Автор: Климова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГДОУ ТО "Тульский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: статья
Тема: "Изобразительная деятельность детей с нарушением слуха, взаимосвязь с игрой".
Раздел: дошкольное образование
Изобразительная деятельность детей с нарушением слуха,
взаимосвязь с игрой.
Осуществляемые в ДОУ занятия изодеятельности содействуют эстетическому
воспитанию подрастающего поколения, являются одним из средств всестороннего
развития личности. Во время занятий изодеятельности в условиях ДОУ для глухих
детей решаются те же задачи, что и в ДОУ общего типа. Поэтому воспитатели широко
используют в своей практике достижения общей дошкольной педагогики.
Программа обучения глухих детей изодеятельности и конструированию
предусматривает повседневную работу воспитателя над соединением
чувствительного опыта со словом.
Накопление образов должно осуществляться в непосредственной связи со
словом. Вот почему так важно, чтобы эта деятельность тесно связывалась со всей
воспитательно-образовательной работой. Изобразительная деятельность и
конструирование-ограничная часть всей воспитательно-образовательной работы с
детьми. Вот почему так важно, чтобы деятельность эта связывалась регулярно со всей
воспитательно-образовательной работы. И чем богаче и интереснее жизнь в детском
саду, чем разнообразнее игры и занятия, чем больше положительных эмоций
испытывают дети, тем более накапливается у них впечатлений, тем богаче содержание
их рисунков.
Огромные возможности для обогащения детского творчества таят в себе
различные игры-сюжетно-ролевые, игры драматизации, дидактические, подвижные.
Для сюжетно-ролевых игр на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией малыши
могут вылепить для кукол угощенье, баранки, конфеты, печенье, яблоки, огурцы,
картофель, помидоры и т.д. в старших группах такого рода задания можно
разнообразить и усложнять. Дети могут рисовать (лепить или вырезать) не только
угощенья, но и посуду для кукол, создавать декоративно оформленные предметы
(занавески, скатерть, салфетки, коврики) для кукольной комнаты. Тем самым не только
повышается интерес к изобразительной деятельности, но и обогащается и
развивается сама игра. более того, углубляется познание окружающей жизни.
Известно, что содержание сюжетно-ролевых игр определяется впечатлениями,
полученными из разных источников. Наиболее типичные-в «поликлинику»,
«строители», «больницу», «почту», «школу», «магазин», «семья». Чем ярче
впечатления, тем богаче содержание игр, тем более творчески они могут быть
отражены в детском рисунке. Заметим: изображение игр доставляет детям более
радости, нежели изображение того же сюжета на основе жизненных впечатлений,
например, посещение поликлиники или, тем более, пребывание в больнице. А вот
предложение нарисовать о том, как играли в больницу, воспринимается с интересом.
Пережитое в игре окрашивает художественную деятельность ребенка
положительными эмоциями. Отсюда вытекает и задачи воспитателя-помочь ребенку
полнее и выразительнее раскрыть наиболее интересные эпизоды.
Игры глухих дошкольников однообразнее и проще, чем у их слышащих
сверстников, преобладают бытовые игры с ограниченным кругом отношений.
В играх глухих дошкольников можно обнаружить тенденцию к однообразному,
стереотипному, механическом повторению игровых действий- одних и тех же слов,
ролей, условий в которых игра протекала раньше.
Глухих дошкольников испытывают трудности при игровом замещении
предметов. Сюжетно-ролевых игры у глухих детей появляется только в случае прямого
обучения их игровой деятельности.
В результате задержки речевого развития отстает своем развитии и
воображение у глухих детей. Вот почему огромная работа проводится обучению игре,
созданию необходимых условий для этого. Дети должны овладеть способами
построения сюжета , играть коллективно.
На занятиях по изодеятельности используются дет учреждении направлены на
выделение детьми определённых свойств и отношений предметов. У детей
формируется восприятие цвета, формы, величины, пространственного расположения
предметов. Развитие восприятия свойств и отношений предметов происходит в
разнообразных дидактических играх, действиях с предметами, практической
деятельности детей.
Дети сами могут изготовить дидактические игры и материалы (чаще всего в
аппликации): домино лото парные картинки. Даже картинки-метки на шкафчиках.
Заметим полезное задание и с точки зрения воспитания самостоятельности, и
трудового воспитания. Игровые приемы обучения на занятиях, создающие радостную
необычную атмосферы, повышающие интерес, способствующие более эффективному
овладению навыками и умениями, можно использовать во всех возрастных группах.
На занятиях по рисованию (лепке или аппликации) во всех возрастных группах
можно предложить детям нарисовать (вылепить и наклеить) любую игрушку. Важно
то, что в процессе работы ребёнок переживает добрые, радостные чувства, что в
свою очередь, вызывает желание лучше изобразить. Занятия, тема которых
изображение игрушек, в течение года можно проводить неоднократно. Но строить их
следует по-разному, и игрушки предлагать самые разнообразные.
В чём ценность таких занятий? Повышается эмоциональная отзывчивость, дети
развиваются нравственно, так как их объединяет общая цель. Ведь они вместе с
педагогом обсуждают композицию, обговаривают замысел, учатся доброжелательно
оценивать вклад каждого в общую работу, помогать друг другу.