Напоминание

Развитие творческой личности через нетрадиционные техники рисования


Автор: Передкова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ЦО №37 им. В.П. Храмченко
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: Опыт работы "Развитие творческой личности через нетрадиционные техники рисования
Тема: Развитие творческой личности через нетрадиционные техники рисования
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр

образования №37 имени В.П. Храмченко»

Выступление на педагогическом совете

«Развитие творческой личности с помощью нетрадиционных техник

рисования»

Воспитатель Передкова Е.А.

г. Тула 2018

В настоящее время как никогда для педагогики актуально проблема воспитания и

формирования творческой личности. На мой взгляд, в этом процессе ведущую роль играет

художественное и эстетическое воспитание. Как сказал А.С. Макаренко в «Педагогической

поэме»: «Хорошее в человеке проектируется, и педагог обязан это делать». Воспитатель,

считаю я, должен большое внимание уделять воспитанию красоты души человеческой,

пониманию предназначения человека, его человеческого пути. От меня зависит: превратится

ребенок в кораблик с собственным парусом и курсом или останется щепкой плывущей по

течению.

Цель моей работы:

помочь вырастить творчески мыслящего ребенка;

помочь ему полнее раскрыть свои возможности и способности;

научить

не

только

оперировать

полученными

знаниями,

но

и

генерировать

собственные идеи, успешно воплощая их в жизнь.

Мой опыт работы строится на развитии творческой личности с помощью

творческого воображения через использование нетрадиционных техник рисования. Исходя из

этого,

я

обозначила

ведущую

педагогическую

идею:

выявление

эффективности

и

возможности

использования

нетрадиционных

техник

рисования

для

развития

художественного

творчества

детей

старшего

дошкольного

возраста

на

занятиях

по

художественному творчеству (рисованию), воспитание творческой личности.

Задачи:

1.

Приобщать

детей

к

прекрасному

через

познавательное,

речевое,

художественно-

эстетическое и эмоциональное восприятие.

2.

Учить детей приемам рисования, использованию в работе нетрадиционных техник.

3.

Формировать у детей умения видеть и замечать красоту окружающего их мира и его

специфики.

4.

Воспитывать

у

детей

потребность

активно

и

творчески

вносить

элементы

прекрасного

в

быт,

природу,

собственный

облик,

в

отношения

с

окружающими

людьми.

Анализируя литературу по истории дошкольной педагогики, я пришла к выводу, что

проблема

творчества

всегда

была

одной

из

актуальных.

Во

все

времена

нужны

были

творческие личности, т.к. именно они определяют прогресс человечества. Наше время так же

требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей. Дошкольный возраст

является

сензитивным,

наиболее

благоприятным

для

развития

не

только

образного

мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой

деятельности.

Именно

воображения

одно

из

психологических

новообразований

в

дошкольном

возрасте.

Поэтому

творчество,

его

развитие

одна

из

главных

задач

дошкольного воспитания.

Общепризнанна возможность творческого развития детей во всех видах деятельности, и

в первую очередь в игре. На мой взгляд, большой потенциал для раскрытия детского

творчества

заключен

в

изобразительной

деятельности

дошкольников

и

в

частности

в

рисовании. Рисуя, ребенок раскрывает свой внутренний мир, свои впечатления, чувства,

переживания, увлечения. В процессе создания художественного образа ребенок начинает

чувствовать потребность в творчестве. Задача взрослого в этот момент – помочь ребенку

наиболее полно проявить себя. Здесь педагогу придут на помощь нетрадиционные техники

рисования,

т.к.

они

дадут

ребенку

возможность

выбора

средств

и

способов

решения

поставленной

задачи.

Используя

в

своей

работе

различные

художественные

материалы,

инструменты и приемы изображения, ребенок получает положительный эмоциональный

настрой, начинает чувствовать свои возможности, видеть свои достижения, радоваться им.

Формируется чувство успеха, которое в свою очередь помогает ребенку наиболее полно

проявить себя в творчестве.

Проблему развития творчества в изобразительной деятельности детей изучали такие

педагоги, как Григорьева Г.Г., Комарова Т.С., Казакова Р.Г., Флерина Е.А. В своих работах они

отмечают сложность процесса творчества, скрытость его механизмов. Поэтому до сих пор

проблема

развития

творчества

остается

наименее

изученной

в

теории

и

недостаточно

представлена в практике воспитания детей.

В

старшем

дошкольном

возрасте

на

занятиях

можно

использовать

различный

художественный материал: простой графитный карандаш, цветные карандаши, восковые

мелки, пастель, угольный карандаш, сангина, гуашь, акварель и др. Такое разнообразие

материала способствует развитию творческой активности детей, помогает повысить интерес

к изобразительной деятельности в целом и к рисованию в частности.

Мои приоритеты воспитательно-образовательной работы

- нравственность - это освоение нравственно-творческого отношения к действительности

являются доминантой в реализуемом мною опыте работы;

- творчество - это рассматривается как универсальный сущностный механизм личностного

развития дошкольника;

- красота (эстетическая) - приоритет красоты предполагает ориентацию на постижение и

воспроизводство воспитанниками эстетических ценностей;

-

открытость

-

это

внутреннее

раскрепощение

субъектов

педагогического

процесса,

главенство общечеловеческих ценностей.

Рисунок – это наглядно–образная форма осмысления впечатлений. Он позволяет воплощать

детские мечты в жизнь.

Творчество

Эстетическая

красота

Открытость

Нравствен-

ность

Передо мной стоял вопрос: как же превратить и так любимое детьми занятие в еще более

увлекательное, полное неожиданности и волшебства? Как помочь ребенку почувствовать

радость творчества, например, когда из случайной капли краски возникает реалистичная

картина?

Проанализировав литературу по данному вопросу, я пришла к выводу, что здесь могут

помочь

необычные, нетрадиционные,

приемы

работы.

Их

необычность

заключается

в

использовании различных средств и методов изображения. Например, рисовать можно не

только карандашом и красками, но и мелом, клеем и песком, свечкой, маслом, овощами и т.д.

Необычность

многих

техник

достигается

с

помощью

использования

различных

инструментов для рисования: не только кисть, но и палец, пипетка, руки, валик, салфетки,

листья, шишки, губка и т.д.

Используя

в

своей

работе

нетрадиционные

техники,

дети

получают

множество

положительных эмоций, делают неожиданные открытия, раскрывают новые возможности

использования знакомых предметов в качестве оригинальных художественных материалов.

Необычность методов и приемов так же состоит в том, что дети, неумеющие рисовать,

быстро

и

охотно

обучаются.

Это

только

начальный

этап,

без

которого

невозможна

дальнейшая работа по эстетическому и художественному развитию детей.

Мной

были

проанализированы

различные

нетрадиционные

техники

рисования

и

отобраны наиболее подходящие для детей данного возраста. В работе с детьми дошкольного

возраста

я

предполагаю

использование

следующих

техник

рисования:

техника

«Монотипия»;

техника «Диатипия»;

техника «Печатка»;

техника «Граттаж»; техника

«Трафарет»;

техника

«Фотокопии»;

техника «Кляксография»;

рисование

по

мятой

бумаге;

техника

изготовления витражей;

техника «Пальцевая

живопись»;

техника

«Тампонирование»»; техника «Печать от руки».

Была создана необходимая обстановка в группе: уголок изобразительного творчества с

различными

изобразительными

средствами:

красками,

карандашами,

мелками;

бумагой

различного цвета, формы; приспособлениями для нетрадиционных техник рисования и т.д.

В ходе работы я постаралась пронести идею творчества через все виды деятельности

детей: игровую, трудовую, образовательную. На различных НОД применялись упражнения

на

развитие

фантазии

детей:

например

на

занятии

по

формированию

элементарных

математических представлений детям предлагалось составить из различных геометрических

фигур предметы и картинки, дорисовать фигуры, получая изображение предмета и т.д. На

НОД по лепке, аппликации, конструированию детям предлагалось больше заданий, где надо

было

самостоятельно

найти

способы

решения

поставленной

задачи,

не

предлагались

шаблоны изображения, дети должны были проявить самостоятельность и творчество. На

НОД по развитию речи и художественной литературе предлагалось придумать окончание

рассказа, сказки, разыграть этюд, изобразить свои чувства, желания и т.д. На музыкальных

занятиях

и

занятиях

по

физической

культуре

использовались

упражнения

и

этюды

на

выражение различных эмоций, состояний.

Проведенная работа должна была помочь детям почувствовать, на что они способны,

какой творческий потенциал скрыт в каждом из них.

В ходе моей работы было важно выяснить творческий рост воспитанников: как дети

ориентируются

в

приемах

рисования,

находчивы

ли

они

при

решении

новых

задач.

В

процессе

диагностики

использовались

следующие

методы:

наблюдение

за

процессом

рисования; анализ рисунка; тестирование; беседа с детьми; сравнение результатов.

ДИАГНОСТИКА

ЗУН ТВОРЧЕСТВА

Сравнение

результатов диагностики

уровня

знаний,

умений

и

навыков

детей

по

нетрадиционным техникам рисования в начале и конце года показало, что высокий уровень

повысился до 75%, средний до 25%.

Диагностика уровня творчества детей показала, что у детей повысился уровень

показателей творчества, к концу года высокий уровень имели 85% детей, средний -15%,

низкий уровень отсутствовал.

Это

говорит

об

эффективности

проведенной

работы.

Рисунки

детей

стали

более

оригинальными, качественными. В ходе работы я планирую продолжать уделять внимание

самостоятельной деятельности детей вне занятий, играм, упражнениям и индивидуальной

работе с воспитанниками.

Накопленный багаж знаний позволяет делиться своим опытом работы с коллегами не

только

выступая на советах педагогов, но и показывая НОД, и проводя мастер-классы

внутри ДОУ.

Мой педагогический опыт также помогает мне в работе с родителями, которые часто

обращаются за советами и помощью в воспитании детей. Систематически консультирую

родителей по интересующим их вопросам. Я постепенно подвожу родителей к мысли о том,

что

именно

в

детстве

закладывается

фундамент,

то

основное

на

чем

будет

строиться

Человеческая взрослая жизнь ребенка. Поэтому не только в саду, но и дома необходимо

заниматься

нравственным

воспитанием.

С

этой

целью

мною

был

разработан

цикл

консультаций:

- «Творчество в жизни ребенка»,

- «Использование нетрадиционных техник рисования на дому»,

- «Путешествие в страну фантазий»,

- «Воспитываем будущих гениев»,

- «Созревание души».

- «Все гениальное просто»

Я обратила внимание на то, что не все родители видят в ребенке личность с

собственными развивающимися взглядами и пониманием. Забывают, что ребенок должен

находиться

в

атмосфере

эмоционального

комфорта.

Именно

поэтому

я

учу

родителей

наблюдательности, умению смотреть на детей, правильно их слушать и видеть то, на что они

способны. Активное внимание наиболее эффективно, если оно вызвано интересом к детям и

подкреплено знаниями о развитии ребенка. В этом мне помогают следующие формы работы:

В перспективе я планирую вести свою работу так, чтобы способствовать развитию

нравственных чувств, высших душевных качеств, нравственно-ценностного понимания,

поддержке интереса родителей к внутреннему миру своего ребенка.

Анкетирование

Справочное

бюро

«Знакомьтесь

родители»

Уголок

родителей

Выставки

Совместные

праздники

Беседы,

консультации

Родительские

собрания

Воспитатель



В раздел образования