военного учебного заведения, как правило, в 22 года уже заканчивает
вуз и становится офицером, подготовленным специалистом в своей области.
Поэтому студенты военной кафедры — это особая категория военнослужащих,
поставивших
себе
цель
стать
офицерами.
В
большинстве
случаев
у
них
отсутствует
негативизм
по
отношению
к
военной
службе.
Они
прекрасно
осознают
важность
и
целесообразность
организации
учебных
сборов
и
стараются представить себя уже на месте офицера-воспитателя.
При выявлении причин, вызывающих желание пройти военную службу
на офицерских должностях, были получены следующие ответы:
−46% престижная профессия;
−43% возможность получить жилье;
−58% возможность достойной работы;
−72% стабильное денежное довольствие;
−29% достойное денежное довольствие.
В данном случае большое значение имеют волевые качества будущих
офицеров запаса. «Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся
только движением, - это деятельная сторона разума и морального чувства»,
-говорил И.М. Сеченов [8, с. 97]. Однако не всякое сознательное действие, даже
связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым:
главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики
цели действия, ее соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта
воли характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен».
Осуществляя
волевое
действие,
студент
противостоит
власти
актуальных
потребностей, импульсивных действий. По своей структуре волевое поведение
распадается на принятие решения и его реализацию. При несовпадении цели
волевого
действия
и
актуальных
потребностей
принятие
решения
часто
сопровождается борьбой мотивов (акт выбора).
По отношению к военнослужащим «воля - это способность сознательно
действовать в соответствии с поставленной целью и достигать ее, преодолевая
трудности» [8, с. 87]. На учебном сборе студент должен не только хорошо
понимать
свои
задачи,
ориентироваться
в
обстановке,
но
и
правильно
действовать.
Любая
деятельность
предполагает
развитую
волю,
высокие
волевые качества, которые формируются в процессе воспитания и обучения.
Эти
качества
являются
составной
частью
деонтологической
подготовки
будущего офицера.
Ключевым
условием
формирования
процесса
обучения
на
военной
кафедре является организация учебно-воспитательного процесса в соответствии
с
общевоинскими
уставами,
сознанием
психологической
атмосферы
доброжелательства и уважения, справедливой требовательности профессорско-
преподавательского состава, постоянной заботой о специальной подготовке и
учебе
студентов.
Все
это
формирует
у
них
положительное
отношение
к
военной
профессии,
чувство
гордости
за
нее,
стремление
настойчиво
овладевать ею и добиться высоких результатов в служебной деятельности.
Список литературы:
1.Барабанщиков, А. В. Основы военной психологии и педагогики: учеб.
пособие.
–
2-еизд.
перераб.
/
А.
В.
Барабанщиков
//
Подред.
А.
В.
Барабанщикова, Н. Ф. Феденко – М.: Воениздат, 1981. – 366.
2.Броневицкий,
Г.
Г.
Психо-педагогика
командира
корабельного
подразделения / Г. Г. Броневицкий, С. Н. Ладнов / Подред. Г. А. Броневицкого. –
СПб. ВМИИ, 2006. – 560 с.
3.Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-хт. И-
О / подред. проф. И.А. Бодуэна де Куртенэ. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.
– Т.2. – 1024 с.
4.ДробышевВ. И., ТомилинА. Н. Модель активизации процесса развития
военно-профессиональной
направленности
воина-контрактника
/
В.
И.
Дробышев // Морскойсборник. – Москва. – 2013. – No 12. – С.56
5.ДробышевВ.
И.
Сущность
и
структура
военно-профессиональной
направленности.
/
В.
И.
Дробышев
//
Вестник
государственного
морского
университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова «Эксплуатация, безопасность и
экономика водного транспорта». – Новороссийск. – 2013. – No 1. – С.47
6.Железняк,
Л.
Ф.
Военно-профессиональная
направленность,
ее
изучение и формирование у курсантов военных училищ. М.: ВПА, 1976.
7.Ковалёв, В. И. Психология профессионала / В. И. Ковалев.
– М.:
И.П.П., 1996. – 400 с.
8.Маклаков, А. Г. Педагогика и психология. Военная психология / А. Г.
Маклаков. – СПб.: 2007. – 464 с.