Напоминание

Игровые технологии как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста


Автор: Лычагина Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "д/с № 15"
Населённый пункт: Еманжелинск
Наименование материала: статья
Тема: Игровые технологии как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лычагина Елена Сергеевна,

воспитатель МКДОУ «д/с № 15»

г. Еманжелинск, Челябинская область

Игровые технологии как средство познавательного развития детей

старшего дошкольного возраста

Игровые технологии - одна из уникальных форм обучения, которая

позволяет сделать интересной и увлекательной работу детей на творческо-

поисковом уровне. Игра – это искра, зажигающая огонек любознательности и

пытливости.

Игра

органически

присуща

детскому

возрасту

и

способна

творить чудеса при умелом руководстве со стороны взрослых. Познание – это

важный в дошкольном возрасте процесс открытия ребенком окружающего

внешнего мира и себя в этом мире.

Игровые

технологии

-

это

современные

образовательные

(педагогические) технологии, основанные на активизации и интенсификации

деятельности воспитанников.

Под «игровыми

технологиями» в

педагогике

понимается

достаточно

обширная

группа

методов

и

приемов

организации

педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В

отличие

от

игр

вообще «педагогическая

игра»

обладает

существенным

признаком

-

четко

поставленной

целью

и

соответствующим педагогическим результатом.

Познавательное

развитие – многоаспектное

явление,

исследуемое

широким

кругом

научных

дисциплин

психологией,

педагогикой,

физиологией, философией и другими.

П о д познавательным

развитием

в

педагогике

п о н и м а ют

«совокупность врожденных и приобретенных при жизни общих умственных

способностей,

от

которых

зависит

успешность

освоения

человеком

различных видов деятельности» [1, с.92].

В

дошкольном

возрасте

познавательное

развитие

это

сложный

комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов –

психологических механизмов и психологических способностей, лежащих, в

их

основе,

а

также

активность,

творчество

и

мотивацию,

которые

представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире,

в себе самом и регулируют его деятельность.

Эффективное

познавательное

развитие

одна

из

актуальных

проблем

современности

.

В современных условиях развития нашего общества возрастает роль

активности человека, его умения организовывать свою деятельность. В связи

с

этим

особую

актуальность

приобретает

проблема

познавательного

развития, так как наличие его высокого уровня создает определенную основу

для

успеха

в

учебной,

профессиональной,

творческой

и

других

видах

деятельности.

Проблеме

познавательного

развития

детей,

способам

и

методам

активизации

познавательной

активности

были

посвящены

исследования

педагогов – психологов Л.И. Божович, А.А Вербицкого, Л.С. Выготского,

П.И. Гальперина, А.И. Леонтьева, В.А. Цукерман и др. Изучив проблему

развития познавательных способностей детей, можно сделать вывод, что

ребенок

должен

иметь

представление

о

познавательной

активности

в

собственном

развитии,

интересоваться

ценностью

своего

восприятия,

памяти,

воображения,

мышления;

владеть

начальными

формами

исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.

Положительной

стороной

игры

является

то,

что

она

способствует

использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый воспитанниками

материал

проходит

через

своеобразную

практику,

вносит

разнообразие

и

интерес в образовательный процесс. Все это и обусловило актуальность темы

исследования.

Нами

разработана

система

игр

по

познавательному

развитию

дошкольников во всех возрастных группах.

Для воспитанников младших групп (2–4 года) в этом возрасте закладываются

основы эвристического подхода к получению знаний детьми: именно игра

активизирует

любознательность

дошкольников,

подталкивает

их

задавать

вопросы, поощряет стремление находить на них ответы.

В младшем

дошкольном возрасте используются игры:

-Игры Монтессори (рамки и вкладыши)

- «Почини коврик»

- «Блоки Дьенеша»

- «Помоги бабочке найти цветочек»

В средней группе (4–5 лет) воспитатель всё больше направляет поисковый

запрос детей к внешним источникам информации: вместо того, чтобы дать

готовый ответ на вопрос, предлагает ребятам сыграть в увлекательную игру и

найти ответ самим.

– В среднем дошкольном возрасте игры усложняются:

- «Сложи узор» (кубики Никитина)

– « Цветные Палочки Кюизенера»

- «Танграмм»

-В старшем дошкольном возрасте добавляются:

- «Волшебный квадрат» Воскобовича

- «Игровизор»

- «Сложи квадрат»

– «Сложи круг»

- «Геоконт»

– Соты «Кайе»

Большим

спросом

у

детей

пользуется

многофункциональная

игра

«Ширма

Эрудит».

Данная

игра

поможет

закрепить

знания,

полученные

дошкольниками

в

образовательной

области

«Познавательное

развитие»,

развить память внимание, воображение, мышление, воспитать у детей умение

общаться

друг

с

другом.

Даст

возможность усвоить порядковый

и

количественный счёт, научит отвечать на вопросы «сколько?», «который?»,

(«какой

по

счёту)?»; понимать

равенства,

и

неравенства

добавляя к

меньшему числу один предмет или убирая из большего количества один

предмет; закрепить части суток, расширяет пространственные представления.

Игра

предоставляет

детям

возможность

самостоятельно

выполнять

и

придумывать задания, что способствует развитию творческого мышления и

памяти.

Пособие представляет собой ширму, сделанную из пластиковых труб

соединённых

между

собой,

материал

разного

цвета соответствующей

временам года. Одна сторона состоит из 4 цветов (утро, день, вечер, ночь).

Математические

карточки

с

разными

изображениями,

цифры,

знаки,

предметные картинки крепятся на ширму при помощи липкой ленты. Часть

ширмы

имеет

магнитные

стороны

на

которых

нанесены

клеточки,

что

позволяет

закрепить

ориентировку

на

листе,

одна

часть

с

натянутыми

верёвочками и кармашками для закрепления анализа слова.

Современные подходы к воспитанию и обучению всё больше насыщают

игровыми технологиями различные виды деятельности, и именно в ДОУ

закладывается

умение

и

желание

ребёнка

играть.

Для

взрослеющего

индивида в его всё более усложняющейся деятельности элементы игры не

вытесняются,

а

лишь

обрастают

новыми

правилами,

условиями,

компонентами

и

способствуют

формированию

умения

решать

всё

более

сложные

задачи.

Таким

образом,

обучение

в

игре,

закладываемое

с

дошкольной скамьи, в современных подходах актуально на протяжении всей

жизни человека.

Библиографический список

1. Мухина, В.С.Детская психология: учебник для студентов педагогических

институтов/ В.С. Мухина; под ред. Л.А. Венгера. – 2 –е изд., перераб. и доп.-

М.: Просвещение, 2015. – 272 с.



В раздел образования