Автор: Лычагина Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "д/с № 15"
Населённый пункт: Еманжелинск
Наименование материала: статья
Тема: Игровые технологии как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Лычагина Елена Сергеевна,
воспитатель МКДОУ «д/с № 15»
г. Еманжелинск, Челябинская область
Игровые технологии как средство познавательного развития детей
старшего дошкольного возраста
Игровые технологии - одна из уникальных форм обучения, которая
позволяет сделать интересной и увлекательной работу детей на творческо-
поисковом уровне. Игра – это искра, зажигающая огонек любознательности и
пытливости.
Игра
органически
присуща
детскому
возрасту
и
способна
творить чудеса при умелом руководстве со стороны взрослых. Познание – это
важный в дошкольном возрасте процесс открытия ребенком окружающего
внешнего мира и себя в этом мире.
Игровые
технологии
-
это
современные
образовательные
(педагогические) технологии, основанные на активизации и интенсификации
деятельности воспитанников.
Под «игровыми
технологиями» в
педагогике
понимается
достаточно
обширная
группа
методов
и
приемов
организации
педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В
отличие
от
игр
вообще «педагогическая
игра»
обладает
существенным
признаком
-
четко
поставленной
целью
и
соответствующим педагогическим результатом.
Познавательное
развитие – многоаспектное
явление,
исследуемое
широким
кругом
научных
дисциплин
–
психологией,
педагогикой,
физиологией, философией и другими.
П о д познавательным
развитием
в
педагогике
п о н и м а ют
«совокупность врожденных и приобретенных при жизни общих умственных
способностей,
от
которых
зависит
успешность
освоения
человеком
различных видов деятельности» [1, с.92].
В
дошкольном
возрасте
познавательное
развитие
–
это
сложный
комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов –
психологических механизмов и психологических способностей, лежащих, в
их
основе,
а
также
активность,
творчество
и
мотивацию,
которые
представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире,
в себе самом и регулируют его деятельность.
Эффективное
познавательное
развитие
–
одна
из
актуальных
проблем
современности
.
В современных условиях развития нашего общества возрастает роль
активности человека, его умения организовывать свою деятельность. В связи
с
этим
особую
актуальность
приобретает
проблема
познавательного
развития, так как наличие его высокого уровня создает определенную основу
для
успеха
в
учебной,
профессиональной,
творческой
и
других
видах
деятельности.
Проблеме
познавательного
развития
детей,
способам
и
методам
активизации
познавательной
активности
были
посвящены
исследования
педагогов – психологов Л.И. Божович, А.А Вербицкого, Л.С. Выготского,
П.И. Гальперина, А.И. Леонтьева, В.А. Цукерман и др. Изучив проблему
развития познавательных способностей детей, можно сделать вывод, что
ребенок
должен
иметь
представление
о
познавательной
активности
в
собственном
развитии,
интересоваться
ценностью
своего
восприятия,
памяти,
воображения,
мышления;
владеть
начальными
формами
исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.
Положительной
стороной
игры
является
то,
что
она
способствует
использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый воспитанниками
материал
проходит
через
своеобразную
практику,
вносит
разнообразие
и
интерес в образовательный процесс. Все это и обусловило актуальность темы
исследования.
Нами
разработана
система
игр
по
познавательному
развитию
дошкольников во всех возрастных группах.
Для воспитанников младших групп (2–4 года) в этом возрасте закладываются
основы эвристического подхода к получению знаний детьми: именно игра
активизирует
любознательность
дошкольников,
подталкивает
их
задавать
вопросы, поощряет стремление находить на них ответы.
В младшем
дошкольном возрасте используются игры:
-Игры Монтессори (рамки и вкладыши)
- «Почини коврик»
- «Блоки Дьенеша»
- «Помоги бабочке найти цветочек»
В средней группе (4–5 лет) воспитатель всё больше направляет поисковый
запрос детей к внешним источникам информации: вместо того, чтобы дать
готовый ответ на вопрос, предлагает ребятам сыграть в увлекательную игру и
найти ответ самим.
– В среднем дошкольном возрасте игры усложняются:
- «Сложи узор» (кубики Никитина)
– « Цветные Палочки Кюизенера»
- «Танграмм»
-В старшем дошкольном возрасте добавляются:
- «Волшебный квадрат» Воскобовича
- «Игровизор»
- «Сложи квадрат»
– «Сложи круг»
- «Геоконт»
– Соты «Кайе»
Большим
спросом
у
детей
пользуется
многофункциональная
игра
«Ширма
Эрудит».
Данная
игра
поможет
закрепить
знания,
полученные
дошкольниками
в
образовательной
области
«Познавательное
развитие»,
развить память внимание, воображение, мышление, воспитать у детей умение
общаться
друг
с
другом.
Даст
возможность усвоить порядковый
и
количественный счёт, научит отвечать на вопросы «сколько?», «который?»,
(«какой
по
счёту)?»; понимать
равенства,
и
неравенства
добавляя к
меньшему числу один предмет или убирая из большего количества один
предмет; закрепить части суток, расширяет пространственные представления.
Игра
предоставляет
детям
возможность
самостоятельно
выполнять
и
придумывать задания, что способствует развитию творческого мышления и
памяти.
Пособие представляет собой ширму, сделанную из пластиковых труб
соединённых
между
собой,
материал
разного
цвета соответствующей
временам года. Одна сторона состоит из 4 цветов (утро, день, вечер, ночь).
Математические
карточки
с
разными
изображениями,
цифры,
знаки,
предметные картинки крепятся на ширму при помощи липкой ленты. Часть
ширмы
имеет
магнитные
стороны
на
которых
нанесены
клеточки,
что
позволяет
закрепить
ориентировку
на
листе,
одна
часть
с
натянутыми
верёвочками и кармашками для закрепления анализа слова.
Современные подходы к воспитанию и обучению всё больше насыщают
игровыми технологиями различные виды деятельности, и именно в ДОУ
закладывается
умение
и
желание
ребёнка
играть.
Для
взрослеющего
индивида в его всё более усложняющейся деятельности элементы игры не
вытесняются,
а
лишь
обрастают
новыми
правилами,
условиями,
компонентами
и
способствуют
формированию
умения
решать
всё
более
сложные
задачи.
Таким
образом,
обучение
в
игре,
закладываемое
с
дошкольной скамьи, в современных подходах актуально на протяжении всей
жизни человека.
Библиографический список
1. Мухина, В.С.Детская психология: учебник для студентов педагогических
институтов/ В.С. Мухина; под ред. Л.А. Венгера. – 2 –е изд., перераб. и доп.-
М.: Просвещение, 2015. – 272 с.