Автор: Передкова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ЦО №37 им. В.П. Храмченко
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: Опыт работы "Развитие творческой личности через нетрадиционные техники рисования
Тема: Развитие творческой личности через нетрадиционные техники рисования
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр
образования №37 имени В.П. Храмченко»
Выступление на педагогическом совете
«Развитие творческой личности с помощью нетрадиционных техник
рисования»
Воспитатель Передкова Е.А.
г. Тула 2018
В настоящее время как никогда для педагогики актуально проблема воспитания и
формирования творческой личности. На мой взгляд, в этом процессе ведущую роль играет
художественное и эстетическое воспитание. Как сказал А.С. Макаренко в «Педагогической
поэме»: «Хорошее в человеке проектируется, и педагог обязан это делать». Воспитатель,
считаю я, должен большое внимание уделять воспитанию красоты души человеческой,
пониманию предназначения человека, его человеческого пути. От меня зависит: превратится
ребенок в кораблик с собственным парусом и курсом или останется щепкой плывущей по
течению.
Цель моей работы:
помочь вырастить творчески мыслящего ребенка;
помочь ему полнее раскрыть свои возможности и способности;
научить
не
только
оперировать
полученными
знаниями,
но
и
генерировать
собственные идеи, успешно воплощая их в жизнь.
Мой опыт работы строится на развитии творческой личности с помощью
творческого воображения через использование нетрадиционных техник рисования. Исходя из
этого,
я
обозначила
ведущую
педагогическую
идею:
выявление
эффективности
и
возможности
использования
нетрадиционных
техник
рисования
для
развития
художественного
творчества
детей
старшего
дошкольного
возраста
на
занятиях
по
художественному творчеству (рисованию), воспитание творческой личности.
Задачи:
1.
Приобщать
детей
к
прекрасному
через
познавательное,
речевое,
художественно-
эстетическое и эмоциональное восприятие.
2.
Учить детей приемам рисования, использованию в работе нетрадиционных техник.
3.
Формировать у детей умения видеть и замечать красоту окружающего их мира и его
специфики.
4.
Воспитывать
у
детей
потребность
активно
и
творчески
вносить
элементы
прекрасного
в
быт,
природу,
собственный
облик,
в
отношения
с
окружающими
людьми.
Анализируя литературу по истории дошкольной педагогики, я пришла к выводу, что
проблема
творчества
всегда
была
одной
из
актуальных.
Во
все
времена
нужны
были
творческие личности, т.к. именно они определяют прогресс человечества. Наше время так же
требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей. Дошкольный возраст
является
сензитивным,
наиболее
благоприятным
для
развития
не
только
образного
мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой
деятельности.
Именно
воображения
–
одно
из
психологических
новообразований
в
дошкольном
возрасте.
Поэтому
творчество,
его
развитие
–
одна
из
главных
задач
дошкольного воспитания.
Общепризнанна возможность творческого развития детей во всех видах деятельности, и
в первую очередь в игре. На мой взгляд, большой потенциал для раскрытия детского
творчества
заключен
в
изобразительной
деятельности
дошкольников
и
в
частности
в
рисовании. Рисуя, ребенок раскрывает свой внутренний мир, свои впечатления, чувства,
переживания, увлечения. В процессе создания художественного образа ребенок начинает
чувствовать потребность в творчестве. Задача взрослого в этот момент – помочь ребенку
наиболее полно проявить себя. Здесь педагогу придут на помощь нетрадиционные техники
рисования,
т.к.
они
дадут
ребенку
возможность
выбора
средств
и
способов
решения
поставленной
задачи.
Используя
в
своей
работе
различные
художественные
материалы,
инструменты и приемы изображения, ребенок получает положительный эмоциональный
настрой, начинает чувствовать свои возможности, видеть свои достижения, радоваться им.
Формируется чувство успеха, которое в свою очередь помогает ребенку наиболее полно
проявить себя в творчестве.
Проблему развития творчества в изобразительной деятельности детей изучали такие
педагоги, как Григорьева Г.Г., Комарова Т.С., Казакова Р.Г., Флерина Е.А. В своих работах они
отмечают сложность процесса творчества, скрытость его механизмов. Поэтому до сих пор
проблема
развития
творчества
остается
наименее
изученной
в
теории
и
недостаточно
представлена в практике воспитания детей.
В
старшем
дошкольном
возрасте
на
занятиях
можно
использовать
различный
художественный материал: простой графитный карандаш, цветные карандаши, восковые
мелки, пастель, угольный карандаш, сангина, гуашь, акварель и др. Такое разнообразие
материала способствует развитию творческой активности детей, помогает повысить интерес
к изобразительной деятельности в целом и к рисованию в частности.
Мои приоритеты воспитательно-образовательной работы
- нравственность - это освоение нравственно-творческого отношения к действительности
являются доминантой в реализуемом мною опыте работы;
- творчество - это рассматривается как универсальный сущностный механизм личностного
развития дошкольника;
- красота (эстетическая) - приоритет красоты предполагает ориентацию на постижение и
воспроизводство воспитанниками эстетических ценностей;
-
открытость
-
это
внутреннее
раскрепощение
субъектов
педагогического
процесса,
главенство общечеловеческих ценностей.
Рисунок – это наглядно–образная форма осмысления впечатлений. Он позволяет воплощать
детские мечты в жизнь.
Творчество
Эстетическая
красота
Открытость
Нравствен-
ность
Передо мной стоял вопрос: как же превратить и так любимое детьми занятие в еще более
увлекательное, полное неожиданности и волшебства? Как помочь ребенку почувствовать
радость творчества, например, когда из случайной капли краски возникает реалистичная
картина?
Проанализировав литературу по данному вопросу, я пришла к выводу, что здесь могут
помочь
необычные, нетрадиционные,
приемы
работы.
Их
необычность
заключается
в
использовании различных средств и методов изображения. Например, рисовать можно не
только карандашом и красками, но и мелом, клеем и песком, свечкой, маслом, овощами и т.д.
Необычность
многих
техник
достигается
с
помощью
использования
различных
инструментов для рисования: не только кисть, но и палец, пипетка, руки, валик, салфетки,
листья, шишки, губка и т.д.
Используя
в
своей
работе
нетрадиционные
техники,
дети
получают
множество
положительных эмоций, делают неожиданные открытия, раскрывают новые возможности
использования знакомых предметов в качестве оригинальных художественных материалов.
Необычность методов и приемов так же состоит в том, что дети, неумеющие рисовать,
быстро
и
охотно
обучаются.
Это
только
начальный
этап,
без
которого
невозможна
дальнейшая работа по эстетическому и художественному развитию детей.
Мной
были
проанализированы
различные
нетрадиционные
техники
рисования
и
отобраны наиболее подходящие для детей данного возраста. В работе с детьми дошкольного
возраста
я
предполагаю
использование
следующих
техник
рисования:
техника
«Монотипия»;
техника «Диатипия»;
техника «Печатка»;
техника «Граттаж»; техника
«Трафарет»;
техника
«Фотокопии»;
техника «Кляксография»;
рисование
по
мятой
бумаге;
техника
изготовления витражей;
техника «Пальцевая
живопись»;
техника
«Тампонирование»»; техника «Печать от руки».
Была создана необходимая обстановка в группе: уголок изобразительного творчества с
различными
изобразительными
средствами:
красками,
карандашами,
мелками;
бумагой
различного цвета, формы; приспособлениями для нетрадиционных техник рисования и т.д.
В ходе работы я постаралась пронести идею творчества через все виды деятельности
детей: игровую, трудовую, образовательную. На различных НОД применялись упражнения
на
развитие
фантазии
детей:
например
на
занятии
по
формированию
элементарных
математических представлений детям предлагалось составить из различных геометрических
фигур предметы и картинки, дорисовать фигуры, получая изображение предмета и т.д. На
НОД по лепке, аппликации, конструированию детям предлагалось больше заданий, где надо
было
самостоятельно
найти
способы
решения
поставленной
задачи,
не
предлагались
шаблоны изображения, дети должны были проявить самостоятельность и творчество. На
НОД по развитию речи и художественной литературе предлагалось придумать окончание
рассказа, сказки, разыграть этюд, изобразить свои чувства, желания и т.д. На музыкальных
занятиях
и
занятиях
по
физической
культуре
использовались
упражнения
и
этюды
на
выражение различных эмоций, состояний.
Проведенная работа должна была помочь детям почувствовать, на что они способны,
какой творческий потенциал скрыт в каждом из них.
В ходе моей работы было важно выяснить творческий рост воспитанников: как дети
ориентируются
в
приемах
рисования,
находчивы
ли
они
при
решении
новых
задач.
В
процессе
диагностики
использовались
следующие
методы:
наблюдение
за
процессом
рисования; анализ рисунка; тестирование; беседа с детьми; сравнение результатов.
ДИАГНОСТИКА
ЗУН ТВОРЧЕСТВА
Сравнение
результатов диагностики
уровня
знаний,
умений
и
навыков
детей
по
нетрадиционным техникам рисования в начале и конце года показало, что высокий уровень
повысился до 75%, средний до 25%.
Диагностика уровня творчества детей показала, что у детей повысился уровень
показателей творчества, к концу года высокий уровень имели 85% детей, средний -15%,
низкий уровень отсутствовал.
Это
говорит
об
эффективности
проведенной
работы.
Рисунки
детей
стали
более
оригинальными, качественными. В ходе работы я планирую продолжать уделять внимание
самостоятельной деятельности детей вне занятий, играм, упражнениям и индивидуальной
работе с воспитанниками.
Накопленный багаж знаний позволяет делиться своим опытом работы с коллегами не
только
выступая на советах педагогов, но и показывая НОД, и проводя мастер-классы
внутри ДОУ.
Мой педагогический опыт также помогает мне в работе с родителями, которые часто
обращаются за советами и помощью в воспитании детей. Систематически консультирую
родителей по интересующим их вопросам. Я постепенно подвожу родителей к мысли о том,
что
именно
в
детстве
закладывается
фундамент,
то
основное
на
чем
будет
строиться
Человеческая взрослая жизнь ребенка. Поэтому не только в саду, но и дома необходимо
заниматься
нравственным
воспитанием.
С
этой
целью
мною
был
разработан
цикл
консультаций:
- «Творчество в жизни ребенка»,
- «Использование нетрадиционных техник рисования на дому»,
- «Путешествие в страну фантазий»,
- «Воспитываем будущих гениев»,
- «Созревание души».
- «Все гениальное просто»
Я обратила внимание на то, что не все родители видят в ребенке личность с
собственными развивающимися взглядами и пониманием. Забывают, что ребенок должен
находиться
в
атмосфере
эмоционального
комфорта.
Именно
поэтому
я
учу
родителей
наблюдательности, умению смотреть на детей, правильно их слушать и видеть то, на что они
способны. Активное внимание наиболее эффективно, если оно вызвано интересом к детям и
подкреплено знаниями о развитии ребенка. В этом мне помогают следующие формы работы:
В перспективе я планирую вести свою работу так, чтобы способствовать развитию
нравственных чувств, высших душевных качеств, нравственно-ценностного понимания,
поддержке интереса родителей к внутреннему миру своего ребенка.
Анкетирование
Справочное
бюро
«Знакомьтесь
родители»
Уголок
родителей
Выставки
Совместные
праздники
Беседы,
консультации
Родительские
собрания
Воспитатель